Илон Маск, Романовы, страх старости и проблемы 30-летних – на какие проекты документалисты просят средства в Минкультуры РФ

Илон Маск, Романовы, страх старости и проблемы 30-летних – на какие проекты документалисты просят средства в Минкультуры РФ

Как проходило итоговое заседание в Министерстве культуры РФ по отбору неигровых спецпроектов. Обзор и полная видеозапись

Россия. 9 августа, 2018 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

23 июля в Министерстве культуры РФ состоялся питчинг неигровых спецпроектов, которые претендуют на получение субсидии.

Питчинг прошёл в рамках заседания экспертного совета по неигровому кино. Он стал третьим заключительным этапом отбора заявок кинодокументалистов в категории “Спецпроект”. В мероприятии приняли участие кинодокументалисты, которые представляли и защищали свои проекты, и собственно члены экспертного совета по неигровому кино, которые задавали вопросы и в финале питчинга голосовали за те проекты, которые на их взгляд достойны господдержки. В результате из 26 представленных проектов экспертный совет рекомендовал для выдачи субсидии 18.

Протокол итогового заседания с результатами тайного голосования опубликован на сайте Минкультуры 3 августа. Голосование экспертов носит не решающий, а исключительно рекомендательный характер. Окончательное решение о том, кто же получит субсидию – остаётся за ведомством. Победители конкурса неигрового кино в категории «Спецпроекты» будут указаны в приказе министерства. А пока рассказываем, какие спецпроекты были представлены на питчинге, как на них реагировал экспертный совет и какие вопросы задавались документалистам.

Чем это заседание важно для киносреды

Заседания экспертного совета по неигровому кино проходят в Минкультуры ежегодно. В этом году посетить зал, где проходило заседание, увидеть своими глазами процесс защиты проектов, оценить уровень профессионализма и подготовки претендентов на субсидию, услышать реакцию экспертов, могли все желающие.

За последние годы о непрозрачности системы распределения субсидий в Министерстве культуры РФ участники кинопроцесса не раз заявляли и открыто, и в кулуарах. Кинодокументалист Евгений Барханов неоднократно публично заявлял о коррупционных связях участников конкурса. Об этом он писал в своём блоге на сайте “Эхо Москвы, указывая в том числе – на родственную связь генерального директора студии “Лендок” Алексея Тельнова с Вячеславом Тельновым, который с 2011 по 2018 год занимал пост директора департамента кинематографии в Минкульте. Эту же проблему документалист поднял и во время круглого стола в Общественной палате РФ весной этого года. На мероприятии присутствовала Ольга Любимова, сменившая в январе этого года Вячеслава Тельнова на руководящем посту. На заявления о закрытости департамента при Тельнове Ольга Любимова ответила, что у неё другая фамилия и сообщила, что она открыта к общению – к ней можно записаться на встречу, просто позвонив в приёмную. Также она заявила о том, что к проектам, которые участвуют в конкурсе, есть вопросы и отметила, что лично будет читать заявки всех фильмов, которые претендуют на государственное финансирование. 23 июля руководитель департамента лично вела питчинг спецпроектов, наряду с экспертами Ольга Любимова задавала вопросы режиссёрам и интересовалась прокатной судьбой будущей картины.

Что ещё полезно знать об участии в конкурсе

🎬 Подавая заявки для участия в конкурсе на получение субсидии от Минкультуры, участники должны внести обеспечительный взнос – 350 тыс. рублей. Эти деньги возвращаются после завершения конкурса.

🎬 Сумма, которую авторы проекта рассчитывают получить от государства, не может превышать 70% от сметы всего кинопроекта. То есть 30% необходимых на проект средств команда должна найти самостоятельно.

🎬 В Минкультуры есть субсидии на пять видов неигровых фильмов – документальные короткометражки, научно-популярное кино, дебюты, документальные картины полного метра (хронометраж от 52 мин.) и неигровой спецпроект. Каждая из этих категорий отличается в том числе суммой, выделяемой из госбюджета. Если на съёмку документального фильма авторы могут запрашивать в министерстве не больше 3 млн рублей, то в категории “спецпроект” картины могут претендовать на сумму в несколько раз больше – до 8 млн рублей. Это максимальная сумма, которую кинодокументалисты могут запросить в ведомстве.

Поэтому одна из задач членов экспертного совета состояла в том, чтобы понять, насколько правомерно авторы отнесли свой проект к категории “спецпроекты” и не завышена ли сумма, которую они хотят получить через из государственного бюджета.


В Большом зале коллегии в здании министерства собрались члены Экспертного совета по неигровому кино и авторы спецпроектов, которым предстояла публичная защита своих идей.

Питчинг открыла директор департамента кинематографии Минкультуры Ольга Любимова, которая и вела заседание. Она поприветствовала собравшихся и отметила, что в этом году на конкурс в категории “Спецпроекты” подано очень много заявок – 61, из них для питчинга отобраны только 26.

“Это очень хорошо с одной стороны, с другой – у экспертов есть ряд проблем, опасений и чаяний. Надеюсь, более подробно об этом расскажут мои коллеги”, – сказала Любимова.

По регламенту на один проект отводилось 10 минут: 7 минут – собственно публичная защита идеи, 3 минуты – ответы на вопросы экспертов.

ВИДЕОЗАПИСЬ ЗАСЕДАНИЯ


ПРОЕКТ “КОЛОКОЛА РОССИИ”
Реж.: Илья Леутин (ООО “Человек с киноаппаратом”)

Первым на сцену поднялись Дмитрий Стройман и режиссёр Илья Леутин, чтобы представить проект “Колокола России”. Защита началась с показа тизера. Свет в зале потух и на экране появился знакомый телезрителям ведущий программ федерального телеканала «Россия-1» «Андрей Малахов. Прямой эфир» и «Привет, Андрей!» Андрей Малахов.

По словам Ильи Леутина идея снятьфильм о колоколах возникла из-за недостатка информации. “Информации не так много, точнее есть несколько фильмов на телеканалах, от которых веяло музейно-краеведческим запахом, но нет никакого научпопа. А я хотел бы сам посмотреть фильм о современной жизни, о том, как живут люди, которые занимаются колоколами и который рассказывал бы об истории наших колоколов. Но этого нет, несмотря на то, что колокол – символ нашей идентичности”, – начал режиссёр.

Илья Леутов рассказал, что уже есть договорённости о съёмках с семью героями и с ведущим Андреем Малаховым. “Мы хотим выйти за рамки обычного кино о колоколах, мы ориентируемся на современный формат, хотим выйти в интернет и рассказать о колоколах, иллюстрируя рассказ анимацией, графикой”, – рассказал автор проекта, отметив, что таким образом хочет сделать информацию доступной для широкой аудитории.

Первой вопрос задала Ольга Любимова – о том, каким видится прокат такой картины.

“Переговоры о прокате ведёт Андрей Николаевич (телеведущий Андрей Малахов – Прим. ред. IA_RFI). Руководство ВГТРК готово его показать”, – ответили представители проекта.

Отвечая на вопрос Ивана Твердовского, Леутин отметил, что рассчитывает на молодую аудиторию. На встречный вопрос “не боитесь ли отбить её Малаховым?”, режиссёр ответил, что таких опасений нет, и у телеведущего сейчас хорошие рейтинги.

“А если отбросить медийную фигуру Малахова, в чём будет актуальность и интерес для массового зрителя?”, – задал вопрос президент Гильдии неигрового кино и телевидения Виктор Скубей. Однако по мнению Ильи Леутина, даже без медиаперсоны в кадре фильм о колоколах будет востребован.

Один из членов совета выразил сомнения в состоятельности будущего фильма. “В тизере очень архаичный монтаж, ни одного хорошего кадра, извините, Малахов говорит очень плохо, снят очень плохо. Что нам даёт нам надежду на фильм?”, – спросил он.

Плохое качество видео режиссёр объяснил тем, что трейлер создан специально для питчинга в режиме с цейтнота, когда у ведущего было мало времени и не было возможности провести съёмки полномасштабно.

Результат: рекомендован к финансированию

Постер_для_публикации_IA_RFI_2018

ПРОЕКТ “ТАШАКОР”
Реж.: Евгений Барханов (ООО “МинАкультуры”)

Следующим был представлен военно-исторический проект “Ташакор”. Режиссёр Евгений Барханов поднялся на сцену вместе с героями будущего фильма, участниками войны в Афганистане.

“Сотруднику российских спецслужб в Афганистане попала записка, в которой пленённый советский лётчик, сбитый в 1987 году, передаёт, что он жив и просит о помощи в возвращении на Родину”, – таково краткое описание задуманной картины. Фильм рассказывает о том, как будет проводиться спецоперация по освобождению пленённого соотечественника. Основанная Министерством обороны телерадиокомпания “Звезда” уже выразила готовность купить права для показа. Общий бюджет проекта – 12,3 млн рублей. В Министерстве культуры авторы запросили максимально возможную для спецпроектов сумму – 8 млн рублей.

На вопрос кинодокументалиста Ефима Резникова, есть ли какие-то гарантии безопасности пребывания съёмочной группы в Афганистане, договорённости с МИДом, Евгений Барханов сказал, что безопасность тех, кто идёт в экспедицию гарантирована.

Документалист Евгений Григорьев отметил, что сама по себе история мощная, но выразил сомнения в том, что с такими съёмками, как в тизере, фильм покажут в кинотеатрах. Барханов отметил, что в экспедицию будет привлечен профессиональный кинооператор Сергей Нестеров и заверил, что съёмки будут качественными.

Результат: рекомендован к финансированию

knopka

ПРОЕКТ «СЕМЬЯ»
Реж.: Наталья Гугуева (ООО “Студия “Встреча”)

Кинодокументалист Наталья Гугуева рассказала о замысле фильма «Семья».

“У меня очень личная история, история моих близких друзей, с которыми мы в юности собирались на маленькой кухне и под дешевый портвейн спорили о смысле жизни, об отношениях мужчины и женщины, творческой реализации, семье, изменах. Прошло время – все наши тогдашние мечты реализовались”, – начала рассказ о своём проекте режиссёр.  

Но в своём проекте Наталья Гугуева хочет рассказать о другом – о детях этих состоявшихся людей. “С течением времени мы поняли, что они не умеют строить отношения, они живут в постоянных страхах, стрессах, напряжении, они всё время ищут экстрим”.

В тизере проекта Наталья показала одного из героев своего будущего фильма – 34-летний Стас пришел к ней на кастинг 10 лет назад. Наталья узнала в нем сына своих друзей, которого видела в последний раз, когда ему было 5 лет. Стас пытался разобраться в своем детстве и отношениях с родителями, пытался построить семью, однако, как и его родители, развелся с женой. Он ушел в монастырь, где и служит до сих пор.

По словам Натальи Гугуевой, в результате должна получиться “история отношений отцов и детей на фоне распада СССР, лихих 90-х, тревожных нулевых и сегодняшних годов”.

Тема и идея оказались близки многим экспертам. “Уже интересно смотреть этот проект, – сказал Сергей Зайцев. – А для себя ты каких открытий ждешь?”. Кинодокументалист и отметила, что это личное открытие отношений и призналась, что, скорей всего, будет вынуждена ввести и себя в кадр. “Просто будет нечестно открывать этих ребят, не войдя в кадр, у меня есть отношения с дочерью, проблемы в которых я начала замечать меньше года назад”.

На реализацию кинопроекта Наталья Гугуева заложила 2,5 года, а сумма, запрашиваемая на проект, составила 7,8 млн рублей. “С чем связана такая высокая стоимость?”, – поинтересовался Александр Замыслов.

“Во-первых, для прилипания к герою, чтобы поймать все травматические ситуации, нужно большое время, – пояснила Гугуева. – Эти герои сейчас разбросаны по всему миру, мы планируем поездку на Афон”. Также, по словам режиссёра, расходы потребуются на командировочные для съёмочной группы из семи человек и долгий монтаж.

Результат: рекомендован к финансированию

Постер_для_публикации_IA_RFI_2018

ПРОЕКТ “СИБИРЬ. КОЧЕВНИКИ ВО ВРЕМЕНИ”
Реж.: Дарья Хренова (ООО “Док-фильм”)

Затем на сцену поднялись кинодокументалист Дарья Хренова, Юлия Мусатова и продюсер Наталья Бернякова, чтобы рассказать о кинопроекте “Сибирь. Кочевники во времени”.

После показа тизера микрофон взяла кинодокументалист Дарья Хренова и попросила включить презентацию. На экране появился слайд с изображением казаков и надпись «Готовы работать до смерти».

“Лидер казачьей партии России заявил, что казаки ратуют за отмену пенсий совсем, а некоторые и вовсе заявили, что готовы работать до смерти. Это свежая новость. Что происходит и откуда этот абсурд с казачьим военным орденом, который расширил некогда нашу Россию втрое? Одна за другой летят новости о казаках, как о не самых адекватных персонажах”, – начала своё выступление режиссёр.

Она рассказала, что фильм запланирован как некий научпоп. “Путешествие вместе с казачьим орденом, начиная с самых азов, как получалось осваивать территорию Сибири, какая связь между сегодняшними казаками и как трансформировался этот военный орден”, – рассказала она.

Вопросов у экспертов было немало.

Многие эксперты сообщили, что ни тизер, ни устная защита проекта не дали им представление о непосредственном содержании фильма. “Можно коротко объяснить про что кино?”, – спросил Александр Замыслов. “Освоение Сибири по горизонтали и по вертикали, – пояснила Дарья Хренова. – Про освоение Сибири казаками и нахождение находок в почве”.

Нарекания экспертов вызвала и трактовка авторами казачества. Одна из членов совета отметила, что впервые слышит по отношению к ним слово “орден”.

“Это вольное определение, – сказала эксперт. – Есть реестровые казаки, которые входят в состав вооруженных сил России. А есть добровольные объединения. Надо очень аккуратно – казаки люди обидчивые, у них есть нагайки”.

Результат: не рекомендован к финансированию

Постер_для_публикации_IA_RFI_2018

ПРОЕКТ «ТЕАТР ВАЛЕНТИНЫ ТОКАРСКОЙ. ИСТОРИЯ ОДНОЙ УДИВИТЕЛЬНОЙ СУДЬБЫ»
Реж.: Иван Твердовский, сценарист: Борис Добродеев  (ООО “Точка зрения”)

Режиссёр Иван Твердовский представил свой проект «Театр Валентины Токарской. История одной удивительной судьбы» с трейлера. Вместе с ним на сцену вышел Борис Добродеев.

Работа над проектом идёт уже три месяца. В центре фильма – непростая судьба известной актрисы 1930-х годов Валентины Токарской. Популярность и востребованность суперзвезды Московского мюзикл-холла и самой высокооплачиваемой актрисы СССР нарушила Вторая мировая война. Токарская попала в плен, была отправлена в лагеря, после она вернулась в Россию, но как и многие бывшие пленные была арестована и отправлена в ГУЛАГ. После смерти Сталина актриса вернулась в Москву, однако былой славы у нее уже не было. Умерла легенда российского театра и кино на не отапливаемой даче.

Как рассказал Иван Твердовский фильм частично финансирует телеканал “Россия”. Однако, средства нужны для работы в архивах. У министерства авторы проекта запросили 3,7 млн рублей. “Некоторые кадры вы увидели в трейлере, вы не видели никогда, – пояснил документалист – В моей последней работе к 90-летию Михаила Ульянова почти весь бюджет, выделенный Министерством культуры ушел на работу в архивах”.

Результат: рекомендован к финансированию

Постер_для_публикации_IA_RFI_2018

ПРОЕКТ «ТЕАТР ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ…»
Реж.: Евгений Голынкин, сценарист: Борис Рабинович (Караджев) (ООО “Киностудия КЛИО”)

Проект представил кинодокументалист Евгений Голынкин. Фильм, который он делает вместе с Борисом Рабиновичем,  – о русскоязычных театрах на территории бывшего СССР. По словам Голынкина, это единственная институция, которая поддерживает русскую культуру за пределами России, сейчас ищет способы выживания. “Театр Леси Украинки, например, ставит двуязычные спектакли – на украинском и на русском”, – рассказал Голынкин.

Впрочем, фильм не столько о театрах, сколько о необходимости объединения и прекращения разобщённости.

“Я опасаюсь вопроса – о чём кино, – признался режиссёр, – потому что вначале ответить на него всегда сложно. Но я знаю “зачем?”. Чтобы сказать – объединение для нас необходимо, включая нас – документалистов”.

Ольга Любимова отметила, что тема русских театров очень интересна и задала вопрос о продвижении и прокате кинокартины. “Надеюсь, что этим заинтересуется телеканал “Культуры” и что картина будет показана во всех республиках, где мы будем снимать”.

Результат: рекомендован к финансированию

Постер_для_публикации_IA_RFI_2018

ПРОЕКТ «ПУРПУРНАЯ ГРАНИЦА»
Реж.: Валерия Ловкова (ООО «Телемеждународник»)

Следом на сцену вышла Валерия Ловкова, режиссёр исторического документального фильма «Пурпурная граница». Её фильм приурочен к 400-летию дипломатических отношений между Россией и Китаем. Фильм расскажет о путешествии с дипломатической миссией казака Петлина в Китай в 1618 году, результатом которого стало установление дружеских отношений между двумя государствами.

У членов экспертного совета идея вызвала целый ряд вопросов. Кинодокументалист Сергей Дебижев поинтересовался, откуда взяты качественные масштабные панорамные съёмки, которые были продемонстрированы в трейлере.  И получил простой ответ режиссёра “Youtube нам в помощь”.

“Я совсем не понял, про что кино, – заявил документалист Евгений Григорьев. Трейлер – это не фильм, а о фильме. В чём драматургический движок, я не понял этого из заявки и не понял этого, придя на питчинг”. А Иван Твердовский, как режиссёр снимавший неигровое кино про Китай, отметил, что это единственная страна,  которая ни с кем никогда не дружила, и напомнил, что в Китае официально запрещена православная церковь.

Результат: рекомендован к финансированию

Постер_для_публикации_IA_RFI_2018

ПРОЕКТ«НАЗАД К ЗВЁЗДАМ»
Реж.: Ефим Резников, сценарист: Дмитрий Баюк (ООО «Киностудия «Гранат»)

Режиссёр Ефим Резников представил картину “Назад к звёздам” затрагивает актуальную тему – искусственный интеллект и перспективы его развития. Сценаристом проекта выступил Дмитрий Баюк, переводчик книги учёного-космолога Макса Тегмарка «Человек в эпоху искусственного интеллекта». 

«Дело не в том, какие успехи делает человек, создания искусственный интеллект, а проблема в той опасности, которая нас ожидает, – отметил Резников. – Сейчас уже проходят разработки и конкретные действия по внедрению чипов в человека».

В будущей картине не будет ведущих, будет только прямая речь героев. В качестве героев Ефим Резников планирует привлечь учёных, в том числе – Макса Тегмарка, Илона Маска (Илон Маск – инженер, предприниматель, глава компаний SpaceX и Tesla. Его имя стало широко известно в России в феврале, когда SpaceX успешно произвела запуск ракеты-носителя Flacon Heavy – Прим. ред. IA_RFI). У министерства режиссёр запросил 8 млн рублей.

“Зачем Министерству культуры РФ финансировать столь спонсорскоёмкий” проект?” – первым задал вопрос Александр Замыслов.

“Проблема цифровой экономики и развития искусственного интеллекта стоит перед государством. Многие наши учёные уехали. Эта проблема серьёзна для нашей жизни вообще. То, что собираюсь сделать я – поможет оценить нам, что происходит в мире”, – ответил Резников. По словам режиссёра, высокая смета объясняется командировками в Америку, Италию, Японию и Китай, компьютерной графикой, материалами, которые необходимо будет получать за деньги. А длительный период создания картины (два года), автор объяснил стремлением показать перспективу – к чему движется наука. «Есть договорённости, но сложно получать не вчерашние разработки, а завтрашние – к чему это идёт, какие идеи и какие результаты», – сказал документалист.

Переходя к следующему выступающему, Ольга Любимова с сожалением отметила, что пока что ни один из выступающих не сказал о том, что часть средств планирует потратить на продвижение документальной картины.

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ«КРЫМ НЕБЕСНЫЙ»
Реж.: Сергей Дебижев
 (ООО «Кинокомпания Два Капитана»)

Следующим к защите был приглашён Сергей Дебижев. Презентация фильма «Крым небесный» началась с просмотра трейлера. Предварительно Сергей Дебижев обратил внимание, что в основе тизера не видео из Youtube, а самостоятельные съёмки, которые авторы специально сделали, выехав в Крым. На экране – аэровидеосъёмка достопримечательностей и пейзажей Крыма.

“Про Крым уже четверть века как все забыли, – отметил Дебижев. – Мы хотим вернуть его в культурном смысле, в фильме не будет политической составляющей”.

Режиссёр отметил, что хочет сделать фильм на международном уровне качества, с привлечением новых технических средств, в том числе – новых квадрокоптеров. “Мы собираемся снимать не на 4К, а на 6К. Мы представляем себе, что эта картина должна не только вернуть Крым крымчанам, но и представит его на международном уровне”, – сказал он. По стилистике фильм близок к документальным картинам Годфри Реджио.

“Здесь не будет рассказа о Крыме, не будет никакой научно-популярной составляющей. Это будет очень яркое эстетическое зрелище, конечно, с драматургическими ходами”, – подчеркнул Дебижев.

В числе ярких кадров тизера были съёмки военных объектов. На вопросы экспертов, как удалось получить разрешение на съёмки, режиссёр, что это не его съёмки, для тизера ему их дали военные. Однако Дебижев отметил, что переговоры о разрешении на съёмки уже проведены и при создании картины будет идти коммуникация с правительствами Севастополя и Крыма. Финансовым партнёром проекта выступает Фонд «Ялтинский Международный экономический форум», который, как отметил режиссёр, “в Крыму имеет неограниченное влияние”.

“У министерства мы просим максимум – 8 млн рублей, потому что это серьёзный проект, Крым огромный, разный, ты не приедешь просто снять красивое место, нужно ждать правильную погоду. То же самое с героями картины – это долговременные наблюдения за людьми, только так художественная составляющая и возникнет”, – пояснил Дебижев.

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ«ОБИТЕЛЬ»
Реж.: Элеонора Тухарели, сценарист: Мари Рено (ООО “Кинокомпания Иванов”)  

О презентации этого проекта можно узнать в нашем материале «Oxxxymiron и Соловки: как и почему рэпер оказался в «Обители».

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ«ЗВУКИ ЭПОХИ» 
Реж.: Наталья Ю, Георгий Сушко, сценарист: Андрей Шемякин 
(ООО «ВИБ-Фильм”)

После Эллы Тухарели на сцену поднялась команда проекта «Звуки эпохи»: два режиссёра картины Наталья Юхневич (творческий псевдоним – Наталья Ю) и Георгий Сушко, продюсер Владимир Голиков и автор сценария Андрей Шемякин.

Главным героем картины станет художественный руководитель Театра им. Евгения Вахтангова Римас Туминас. Проект уже поддержали сам театр и несколько телеканалов в России и Литве. “Полагаем проект должен быть успешным, – сказала Наталья Ю. – Хотя наша задача – сделать его не телевизионным, а как проект для кинотеатрального показа”.

Андрей Шемякин отметил, что одна из проблем, которую затрагивает проект – возможен ли универсальный язык театра Туминаса, который будет понятен везде.

Ольга Любимов подняла вопрос о смете проекта – бюджет картины составляет 10 млн. рублей, из них 6,9 млн рублей запрашиваются у министерства. Продюсер Владимир Голиков пояснил, что съёмка предполагают поездки за труппой Туминаса. “Хотелось бы сделать наблюдение за его творчеством”, – пояснил он.

На вопрос, как проект дойдёт до аудитории Наталья Ю пояснила, что потенциальная аудитория – страны, где гастролируют “вахтанговцы”, по задумке кинопрокат запланированы в России и Прибалтике.

Результат: не рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ«ВОЙНА В КИТАЕ. ОПЕРАЦИЯ «Z»
Реж.: Екатерина Толдонова, сценарист: Александр Колпакиди (ООО “Студия “Мастер-Фильм”)

Вместе с режиссером проекта «Война в Китае. Операция «Z» Екатериной Толдоновой на сцену вышел Александр Герасимов, генеральный директор компании, от которой и была подана заявка в Минкультуры. В основе сюжета – события 1937 года, когда Япония напала на Китай. В Москве, в Главном разведывательном управлении, была разработана операция «Z» для помощи Китаю. Во многом эта операция определила исход Второй Мировой войны.

“С Китаем у нас общее не только историческое прошлое, но и военное. Сейчас наступили те времена, когда об этом можно говорить”, – пояснила Толдонова.

Как рассказала режиссёр, она работает в архивах уже около двух лет (в том числе – в Российском государственном архиве кинофотодокументов) и находит много уникальных видеодокументов, которые планирует включить в фильм. Также в фильме будут интервью с очевидцами событий. 80% материалов планируется снять в Китае.

Герасимов отметил, что фильмом уже заинтересовался Китай и сейчас идут переговоры. “Мы запрашиваем 6 млн рублей у Минкульта, эту суммы мы тщательно просчитали, она адекватна такому масштабу”, – отметил он, пояснив, что съёмки фильма планируется завершить через два года – ”к 75-летию освобождения Китая от японских захватчиков”.

“Как я понимаю, вы не определились, как будете доносить картину до зрителя”, – сказал Александр Замыслов. На что режиссёр ответила, что ориентируется на качество материала, который получится в итоге.

Результат: рекомендован для включения в резерв

Knopka

ПРОЕКТ«СТАНИСЛАВСКИЙ»
Реж.: Алексей Тельнов, сценарист: Олег Шишкин
(«Лендок», полное название –
АО «Творческо-производственное объединение «Санкт-Петербугская студия документальных фильмов»)

Проект от студии “Лендок” под названием «Станиславский» представили генеральный директор студии Алексей Тельнов (родственник экс-директора департамента кинематографии Минкультуры РФ Вячеслава Тельнова), который выступил в качестве режиссёра фильма, и продюсер Юлия Ким. Съёмки уже начались, в том числе в Лондоне. “Замысел картины возник, когда мы стали приглашать педагогов по актёрскому мастерству из Америки и поняли, что они обучают наших актёров, а это тоже Станиславский. Надеемся, наш проект будет современным”, – рассказала она, добавив, что у проекта уже есть партнёры в Америке и есть договорённости о международном прокате. Также, по словам Ким, проект поддержали потомки Станиславского и потомки американских педагогов, которые придерживаются его системы.

Сергей Дебижев выразил мнение, что судя по трейлеру, фильм ориентирован на зарубежного зрителя. “В том-то и задача, сделать проект интернациональным, – ответил Тельнов. – Самое главное – хотим показать, что русская культура живёт в актёрской американской школе”.

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ«ЭРМИТАЖ-ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»
Реж.: Андрей Буровский (ООО «Книги и фильмы Андрея Буровского»)

Следующим свой проект представил Андрей Буровский. Выйдя на сцену, он попросил включить трейлер. На экране – общие планы Эрмитажа и его экспонатов. «Я специально показал вам в начале трейлер, потому что он не имеет никакого отношения к замыслу, – заявил режиссёр после просмотра. – Он показывает то, что есть сейчас есть об Эрмитаже – красивое здание на берегу Невы”.  Замысел Буровского в том, чтобы отразить роль Эрмитажа в истории России и в развитии европейской цивилизации. “Есть громадное хозяйство Эрмитажа, музей решает задачи на стыке культуры, науки и политики. Важно показать создание филиалов Эрмитажа на территории России и в жизни провинции, где эти филиалы функционируют”, – уточнил он.

Евгений Григорьев выразил мнение, что задумка фильма входит в задачи PR-службы Эрмитажа, который финансируется государством. “Сомневаюсь в справедливости логики, – сказал он. – Эрмитаж итак довольно состоятельный музей. Почему вы не обратитесь к нему?”.

“Мне кажется это важно не для Эрмитажа, а для людей. Он показывает то, чего они не знают или не понимают”, – ответил Буровский. Скубей задал вопрос о том «в чем сила вашего кино?». Подняли тему о радикальном различии ролика и представления идеи проекта.

На вопрос Наталья Гугуевой, сколько дней планируется снимать в Эрмитаже, режиссёр ответил “не более 20”.

Виктор Скубей добавил, что один съёмочный день в Эрмитаже стоит 10 тыс. долларов. Как оказалось, режиссёру об этом известно не было. “Вообще с сотрудниками Эрмитажа я говорил, отношение у них было ироничным, до того, как я изложил главную идею. С Пиотровским (Михаил Пиотровский – директор Государственного Эрмитажа. – Прим. ред. IA_RFI) я ещё не говорил по многим причинам”, – пояснил он.

В финале Андрей Буровский признался, что не был готов к защите проекта на питчинге и не понимал, в каком жанре вообще будет выступать.

Результат: не рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ “ШИКАРНАЯ ЖИЗНЬ”
Реж.: Андрей Григорьев (ООО “Вега Фильм”)

О картине про сербских детей рассказали продюсер Екатерина Михайлова и режиссёр Андрей Григорьев. «Кадры которые вы увидели, сняты пять лет назад. Мы отправились в Косово, было интересно понять, что произошло с народом, который воевал много лет, как живут люди”, – объяснил замысел Григорьев.

В фильма освящаются проблемы этнических конфликтов, последствия введения войск в мирные населенные пункты и реалии жизни там, где ещё недавно шла война. Один из героев – цыганский мальчик Муамет, который сейчас профессионально занимается футболом.

“Чемпионат мира является ярким событием, и через футбол и детей, которые выросли в войне мы хотим соединить мосты между странами”, – сказала Екатерина Михайлова.

“При чем здесь Россия? – спросила Екатерина Толдонова. – Почему вы просите денег у Министерства культуры, а не у Евросоюза? Чем фильм будет интересен российскому зрителю?».

“Для России нет чужих детей”, – ответил Андрей Григорьев и напомнил, что их группа уже снимали фильм про иностранного режиссёра Эмира Кустурицу.

“Печально, что заинтересовало Косово, а не Дагестан, Чечня, там тоже есть интересные дети”, – сказал Евгений Григорьев и спросил зачем зрителям смотреть этот фильм в кинозале.

Отвечая на этот вопрос Андрей Григорьев, сослался на фильм Сергея Мирошниченко “Рождённые в СССР”. “Этот всеми уважаемый человек, когда он снимал свой проект такие вопросы тоже возникали, – начал защиту идеи Андрей Григорьев. – Наблюдения за временем – непопулярный жанр, на который государство деньги не даёт. Поэтому изначально мы финансировались из частных источников. Когда эти ребята раскрылись, мы понимаем, что это интересно государству. Операторы канала “Россия” не показывают героев, мы видим, как складываются их судьба…”.

“Вступлюсь за операторов телеканала “Россия”, – ответила Ольга Любимова. – Есть коллеги, которые работали на Балканах намного раньше вас”.  

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ “ПЕРЕПРАВА”
Реж.: Анастасия Тарасова
(АО «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького»)

Фильм про мост из Благовещенска в Хэйхэ под названием “Переправа” представили команда проекта и режиссёр Анастасия Тарасова. “Наш проект не столько про мост, сколько про людей. Что принесёт строительство этого моста, как это отразится на людях – вот в чём вопрос”, – сказали они.

Задумка проекта возникла в 2016 году. В основе идеи – рассмотреть, что принесёт строительство моста, соединяющего Россию и Китай, какие опасения есть у местных жителей. Мне интересно проследить психологию обществу, насколько оно меняется, если происходит нарушение психологических границ”, – сказала кинорежиссёр. Мост должен быть сдан в декабре 2019 года, и завершение фильма планируется к этому событию.
Президент Ассоциации документального кино СК России Галина Леонтьева спросила о количестве съёмок, от которых зависит смета проекта. “Примерно четыре экспедиции, по две недели каждая”, – ответила Анастасия Тарасова, добавив, что отдельно планирует снимать сам мост.

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ “ВСЕ ТАМ БУДЕМ”
Реж.: Антон Уткин, сценарист: Евгений Григорьев
(ООО «Документальный Дом «Первое Кино»)

Продюсер Анна Селянина и режиссёр Антон Уткин поднялись на сцену представить фильм “Все там будем”. Вместе с ними вышел член Экспертного совета Евгений Григорьев, который участвует в проекте в качестве сценариста.  

“За последние 200 лет мы стали жить гораздо дольше, несколько лет назад в мои 39 лет я был бы глубоким стариком, а сегодня мне не продают сигареты без паспорта. При этом все боятся старости, одиночества, смерти в окружении кошек”, – начал рассказ об идее Евгений Григорьев.

Авторы фильма хотят изменить бытующее представление о пожилом возрасте. В центре сюжета – 60-летний мужчина, который приходит в российское модельное агентство “Олдушка», моделям которого больше 50 лет. “Жизнь его меняется полностью, – рассказал Антон Уткни. – Мы наблюдаем, как он общается с коллегами с прошлой работы, как видится с одноклассниками, возможно, на чьих-то похоронах. Мы хотим понять, какой мы хотим видеть свою старость – как рекламу с билбордов или как расхожий образ тихой и одинокой старости. И есть ли средний путь между этими полюсами. Нам кажется, что есть, что в старости может быть насыщенная жизнь, полная страстей”.

Выход фильма запланирован на 2021 год, авторы рассчитывают, что прокат в кинотеатрах привлечет широкую аудиторию. “Потому что тема касается каждого из нас”, – пояснила Анна Селянина, напомнив, что у команды уже есть успешный опыт проката – это фильм “Про рок”, который собрал в прокате больше 3 млн рублей. В качестве партнёров команда планирует привлекать фармацевтические компании, косметические бренды, бизнес, государственные пенсионные фонды.

“Это смешно, – возмутился Арнольд Гискин. – Григорьев известен, как человек, который проводит возрастной геноцид и никогда не привлекает в группу людей старше определённого возраста. И вообще смешно – три молодых человека снимают кино про странность, не понимая про это ни черта!”.

Отвечая на вопрос Галины Леонтьевой о жанре картины и ожидаемой реакции зрителей, Евгений Григорьев ответил, что жанр – производственная трагикомедия и зрители будут «смеяться до слёз». «Место действия модельное агентство для стариков, которое производит образы старости для тех, кто на нём зарабатывает – виагра, Procter&Gamble, пенсионный фонд».

Отвечая на вопрос, пойдут ли зрители смотреть фильм о старости, Анна Селянина ответила, что команда хочет побить показатели “Про рока”, чтобы фильм посмотрели больше 40 тыс. человек.

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ «ЧЕЛОВЕК НЕУНЫВАЮЩИЙ»
Реж.: Андрей Кончаловский, сценарист: Екатерина Зенович
(ООО “Кинокомпания Андрея Кончаловского”)

Следующей выступили продюсер Анна Трач и сценарист Екатерина Зенович. Вместе с Екатериной Зенович автором проекта в заявке указан Андрей Кончаловский, однако на питчинг он не приехал.

Проект посвящен теме русского национального характера. “Мы надеемся сдать картину в январе 2019 года, и если найдём поддержку – выпустить её в кинотеатральный прокат”, – сказала Анна Трач. В свою очередь Екатерина Зенович обратила внимание на то, что тема национального характера давно интересует Андрея Кончаловского. “Впервые он собрался сделать документальный, который может иметь неплохую кинопрокатную судьбу, где подведёт итоги своих размышлений о русском национальном характере, – сказала она. – Он хочет построить фильм так, чтобы на первом плане были монологи героев этого фильма”. Героев для фильма искали с помощью сотрудников телекомпаний, сообщества кинодокументалистах, через радиостанцию “Маяк”. В результате пришло больше двух тысяч заявок. Одним из критериев отбора стало такое качество характера человека, как оптимизм.

После показа трейлера Виктор Скубей обратил внимание на серьёзный бюджет. “Бюджет мы оцениваем в 23 млн рублей и просим у министерства семь”, – подтвердила Анна Трач. “В этом и вопрос. Есть ли у вас уверенность, что получится интересный набор героев?”, – спросил Скубей.

Представители проекта ответили, что уверены в этом на сто процентов.

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ “РУССКАЯ НИЦЦА”
Реж.: Екатерина Тютина, сценарист: Сергей Нечаев (ООО «Веста продакшн»)

Проект «Русская Ницца» представили Екатерина Тютина и Сергей Нечаев. “Тема для меня не новая, я уже снимала фильм во Франции и очень увлеклась темой русско-французской культурной связи, – пояснила мотивацию Екатерина. Туристы не знают, что само появление курорта обязано нашим соотечественникам. Идея раскрыть для туристов этот момент”.

Героями фильма выбраны молодые люди 22 лет, которые не знают об истории Ниццы. “Постепенно мы будем их погружать в русский мир”, – сказала режиссёр.

Ольга Любимова отметила, что фильмов про русскую Ниццу снято уже немало и спросила почему фильм планируется именно как спецпроект со сметой в 12 млн рублей.

Виктор Скубей также задал вопрос о том, чем этот проект будет отличаться от уже снятых на эту же тему. “Наши герои молодые люди, и фильм больше будет о них, – ответила Екатерина Тютина. – Целевая аудитория – молодые люди. Цель фильма – переформатировать их мозги, что Франция не только красивая картинка, много сделано Россией”. Выяснилось, что в основе сюжета – поездка молодой пары в Ниццу в сопровождении авторов проекта, которые намерены рассказать молодёжи об истории места и запечатлеть их впечатления на видеокамеру.

Результат: рекомендован для включения в резерв

Knopka

ПРОЕКТ «ВАТНИК ИЗ КИМОНО»
Реж.: Ирина Морозова, сценарист: Михаил Дегтярь (ООО «ТВ студия Репортёр»)

Михаил Дегтярь и Ирина Морозова рассказали о своём проекте. Выступление начал Михаил Дегтярь. Он напомнил о политической повестке – майской встречи президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ.

“До сих пор не подписан мирный договор между Россией и Японией, хотя со времён окончания Второй мировой войны прошло уже 73 года. На встрече они договорились, что такой договор будет подписан”, – сказал Дегтярь, добавив, что одна из причин, по которой договор до сих пор не подписан, помимо спорной территории – 640 тыс. пленных японцев, которые оказались в советских лагерях.

Авторам фильма удалось найти такого японца. “Он жив, ему 94 года, он один из самых известных японских художников сегодня”, – рассказал Дегтярь. Также героиней фильма станет Ирина Морозова – внучка начальника советского лагеря, в котором находился пленный японец.

“В нашем фильме потомки врагов проведут мирные переговоры – внучка начальника лагеря и сын этого японского художника. Им важно простить друг друга за последствия страшной войны, которая разделила людей на жертв и палачей”, – отметили авторы.

В финале фильма внучка начальника лагеря и сын японца, бывшего узника ГУЛАГа, подпишут мирный договор, тем самым фильм станет актом народной дипломатии. Одновременно Ирина Морозова выступит в качестве соавтора картины. “Наш фильм – путешествие в прошлое, мы отправимся на место лагеря. Мы уже побывали у нашего героя в Японии”, – сказала она.

У экспертов вопрос не было.

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ «Я-ВОЛОНТЁР»
Реж.: Ольга Арлаускайте. Команда проекта: Светлана Горло, Гаянэ Петросян, Антон Силаев
(ООО «Студия Артвидео»)

Проект представила супружеская пара – режиссер Ольга Арлаускайте (творческий псевдоним – Ольга Арлаускас) и продюсер Никита Тихонов-Рау.

“Над проектом мы работаем около полутора лет, – начал он. – Этот фильм собирает истории, связанные с желанием человека что-то менять”. Авторы рассказали, что провели исследование и собрали по России 250 историй волонтёров, из них для картины будут отобраны 7-8.

“Мы будем снимать разные истории по жанру, – сказала Ольга Арлаускас. – Будут истории о поисках людей, спасении и истории драматические, связанные с контактом людей”.  

Никита Тихонов-Рау сообщил, что показ картины планируется в 100 городах, в качестве партнёров привлечено около 30 организаций. “В России – Год волонтёра, многие люди вообще не понимают, про что это, – сказал он. – С дистрибуцией проекта всё хорошо. Мы активно продвигаем ролики, привлечён бизнес. В 100 городах к нам придут порядка 200 тыс. человек”. Продюсер отметил, что на продвижение фильм уже получил финансовую поддержку от Фонда президентских грантов. “Сейчас мы сосредоточена найти ресурс на производство кино”, – добавил он.

Собственно это и вызвало удивление экспертов. “То есть у вас есть президентский грант на продвижение того, чего нет?” – прозвучал вопрос от Александра Замыслов. “Абсолютно верно, – ответил Тихонов-Рау. – Это наши риски как продюсеров”.

Галина Леонтьева спросила, какой объём уже снят. “50-60% материала у нас уже отснято”, – сказал продюсер. Выход фильма планируется к концу 2018 году. А премьера запланирована на 5 декабря, когда отмечается Международный день волонтёра.

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ «ЕЛИЗАВЕТА»
Реж.: Галина Огурная, сценарист: Елена Чавчавадзе
(ООО“Дирекция телевизионных программ”)

После экспертному совету был представлен телевизионный фильм о настоятельнице Марфо-Мариинской обители Елизавете Фёдоровне Романовой. О проекте рассказали Галина Огурная и Елена Чавчавадзе.

«Мы сами думали, что знаем уже все об этой теме, но когда погрузились в материал, поняли, что знаем очень немного, – рассказали они. – Кроме того, существует много благочестивых мифов”. Они сообщили, что фильм делается с благословения патриарха Кирилла для телеканала “Спас”. “Они вообще не финансирует фильмы, не в состоянии”, – ответила Елена Чавчавадзе.

У министерства авторы запросили 5 млн рублей. Немалую сумму они объяснили необходимостью оплатить командировки и компьютерную графику. “Мы работаем со следственным комитетом, который проводит новое расследование дела, с историками, работу которых мы оплачиваем, архивными документами”, – рассказала документалист, объясняя, почему телевизионный фильм участвует именно в категории “Спецпроекты”.

Результат: не рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ «УГРОЗЫСК. ЛИХИЕ 20-Е»
Реж.: Артём Михалков, сценарист: Евгений Матонин (ООО «Кинодом»)

«Наш проект поддерживает Министерство внутренних дел, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, художественный руководитель нашего проекта – Анатолий Кучерена, который председатель общественного совета при МВД России», – начал защиту Артём Михалков.

Подробнее о презентации этого проекта – в материале “Артём Михалков и Анатолий Кучерена ищут финансирование на неигровой фильм к 100-летию уголовного розыска

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ «ГОРОД ТРЁХ ИМПЕРИЙ»
Реж.: Виктор Лебединский, сценарист: Яков Дашевский (ООО «Кинопроект»)

Чтобы представить фильм «Город трех империй» от компании “Кинопроект” на сцену поднялся Виктор Лебединский.

“Фильм посвящён городу Херсонес, который пережил множество трагедий, видел становление Российской империи. К сожалению, фильмов о нём слишком мало написано”, – сказал он. По словам режиссёра, наблюдения над городом, экспедиции идут уже больше 20 лет, исследования проходят в том числе на глубине Чёрного моря. Не раскопанными остаются 40% Херсонеса.

Экспертов заинтересовало, почему проект подан на конкурс не как полнометражный документальный фильм, а как спецпроект. “Предполагается много постановок, реконструкций, компьютерной графики, на средства обычного фильма это не получится сделать”, – объяснил Лебединский.

Результат: рекомендован для включения в резерв

Knopka

ПРОЕКТ «ОТТЕНКИ БЕЛОГО. ЦВЕТНЫЕ ПОЛКИ»
Реж.: Виктория Павленко, сценарист: Юлия Пронина (ООО «Сотрудничество»)

Следующим был представлен фильм о «Белом движении» «Оттенки белого. Цветные полки».

«Не хочу лукавить и говорить, что нет фильмов, посвященных Белому движению, но в основном они посвящены знаковым персонами или отдельным событиям, нет фильма, который собрал историю всех четырех полков белого движения”, –  рассказала соавтор картины Виктория Павленко. По её словам, кинохроники о белом движении очень мало, и многие кадры будут показаны в фильме впервые, также планируется включить в картину костюмированные постановочные фрагменты. В центре концепции – история рядовых солдат, которые участвовали в движении.

“Мы рассчитываем на широкого зрителя, потому что это забытая и неизвестная часть истории России”, – сказала она.

После просмотра тизера, своё отношение к проекту высказал Иван Твердовский. “Мы живём в такое время, когда должны понять всю историю целиком, а не белые–пушистые, красные–кровавые. Вы же не пишите про спор “дроздовцев” могут ли они шашкой разрубить человека пополам. Уже 25 лет все белые – святые”, – сказал он.

“Но в письмах некоторых из них, действительно, видно, что ими двигает любовь к отечеству, она была их христианским принципом”, – сказала кинорежиссёр.

Результат: не рекомендован к финансированию

Knopka

ПРОЕКТ «ПОГИБЛИ ЗА ФРАНЦИЮ. ЭХО ЗАБЫТОЙ ВОЙНЫ»
Реж.: Сергей Зайцев (ООО «Вифсаида»)

Завершился питчинг защитой проекта «Погибли за Францию. Эхо забытой войны». Картину представили режиссёр Сергей Зайцев и продюсер Филипп Кудряшов.

“16 лет назад мы сделали фильм «Погибли за Францию», и так получилось, что 16 лет я шёл к продолжению этого фильма, хотя первые несколько лет, я говорил себе, что категорически никаких продолжений делать не буду”, – рассказал Сергей Зайцев, добавив, что фильм посмотрел без преувеличения абсолютно весь мир. Проект посвящён судьбе воинов Русского экспедиционного корпуса, который воевал во Франции и на Балканах в годы Первой мировой войны.

Галина Леонтьева спросила о зарубежных архивах, в которых планируется работа и о кинохронике. “Думаю, что 70% хроники точно будут, – ответил Зайцев. – Мы сейчас работаем в архиве министерства обороны Франции, сербские архивы. Но самое главное – это частные архивы, семей потомков участников экспедиционного корпуса, в нашем распоряжении семь неопубликованных дневников солдат”.

“Задавали ли себе вопрос герои “а что мы тут делаем?”, – спросил Андрей Шемякин о проблематике картины. “Все 16 лет задают этот вопрос, конечно, они погибли за родину, выбора у них не было, но они там честно воевали. В история экспедиционного корпуса отразилась вся история ХХ века,” – сказал Зайцев.

Результат: рекомендован к финансированию

Knopka


На этом итоговое заседание экспертного совета по неигровому кино, которое длилось без малого пять часов, завершилось. Ольга Любимова поблагодарила всех за участие.

В листе для голосования эксперты отметили фильмы, которые, по их мнению, должны получить субсидию от министерства. Анонимные бюллетени собрал начальник отдела государственной поддержки производства неигровых и анимационных национальных фильмов Леонид Демченко.

Результаты конкурса, информация о том, какие фильмы получат в этом году государственную субсидию от Минкультуры, появятся в материалах ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO.

“Очень жёсткий был питчинг, я довольна. Конкурс существует, чтобы отобрать самое лучшее, проредить грядку с бездельниками, с жуликами от профессии и на основании экспертного совета в конечном итоге принять решение”, – поделилась впечатлениями от питчинга в интервью ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO Ольга Любимова.

О критериях, по которым будут выбираться победители, о том, какие проекты никогда не получат поддержку от Минкультуры и о том, какие заявки на субсидию вызвали возмущение – можно узнать в нашем интервью с Ольгой Любимовой.

Представляем мнения о состоявшемся заседании руководителей профессиональных объединений, которые входят в экспертный совет неигрового кино  – президента Ассоциации документального кино Союза кинематографистов РФ Галины Леонтьевой и президента Гильдии неигрового кино и телевидения Виктора Скубея.

Комментарий Галины ЛЕОНТЬЕВОЙ

ВОПРОС: Галина, Вы не первый год состоите в Экспертном совете по неигровому кино и присутствуете на защитах проектов, претендующих на получение субсидии от Минкультуры. Какие у Вас впечатления от состоявшегося заседания, чем оно отличается от заседаний прошлых лет?

Галина ЛЕОНТЬЕВА: Разница уже в том, что сейчас идёт открытая защита: мы находимся в Большом зале, сюда могут прийти все желающие и послушать, как идёт защита и, действительно, увидеть, какие проекты были на защите, и потом – кто получил финансирование. В прошлом году защита была в Малом зале и туда просто слушателей не запускали.

ВОПРОС: Каковы Ваши впечатления от презентаций спецпроектов, которые претендуют на получение государственной субсидии?

Галина ЛЕОНТЬЕВА: Мы сейчас не можем, конечно, называть названия. Я выделила для себя определённые проекты, которые мне понравились. В плане не критики, а анализа – очень много подаётся телевизионных проектов, которые напрямую к документалистики не имеют никакого отношения. Очень сложно такие проекты оценивать: мы видим, что это чисто телевизионный проект с реконструкциями, с ведущим в кадре. Но для развития документалистики, они не идут ни в какое сравнение с теми проектами, которые подают люди, находящиеся в профессии. Получается подмена понятий, под бренд документального кино мы пытаемся спрятать фильмы, которые не можем назвать документалистикой. При этом есть глубокие работы, с хорошей проработкой, хорошими тизерами, и ты видишь, что люди погружены и понимают, что и для чего они будут снимать. Я бы с удовольствием назвала несколько проектов, которые понравились, но как эксперт пока не могу проговорить названия. Могу сказать, что по некоторым проектам моё мнение поменялось: то, что было сначала в заявке, сухие вещи… Но та защита, которая была, ролики, которые были представлены, и как предполагаемые герои были раскрыты – да, у меня поменялось мнение. Этим проектам поставила “да”. И есть такие проекты, которым поставила “нет”, но которые написаны [в заявке] были более интересно, но авторы не смогли раскрыть полностью свой замысел. Это было сделано настолько убого и непрофессионально, что понимаешь – не надо давать человеку шанс себя в профессии не проявить. Спецпроект – это всегда ответственность за государственные деньги, не только человека, который берётся за фильм, но и нас, экспертов.

ВОПРОС: Насколько на Ваше решение повлияли личные качества выступающих, их умение говорить убедительно, выступать публично?

Галина ЛЕОНТЬЕВА: Сегодня я ещё раз убедилась, что это действительно важно. Уровень профессионализма режиссёра: если ты можешь представить, можешь убедить экспертную комиссию, что ты двигаешься в правильном направлении, что ты понимаешь, как ты будешь снимать фильм, понимаешь, где у тебя герой, как ты с ним работаешь, какие берёшь материалы. Это убеждение – оно передаётся, а когда выходишь и невнятно “мы предполагаем, так…”, “но мы надеемся, что получится”. Это “но” всегда играет не в пользу. И уверенность, понимание, подготовка к защите – они всегда играют хорошую роль.

Комментарий Виктора СКУБЕЯ

ВОПРОС: Вы не первый год участвуете как эксперт в мероприятиях Минкультуры при проведении конкурса субсидий на неигровые фильмы. Какие у Вас впечатления от состоявшегося заседания, чем оно отличается от заседаний прошлых лет?

Виктор СКУБЕЙ: Принципиально ничего не изменилось, изменилось по форме. Во-первых, мы в первый раз увидели на трибуне, в качестве ведущего, директора департамента. Такого никогда не было. Ольга Борисовна лично приняла участие, что на самом деле очень приятно, что непосредственно начальство слышало и видело эти представления, и у них есть собственное мнение по этому поводу. Это первый раз, когда документальные спецпроекты рассматривались в Большом зале, это тоже приятная неожиданность. В маленьком просмотровом зале очень душно. Здесь всё было очень комфортно. А по самим проектам – набор стандартный.

ВОПРОС: И каковы Ваши впечатления от представленных проектов?

Виктор СКУБЕЙ: Они тоже немногим отличаются от прошлого года. Но в этом году особенно (или я стал больше обращать внимание), на мой взгляд, больше половины проектов… Был 61 один проект, на питчинг вышли 26, 16, по-моему, не прошли по документам, остальные – по предварительной рецензии. Очень много фильмов, которые не соответствуют спецпроекту, как таковому. Не совсем понятно, зачем люди выходят с этими проектами на питчинг, потому что это обычные телевизионные проекты. А вопрос бюджета – это немножко другой вопрос. Каждая тема имеет свою цену. Были несколько проектов на этапе предварительного чтения, где я поставил “да” с вопросом и “нет” с вопросом. В результате питчинга вопросы были заданы, но оценка не изменилась.

ВОПРОС: Почему Вы как кинодокументалист на отправили в этом году на конкурс свой проект?

Виктор СКУБЕЙ: Потому что я к этому отношусь более ответственно, чем многие. У меня сейчас нет такого проекта, который я мог бы на питчинг спецпроектов – такой проработки, такой темы и такого масштаба.

ВОПРОС: Насколько на Ваше решение повлияли личные качества выступающих, их умение говорить публично, убедить вас, как экспертов, в идее?

Виктор СКУБЕЙ: Вопрос хороший, неоднозначный. У каждого человека свой характер, здесь ставить какие-то критерии сложно. Но вообще, конечно, режиссёр и продюсер должны совершенно чётко объяснить, что они хотят, зачем и как они это будут делать. И почему им нужно столько денег. Это должно быть совершенно чётко, эмоционально и кратко. Когда этого нет у комиссии, естественно, возникает ряд вопросов. Но бывают случаи, когда мы знаем, как говорит пословица “оператор не оратор”, и через тихие слова мы понимаем, что это будет сделано. Выступал Сергей Дебижев, во-первых, он выступил замечательно, во-вторых, он настолько известный своими работами, что совершенно точно понятен результат. У меня, например, не было никаких вопросов, потому что мне всё понятно. Но для начинающих, для тех, кто впервые выходит, у кого нет ещё достаточного бэкграунда за спиной – конечно, лаконизм, чёткость и ясность. Этого требуют все питчинги и европейские, и наши. Я, конечно, больше поверю человеку, не зная его работ, по его уверенности. А ещё лучше, если есть блеск в глазах, видна заинтересованность и болезнь проектом. А если об этом говорится вяло, значит, человеку не очень-то это нужно.


Корреспондент: Елизавета Шевченко
Фото-, видеоматериалы: Alik Sandor


Если Вы нашли опечатку или считаете, что в тексте допущена фактическая ошибка, – пожалуйста, сообщите об этом в редакцию: mail@realistfilm.info.


Будьте с нами в социальных сетях:
ФейсбукВконтактеTwitter и официальный Youtube-канал.

А также Telegram-канал t.me/REALISTFILM_INFO.


Распространение и использование материалов приветствуются.

Правила цитирования и использования материалов ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO – в разделе РЕДАКЦИЯ.



Похожие новости

Сергей Мирошниченко: «Кинодокументалистика съёживается, как шагреневая кожа»

Россия, Москва. 22 декабря 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Завершающийся 2016 год был объявлен Годом российского кино. Журналист ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА

Некоторые кинотеатры отказались от показа документального фильма «Похищенные сокровища Европы»

Ранее Министерство культуры РФ задержало выдачу прокатного удостоверения картине

Мосгорсуд рассмотрит апелляционную жалобу IA_RFI на решение Тверского суда

Россия, Москва. 17 мая, 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. 20 мая 2016 года в Московском городском суде состоится судебное заседание