”Сегодняшняя Марина Клещёва – другая. Она уже здесь, на этом берегу”. Елена Демидова о жизни героини после съёмок. Дневник краудфандера. Выпуск 6
Россия. 2 сентября, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
В июле 2021 года кинодокументалист Елена Демидова объявила о начале сбора средств на завершение фильма об актрисе Театра.doc с тюремным прошлым Марине Клещёвой. Поддержать проект можно на платформе Planeta.ru.
Уже несколько лет наша редакция поддерживает документалистов, которые создают фильмы с помощью краудфандинга. Мы предлагаем режиссёрам вести дневники в течение всей крауд-кампании. В дневниках они рассказывают, как идёт сбор средств, делятся соображениями, опытом, лайфхаками, историями ошибок и успехов.
С 29 июля каждый четверг мы публикуем новый выпуск дневника Елены Демидовой, в котором она рассказывает о ходе краудфандинга и делится мыслями в режиме реального времени.
Представляем шестой выпуск дневника Елены. Из него вы узнаете о том, как поменялась жизнь героини фильма Марины Клещёвой после завершения съёмок и о том, как режиссёр понимает, что фильм пора заканчивать, а герой превращается в обычного человека, жизнь которого больше не интересна широкой аудитории.
ВЫПУСК №6.
2 сентября, 2021. Россия, Москва.
На показах документальных фильмов люди всегда спрашивают – а что с героями было после?
Наш фильм “Третья жизнь Марины Клещёвой” ещё не готов и не был нигде показан, он ещё только монтируется. Но съёмки-то уже закончены и, значит, уже сейчас с Мариной происходит то самое “после”! Которое в каком-то смысле “до”, потому что премьера фильма ещё впереди. Такой плюсквамперфект получается.
И мы, конечно же, думаем о том, как рассказывать об этом во время крауд-кампании. Это новый для меня опыт, им сегодня и поделюсь.
Для начала надо, наверное, определить, где конец фильма, то есть когда начинается это самое “после”. Для меня это случилось летом 2019-го. Мы с Мариной пошли к кастинг-директору Лизе Шмаковой в агентство “Кинолифт” записывать видео для актёрской визитки. Лиза записывает короткую визитку, потом второй вариант с разговором в свободной форме, задаёт Марине вопросы, а я вдруг вспоминаю самые первые кадры, которые я записывала с Мариной, вспоминаю её лицо, интонации и понимаю, что сейчас я вижу другую женщину. Эта Марина выросла из той Марины, которую я знаю, но это реально очень сильно изменившийся человек, даже внешне (лицо другое, фигура, движения), а главное – внутренне. Сегодняшняя Марина Клещёва по-другому думает, по-другому принимает решения, она уже здесь, на этом берегу.
А дальше жизнь продолжалась: в ней происходили разные события, в том числе очень важные и драматические, но это было уже какое-то другое кино с другой историей и другим предметом. Или, может быть, совсем не кино – по моей выстраданной на собственном опыте теории, человек не всегда может быть героем кино. Точнее даже так – не всегда и не всякий.
Для того, чтобы человек мог держать на себе историю и внимание зрителя, во-первых, нужно, чтобы на него хотелось смотреть, в нём должна быть какая-то магия – движений, тембра голоса, пластики.
Во-вторых, в нём должно что-то происходить внутри, причём именно сейчас – в момент съёмки. Сердечко у него от чего-то должно сильнее биться, что-то его должно мучить, волновать, радовать очень сильно – это не обязательно про драму, но это всегда про какие-то сильные душевные движения.
И, наконец, в-третьих, к герою должна прилагаться история. Она может быть фабульная, как в случае Марины, когда мы чётко понимаем – вот начало истории, вот события, которые с героем происходят, и вот финал.
А может на первый взгляд ничего не происходить – простая череда событий, но через эти события меняется наше понимание героя, и тогда это история нашего открытия героя, история как бы про нас, хотя, конечно же, и про него. Вариантов много, но главное, история должна двигаться, должны происходить какие-то изменения – всё как в игровом кино.
И потому сегодня человек может быть ярким и мощным героем документального кино, а завтра ты можешь ходить за ним с камерой сколько угодно, но ничего происходить не будет, всё уже произошло. Идёт обычная жизнь, интересная только его близким.
Я впервые чётко это увидела и почувствовала, когда снимала свой фильм “Последний мужчина”, на завершение которого, кстати также собирала средства на Planeta.
Лёша – это абсолютный герой, на него хочется смотреть, ему сопереживаешь, тебе важно узнать, что будет дальше, следить за историей, которая разворачивается на наших глазах. А потом прошло время, съёмки закончились, и как раз в период краудфандинга одна из местных рязанских журналисток, узнав, что про Лёшу монтируется кино, решила съёздить к нему и посмотреть, кто же это такой! Она прислала мне потом свою статью, статья была хорошо написана, в его ответах на вопросы я узнавала, прямо слышала его интонацию. И я поняла, что сейчас я, может быть, и могу к нему приехать, но кино реально кончилось, окно закрылось.
И герой-то уже никому особенно не понравится – обычный деревенский мужик. А в момент съёмок там наложились и пожар, и то, что он перестал пить, и кризис среднего возраста, которого без этого бы не было. И я тут появилась со своей камерой и началась история про автора и героя и про любовь.
Но вернёмся к нашей героине – Марине Клещёвой. У неё действительно продолжается жизнь. Уже после окончания съёмок она снималась в кино, играла в театре, достраивала дом. Очень трудно переживала локдаун – в отличие от многих у неё не было никаких сбережений, и в отсутствие съёмок и спектаклей ей было совершенно не на что жить. Ей пришлось даже пойти работать подменным охранником в районный отдел образования, и она какое-то время через ночь дежурила где-то в сельских школах.
Она вспомнила свою тюремную профессию электрика и придумала, как делать настольные и напольные светильники. Разобралась с технологией, нашла свои формы для них.
И всё-таки это была новая Марина, с этого берега. Для продвижения своих изделий она использовала все возможности Фэйсбука и Инстаграма. Как только стало больше съёмок и спектаклей в театре, работа в охране закончилась.
Последнее время Марина работала в качестве режиссёра над новым спектаклем “Моя война”, – буквально недавно прошли читки пьесы. Билет на этот спектакль является одним из вознаграждений нашего проекта.
Жизнь героини продолжается. И краудфандинг продолжается. И – в этом я уверена! Жизнь у Марины яркая и трудная, уверена, что она ещё даст нам повод рассказывать о ней.
Текст: Елена Демидова.
Фото- и видеоматериалы: из личного архива Елены Демидовой
🎬 Выпуск дневника №1 – о том, как зарождалась и развивалась идея фильма “Третья жизнь Марины Клещёвой“.
Елена Демидова: “Человек меняет свою жизнь, это тяжело, результат не ясен, но это именно то, что надо снимать”
🎬 Выпуск дневника №2 – о том, кто и как поддержал сбор средств на фильм “Третья жизнь Марины Клещёвой“.
Елена Демидова: “Краудфандинг – такая штука, где всё от всего зависит, но не напрямую”
🎬 Выпуск дневника №3 – о значении вознаграждений, которые получают люди, поддержавшие крауд-кампанию.
🎬 Выпуск дневника №4 – о влиянии краудфандинга на идею фильма.
🎬 Выпуск дневника №5 – о главной песне-лейтмотиве фильма “Третья жизнь Марины Клещёвой“.
Поддержать проект можно на платформе Planeta.ru.
Материал опубликован в рамах направления ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO “Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества”.
От редакции. О направлении в поддержку документалистов-краудфандеров.
Несколько лет назад команда REALISTFILM.INFO придумала и открыло направление по поддержке документалистов, которые собирают средства на фильм с помощью краудфандинга.
Мы предлагаем режиссёрам фиксировать ход крауд-кампании и делиться своими соображениями и впечатлениями. Выпуски дневников и видеодневников документалистов-краудфандеров выходят на REALISTFILM.INFO.
Это помогает режиссёрам не только привлечь внимание к своему проекту, но и рассказать о полезном опыте сбора средств коллегам и зрителям, которые не всегда знают, сколько переживаний и перипетий проходит документалист, чтобы реализовать свою идею в лучшем виде.
Надеемся, что задуманное направление послужит развитию авторской кинодокументалистики (в чём собственно и заключается одна из ключевых задач нашей редакции).
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Елена Демидова: “Краудфандинг – это не только про деньги. Это про переосмысление фильма”. Дневник краудфандера. Выпуск 4
Россия. 19 августа, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Краудфандинг-кампания документального фильма «Похищение Богдо-хана». Видеодневник. Выпуск №1
Россия. 3 апреля, 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO в рамках направления «Летопись народного финансирования документального кино в
Почему выборы в Госдуму – безупречный инфоповод и какие вопросы этики возникают при продвижении фильма. Елена Демидова – о краудфандинге. Выпуск 9
Россия. 30 сентября, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO