Дневник Дарьи Хреновой. Краудфандинг-кампания документального фильма «Похищение Богдо-хана». Выпуск №1
Россия. 3 апреля, 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
От редакции.
За последние годы благодаря развитию современных технологий в России появляется всё больше документальных фильмов, которые созданы с помощью краудфандинга, или так называемого «народного финансирования». В 2016 году мы рассказывали о научно-популярном проекте «Мозг. Вторая Вселенная» и фильме, посвящённом композитору Олегу Каравайчуку, «Последний вальс», авторы которых собирали средства для съёмок в том числе с помощью краудфандинга.
Количество таких проектов увеличивается, режиссёры документального кино всё чаще обращаются к этой новой возможности привлечения средств для реализации своих идей, так что уже можно говорить о краудфандинге документальных фильмов как о заметном явлении в мире кинопроизводства.
В нашей редакции принято решение начать публикацию материалов нового направления деятельности ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO «Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества». Планируется, что для раскрытия этого направления, будут использованы в том числе такие жанры как дневник и видеодневник.
Благодаря этим жанрам с одной стороны решившиеся на краудфандинг кинодокументалисты смогут не только привлечь внимание к своему проекту, но и рассказать о самом процессе сбора средств. С другой – с помощью этих материалов другие авторы и режиссёры смогут узнать о начинаниях своих коллег и перенять пока ещё немногочисленный опыт краудфандинговых документальных проектов в России.
Надеемся, что задуманное направление послужит развитию авторской кинодокументалистики (в чём собственно и заключается одна из ключевых задач нашей редакции).
Одной из первых рассказать о своём проекте в новом формате откликнулась режиссёр Дарья Хренова, которая в марте 2017 года начала сбор средств на новый проект «Похищение Богдо-хана».
В основе фильма – исторический факт, случившийся в 20-х годах прошлого столетия. Невероятная история похищения монгольского духовного Владыки Богдо-хана из китайского плена и его восстановление на троне силами русских офицеров под предводительством барона Унгерна, казаков, бурят, тибетцев. Фильм «Похищение Богодо-хана» должен стать второй частью задуманной Дарьей Хреновой дилогии о легендарной личности – бароне Унгерне, главном участнике освободительных событий в Монголии начала ХХ века.
О том, как идёт крайдфандинг-кампания «Похищения Богдо-хана» вы сможете узнать в еженедельном видеодневнике Дарьи Хреновой и продюсера проекта Влада Кетковича. Также в ходе краудфандинг-кампании «Похищения Богдо-хана» мы будем публиковать личные заметки режиссёра – о том, как собрать команду для съёмок документального фильма, как снимать документальный фильм о давно минувших событиях истории, о поиске финансирования для документального проекта и других интересных подробностях из жизни кинодокументалиста.
О замысле картины «Похищение Богдо-хана» и о том, почему съёмки фильма о загадочной личности барона Унгерна, одержимого идеей восстановления монархии, смогут восстановить историческую справедливость, читайте в первой записи дневника Дарьи Хреновой.
ДНЕВНИК ДАРЬИ ХРЕНОВОЙ. ЗАПИСЬ 1
Рождение темы дилогии. Исторический и личный ракурс
Так вышло, что мой дед Илья Трауберг снимал первый игровой монгольский фильм «Сын Монголии». Тогда в 1936 году никого не смущало, что «продакшн» – СССР. Кстати, New York Times того времени назвал фильм одним из главных кинособытий года.
Фильм до сих пор известен и любим в Монголии. Комната моего детства была увешена богами монгольского пантеона – все бумажные изображения бабушка повесила на стены в рамках. Дед умер в 1948 году. После Великой Отечественной войны, в которой он участвовал как пилот авиабомбардировщика, он работал на киностудии «ДЕФА» (бывшая УФА) в Берлине.
Со съёмок «Сына Монголии» остались фотоснимки, которые мы с бабушкой передали в Музей кино. У фильма «Сын Монголии» остались и нераскрытые тайны.
Возможно, поэтому, когда я впервые наткнулась на историю о бароне Унгерне, она заиграла во мне всеми монгольскими красками. Это было лет 20 назад. Я не раз начинала писать о нём сценарий, но бравый авантюрист, во времена Гражданской войны освободивший Монголию от китайцев со своей дикой Азиатской дивизией и разметавший вокруг себя косточки большевизма, числился большим злодеем и никак не мог стать героем времени. И вряд ли когда-то станет. Меня всегда удивляло, что прах своего врага большевики развеяли по воздуху, чтобы не осталось и памяти о нём, но уже почти сто лет бережно хранят его золотой халат. Чего мне хотелось добиться, разбирая его жизнь по частям? Наверно, справедливости.
Почему он один остался в истории Гражданской войны нереабилитированным злодеем?
Уникальный за всю мировую историю случай: русский генерал родом из Таллина становится предводителем азиатских войск, примеряя на себя роль нового Чингисхана. 20-е годы, Гражданская война. Барон Роман Фёдорович Унгерн фон Штернберг – словно отлетевший дальше всех осколок Белой Гвардии: он единственный одержим идеей восстановления монархии. В России и по всему материку – Евразия. Начать возрождение он планирует с Востока. Барон Унгерн освобождает от китайских интервентов Ургу (Улан-Батор), Богдо-хана и даёт монголам свободу.
Кто-то, возможно, помнит образ полковника Курца из знаменитой картины Фрэнсиса Копполы «Апокалипсис сегодня». Российская реальность периода Гражданской войны явила подобный образ в бароне Унгерне, персонаже, которого буддистские ламы начали считать воплощением чудовищного, многорукого, украшенного черепами Махакалы – Бога войны. Хотя на самом деле все эти сравнения – всего лишь миф и легенды позднего времени.
Большевики предусмотрительно засекретили останки своего врага (Роман Фёдорович фон Унгерн-Штернберг был расстрелян в 1921 году – прим. IA_RFI). Но и сегодня в России – им живут, его ненавидят, а в Забайкалье, где уже мало кто помнит, кто такой Унгерн, висят памятные таблички с указанием места каждого его допроса. Евразийцы, военные, казаки, монархисты, журналисты, писатели, язычники, буддисты, православные интересуются личностью барона Унгерна. Искатели отправляются в Монголию на поиски золота, которое по легенде барон Унгерн закопал там во время преследования, а некоторые почитатели барона приходят в день его смерти на предполагаемое место расстрела в Новосибирске.
Так сложилось, что мой дед снимал кино о революции, а прадед, офицер царской армии, был врагом этой самой революции. Следы его затерялись. Возможно, именно это, а вовсе не божества, расклеенные на стенах комнаты, заставило меня перетряхнуть багаж Унгерна. О прадеде я не знаю вовсе ничего, кроме того, что вижу на фотографии. Мы вообще, как сироты, – выросли без дедов и прадедов. Никто из них не доживал до старости.
Съёмки дилогии в Бурятии вдруг выявили невероятное: в 2015-ом году (в России) люди боятся рассказывать, на чьей стороне сражались их прадеды. Предпочитают молчать. Боль Гражданской войны продолжает жить в нас. Она не искуплена. Не пережита.
Из двух воюющих сторон мы всегда, безусловно, должны были чтить интересы того, кто оказался более жесток и коварен. Заслуги побеждённых с легкостью приписывали себе победители. Но почему одни убийцы должны вызывать у нас уважение или священный ужас, а другие – находиться в тени? Почему проигравшие считаются злодеями, а те, кто захлебнулся в крови, как ни в чём ни бывало стоят на каждой площади?
Все эти мысли захватывали меня в период работы над первым фильмом дилогии «Последний поход барона», но и это состояние уже прожито: больше нет никакой накипевшей ненависти к большевикам. Есть принятие истории. Произошла большая трагедия, но этот процесс нельзя оценивать эмоционально. Революция не была случайностью, столько речек и ручейков народилось прежде, чем рванул гейзер, а оплакиваемый мною (больше из-за чудовищности расстрела) Николай II не был святым и тоже устраивал бойни, навлекая на себя буддийский бумеранг – возврат тебе того, что ты выпустил в реальность и как поступил по отношению к людям. Да и Монголия осталась независимой по сегодняшний день, благодаря своему – временами ужасному, временами полезному – соседству с уже советской Россией. В отличие, например, от Тибета, который последние десятилетия теряет свою историю метр за метром.
Как любят говорить буддисты, не стоит делать скорых выводов, не нужно раннего подведения итогов – только по прошествии большого отрезка времени станет ясно, чем были те или иные события на самом деле. Справедливость берёт своё, и тоже – со временем.
Фильм «Похищение Богдо-хана» косвенно затрагивает и эти моменты, но основной сюжет раскрывать сейчас не хотелось бы – в первую очередь это фильм-эксперимент. И как автор и режиссёр, я ещё нахожусь в поиске вместе с оператором.
Крадфандинг документального фильма «Похищение Богдо-хана» открыт. Будет здорово ощутить вашу поддержку.
Автор сценария и режиссёр Дарья Хренова
Поддержать проект можно на платформе Planeta.ru.
Продолжение дневника кинодокументалиста-краудфандера Дарьи Хреновой следует.
Похожие новости
В Москве покажут документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой»
Россия, Москва. 13 ноября 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
Какие фильмы вошли в национальную конкурсную программу ”Флаэртианы”
Россия. 4 июля, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Что возмутило зрителей на показе фильма Светланы Стасенко “Курс молодого шамана”
Россия. 1 февраля, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO