Елена Демидова: “Человек меняет свою жизнь, это тяжело, результат не ясен, но это именно то, что надо снимать”. Дневник. Выпуск №1
Россия. 29 июля, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
В начале июля 2021 года кинодокументалист Елена Демидова объявила о начале сбора средств на завершение фильма об актрисе Театра.doc Марине Клещёвой.
Уже несколько лет наша редакция поддерживает документалистов, которые создают фильмы с помощью краудфандинга, предлагая им вести дневники в течение всей крауд-кампании. В дневниках авторы фильмов рассказывают, как идёт сбор средств, делятся приобретаемым опытом, лайфхаками, историями ошибок и успехов.
С 29 июля вместе с Еленой каждый четверг мы будем публиковать на REALISTFILM.INFO новый выпуск дневника, в котором режиссёр в режиме реального времени расскажет о ходе крауд-кампании.
О том, как зарождалась и развивалась идея фильма “Третья жизнь Марины Клещёвой“, как театр помог Марине выйти из тюрьмы досрочно, какую роль в её судьбе сыграла основатель Театра.doc Елена Грёмина и что значит история Марины лично для режиссёра фильма – читайте в первом выпуске дневника Елены Демидовой.
29 июля, 2021 года. Москва
Мы начали сбор средств на фильм “Третья жизнь Марины Клещёвой“ три недели назад. Можно уже рассказывать о первых успехах, удачах и неудачах, проблемах и о том, как мы их пытаемся решить. Это очень живой и сложный процесс, и я думаю об этом важно рассказывать, потому что с одной стороны это действительно реальный способ финансирования кино, а с другой – это очень специфический способ, со своими подводными камнями, со своими секретами, а иногда и вообще какими-то неожиданными чудесами. Хотя чудо может случиться или не случиться, а то, что это каждодневная большая работа – это факт.
Про опыт краудфандинга
Для меня это не первая крауд-кампания, в 2016 году я собирала средства на завершение фильма «Последний мужчина», который снимала во время и после пожаров 2010 года. Это был успешный крауд – фильм вышел, у него хорошая фестивальная история и показы в разных частях света. Тогда я вообще работала одна, я была и режиссёром и продюсером фильма. Я себя порой сравнивала с уличным музыкантом: это было такое практически ежедневное выступление с рассказами о герое, с картинками, с видео, с какой-нибудь историей из фильма, благо он был уже снят, и там было много крутого материала. И мне, конечно же, помогали друзья – они предлагали интересные бонусы – кто-то свои картины, кто-то изделия, кто-то какие-то поездки и экскурсии, писали в поддержку, делали перепосты. Ну и вкладывались, конечно, кто как мог.
На платформе для краудфандинга – а я вела кампанию по сбору на Planeta.ru – очень важно даже самое маленькое движение средств, тогда проект как бы «всплывает» наверх на самой платформе и его видят люди, которые постоянно обитают на этой «планете», а такие есть! Многим людям просто нравится попадать в титры фильмов, например. А каждый, кто вложил даже небольшие средства, в эти титры попадает. Но там же есть и какие-то люди или даже организации, готовые много вложить в ваш проект.
Мне, например, перевели практически половину суммы. Это был фонд Зимина. К тому времени он был уже закрыт в России, но эндаумент в Калифорнии у них оставался и они частным образом помогали каким-то проектам. Но чтобы они тебя заметили, надо было «петь и плясать» каждый день как уличному музыканту, да!
О фильме “Третья жизнь Марины Клещевой“. Предистория
Я давно дружу с Театром.doc. Очень люблю тех, кто его делает, и много снимала в театре просто для хроники, особенно когда началась история с переездами театра в конце 2014-го года. И однажды я попала на так называемый свидетельский спектакль, где незнакомая мне женщина на рассказывала о своей жизни – о том, как сидела в тюрьме, как туда пришёл театр, как она играла короля Лира, как потом вышла из тюрьмы, как жила. Это была Марина. Я отметила тогда “какая сильная натура”, но в общем продолжила жить дальше свою жизнь.
Но Елена Грёмина, руководитель театра, умела видеть талант, умела чувствовать будущее человека, она стала вводить Марину в другие спектакли, вовлекать её в жизнь театра, помогать ей, и однажды я вдруг поняла, что на моих глазах с человеком происходит то, что и есть предмет кино – человек меняет свою жизнь, человек меняется сам, это происходит трудно и тяжело и результат ещё не ясен, но это именно то, что надо снимать! И я начала снимать.
Потом я встретилась со своими продюсером Лизой Антоновой, она руководит киностудией “Пассажир“. Это очень мощная студия, она продюсирует все фильмы, например, Александра Миндадзе. Лизе тоже запала в душу эта история. И мы вместе прожили с этой историей уже больше пяти лет жизни.
В 2016 году мы получили субсидию от Министерства культуры на фильм. Но субсидия закончилась, а кино нет. Оно снималось почти четыре года – не потому что было лень или некогда снимать, а потому что сама история Марины продолжалась до тех пор, пока я однажды не поняла – кино кончилось, Марина здесь, на этом берегу. Мы начали работу с материалом (за четыре года отснято больше 100 часов), затем приступили к монтажу. И сейчас собственно собираем средства на монтаж, цветокоррекцию и саунд-дизайн фильма.
О названии фильма. Почему “третья жизнь“.
У нашей героини действительно было три очень разных жизни. Первая, обычная, резко оборвалась в 20 лет, когда Марина впервые попала в тюрьму. Попала глупо, почти случайно: пока одни дрались и выясняли отношения, другие за их спиной совершили ограбление. Посадили всех. Потом был короткий период на воле и снова тюрьма. На этот раз надолго.
Это могла быть очередная история сломанной жизни, но Марине повезло. Тогда, в начале 2000-х, в тюрьмы пришли работать психологи и правозащитники. А однажды в Шаховской колонии, где отбывала срок Марина, появились люди из театра и стали ставить с заключёнными спектакли. Это и был Театр.doc. И Марина начинает играть в спектаклях, петь, сочиняет стихи, участвует в тюремной самодеятельности. Это в значительной степени помогло ей выйти из колонии досрочно.
Впрочем, это совсем не означало, что новая жизнь начнётся автоматически. Старые друзья, город Серпухов, в котором работа для бывшей заключённой нашлась только на рынке, полукриминальная среда – тюрьма по-прежнему рядом. И только когда в истории Марины вновь появляется театр, – когда Елена Грёмина буквально вводит её в новое пространство, помогает ей стать частью среды театра, а Марина принимает эту помощь и этот вызов – и начинается трудное освоение новой профессии, нового пространства. Тогда и начинается новая жизнь – третья жизнь Марины Клещёвой.
Тогда и начинается наше кино.
Мы снимали Марину с самого начала её новой жизни, наблюдали, как она меняется, падает, поднимается, впадает в отчаяние и ищет способы выжить в этом новом для неё мире. Она первый раз летела на самолете, первый раз выехала на гастроли за пределы России. Ей пришлось учиться разбираться с кастингами, продюсерами, актёрскими агентствами и прочими атрибутами непростой театральной и киножизни.
Её зовут сниматься в кино, и не кто-нибудь, а сам Кирилл Серебренников в фильме “Ученик“, а потом Сергей Лозница в “Кроткой“. Ей помогают новые друзья, правозащитники и благотворители. Впервые в жизни она поняла, что помощь может быть бескорыстной. Много, много хорошего и прекрасного в этой новой жизни, включая счастье совместного творчества, радость от хорошо сделанного дела, дружеские объятия и зрительскую любовь. Но есть много трудного и непростого. Не такие мы белые и пушистые. Марину очень долго воспринимают только как экзотического персонажа, всё время вспоминают тюрьму, а она уже движется дальше, она хочет выйти из роли.
При этом старая жизнь постоянно тянет её назад. Да, фильмы Лозницы и Серебренникова показывают в Каннах, а значит и её, но у неё нет жилья и часто нет денег на сигареты. Её товарищи после спектакля идут в кафе, а она везёт передачу мужу – в тюрьму. Её друзья идут на митинги протеста, а она долго не решается, потому что у неё есть судимость – ей опасно попасть в полицию. Но однажды она решается и счастлива от этой победы.
Но жизнь очень жестока. Однажды не станет Лены, однажды у Марины убьют единственного сына, Марина сама сильно заболеет. Это всё очень драматичная история. И для меня она очень личная. Марина стала частью моей жизни, и мои эмоции, моё сочувствие и моя радость от удач и сопереживание счастья тоже будут в фильме.
Две жизни Марины всё время борются и мешают друг другу. Что победит? Выстоит ли Марина? Что её ждёт впереди? Это вопросы, на которые в начале пути не было ответа. В этом и сила этой истории для кино – что мы вместе прошли этот путь, и зритель пройдёт его вместе с нами!
Поддержать проект можно на платформе Planeta.ru.
Текст: Елена Демидова.
В материале использованы фото из личного архива Елены Демидовой.
Материал опубликован в рамах направления ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO “Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества”.
От редакции. О направлении в поддержку документалистов-краудфандеров.
Несколько лет назад команда REALISTFILM.INFO придумала и открыло направление по поддержке документалистов, которые собирают средства на фильм с помощью краудфандинга. Мы предлагаем режиссёрам фиксировать ход крауд-кампании и делиться своими соображениями и впечатлениями. Выпуски дневников и видеодневников документалистов-краудфандеров выходят на REALISTFILM.INFO.
Это помогает режиссёрам не только привлечь внимание к своему проекту, но и рассказать о полезном опыте сбора средств коллегам и зрителям, которые не всегда знают, сколько переживаний и перипетий проходит документалист, чтобы реализовать свою идею в лучшем виде.
Надеемся, что задуманное направление послужит развитию авторской кинодокументалистики (в чём собственно и заключается одна из ключевых задач нашей редакции).
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
“Мне хочется понять судьбы людей внутри Левиафана”. Александр Марков о фильме “Красная Африка” и документалистике
Россия, Москва. 25 октября. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Джем Коэн на “Послании к человеку”: «У меня чувство, что кино вытесняет на обочину повседневную жизнь людей»
Россия, Санкт-Петербург. 18 сентября, 2018 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
”Сегодняшняя Марина Клещёва – другая. Она уже здесь, на этом берегу”. Елена Демидова о жизни героини после съёмок. Дневник краудфандера. Выпуск 6
Россия. 2 сентября, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO