С 17 ноября в российский прокат вышел документальный фильм «Мозг. Вторая Вселенная»
О том, что осталось за кадром, почему Татьяна Черниговская отказалась от участия в съёмках и чем картина интересна широкой аудитории ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO поговорило с режиссёром и героями картины
Россия, Москва. 17 ноября 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
С 17 ноября в российский прокат вышел научно-популярный фильм Юлии Киселёвой «Мозг. Вторая Вселенная».
Создание документальной картины о тайнах человеческого мозга началось в конце 2014 года. За прошедшие три года специально для съёмок были организованы и проведены научные эксперименты, демонстрирующие сложность и загадочность мозга – введение в гипноз, проверка в детском саду дошкольников на конформизм и даже выращивание жуков-киборгов.
«Мозг. Вторая Вселенная» впервые был показан в Москве 17 октября, в рамках VII фестиваля кино о науке и технологиях. Премьерный показ картины в Центре документального кино посетила съёмочная группа ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO. После показа режиссёр Юлия Киселёва поделилась своими впечатлениями о реакции зрителей и рассказала о сложностях, которые возникали при создании картины, а герои фильма, нейробиолог Василий Ключарёв и синестет Анастасия Горбунова, ответили на вопрос, для чего зрителю нужно смотреть фильм об тайнах человеческого мозга.
ВОПРОС: 18 октября фильм был показан на открытии кинофестиваля «Мир знаний» в Санкт-Петербурге. Сейчас завершился премьерный показ в Москве. Какие у тебя впечатления о первых показах и о реакции зрителей?
Юлия КИСЕЛЁВА: Как сейчас сказали, моментально на одном дыхании всё пронеслось и для меня это самое главное. Самое страшное было бы, если бы с половины фильма люди бы стали уходить. Но и там, и здесь все досидели до конца, остались и на титрах, вопросы-ответы. Так что я думаю, что… нас это радует.
ВОПРОС: Ты говорила, что не весь отснятый материал удалось поместить в фильм. Много ли осталось за кадром?
Юлия КИСЕЛЁВА: Очень много. Например, мы убрали эпизод, где девушке под гипнозом внушали, что ей пять, 10 лет. А ей 22 года. И просили написать имя на доске. Она писала в 22 года «Меня зовут Апполинария», в 10 лет – она писала «Полина», пять – она писала «Поля» корявыми буквами, она верила, что ей пять лет. И я выложила этот кусок, но очень многие говорили, что она актриса, мы не верим в это. Я и поняла, что вот этот кусок, наверное, не стоит вставлять, потому что, действительно, люди просто не верят, что это с ней происходит. От каких-то вещей мы по этим соображениям отказывались.
ВОПРОС: Насколько я знаю, про гипноз осталось очень много материала…
Юлия КИСЕЛЁВА: Да, мы даже подавали заявку в Министерство культуры на фильм про гипноз. Нас не профинансировали. Поэтому фильма про гипноз пока не будет.
ВОПРОС: Во время дискуссии ты сказала, что были проблемы с питерскими учёными, которые не согласились сниматься в фильме.
Юлия КИСЕЛЁВА: Вот меня все спрашивают про Татьяну Владимировну Черниговскую (Татьяна Черниговская – российский биолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, автор научно-популярных лекций о мозге, участник и ведущая научно-популярных телепередач и фильмов, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СпбГУ – Прим. IA_RFI) она отказалась сниматься у нас в фильме. Она отписывалась, что у нее времени нет сниматься в кино у нас. И также в институт мозга (Институт мозга человека имени Н. П. Бехтеревой РАН. – Прим. IA_RFI) мы писали – тоже… Вот Виктор Михайлович Аллафердов (Виктор Аллафердов – заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии СПбГУ. – Прим. IA_RFI) он ответил, согласился, и для меня это было важно, показать разные школы, потому что в науке тоже есть разные направления. И учёные, действительно, спорят по поводу одного и того же эксперимента, поэтому нам важно было показать именно разные мнения.
ВОПРОС: Сейчас зрители делились тем, что нового они узнали о мозге, посмотрев фильм. А что стало открытием для тебя в процессе трёх лет создания этой картины?
Юлия КИСЕЛЁВА: Для меня на самом деле каждый съёмочный день был открытием, и каждый разговор был открытием – для меня всё было открытием.
Я-то думала, что сейчас я приду к учёным – они мне всё расскажут. Самым большим открытием было то, что никто ничего не знает. Наверное, так.
ВОПРОС: Чем этот фильм интересен широкой аудитории?
Юлия КИСЕЛЁВА: Мы сейчас показали людей. Мы понимаем, что они другие, потому что у них по-другому мозг работает, и что не надо быть агрессивно. Как Степан говорит, люди ведут себя как полные придурки, когда сталкиваются с тем, что не могут понять. Он очень расстаривается, что люди его понять не могут. Или Аллафердов, который говорит про конфликты. Почему возникают конфликты? Потому что я вижу мир так, а ты по-другому. А ты думаешь, что я так же вижу мир. Это такое философские вопросы, которые тоже хотелось в этом фильме поднять. Чтобы человек посмотрел кино и задумался, может быть, стал как-то более терпимо к другим людям, как-то так.
Героиня фильма, синестет Анастасия Горбунова:
Мы видим мир абсолютно по-разному, но при этом ожидаем от другого человека, что он видит его так же. Из-за этого строится конфликт: я говорю, что этой синий, он говорит, что это белый, и мы начинаем думать, что у тебя с головой что-то не так. Когда ты видишь, что люди бывают абсолютно разные, причём настолько, что кто-то не различает лица, а кто-то видит дни недели цветом, ты понимаешь, что мир, он абсолютно разный, и люди в нём тоже разные. Это позволяет какую-то толерантность в себе развивать, больше понимания, сострадания, в каких-то моментах. Мне кажется, именно с этой точки зрения это первый эффект, который фильм на людей окажет.
Российский нейробиолог, Василий Ключарёв:
Я большой фанат фильмов BBC. Я может и заинтересовался биологией, мозгом под влиянием научно-документального кино. Для меня это с детства что-то очень важное. Поэтому я очень уважаю этот проект.
Может быть, я что-то пропустил, но пока за четыре года работы в Москве, я не припомню такого глубокого серьёзного фильма о мозге с самых разных сторон. Хотя в микропроектах я участвовал, они, конечно, любопытные, их довольно много. Некоторые говорят, что сейчас нейромания – всем интересно услышать про мозг. Я даже испугался за них, когда посмотрел первую версию фильма, я сказал, что оно мне нравится, но любой продюсер, с кем бы я сталкивался в Москве, сказал бы «Ребята, это слишком умное кино». Но я-то как раз его большой фанат.
ВОПРОС: Как Вы думаете, чем этот фильм интересен широкой аудитории?
Василий КЛЮЧАРЁВ: Мне кажется, что это внутренний вызов поднять интеллектуальную планку. Если вы хотите узнать о себе что-то новое, не развлечься в чистом виде, – это, конечно не развлечение. Там будут невероятно интересные сюжеты, про синестетиков, про людей, не видящих лица, про гипноз, – это всё завораживающе. Но, мне кажется, главный повод – это чуть повысить интеллектуальную планку, узнать то, чего вы не знали и подумать глубоко и серьезно о себе и о собственном мозге.
Interview: Daria Burlakova
Camera: Alik Sandor
Информацию о показах фильма «Мозг. Вторая Вселенная» и других событиях ноября смотрите в ежемесячной подборке самых интересных документальных событий по версии ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO Документальная программа.
Похожие новости
Фильмы о Сокурове и Шостаковиче – нет. О Раисе Горбачёвой, Бунине, гнездах поганок – да. Какие неигровые проекты эксперты Минкульта рекомендовали к финансированию
Россия. 11 ноября, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Деятели кинематографа заявили о намерении обратиться в Конституционный суд РФ для отмены прокатных удостоверений
Россия, Москва. 29 декабря 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. К такому решению пришли участники круглого стола, посвящённого проблемам цензуры в
Авторы научно-популярного фильма «Мозг. Вторая Вселенная» начали сбор средств на завершение картины
Почему научно-популярное кино создаётся силами команды энтузиастов, и как можно поддержать документальный проект о тайнах человеческого мозга – режиссёр Юлия