Документальный фильм о тайнах человеческого мозга выйдет в 2017 году
Россия, Москва. 13 марта, 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
«Мозг. Вторая Вселенная» так называется новый документальный полнометражный фильм, работа над которым ведётся с декабря 2014 года. Для 80-минутной картины о тайных и способностях человеческого мозга в научных лабораториях Москвы и Санкт-Петербурга уже отснято более восьми часов материалов. В 2015 году команда проекта начала собирать средства на кинопроизводство с помощью краудфандинга. Автор идеи, режиссёр-документалист Юлия Киселёва рассказала ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO о том, почему они начали снимать научно-популярный фильм на собственные средства, о том, чем создаваемый фильм отличается от телевизионного научпопа, а также чем оказался полезен краудфандинг.
ВОПРОС: Научно-популярное кино увидишь в сетке расписания кинотеатров нечасто. Как на твой взгляд, публика встретит этот фильм?
Думаю, как и любое другое документальное кино. Вообще здесь важную роль играет реклама – то есть донесение до зрителя информации о том, что есть такой фильм и идёт там-то и там-то.
ВОПРОС: Как проходит работа в научных лабораториях и общение с учёными? Легко ли они согласились открыть двери в закрытый для большинства мир своих исследований?
В плане договоренностей не всё просто. Нас, например, не пустили снимать в Курчатовский институт – с героем договоренность была, а руководство института отказало без объяснения причин. Это закрытый объект и всё. Сейчас в одну больницу попасть не можем, где идут нужные нам эксперименты.
ВОПРОС: Нет ли «языкового» барьера ― насколько легко общаться и понимать друг друга с научным сообществом?
Общаться и понимать легко. Гораздо сложнее придумать, как уйти в фильме от текста, от интервью и решить тот или иной эпизод визуально.
ВОПРОС: Какие способы «перевода» с научного языка на массово понятный будут использоваться в фильме?
Во-первых, наши герои понимают, что объясняют свои теории людям, которые ещё вчера ничего не знали о предмете разговора. И они стараются говорить понятно. Во-вторых, я надеюсь использовать в картине авторскую анимацию.
ВОПРОС: Сейчас среди документальных фильмов, которые идут по телевидению, многие заявляются именно как «научно-популярные». Чем этот фильм будет отличаться от научно-популярного кино, которое большинство зрителей привыкли видеть по телевизору?
Для меня то, что производится телевидением, не называется кино. По очень простой причине: ТВ и кино – вещи абсолютно разные. Кино рассчитано для просмотра в кинотеатре, ТВ – дома перед телевизором с перерывом на рекламу. ТВ должно каждую секунду держать зрителя, чтобы он не нажал кнопку и не переключился на другой канал. А кино может позволить себе другую глубину и ритм. Если прямо говорить про отличия, мне, например, хочется сделать картину без закадрового текста, что в научпопе сложно, потому что нужно многое объяснять. Ну или хотя бы хочется не делать текст двигателем сюжета. Оставить его, например, только для объяснения научных терминов. Хочется иметь в картине все технические и художественные составляющие кино – музыку, написанную композитором специально по нашим задачам, цветокоррекцию, звукорежиссуру, хорошее сведение звука — под кинотеатры, а не под телеящик.
ВОПРОС: Некоторые герои фильма – люди с особенностями восприятия мира. Как вы с ними познакомились?
Ты сейчас, наверное, про синестетов говоришь. Есть один человек – Антон Сидоров-Дорсо, аспирант кафедры психологии МГПУ, который занимается изучением синестезии. Он проводит различные эксперименты с синестетами, знает многих и предложил им принять участие в съёмках нашего фильма. Так мы сняли с ними первые интервью. Сейчас я готовлю съёмки ещё одного эпизода, которые будут строиться уже не на интервью.
ВОПРОС: Почему из всех способов финансирования выбран краудфандинг? Как ты в принципе оцениваешь ситуацию с производством научно-популярного кино России?
При поддержке Министерства культуры я сняла десять фильмов, сейчас одиннадцатый в процессе производства. То есть, можно сказать, что практически все мои фильмы финансировались Минкультом. Но из тем, на которые выделяются субсидии убрали «научно-популярные фильмы». Я отметила для себя, что сейчас нет такой темы в субсидиях и всё. Значит, не можем мы подавать заявку на обычные субсидии Минкульта. Значит, надо искать другие варианты. До 2015 года, наверное, что-то снималось и сдавалось в Минкульт по научно-популярной тематике. Но я не видела ничего. В Минкульт много сдается того, что после ни коллеги, ни зрители не видят. Знаешь, у меня ощущение, что нет у нас производства научно-популярного кино. Где оно? Где картины? Маша Пономарева любит научно-популярное кино и движется в этом направлении, но опять же в силу отсутствия финансирования сейчас не снимает. Из последних помню только фильм Димы Завильгельского «В поисках волн и частиц». Есть Екатерина Ерёменко. Она снимала «Чувственную математику» и «Буквальную геометрию». Но живёт она, кажется, в Берлине. Может, что-то я упустила. Но больше не вспомню. Опять же – ТВ я не рассматриваю.
ВОПРОС: Был ли у тебя раньше опыт сбора средств на фильм с помощью краудфандинга?
Да, мы в 2013 году собирали небольшую сумму, 50 тысяч, на завершение производства фильма «Детство на берегу реки». Собрали.
ВОПРОС: А как ты оцениваешь этот опыт сбора средств на фильм «Мозг. Вторая Вселенная»? Рассматриваешь ли такой формат финансирования для производства следующих своих фильмов? Или, что называется, «больше никогда»?
Никогда не зарекаюсь (улыбается). Вообще краудфандинг – это не только про деньги. У меня, благодаря ему, во-первых, появилось много интересных и нужных знакомств. Во-вторых, это хороший способ проверить, интересна ли тема зрителю, и какому именно зрителю, и что ему в этой теме понятно, а что нет и т.д. А это важно, особенно в начале производства. Полноценным финансированием фильма в нашем конкретном случае я бы не стала называть краудфандинг. Эта сумма – чтобы нам сейчас существовать, отдать долги и продолжать снимать, хоть раз в месяц. Параллельно мы ищем спонсоров. А так как я делаю это впервые, многое делаю неправильно, и все это затягивается. Никогда не хотела быть продюсером, но тут просто вынуждена этим заниматься. Просто, если я за что-то берусь, то стараюсь доводить до конца.
_
СПРАВКА
О ФИЛЬМЕ «МОЗГ. ВТОРАЯ ВСЕЛЕННАЯ»
По словам авторов, название фильма «Мозг. Вторая Вселенная» связано со словами российского биолога, психолингвиста, доктора биологических и филологических наук Татьяны Черниговской: «Я не могу сравнить мозг ни с чем, кроме как со Вселенной. И это не художественный образ, я говорю научную вещь. Потому что количество связей, образуемых в мозгу, — а это и есть мышление – превышает количество элементарных частиц во Вселенной!».
Для 80-минутного фильма уже отснято более восьми часов материала в различных лабораториях Москвы и Санкт-Петербурга. Однако, как сообщили авторы фильма IA_RFI, продолжение фильма не планируется. Выпуск картины «Мозг. Вторая Вселенная» намечен на 2017 год. На данный момент автор идеи и режиссёр Юлия Киселёва параллельно со съёмками ведёт поиск финансирования и партнёров. Общий бюджет фильма составляет 5 850 000 рублей. На первом этапа команда объявила о сборе 450 000 рублей. В настоящее время с помощью краудфандинга проект собрал 89% от этой суммы.
При удачной реализации, первый телевизионный эфир состоится на телеканале 24.DOC. «Но мы рассчитываем на показ картины не только на телевидении, но и в кинотеатрах, – сообщила творческая группа картины. – Кинофильм примет участие в различных кинофестивалях и форумах. Мы рассчитываем на аудиторию как российских, так и международных фестивалей». Также картина появится в свободном доступе в Интернете, где её смогут увидеть все желающие. Фильм рассчитан на широкую аудитоию 12+.
«Мозг. Вторая Веселенная» можно назвать не только научно-популярным, но и философским фильмом (картина затрагивает темы пределов человеческих возможностей, космоса, бессмертия, природы творчества и души), конечно, документальным – ведь помимо новейших научных разработок в основе фильма – конкретные люди, со своими историями и судьбами.
Похожие новости
“Кажется, что фильм посвящён очень актуальным событиям”. Зрители о “Годовщине революции” Дзиги Вертова
Россия, Москва. 20 сентября, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Особенности проката неигрового кино из регионов. Расшифровка дискуссии “Региональное кино — дорога к зрителю”
Россия. 24 декабря, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Премия “Лавровая ветвь” принимает заявки до 1 сентября
Россия. 19 августа, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO