Документальная программа. Ноябрь, 2017

Документальная программа. Ноябрь, 2017

Cамые интересные документальные события наступившего месяца – в ежемесячной подборке ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO

Россия. 1 ноября, 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

В традиционную ежемесячную подборку ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO вошли самые интересные документальные события ноября: выход в прокат документального фильма «Последний вальс», расписание показов документальных фильмов Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», открытие нового сезона киноклуба «Диалог.DOC», показы документальных фильмов, которые пройдут в рамках выставки оцифрованного архива ТАСС, Кинофестиваль Гёте-Института в Москве Blick, посвящённый Харуну Фароки и др.


С0 2 ноября выходит в прокат документальный фильм «Последний вальс»
(Реж.: Юлия Бобкова, Россия, 2017, 78 мин.)

Кадр из фильма "Последний вальс"

Кадр из фильма «Последний вальс»

Герой ленты — Олег Каравайчук, композитор, автор музыки к картинам Киры Муратовой, Виталия Мельникова, Петра Тодоровского, Ильи Авербаха. Незаурядный художник с грустью осматривает изменившийся до неузнаваемости поселок Комарово под звуки своего финального творения – «Вальс Комарово». Автор фильма Юлия Бобкова провела некоторое время в общении с Олегом Каравайчуком в Комарове, знаменитом месте притяжения советской интеллигенции, где музыкант прожил половину жизни и создал многие известные произведения. Из этой встречи родился документальный фильм «Последний вальс». Лента стала полнометражным неигровым дебютом Юлии Бобковой. «Последний вальс» участвовал в документальном конкурсе XXXIX ММКФ, был отмечен спецпризом документального жюри на кинофестивале «Окно в Европу» и удостоился награды за лучший дебют на 28-м фестивале документального кино «Россия».

Показы состоятся в Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Калининграде, Курске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Перми, Саратове, Сочи, Уфе, Ярославле.
Подробную информацию о площадках можно найти на сайте официального прокатчика картины.


1-24 ноября
«Главные кадры: ТАСС открывает фотоархивы»
Москва, Центральный выставочный зал «Манеж». Адрес: Манежная пл., 1

В 2015–2016 годах информационное агентство России ТАСС провело оцифровку и систематизацию уникального исторического архива фотографий ТАСС. За два года специалисты оцифровали, отсканировали и систематизировали свыше 850 тыс. изображений ХХ века. Фотографии были загружены в банк данных фотослужбы ТАСС и теперь доступны не только профессионалам, но и широкой общественности. Большая часть из представленных в архиве снимков ранее не публиковалась. Для выставки «Главные кадры» в Центральном выставочном зале «Манеж» из оцифрованного архива ТАСС были отобраны около тысячи фотографий, отражающих знаковые события ХХ века. Также в программе – дискуссии и показы документальных фильмов.

1 ноября (среда), 19:00
Показ фильма «Цвет нации» о русском фотографе Сергее Прокудине-Горском
(Реж.: Сергей Нурмамед, Россия, 2013, 76 мин.)

С.М. Прокудин-Горский. Крестьяне на покосе. 1909 год. Источник: www.prokudin-gorsky.org

С.М. Прокудин-Горский. Крестьяне на покосе. 1909 год. Источник: www.prokudin-gorsky.org

Документальный фильм о русском фотографе Сергее Прокудине-Горском, который зафиксировал в цвете несколько тысяч объектов Российской империи. Сергей Прокудин-Горский — пионер цветной фотографии в России. В его снимках открывается цветная летопись дореволюционной России. Только по этим редким фотографиям можно представить себе, какого цвета был Невский проспект, какой была старая Москва, какие цвета преобладали в одежде и как на самом деле выглядели жители империи сто лет назад.

После показа состоится обсуждение фильма с Леонидом Парфёновым.
Вход свободный. По регистрации.

9 ноября (четверг), 19:00
Дискуссия «ТАСС Говорит: АРХИВ»

Дискуссия даст возможность обсудить значимость государственных, музейных, библиотечных и частных фотоархивов России, а также мировой опыт обнародования ранее недоступных собраний. Как и почему собирались фотоархивы, как сохранять и пополнять архив в цифровую эпоху, что делать с найденными архивами, какова роль архива в истории и в формировании мифов и образов — на все эти вопросы ответят участники дискуссии.

11 ноября, 17:00
Показ документального фильма «За кадром. Фотожурналистика изнутри»
(Реж.: Кэти Пирсон, Великобритания, Франция, США, Ирландия, 2013, 70 мин.)

«За кадром. Фотожурналистика изнутри» — это биография целой эпохи на примере одного человека. Главный герой фильма — Джон Моррис, знаменитый американский фоторедактор, бывший свидетелем и участником огромного количества теперь уже исторических событий ХХ века. Именно он опубликовал в Life репортаж Роберта Капы о высадке союзников в Нормандии. Он близко дружил со всеми основателями агентства Magnum и был единственным в истории агентства, кто занимал должность исполнительного фоторедактора. Моррис опубликовал на первой полосе New York Times сделанную Эдди Адамсом фотографию вьетнамца с приставленным к его виску пистолетом. В фильме Джон Моррис не только рассказывает о своей жизни, но и рассуждает о профессии. И этот разговор поддерживают его небезызвестные коллеги, друзья и ученики: корреспондент CNN Кристиан Аманпур и фотожурналисты Питер Тернли, Джеймс Нахтвей, Дон Маккалин, Марк Рибу, Стэнли Грин, Паоло Пеллегрин, Либрадо Ромеро. Быть фотожурналистом — означает так или иначе быть втянутым в военные действия, быть свидетелем, а иногда даже и невольным участником. Именно этой теме во многом посвящён фильм. Переведен и выпущен на русском языке к выходу книги Говарда Чапника «Правда не нуждается в союзниках» в 2016 году.

Демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
Вход свободный. По регистрации.

15 ноября, 19:00
Показ документального фильма «Примечания к прошлому»
(Реж.: Галина Долматовская, Россия, 2006, 59 мин.)

Документальный фильм «Примечания к прошлому» рассказывает о фотокорреспонденте Евгении Халдее. Будучи мальчиком, он пострадал от «черной сотни», члены которой вломились и расстреляли его семью. Мать закрыла сына, и свинец, пронзив тело, застрял в легком Халдея. Дальнейшая жизнь мальчика была также трудна и тяжела. Евгений стал известным военным фотокорреспондентом. Его снимки печатались в энциклопедии, ему же принадлежит не только легендарный снимок «Знамя Победы над Рейхстагом», но и само знамя. Евгений Ананьевич снимал Великую Отечественную войну от Мурманска до Берлина, делал кадры с Красной площади на Параде Победы, на Нюрнбергском процессе и во время других значимых событий того времени. Режиссер фильма — Галина Долматовская, дочь известного советского поэта Евгения Долматовского, друга Халдея. Фильм построен на фотографиях, многие из которых не вошли ни в первую (Witness to History: The Photographs of Yevgeny Khaldei, Aperture, 1997), ни во вторую (Khaldei, Un Photoreporter en Union Sovietique, Editions du Chene, 2005) халдеевские книги, и фрагментах интервью фотографа, которое он дал Долматовской еще в 1995 году, за два года до смерти.

После показа фильма состоится обсуждение фильма с режиссёром Галиной Долматовской, продюсером Натальей Ивановой и дочерью Евгения Ананьевича — Анной Халдей. Дискуссия будет посвящена истории создания фильма и судьбе Халдея.

Вход свободный. По регистрации.

17 ноября, 19:00
Показ цикла фильмов «Жизнь будет фотографией»
(Реж.: Олег Климов, Екатерина Богачевская, Россия, 2009, 70 мин.)

Фильмы из цикла «Жизнь будет фотографией» познакомят зрителей с творчеством людей, которые сыграли важную роль в развитии отечественной фотографии. Это уникальный сборник, который объединил в себе три истории о невероятно разных людях: Валерии Щеколдине, Ляле Кузнецовой и Георгии Колосове. После показа фильмов один из авторов проекта — Екатерина Богачевская — расскажет об идее цикла «Жизнь будет фотографией», о процессе съемок и том, что осталось за кадром. Герои фильмов Валерий Щеколдин и Георгий Колосов лично ответят на все вопросы зрителей, в обсуждении также примет участие дочь Ляли Кузнецовой — Влада Кузнецова.

Вход свободный. По регистрации.

18 ноября, 17:00
Показ документального фильма «Роберт Капа — в любви и на войне» (Реж.: Энн Мейкпис, США, 2003, 90 мин.)

Роберт Капа и Герда Таро

Роберт Капа и Герда Таро

Роберт Капа —  один из самых известных военных фотокорреспондентов за всю историю фотографии. Он оставил после себя тысячи снимков, которые до сих пор вдохновляют фоторепортёров со всего мира, и всего один полноценный текст — «Скрытую перспективу». Выполняя заказы для различных изданий, Капа посмотрел на Вторую мировую с разных сторон: он снимал в Англии, в Северной Африке, в Италии, Франции и Германии. Только появившись, его кадры с места событий мгновенно облетали передовицы всех американских газет.
В фильме рассказывается о жизни легендарного военного фотографа, его профессиональной и творческой судьбе. О его яркой личности вспоминают историки фотографии и те, кому довелось знать мастера лично — Картье-Брессон, Хироши Кубота, Стивен Спилберг. В фильме представлено множество фотографий, исторических видеоматериалов. Полная приключений жизнь Капы дала возможность авторам сделать не заурядный байопик, а захватывающий и трогательный фильм о любви и войне, вслед за самим Капой показав, насколько ужасна война и насколько прекрасен человеческий дух.

Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.

Российская премьера фильма состоялась в 2010 году и была приурочена к выходу книги Роберта Капы «Скрытая перспектива» на русском языке.

Вход свободный. По регистрации.

21, 23 ноября, 19:00
Показ и обсуждение серии документальных видеоинтервью с российскими фотографами

В серии документальных видеоинтервью российские фотографы рассказывают о принципах своей работы, темах и героях своих снимков и на примере «дня с фотографом» показывают, как создается репортаж, начиная со съемки и заканчивая печатью. Герои интервью — известные фотографы, работающие в разных жанрах: документальной, проектной, рекламной фотографии и даже fashion-съемки. Показ видеоинтервью будет сопровождаться комментариями от самих фотографов и позволит поделиться опытом со зрителями и рассказать о новых съемках и проектах.

21 ноября – Игорь Мухин, Григорий Ярошенко, Людмила Зинченко и Валерий Нистратов
23 ноября – Андрей Гордасевич, Яков Титов, Алексей Мякишев

Вход свободный. По регистрации.


8 ноября (среда), 20:00
Показ документального фильма «Почитай отца своего и мать… твою!»
(Реж.: Александра Рахмилевич, Израиль, 2014, 50 мин.)
Киноклуб с Еленой Погребижской. Еврейский музей и центр толерантности. Адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А

Кадр из фильма "Почитай отца своего и мать... твою!"

Кадр из фильма «Почитай отца своего и мать… твою!»

Героини фильма – две сестры Даша и Наталья выросли в Израиле. Совсем малышками отец увёз девочек из Украины, где осталась их мать. О том, что она жива, сёстры узнали много лет спустя, уже после смерти отца. Даша и Наташа решают наладить отношения с матерью. Но порой человек, по крови близкий оказывается совершенно чужим по духу. Путь к тому, чтобы почувствовать себя семьёй, оказывается куда более трудным, чем думали герои картины.

После показа состоится обсуждение фильма с ведущей киноклуба Еленой Погребижской.
Вход свободный.


8-14 ноября

XI МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Адрес: Нижняя Радищевская, 2

Ключевой тематикой нынешнего форума выбрано 100-летие трагических событий, произошедших в России в феврале и октябре 1917 года. Воспроизвести и осмыслить историю тех лет помогут конкурсные и ретроспективные показы документальных и игровых лент талантливейших кинематографистов со всего мира. Всего в программе кинофорума будет представлено свыше 40 фильмов из 15-ти стран мира – Австралии, Аргентины, Великобритании, Германии, Израиля, Латвии, Литвы, Монголии, России, Сербии, США, Украины, Франции, Чехии, Швейцарии.

8 ноября (среда)

Кадр из фильма "Русалим"

Кадр из фильма «Русалим»

11.30 – «ДОРОГАМИ ВСЕЛЕНСКОГО СВЯТОГО ИОАННА ШАНХАЙСКОГО» (Реж.: М. Решетникова, США, 2017, 98 мин., неигровой, вне конкурса)
13:30 – «РУСАЛИМ» (Реж.: В. Шуванников, А.Казакевич, Россия, 2012, 76 мин., неигровой)
15:00 – «ПАТРИОТ» (Реж.: М. Матросов, Россия, 2017, 46 мин., неигровой, вне конкурса)
16:00 – «ПОДВИГ ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА» (Реж.: К.Артюхов, Россия, 2017, 39 мин., неигровой, вне конкурса)
17:00 – «ПРАВОСЛАВИЕ В КИТАЕ» (Реж.: В.Асмирко, Россия, 2013, 44 мин., неигровой)
20:00 – «РАСКАЛЁННЫЙ ХАОС» (Реж.: С. Дебижев, Россия, 2017, 110 мин., неигровой)

9 ноября (четверг)

Кадр из фильма "Деникин. Ильин. Шмелев. Долгий путь домой"

Кадр из фильма «Деникин. Ильин. Шмелев. Долгий путь домой»

 

11:30 – «ТОЛЬКО ПОСЛЕ МОЕЙ СМЕРТИ» (Реж.: Б.Банзрагч, Монголия, 2011, 70 мин., неигровой, вне конкурса)
13:00 – «ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО ГЕНЕРАЛ БАРОН ВРАНГЕЛЬ» (Реж.: Б.Милосавлевич, Сербия, 2013, 54 мин., неигровой)
14:00 – «ПРИСЯГЕ ВЕРНЫ! РУССКАЯ АРМИЯ НА ЧУЖБИНЕ» (Реж.: Г. Огурная, Россия, 2012, 52 мин., неигровой)
15:00 – К 145-летию со дня рождения генерала Антона Деникина «ДЕНИКИН. ИЛЬИН. ШМЕЛЕВ. ДОЛГИЙ ПУТЬ ДОМОЙ» (Реж.: Г. Огурная, Россия, 2008, 52 мин., неигровой, вне конкурса)
17:30 – «РУССКИЕ СКАУТЫ — СКВОЗЬ ГРАНИЦЫ И ВРЕМЕНА» (Реж.: А. Белкин, Австралия, 2017, 17 мин., неигровой, вне конкурса)

10 ноября (пятница)

Кадр из фильма "Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева"

Кадр из фильма «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева»

11:30 – К 130-летию со дня рождения художников Александра Яковлева и Василия Шухаева «ЯКОВЛЕВ И ШУХАЕВ. АРЛЕКИН И ПЬЕРО» (Реж.: А.Гурьянов, Россия, 2015, 41 мин., неигровой, вне конкурса)
12:30 – К 135-летию со дня рождения писателя Георгия Гребенщикова «ТОЛКАЙ ТЕЛЕГУ К ЗВЕЗДАМ…» (Реж.: А.Гурьянов, Россия, 2011, 48 мин., неигровой, вне конкурса)
13:30 – К 100-летию со дня рождения режиссера Юрия Любимова «ЭТО МОЯ СВОБОДА. ЮРИЙ ЛЮБИМОВ» (Реж.: А. Шемятовский, Россия, 2017, 85 мин., телепрограмма, вне конкурса)
15:00 – К 125-летию со дня рождения поэта Марины Цветаевой «ДЕСЯТЬ КОЛЕЦ МАРИНЫ» (Реж.: М.Мигунова, Россия, 2017, 50 мин., неигровой, вне конкурса)
17:30 – К 145-летию со дня рождения импресарио Сергея Дягилева «КУПЕЦ НА ВСЕ ВРЕМЕНА. ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА» (Реж.: С. Астрецова, Россия, 2017, 44 мин., неигровой, вне конкурса)
18:30 – «РУССКИЙ БАЛЕТ БЕЗ РОССИИ» (Реж.: П.Коган, СССР, 1990, 30 мин., неигровой, вне конкурса)
19:00 – К 80-летию артиста балета Азария Плисецкого (Швейцария). «БРАТ АЗАРИЙ» (Реж.: А.Бурыкин, Россия, 2017, 46 мин.,неигровой, вне конкурса)

11 ноября (суббота)

Кадр из фильма "Андрей. Голос вина"

Кадр из фильма «Андрей. Голос вина»

12:30 –  «ДАВНЫМ-ДАВНО» (Реж.: Н.Воронов, Россия, 2013, 39 мин., неигровой)
13:30 – «КРАСНЫЙ ФРИЦ. ЭПОХА РЕВОЛЮЦИЙ И СУДЬБА ФРИЦА ПЛАТТЕНА» (Реж.: Х.Ш.Пфистер, Швейцария, 2014, 50 мин., неигровой)
14:30 – «1917 — ИСТИННЫЙ ОКТЯБРЬ» (Реж.: К.Роте, Германия–Швейцария, 2017, 91 мин., неигровой)
16:00 – «ИСХОД. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ» (Реж.: В. Юмагулова, Россия, 2016, 49 мин., неигровой)
17:00 – «В РОССИЮ ПОПЛЫВЕТ КРОВАТЬ…» (Реж.: М.Раздорская, Россия,2017, 44 мин., неигровой)
20:00 – «АНДРЕЙ. ГОЛОС ВИНА» (Реж.: М. Челищев, США–Германия–Россия, 2017, 98 мин., неигровой)

12 ноября (воскресение)

Кадр из фильма "Процесс"

Кадр из фильма «Процесс»

12:00 – «КОЛЮЧЕЕ ДЕТСТВО» (Реж.: Е. Гореликова, Россия, 2015, 26 мин., неигровой)
12:30 – «ПРОЦЕСС» (Реж.: Г.Филлипс, Латвия–Великобритания–Израиль, 2014, 64 мин., неигровой)
14:00 – «КОЛОБОК СУДЬБЫ МИХАИЛА ПУЗЫРЁВА» (Реж.: Л.Темнова, Россия, 2016, 52 мин., неигровой)
15:00 – Памяти режиссёра Александра Столярова «НЕПРАВИЛЬНАЯ СКАЗКА» (Реж.: Н. Сницар, Украина, 2015, 26 мин., неигровой, вне конкурса)
15:30 – К 85-летию со дня рождения режиссера Андрея Тарковского «ДОМ МАРИНЫ» (Реж.: Д. Руст, Литва, 2012, 57 мин., неигровой, вне конкурса)
16:30 – К 85-летию со дня рождения писателя Фридриха Горенштейна «ФРИДРИХ ГОРЕНШТЕЙН: ОН ЗНАЛ О РОССИИ ВСЁ» (Реж.: Ю.Векслер, Германия, 2015, 81 мин., неигровой, вне конкурса)
18:00 – Творческий вечер режиссёра Иосифа Пастернака (Франция) и показ фильма «МУСОРГСКИЙ. КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» (Реж.: И. Пастернак, Франция, 2012, 53 мин., неигровой,вне конкурса)

13 ноября (понедельник)

Кадр из фильма "Я – Катя Голубева"

Кадр из фильма «Я – Катя Голубева»

12:30 – «Я ВСЁ ТЕБЯ, ДАЛЕКИЙ ДРУГ, ИЩУ…» (Реж.: П.Рузяк, Россия–Чехия, 2016, 15 мин., неигровой, вне конкурса)
13:00 – «МОЯ ЖИЗНЬ С СИНДРОМОМ ТУРЕТТА» (Реж.: К.Глазунов, Германия, 2016, 26 мин., неигровой, вне конкурса)
13:30 – «ВОЛОДЯ» (Реж.: С. Ярмолюк, А.М. Ярмолюк, Аргентина, 2017,80 мин., неигровой)
15:00 – «ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА» (Реж.: А. Гурьянов, Россия, 2017, 48 мин., неигровой)
16:30 – К 85-летию со дня рождения актера Игоря Ледогорова «ИГОРЬ ЛЕДОГОРОВ. ТАИНСТВЕННАЯ ГАЛАКТИКА» (реж. М.Миронова, Россия, 2017, 54 мин., неигровой, вне конкурса)
17:30 – «Я — КАТЯ ГОЛУБЕВА» (Реж.: Наталья Ю, Литва, 2016, 65 мин., неигровой)
19:00 – « ДЫМ ОТЕЧЕСТВА» (Реж.: А. Погребной, Россия, 2016, 70 мин., неигровой)

14 ноября (вторник)

19:00 – Торжественная церемония вручения призов XI МКФ «Русское зарубежье»
21:00 – Показ неигрового фильма, награжденного Главным призом фестиваля.

Вход на показы, творческие встречи и церемонию награждения свободный.


8-26 ноября
Кинофестиваль Гёте-Института в Москве Blick

Кинофестиваль Гёте-Института в Москве Blick’2017 посвящён Харуну Фароки. C 8 по 26 ноября в Центре документального кино и в Государственной Третьяковской галерее будут показаны фильмы немецкого режиссёра Харуна Фароки и произведения немецких и русских кинематографистов, связанных с его творчеством тематически или эстетически.

8-12 ноября
Центр документального кино. Адрес: Москва, Зубовский бульвар, 2

8 ноября,
19:00 – «КАРТИНЫ МИРА И ПОДПИСИ ВОЙНЫ» (Реж.: Харун Фароки, ФРГ, 1988, 75 мин.)

Кадр из фильма "Картины мира и подписи войны"

Кадр из фильма «Картины мира и подписи войны»

Этюд Харуна Фароки о фотографии исследует вопрос применения визуальных образов. О чем способна рассказать фотография женщины, этот фиксирующий «документ», изготовленный по прибытии в Освенцим – той же самой СС, которая потом эту женщину убьет? Как следует обращаться с этой фотографией? А как – с фотографиями алжирских женщин, на которых присутствует не просто изображение человека, но и его страх перед изображением, перед тем, что он попадет на учет, будет официально идентифицирован? В фильме важны скорее не ответы на эти вопросы, а поиск связи между войной, производством визуальных образов и индустрией, который ведётся с помощью киноискусства.

21:00 – «НО СЛОВО «СОБАКА» НЕ ЛАЕТ» (Реж.: Бернард Шох, Германия, 2001, 48 мин.)

Ансамбль «Schlippenbach Trio» (Пауль Ловенс, Эван Паркер, Александр фон Шлиппенбах) существует больше 40 лет и уже давно вошел в историю европейского фри-джаза. Фильм рассказывает об участниках трио, свободной импровизации в их исполнении, о «Зимнем пути» – ежегодной концертной поездке ансамбля по городам Германии – и делает попытку найти визуальное отражение для их музыки.
Гость фестиваля – Бернд Шох.

9 ноября (четверг)
19:00 – «ЖИТЬ В ФРГ» (Реж.: Харун Фароки, ФРГ, Франция, 1990, 83 мин.)

Фильм выявляет потребность общества в контроле над повседневной жизнью и возможными в ней рисками, показывает ее через разнообразные сценарии учений, упражнений, симуляций. Харун Фароки посетил более 40 общественных мест – школ, учреждений, образовательных организаций, клиник и так далее – где возможные ситуации проигрываются, воссоздаются в виде ролевых упражнений, иногда снимаются на пленку, а затем обсуждаются. Человеческие тела могут действовать подобно машинам или вместе с ними, а куклы и конструкции могут занимать место людей. Все встраиваются в абсурдный современный мир общества, построенного на рисках, и репетируют «на всякий случай» – серьёзный, неотложный, несчастный – во всех уголках экономического и общественного мира.  

10 ноября (пятница)
19:00 – «КОЕ-ЧТО СТАНОВИТСЯ ВИДИМЫМ» (Реж.: Харун Фароки, ФРГ, 1982, 114 мин.)

Кадр из фильма "Кое-что становится видимым"

Кадр из фильма «Кое-что становится видимым»

В 1980-х воспоминание о войне во Вьетнаме было все еще живым и болезненным. Фильм пробует претворить историческую травму в динамические визуальные образы, увидеть ее глазами как преступников, так и жертв. Он не берется объяснять, почему война в какой-то далекой стране в определенный момент могла разгореться на весь западный мир. Но он напоминает, что никогда прежде война так подробно не освещалась в СМИ. Слово предоставлено обеим сторонам. В пространстве между вещами, людьми, точками зрения, местами действия что-то зарождается само по себе. Но несмотря на стремление дистанцироваться, фильм Фароки – это все же признание. Фильм показывает следы, которые война во Вьетнаме оставила в тех, кто в свое время против нее боролся.

21:30 – «БЕЗ РИСКА НЕ БЫВАЕТ» (Реж.: Харун Фароки, Германия, 2004, 50 мин.)

Фирма «NCTE» собирается вывести в серийное производство и на рынок новую технологическую разработку. Проводится серия встреч с представителями венчурной фирмы, которые в счет инвестиций хотят получить долю в компании. Фароки со своей почти неподвижной камерой садится прямо за стол переговоров. Они захватывают дух, не уступая по напряженности партии в покер.  Строго говоря, фильм всего лишь наблюдает за двумя сторонами, которые ожесточенно и изощренно торгуются, прикрываясь специальным жаргоном. Но в какой-то момент он оборачивается насквозь театральной драмой. Со всеми принятыми в ритуале подобных переговоров искусственными замедлениями действия, уловками и обманками, хитроумными угрозами и провокациями.

11 ноября (суббота)
13:00 – «КАК ВИДНО» (Реж.: Харун Фароки, ФРГ, 1986, 72 мин.)

В начале фильма – два изображения. Плуг и пистолет, два орудия, созданных человеком, но находящихся на разных полюсах истории технологий. Одно для созидания, другое – для разрушения. Исходя из этого, Фароки создает развернутое исследование о цивилизационном процессе и потенциальной опасности как неотъемлемой части развития технологий. «Как видно» – это эссе о парадоксах и взрывоопасности, свойственных человеческой силе созидания.

12 ноября (воскресенье)
14:30 – «МЕЖДУ ДВУМЯ ВОЙНАМИ» (Реж.: Харун Фароки, ФРГ, 1978, 83 мин.)

Первый полнометражный фильм Харуна Фароки посвящен временам господства доменных печей – 1917–1933 годам, развитию промышленности, её связям с национал-социализмом и Второй мировой войной. Харун Фароки объясняет: «Я рассматриваю идею рационализации в сфере металлургической переработки железной руды через призму истории Веймарской республики. Почему её введение внезапно становится невозможным, почему в другое время к ней так настойчиво призывают? Я реконструирую то, что на этот счет думала прогрессирующая и простаивающая промышленность, что считал организованный и разобщенный рабочий класс. Идея рационализации в итоге воплощается и терпит крах, она загоняет немецкую тяжелую промышленности в лагерь Гитлера»     

12 ноября (воскресенье)
16:30 – «ЖАН-МАРИ ШТРАУБ И ДАНИЭЛЬ ЮЙЕ РАБОТАЮТ» (Реж.: Харун Фароки, ФРГ, 1983, 26 мин.)

Кадр из фильма Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе работают над фильмом по неоконченному роману Франца Кафки «Америка»"

Кадр из фильма Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе работают над фильмом по неоконченному роману Франца Кафки «Америка»»

Этот фильм – одновременно автопортрет и дань уважения Жану-Мари Штраубу, в прошлом преподавателю Киноакадемии, который стал для Фароки образцом для подражания. Фароки наблюдает за самим собой – как он репетирует с режиссёром Штраубом роль Деламарша в фильме «Классовые отношения» (1983). Кто видел хронику тех съемок, никогда уже не забудет эти короткие сцены. Режиссёрская техника Жана-Мари Штрауба и его супруги Даниэль Юйе настолько насыщена повторениями и одержима подробностями, что сцены репетируются до полного изнеможения исполнителей.  Штрауб работает с актерами как театральный режиссер. Уже благодаря этому редкому в кино подходу показанные в фильме съемки обретают ценность.

16-26 ноября
Государственная Третьяковская галерея. Адрес: Москва, Лаврушинский пер., 12

16 ноября (четверг)
19:00 – «НАТЮРМОРТ» (Реж.: Харун Фароки, Германия, 1997, 56 мин.)

«Натюрморт» документирует кропотливую студийную работу троих рекламных фотографов в США, Германии и Франции и показывает её в контрасте с четырьмя эссе о классическом нидерландском натюрморте XVII века, а также с разными произведениями из европейских музеев.
Харун Фароки подчеркивает: «Есть надежда, что, проецируя идеи из истории искусства на рекламу, мы заметим их различия. И наоборот – сможем иначе увидеть эти натюрморты, если перенесем до странности культовый огромный труд, сопутствующий созданию этих работ, на священный акт воплощения искусства».

19:00 – «ИЗОБРАЖЕНИЕ» (Реж.: Харун Фароки, Германия, 1983, 25 мин.)

Фильм фиксирует четырёхдневное создание фотографии, предназначенной для центрального разворота журнала «Плейбой». Харун Фароки поясняет: «Голая девушка на центральном развороте – это солнце, вокруг которого вращается целая система. Можно представить, что люди, работающие над образом подобного галактического масштаба, делают это с такой же тщательностью, серьезностью и ответственностью, с какой расщепляют уран. Вокруг голой девушки на развороте кружатся здания типографий и издательств, службы объявлений, гостиницы и клубы, млечные пути из миллионов долларов, космос коммерции; один раз в месяц в центр перемещается новая девушка. У центра нет размера и он невидим. Вот что мы снимали».

18 ноября (суббота)
18:00 – «НЕГАСИМЫЙ ОГОНЬ» (Реж.: Харун Фароки, ФРГ, 1969, 25 мин.)

В 1968 году Фароки и 17 других студентов вылетели из Берлинской киноакадемии из-за своих бунтарских настроений. Годом позже появился «Негасимый огонь», самый важный пропагандистский фильм в истории движения против войны во Вьетнаме. «Негасимый огонь» затрагивает целый ряд тем, которым предстоит сыграть свою роль в творчестве Фароки: развитие технологий, война, вовлечение ученых и инженеров в работу военно-промышленного комплекса. Но в контексте его политической деятельности как студента-кинематографиста здесь более важен саморазрушительный жест. Им Фароки обозначает свой уход от прямой политической агрессии и поворот к художественно-эстетической сублимации – созданию фильмов, которые, тем не менее, должны быть крайне радикальными по форме.

18:00 – «ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ПРЕСЛЕДОВАНИЕ» (Реж.: Харун Фароки, Германия, 2003, 58 мин.)

В центре документального эссе – кадры Войны в заливе, в которые в 1991 году вглядывался весь мир. Это съемки выхода на цель с камер, установленных на беспилотных летательных аппаратах. Атака и репортаж о ней сливаются воедино. На Войне в заливе впервые применялось новое оружие – и вместе с ним новая политика обращения с визуальными образами. Харун Фароки поясняет: «Эти кадры снимаются военными и ими же контролируются. Камеры встраиваются в беспилотники для того, чтобы ими можно было управлять дистанционно. Необходимо избегать попадания под огонь противника. Таким образом он удерживается на расстоянии. Современная высокотехнологичная война не рассчитана на человека, человеческие жертвы она считает необходимым злом или досадной помехой на пути к цели».   

19 ноября (воскресенье)
15:00 – «СИНГЛ. ЗАПИСЫВАЕТСЯ ПЛАСТИНКА» (Реж.: Харун Фароки, ФРГ, 1980, 49 мин.)

Съёмочная группа в течение двух дней находится в студии звукозаписи и наблюдает за тем, как создается композиция продолжительностью в три минуты. Она называется «Время любить», название группы переводится как «Колдовские чары», в работе также участвуют композитор, аранжировщик, продюсер, сотрудники студии, позже к ним присоединяется струнная группа. Фильм уплотняет рабочее время. Проходит 15 минут экранного времени, а женский голос за кадром возвещает, что после четырех часов репетиций основной дубль удался и продюсер им доволен. Интерес Фароки к рабочим процессам распространяется и на культурную индустрию, где производство музыки происходит с разделением труда.     

17:00 – ПРОГРАММА ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ПРОСМОТРА: ПОКАЗ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ ВЛАДИМИРА КОБРИНА

Владимир Кобрин

Владимир Кобрин

«Явление радиоактивности» (СССР, 1977, 20 мин., Центрнаучфильм)
«Предмет и задачи биофизики» (СССР, 1982, 10 мин., Центрнаучфильм)
«Биопотенциалы» (СССР, 1988, 28 мин., Центрнаучфильм)
«Future Continuous» (Россия, 1993, 20 мин., Центрнаучфильм)

«Творческое наследие Кобрина – одна из загадок современного кинематографа. На Западе Кобрина называли концептуалистом, основателем русского авангарда в научном кино. Он отнёсся холодно и к славе, и к равнодушию соотечественников. Даже его коллег пугали сложный экранный мир и дерзкая, парадоксальная мысль режиссера. Единомышленников находилось немного. Попытки серьёзных исследований творчества Кобрина замечены уже после его смерти. Он был художником, теоретиком и мастеровым… Ему предстояло создать эстетику, язык и технологию кино, которое впоследствии назовут «кобринским».
«Вступление к книге «Владимир Кобрин. Светящийся след» (МПК-сервис, 2005)

25 ноября (суббота)
19:00 – «ОБРАЗЫ ТЮРЬМЫ» (Реж.: Харун Фароки, Германия, 2000, 60 мин.)

Харун Фароки сопоставляет современные изображения из мест заключения или с камер наблюдения с цитатами из фильмов, вошедших в историю кино, опираясь на философские идеи Мишеля Фуко и Жиля Делёза. Он поясняет: «Тюрьма всегда притягивала кинематограф. Сегодня тюрьмы начинены камерами для слежения. В их записях отсутствуют монтаж и смены ракурса, там нет сжатия пространства и времени, поэтому они особенно хорошо способны выразить отсутствие событий, погружением в которое наказан заключенный. Картины слежки показывают норму и рассчитывают на отклонение».

26 ноября (воскресенье)
17:00 – «ВИДЕОГРАММЫ РЕВОЛЮЦИИ» (Реж.: Харун Фароки, Германия, 1992, 106 мин.)

Осенью 1989 года во многих странах произошли смены власти или революции. Среди них особняком стоит румынская – как наиболее стремительная и поэтому порой называемая «первой телевизионной революцией». Всего несколько дней в пространстве между Тимишоаром и Бухарестом вместили первое народное восстание, свержение правителей и их казнь. Официальное телевидение в Бухаресте было захвачено демонстрантами и вело почти непрерывное вещание в прямом эфире. В своем критическом анализе Фароки монтирует появившийся тогда телематериал с любительским видеозаписями. Он ставит вопрос о ритуальном, драматическом характере этих исторических образов и о динамических взаимоотношениях между историей и её отображением.

19:00 – «НАЧАЛО» (Реж.: Артавазд Пелешян, СССР, 1967, 10 мин.)

Монтажная картина об Октябрьской революции и её влиянии на судьбу мира в XX веке.


ВЫХОД В ПРОКАТ ФИЛЬМА «МОЗГ. ВТОРАЯ ВСЕЛЕННАЯ»

Съёмки в лаборатории А.Я. Каплана (Факультет биологии, МГУ). 16 июля, 2015

Съёмки в лаборатории А.Я. Каплана (Факультет биологии, МГУ). 16 июля, 2015

Что такое человеческий мозг? Орган центральной нервной системы, суперкомпьютер или хозяин, управляющий жизнью человека? Авторы начали снимать фильм о современных исследованиях мозга в поиске ответа на такие вопросы как: могу ли я управлять своим поведением, своей физиологией, своим сознанием или я полностью зависим от нейронной сети? Герои фильма — учёные и люди, которые попадают в поле их зрения, — дают разные ответы, распутывая сложнейшие механизмы того, как функционирует наш мозг.

Работа над проектом началась в декабре 2014 года. Специально для фильма было организованы и проведены различные эксперименты. Авторы фильма учились управлять различными устройствами силой мысли, проверяли на себе действие гипноза и выращивали африканских жуков, пытаясь сделать из них биологических роботов. Люди с особенностями восприятия делились своим удивительным мироощущением: Степан не различает лиц, а Настя видит вкус еды в пространстве.

НИЖНИЙ ТАГИЛ, с 17 ноября в кинотеатре «Красногрвардеец». Адрес: ул. Победы, 26
ЕКАТЕРИНБУРГ, с 18 ноября в кинотеатре «Салют». Адрес: ул. Толмачёва, 12
МОСКВА, c 30 ноября в Центре документального кино. Адрес: Зубовский бульвар, 4

Вход по билетам. Точное расписание и стоимость билетов рекомендуем уточнять в кинотеатрах.


ОТКРЫТИЕ НОВОГО СЕЗОНА КЛУБА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО «Диалог.DOC»
Центральная Библиотека им. А.Н. Толстого. Адрес: Москва, Кутузовский проспект, 24

dialog.doc-logo_логотип

18 ноября (суббота), 19:00
Показ фильма-дилогии «Судьба поэта» (Реж.: Вячеслав Хотулев, Россия, 2011 года, две части по 26 мин.)

Фильм о жизни и творчестве поэта Евгения Евтушенко. Съёмки интервью с поэтом проходили в Переделкино. Евгений Евтушенко рассказывает о своих встречах и дружбе с Борисом Пастернаком, Дмитрием Шостаковичем, Эрнстом Неизвестным. В фильме приняла участие Мария Евтушенко, последняя жена. Она подробно рассказывает о причинах отъезда их семьи в Талсу (штат Колорадо) в начале 1990-х годов. Также в картину вошли публичные выступлениями Евтушенко и кинохроника, в которой есть редкие кадры.

25 ноября (суббота), 19:00
Показ дилогии «Рассыпающиеся звезды» (Реж.: Вячеслав Хотулёв, Россия, 2009 год, две части по 26 мин.)

Фильм первый. «Николай. Анна» 

Фильм посвящён жизни и творчеству двух выдающихся поэтов «серебряного века» — Николаю Гумилёву и Анне Ахматовой. Это первый документальный фильм, где показано место расстрела Гумилёва – Бернгардовка под Петроградом. Ведущий фильма, Евгений Евтушенко, подробно рассказывает о сфабрикованном петроградскими чекистами деле в отношении Гумилёва.

Фильм второй. «Мандельштам. Неизбежность»

Фильм рассказывает о трагической судьбе одного из самых известных поэтов ХХ века Осипе Мандельштаме. Впервые с экрана звучит голос поэта.

Ведущая кинопоказов – организатор киноклуба Карина Газарян.
Вход свободный.


 

25 ноября (суббота), 19:00
Специальный показ фильма «Про рок» (Реж.: Евгений Григорьев, Россия, 2017, 52 мин.)
КАРО 11 Октябрь. Адрес: Москва, Новый Арбат, 24

Фильм «Про рок» — трагикомедия о нынешних тридцатилетних, ироничный фильм-катастрофа о растерянном поколении. Фильм про мечту и обстоятельства «вечно молодых и вечно пьяных». Трое музыкантов, отобранных на кастинге рок-звёздами (Владимир Шахрин, Сергей Бобунец и другие), 5 лет идут к успеху через видимые и невидимые препятствия. На пути к мечте они встречают любовь, кумиров, муки творчества, безденежье и алкогольные напитки, сталкиваются с потоками чужих интересов, мнений и ценностей. Вдохновляющий фильм-антидепрессант про выбор пути. 100% остроумной правды на киноэкране.
Съёмки картины шли в течение пяти лет.

Вход по билетам.

30 ноября, 15:00
Показ документального фильма «Город кошек»
(Реж.: Джейда Торун, Турция-США, 2016, 80 мин.)
Мультимедиа Арт Музей. Адрес: Москва, ул. Остоженка, 16

Улицы Стамбула принадлежат тем, кто гуляет по ним сам по себе: тысячам котов и кошек. Кошки превратились в символ города. «Город кошек» — история красивейшего города мира глазами независимых мягколапых героев — кошек, а также людей, которые заботятся о них.

Показ на языке оригинала с русскими субтитрами.

Вход по билетам.


 

 

24 ноября 2017 – 25 февраля 2018
Фотовыставка «Вадим Гиппенрейтер. От тишины до взрыва»
Павильон №59 «Зерно» ВДНХ. Адрес: Москва, Проспект Мира, 119

Фотограф: Вадим Гиппенрейтер

Фотограф: Вадим Гиппенрейтер

Более 70 лет Вадим Гиппенрейтер собирал свой собственный архив. На снимках большинства его знаменитых современников запечатлены главным образом исторические события ХХ века: послевоенное восстановление страны, покорение космоса, оттепель и заморозки, зарождение контркультуры, перестройка. В снимках Гиппенрейтера того же периода – другое жизненное измерение, в котором бурлят не политические страсти, а гейзеры Камчатки, извергаются вулканы, замирают пейзажи средней полосы России, пески Средней Азии и камни Урала.

Большую часть жизни фотограф провёл в долгих экспедициях по самым отдалённым уголкам страны, собирая свою заповедную Россию.

Фотографии Гиппенрейтера возвращают возможность сделать остановку, ощутить ценность каждого момента, чего так недостает человеку в XXI веке, где остается все меньше возможностей для размышления и созерцания.

Вход по билетам.


 

*Документальная программа будет дополняться. Следите за обновлениями.

N.B.! Вниманию документалистов, организаторов киноклубов и кинопрокатчиков! 
Анонсы мероприятий для включения в «Документальную программу» принимаются на электронный адрес: presscenter@realistfilm.info



Похожие новости

Документальная программа. Сентябрь, 2016

Россия. 1 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. IA_RFI публикует документальную программу событий, которые состоятся в сентябре 2016 года. В

Документальная программа. Октябрь, 2018

Cамые интересные документальные события наступившего месяца – в ежемесячной подборке ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO

Документальные фильмы 38-го Московского международного кинофестиваля. Расписание показов

Россия, Москва. 22 июня, 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. С 23 по 30 июня в Москве состоится 38-ой Московский международный