Дарья Хренова: «Буддизм – основной стержень нового фильма». Дневник. Выпуск №4
Россия. 26 мая, 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
В марте 2017 года команда документального фильма «Похищение Богдо-хана» начала сбор средств на завершение съёмок картины. Картина станет вторым фильмом дилогии «Последний поход барона», посвящённой легендарной и загадочной исторической личности – барону Унгерну. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO публикует новую запись из дневника режиссёра проекта Дарьи Хреновой. В Выпуске № 4 рассказывается о том, почему писатель Леонид Юзефович поддержал съёмки фильма, почему тема буддизма является ключевой для новой картины и о том, что на встречу со съёмочной группой фильма согласился Далай-Лама.
23 апреля (воскресенье)
Сейчас на дворе – 2017 год.
Сто лет назад произошло что-то такое, что резко отрезало от нас наше прошлое. Один клик «DELETE”, и в «корзине» – всё до последнего файла. Не верится. Не верится, что такой вулкан проснулся и перекрутил полпланеты всего лишь одну человеческую жизнь назад.
DELETE: Российская монархия. Все наши предки. Экономика. Крестьянство. Христианство. Электромобили. Жандармерия. Синематограф. Армия. Усадьбы. Музыкальные инструменты Розмыслова. Кружевные, платочные, чулочные, скобяные товары Арзуманова и Ко. Голосъ безсмертнаго Льва Толстого. Мануфактурные ковры и портьеры. Массовые народные гуляния. Мучные, масляные и семянные товары Ермакова. Фабрика шитаго крестьянскаго платья Баграмова-Степанова. Кубанско-Черноморская биржевая артель. Дворянство. Деревня. Странники. Безбожники. Святые. Каторжане. Плохое. Хорошее. Да всё. Переустановка системы.
Да и летел бы к чертям весь этот хлам.
Что сто лет для человека, что тысяча. Всё равно всё то время, что тянется до нашего рождения – неразделимо. Большевики, граммофон, наскальная живопись, мамонты, пирамида Хеопса – все на одинаковой глубине марианского желоба. «Гостинница Старая Россiя». «Второй и прощальный концертъ 6-летнего пiаниста». Подумаешь. Все давно забыто.
Жить же надо сегодняшним днём?
Всё бы так и было – легко и независимо. Если б не синематограф.
Предательская объективность объектива. Через камеру становится как-то видней, что не в настоящем мы живём. А в прошлом. И всё глубже в него погружаемся.
Не выбросили хлам-то. Не смогли.
Потому и мертвецы все живы. Непонятно даже иногда, кто живее – мы или они…
Леонид ЮЗЕФОВИЧ: «Каждое время поднимает из могил тех мертвецов, которые ему в данный момент требуются. Тех, которые могут сказать что-то важное нам о настоящем. И барон Унгерн как раз та фигура. Дарья Хренова сделала замечательный фильм. Он называется «Последний поход барона». Он не столько о само бароне Унгерне, он о том, как эта фигура воспринималась в России в 1990-е и в начале 2000-х годов. Собственно говоря, это фильм о нас. О том, почему для нас всех, во всяком случае для многих из нас, фигура Унгерна стала важной именно в это время.
Теперь Дарья готовит вторую часть своего проекта – это фильм «Похищение Богдо-гэгэна», или он будет называться «Похищение Богдо-хана». Это совершенно замечательная история о том, как Унгерн и его помощники буряты, тибетцы, выкрали из заточения духовного владыку Монголии Богдо-гэгэна VIII, который одновременно был её светским властителем, и какую роль это сыграло в освобождении Урги от власти Китая и вообще – в создании современной Монголии. Зная талант Дарьи Хреновой, я думаю, этот фильм должен получиться просто замечательным. Мне самому интересно, что хочет Дарья сказать этим фильмом о нас, потому что она из тех режиссёров, кто говорит не только о тех, кого она снимает, не только о том, что она снимает, но и о тех, кто её фильмы смотрит. Мне кажется, здесь будет сказано что-то важное для нас всех».
25 апреля (вторник)
Спасибо писателю Леониду Юзефовичу за отзыв. Он в Санкт-Петербурге сейчас, и его сняла одна из наших любимых студенток Летней Школы – Маша Кособокова (Мастерская документального кино Летней Школы «Русского Репортёра» – Прим.ред.).
В 1993-м вышла его книга «Самодержец пустыни». После окончания исторического факультета в Перми Леонид Юзефович проходил службу в армии в Забайкалье.
Там-то ему и открылась эта сторона прошлого, буддизм, связь с Монголией.
Виктор Пелевин позже признался ему, что его барон Юнгерн из «Чапаева и пустоты» родился из образа «Самодержца».
Но не один Пелевин вдохновился документальным романом.
Тысячи людей. Среди них – и я.
28 апреля (пятница)
Внезапная радость: подтвердил участие в съёмках фильма «Похищение Богдо-хана» сам Далай-Лама! Пока в это доконца сама не верю.
Я родилась с двумя прочными установками: Бог един и Человек бессмертен.
А вообще мои родители – классические шестидесятники-атеисты. Стараюсь не обсуждать с ними эти вопросы.
Счастье – увидеть Далай-Ламу, а тем более услышать его ответы на вопросы – и внутренние, и по проекту. Всё же буддизм – основной стержень нового фильма «Похищение Богдо-хана».
Почему такая участь постигла Тибет (куда отправился, да не ушёл принявший буддизм барон Унгерн – свои офицеры взбунтовались и повернули на родину), какое может быть перерождение у тех, кто воевал за идею, и что ждёт профессионального военного в следующей жизни?
Россия. Монголия. Тибет. Мне кажется, что именно через буддизм будет прозрачнее столетие нашей революции. Через буддийский «объектив» увидеть – и большевиков, и белых, и Гражданскую войну, и перерождения, доставшиеся тем, кто воевал за идеи и совершал массовые убийства.
Но на самом деле думаешь совсем не об этом. Потому что начинаешь глубоко запрятывать проклевывающийся страх: а, собственно, каким образом отправляться на эту встречу? Один ты ещё можешь купить билет, но с оператором, с его гонораром, с арендой оборудования – в энный раз за свой счёт – просто неподъёмно. А бюджет предусматривает лишь одну экспедицию. И это Монголия.
И ещё глубже запрятанная надежда: все разрулится. Всё-таки это Далай-Лама.
3 мая (среда)
Группа к вылету почти готова: составом из четырёх человек, с двумя операторами. Пока не определились с камерами, но билеты в Нью-Дели и в Дарамсалу уже куплены.
Чудеса? Это так. Впрочем, задача непростая: в Индии мы пробудем дольше и снимем материал для другого, полгода прорабатываемого и отложенного проекта. По экологии. Видимо, проект тоже ждал своего момента (Имеются в виду съёмки фильма с рабочим названием «Путь наверх закрыт» – Прим.ред.)
Конечно, работа в самых загрязнённых местах, городе или на свалках при 45-50-градусной жаре – вовсе не релакс на побережье.
Но нет ни одной случайной схемы. Все длительно выстраивается и в нужный момент просто сходится в одной точке.
Последнее время замечаю всё чаще и чаще: то, что казалось странным и ненужным, зря потраченными усилиями, в конце концов получает развитие, но позже.
Не раз слышала это от лам: оценивать результат по итогу, в самом финале, а не посередине. А «финал» может оказаться много позже и дальше, чем вы думаете.
11 мая (четверг)
До вылета остается меньше недели. Уже нервно. Работа идёт над несколькими проектами одновременно.
И над краудфандингом «Похищения Богдо-хана». Так как общественная поддержка нужна, как никогда.
Неожиданно приобретён легендарный халат барона Унгерна – тот самый, в котором актёр Евгений Кулагин снимался в сцене последнего суда в «Последнем походе барона», материал к которому печатался вручную и который был сделан полностью вручную, вместе с погонами. Он такой выстраданный, что на самом деле раритет не менее ценный чем оригинал, хранящийся в музее Советской Армии.
Акция провисела недолго. И уже появляется надежда, что проект все-таки будет целиком поддержан будущими зрителями.
Автор текста: режиссёр документального кино Дарья Хренова
Встреча участников съёмочной группы «Похищения Богдо-хана» (режиссёр Дарья Хренова и операторы Александра Иванова и Павел Сергеев) с Далай-Ламой состоялась 19 мая 2017 года.
«Далай-Лама с удовольствием рассказал о том, что ему известно по теме, и о том, что природа беззащитна перед человеческой агрессией», – сообщила Дарья Хренова ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO.
Подробнее о поездке в Индию и встречу с Далай-Ламой читайте в следующем, пятом выпуске дневника документалиста-краудфандера Дарьи Хреновой.
Материал опубликован в рамах направления ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO «Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества».
Похожие новости
Экспертный совет рекомендовал Министерству культуры поддержать 250 фильмов
Россия. 28 сентября, 2018 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
4 декабря ушёл из жизни режиссёр, снимавший Чернобыль, Роллан Сергиенко
Россия. 5 декабря, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Татьяна Ауэрбах: «Мне больно, что Тольятти стал хиреть, а люди, оказались никому не нужны»
Кинодокументалист Татьяна Ауэрбах открыла краудфандинг-кампанию для съёмок документального фильма о Тольятти