Почему выборы в Госдуму – безупречный инфоповод и какие вопросы этики возникают при продвижении фильма. Елена Демидова – о краудфандинге. Выпуск 9
Россия. 30 сентября, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
В июле 2021 года кинодокументалист Елена Демидова объявила о начале сбора средств на завершение фильма об актрисе Театра.doc с тюремным прошлым Марине Клещёвой. Поддержать проект можно на платформе Planeta.ru.
С 29 июля мы публикуем выпуски дневника Елены Демидовой, в котором она рассказывает о ходе краудфандинга и делится мыслями в режиме реального времени.
Представляем девятый выпуск дневника Елены. В нём Елена Демидова рассказывает об информационных поводах, которые необходимо искать режиссёру-краудфандеру (в том числе для этих выпусков), о том, почему прошедшие выборы в Госдуму стали “безупречным инфоповодом“ и о гранях этики во время продвижения фильма.
ВЫПУСК №9.
30 сентября, 2021. Россия, Москва.
На этот раз мне хочется поговорить про инфоповоды. Краудфандинг вообще такая штука, которая требует постоянного присутствия в информационном поле, она сродни выступлениям уличных музыкантов – каждый день поём, играем и протягиваем шапку. Но невозможно ежедневно петь про одно и то же – нужны разные истории, разные события, разные фото и видео. И здесь очень важны информационные поводы, к которым можно привязать тот или иной рассказ.
Информационные поводы бывают разные. Какие-то связаны с героями проектов, какие-то с авторами. Иногда просто с календарными датами. Идеальный повод – день рождения автора. “Хотите сделать мне подарок – поддержите проект!” У нас в текущем проекте такого повода нет, а вот когда я занималась краудфандингом проекта “Последний мужчина” день рождения оказался за несколько дней до завершения крауда и принёс существенную сумму в сборы.
Но на этот раз у нас впереди только день рождения героини Марины Клещёвой. Считаю, очень странно просить подарок в этот день не для неё, а для фильма о ней. Но это тем не менее информационный повод и мы будем думать, что можно сделать в такой день. Или просто поздравим Марину и скажем ей “спасибо”! Пусть будет повод для “спасибо” в конце концов!
Героиня нашего фильма Мария Клещёва – достаточно публичный человек. У нас есть общие друзья из числа режиссёров и коллеги, и с информационными поводами оказалось сложно. Потому что не всякий раз уместно говорить о сборах. Вот, например, совсем недавно фильм, в котором снималась Марина, – “Подельники” Евгения Григорьева, – участвовал в конкурсе одного из главных российских кинофестивалей “Кинотавра”. Ура? Конечно, ура! Но Евгений наш общий друг и коллега, и мы в данном случае прежде всего болеем за него, желаем ему успеха и пишем об этом в качестве поддержки его в соцсетях. Напоминать в том же тексте о том, что у нас проходит краудфандинг, по меньшей мере некрасиво. И мы, конечно, не сделали этого. Мы просто пожелали ему удачи.
А вот показ на фестивале “Будем жить” в Москве фильма Андрея Зайцева “Блокадный дневник”, напротив, стал вполне приличным и удобным поводом рассказать о краудфандинге. Я снимала Марину во время съёмок фильма Андрея. Андрей снимал про своё, а я – про своё. Я снимала не только процесс работы на площадке, но и подготовку к съёмкам, события в трейлере, где актёры грелись. К Марине приходил её друг, и там помимо съёмок происходили важные события. И мне есть что рассказать об этом. И когда фильм вышел, стала известна дата показа, то это повод не только позвать людей на показ, но и напомнить о крауде.
Я сделала об этом пост, он получил много просмотров. Андрей очень тщательно работал с пространством, с костюмами и было что показать. Кроме того, мои стоп-кадры оказались единственными фотографиями с площадки. После того, как я их выложила, их попросили для фильма о Сергее Дрейдене для канала “Культура”. То есть в этом моём посте, сделанном для того, чтобы лишний раз привлечь внимания к сбору средств на фильм “Третья жизнь Марины Клещёвой, оказалась ещё и польза для многих людей!
Безупречный инфоповод во всех смыслах – состоявшиеся выборы в Госдуму. День выборов 2019 года мы с Мариной провели в СИЗО №6 как наблюдатели. Это была одновременно работа и съёмки. У меня получилось сделать много хороших стоп-кадров, которые рассказывают о том, как голосуют в тюрьме. И их вполне логично было выложить в день выборов 2021. Это просто интересно людям, и это повод напомнить о проекте, сказав о том, что в фильме вы увидите много больше и интереснее.
И, конечно, самый приятный и конкретный информационный повод для постов о краудфандинге, это новые вознаграждения. Мы периодически выкладываем их на страницу проекта и стараемся придумывать к ним интересные истории, связывать их так или иначе или с тем, что будет в фильме.
Очень дороги нам подарки от друзей. Так, Валентина Совкина, с которой меня в своё время познакомила Марина, теперь наша общая подруга. Она принадлежит к малочисленному финно-угорского народу – саамам. Живёт Валентина в Ловозере в Мурманской области. Она уже дарила нам для проекта в качестве вознаграждения саамскую сумочку и варенье из морошки, а сейчас вяжет шапку с саамским узором. Или художница Элина Рамазанова, которая делает очень красивые и интересные украшения. Она уже делала подарок для предыдущего проекта “Последний мужчина”, и сейчас мы скоро выложим два её прекрасных украшения для женщин. И это логично – потому что наш фильм “Третья жизнь Марины Клещёвой” на самом деле о женщине, о сильной женщине, которая преодолевает всё преграды и остается красивой.
А краудфандинг продолжается, впереди больше трёх недель и новые вознаграждения. И расскажем много историй. А жизнь и календарь еще подбросят нам информационные поводы для этого! Присоединяйтесь к нам!
Текст: Елена Демидова
Фотоматериалы: из личного архива Елены Демидовой
Поддержать проект можно на платформе Planeta.ru.
Материал опубликован в рамах направления ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO “Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества”.
От редакции. О направлении в поддержку документалистов-краудфандеров.
Несколько лет назад команда REALISTFILM.INFO придумала и открыло направление по поддержке документалистов, которые собирают средства на фильм с помощью краудфандинга.
Мы предлагаем режиссёрам фиксировать ход крауд-кампании и делиться своими соображениями и впечатлениями. Выпуски дневников и видеодневников документалистов-краудфандеров выходят на REALISTFILM.INFO.
Это помогает режиссёрам не только привлечь внимание к своему проекту, но и рассказать о полезном опыте сбора средств коллегам и зрителям, которые не всегда знают, сколько переживаний и перипетий проходит документалист, чтобы реализовать свою идею в лучшем виде.
Надеемся, что задуманное направление послужит развитию авторской кинодокументалистики (в чём собственно и заключается одна из ключевых задач нашей редакции).
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Фрагмент от корабля “Союз“, сборник текстов основателей Театра.Doc и морошковое варенье – Елена Демидова о подарках краудфандинга. Выпуск дневника №3
Россия. 12 августа, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
“Хорошее документальное кино делает себя само“. Третий выпуск дневника режиссёра Анны Лобановой
Россия. 29 декабря, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Краудфандинг-кампания документального фильма «Похищение Богдо-хана». Видеодневник. Выпуск №1
Россия. 3 апреля, 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO в рамках направления «Летопись народного финансирования документального кино в