“Хорошее документальное кино делает себя само“. Третий выпуск дневника режиссёра Анны Лобановой

“Хорошее документальное кино делает себя само“. Третий выпуск дневника режиссёра Анны Лобановой

Россия. 29 декабря, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

В мае мы выпустили первый материал о документальном фильме “Между морем и небом“, деньги на который режиссёр Анна Лобанова начала собирать с помощью краудфандинга на платформе Boomstarter. По словам Анны, съёмки этой картины стали для неё главным событием 2019 года.

О том, как жизнь повлияла на съёмочный процесс и на сценарий фильма – Анна рассказала ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO в третьем, заключительным в этом году, выпуске дневника.


Материал подготовлен в рамках направления ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO “Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества”.


Для меня в этом году случилось главное – в августе мы съездили в экспедицию в крымский посёлок Межводное и сняли документальный фильм “Между морем и небом” о закулисье кайтсёрфинга.

Благодаря краудфандингу на платформе Boomstarter в июнь-июль 2019 года мы собрали чуть больше половины необходимой суммы, остальное я добавила из собственных средств.

Как и положено по условиям краудфандинга, сейчас мы уже выполнили все обязательства перед спонсорами. Осталось только направить приглашения на премьеру фильма, которая впереди. 

О краудфандинге и партнёрах

Краудфандинговая кампания на Boomstarter помогла нам собрать деньги для поездки в Межводное: оплатить транспортные расходы, проживание и аренду оборудования. Акционерами были как мои знакомые и друзья, которые хотели поддержать лично меня, так и кайтсёрферы, которые хотели поддержать проект о своём любимом виде спорта или главную героиню нашего фильма. Было несколько анонимных взносов, и мы никогда не узнаем, кто эти люди. Например, самый крупный в нашей кампании взнос – 15 000 рублей – был сделан анонимно.

Буквально за неделю до съёмок у нашего проекта появился бизнес-партнёр – компания Volkswagen. Представители компании не помогли нам деньгами, но бесплатно предоставили машину для проведения съёмок на всё время экспедиции. PR-менеджер компании оформила все документы буквально за пару дней. Так у нас неожиданно появился автомобиль Volkswagen Multivan. В этой машине поместилась вся съёмочная группа вместе с техникой и вещами.

Кроме того, нам достался автомобиль, который компания использовала во время Чемпионата мира по футболу. Он весь расписан мячами и на нём красуется надпись: Российский футбольный союз. Мне кажется, что нас ни разу не останавливала полиция во многом благодаря визуальному образу.

Фото предоставлено Анной Лобановой.

С остальными потенциальными партнёрами и брендами договориться о сотрудничестве не удалось – когда я обращалась, проект вызывал, но условия, которые предлагали компании не согласовывались с законом о рекламе – прямая реклама в кино запрещена, это значило, что мы не смогли бы показать наш фильм фактически нигде. А участвовать в съёмке home-видео компании и сами не хотят, так что получается замкнутый круг.

О коррективах сценария

Многое шло совсем не по плану. Началось с того, что по независящим от нас обстоятельствам в Крым из Москвы мы выехали на два дня позже. А значит, были вынуждены сократить и без того не длинный съёмочный период на целых два дня.

Мы понимали, что едем в сложную экспедицию, что местность не приспособлена для съёмок – там нет электричества, нет собственного освещения, дуют сильные ветра, а значит, есть риск брака по звуку. Да в посёлке Межводное там никто кино никогда и ни снимал! Мы знали, что сам формат преподнесёт массу сложностей, так как многое у нас было построено на импровизации. Но одно дело предполагать сложности и совсем другое справляться с ними в процессе.

Фото предоставлено Анной Лобановой.

Если говорить про меня, то мне пришлось быть: продюсером, вторым режиссёром и планировщиком, сценаристом, который по ночам вносит правки в структуру фильма, режиссёром днём, который во внутренних диалогах всё время конфликтует со сценаристом, а ещё переговорщиком с героями. Копии рабочих материалов делала тоже я, потому что боялась доверить это кому-нибудь ещё.

При таком огромном объёме дел “рабочий кабинет“ радовал.

О работе на площадке

Несмотря на то что мы экспериментировали и с форматом (сочетание документального и игрового кино), и с методами работы с героями, кинотрадиции мы соблюдали.

Фото предоставлено Анной Лобановой.

По традиции киношников, для благополучного завершения проекта разбили тарелку после съёмки первого кадра.

Как я уже рассказывала в первом выпуске дневника, нас не было сценария в привычном понимании. Был план с подробно расписанными ходами по съёмке и поворотами сюжета. После первого же съёмочного дня стало понятно, что такой подход никуда не годится: импровизация побеждает план. И в первую же ночь пришлось придумывать всё с нуля. А потом постоянно править и докручивать то, что получается, исходя из съёмок за день, доделывать по принципу здесь и сейчас.

Нашему звукорежиссёру Виталию Селявину приходилось после каждой съёмки синхронизировать материал и подкладывать звук. Операторы Дмитрий Волков и Вадим Лапшин заряжали технику несколько раз в день: ночью и днём, сливали материал на диски, снимали в воде, несмотря на риск залития камеры. Несколько раз мы рисковали коптером из-за порывистого и сильного ветра.

Что же касается нашей акклиматизации, оператор-постановщик фильма Дима, например, в первый день заявил, что хочет загореть. На второй день он уже просил солнцезащитный крем. На третий – мазался им раз в два часа. Наши операторы сгорели так, что я до сих пор не могу понять, как они могли продолжать работать с такими солнечными ожогами. В общем, скажу вам честно, нам было не до отдыха – искупались в море мы только на пятый день. Думаю, это о многом говорит.

Кстати, несмотря на сложность съёмок, вся техника в порядке.

О распорядке дня

Одной из важных задумок нашего проекта было то, что мы все снимали на натуре. В кадре есть всего один интерьер, и тот весьма условный – веранда кафе. Чтобы картинка получилась красивой мы снимали с раннего утра, и только потом завтракали прямо там, на косе.

Потом мы делали дневной перерыв. Во время которого заряжали технику и отдыхали от жары (+35 в тени – не самые легкие условия для съёмок). Я договаривалась с новыми героями, которых хотелось бы засветить в нашем фильме или сливала материал и помечала, что уже снято. Потом мы обедали и ехали обратно на съёмочную площадку, чтобы поймать “золотой” час заката.

Мы никогда не знали заранее, что именно будем снимать. Потому что, как и кайтеры, мы зависели от ветра. Если дуло достаточно сильно, то мы снимали спортсменов с верхних точек или с воды. Если ветра не было, то нам оставалась суша – с жизнью за кулисами кайтсёрфинга и разговорами.

Фото предоставлено Анной Лобановой

Также у нас было две поздних смены – когда мы снимали вечеринку по случаю дня рождения главной героини Вали и ещё один праздник. Без генератора, который бы вырабатывал электричество на косе, и мощных приборов устраивать ночные съёмки – бессмысленно, убеждали меня многие присутствующие. Но у нас получилось, и, как мне кажется, неплохо.

День на третий накопилась усталость, и мы начали сбавлять обороты и меньше снимать.

О героях

Когда я готовилась к съёмкам, то часто слышала, что ничего не получится. Многие убеждали меня, что ни один серьёзный спортсмен в кино сниматься не будет. Но оказалось, что они были не правы. Или может быть, мне просто повезло. Но когда я рассказывала ребятам, что снимаю кино про жизнь на косе, про закулисье кайтсёрфинга и что хочу поделиться самым красивым кино в мире, которое я видела со всеми ними на воде, с крыльями кайтов, покачивающимися в небе на разной высоте, с бесконечным горизонтом между морем и небом и солнцем, они меня поняли и поддержали.

Так в нашем кино снялись пять чемпионов, в том числе и международных. Говорят, что документальных фильмов о кайтсёрфинге с таким количеством участников и героев ещё никто не снимал. Были и счастливые совпадения. Например, именно в этот период чемпион мира Артём Гаращенко приехал в Межводное со своим обучающим лагерем (он называется кэмп). У Артёма солидный список регалий: 4-кратный чемпион мира по сноукайтингу, 2-кратный чемпион Европы по сноукайтингу, 6-кратный чемпион России по сноукайтингу, 2-кратный чемпион России по кайтбордингу и так далее.

Предлагать участие в нашем проекте человеку без предварительных договоренностей с подобным списком регалий казалось бессмысленным.

Но ему понравилась идея фильма, и он согласился. Что ещё раз доказывает, что не надо останавливаться на полпути. Хорошее документальное кино делает себя само.

В общем, у нас получилось снять много эксклюзива, невероятно крутых моментов и что особенно важно финал – лучше того, который я задумывала изначально.

Фильм о фильме

Во время съёмок было много запоминающихся моментов, но расскажу об одном самом ярком. Недалеко от места съёмок находится военная база. Оказалось, во время учений лётчики летают над лагерем кайтеров, отрабатывая водные цели. Мы об этом не знали, и однажды перед нами буквально пролетел истребитель. Мы сняли его на видеорегистратор автомобиля.

Потом он пролетел второй раз, и его уже снимали на телефоны все, кто был на пляже. Честно говоря, было очень страшно. Практически все, кто был в море не смогли удержать кайты и они попадали в воду.

Это видео и много других материалов, которые не войдут в фильм, мы решили сохранить для фильма о фильме. Уже записали к нему несколько интервью и готовим его к монтажу.

Ещё сейчас мы отсматриваем весь отснятый материал, которого больше, чем надо (но это же лучше, чем если бы его не хватало, правда?), общаемся с композитором по поводу музыки. Совсем скоро появятся первые трейлеры фильма.

Как только будет готова черновая версия фильма, начнём переговоры о прокате, фестивальном продвижении и вернёмся к договоренностям о показе на телевидении и в интернете. 


ОТ РЕДАКЦИИ

За последние годы благодаря развитию современных технологий в России появляется всё больше документальных фильмов, которые созданы с помощью краудфандинга, или так называемого “народного финансирования”. В 2016 году мы рассказывали о научно-популярном фильме Юлии Киселёвой “Мозг. Вторая Вселенная” и фильме, посвящённом композитору Олегу Каравайчуку, “Последний вальс”, авторы которых собирали средства для съёмок в том числе с помощью краудфандинга.

Количество таких проектов увеличивается, режиссёры документального кино всё чаще обращаются к этой новой возможности привлечения средств для реализации своих идей, так что уже можно говорить о краудфандинге документальных фильмов как о заметном явлении в мире кинопроизводства.

Поэтому в редакции было принято решение начать публикацию материалов нового направления деятельности ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO «Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества». Для раскрытия этого направления в 2017 году мы решили использовать также жанры дневника и видеодневника. И первым режиссёром, откликнувшимся на эксперимент, стала Дарья Хренова, которая вела сбор средств на фильм “Похищение Богдо-Хана”.

С одной стороны – таким образом решившиеся на краудфандинг кинодокументалисты могут не только привлечь внимание к своему проекту, но и рассказать о самом процессе сбора средств.  С другой – с помощью этих материалов другие авторы и режиссёры смогут узнать о начинаниях своих коллег и перенять пока ещё немногочисленный опыт краудфандинговых документальных проектов в России.

Задуманное направление служит развитию авторской кинодокументалистики, в чём, собственно, и заключается одна из ключевых задач нашей редакции.


Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.