Авторы научно-популярного фильма «Мозг. Вторая Вселенная» начали сбор средств на завершение картины

Авторы научно-популярного фильма «Мозг. Вторая Вселенная» начали сбор средств на завершение картины

Почему научно-популярное кино создаётся силами команды энтузиастов, и как можно поддержать документальный проект о тайнах человеческого мозга – режиссёр Юлия Киселёва рассказала в интервью ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO.

Россия. 30 мая, 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.

Год назад ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO подготовило материал о создании документального научно-популярного фильма «Мозг. Вторая Вселенная». В интервью редакции режиссёр проекта Юлия Киселёва рассказала об опыте сбора средств с помощью краудфандинга и съёмках проекта. Сейчас, спустя год, команда проекта объявила сбор средств на краудфандинг-платформе для завершения картины. Как проходила работа над фильмов в течение года, как бюджет повлиял на концепцию фильма, почему научно-популярное кино создаётся силами команды энтузиастов и как можно поддержать документальный проект о тайнах человеческого мозга – режиссёр Юлия Киселёва рассказала в интервью ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO.


Документальный научно-познавательный фильм о современных исследованиях мозга режиссёр Юлия Киселёва задумала ещё в 2014 году. Съёмки начались летом 2015 года. Специально для фильма «Мозг. Вторая Вселенная» было проведено более десятка экспериментов, причём о некоторых из них авторы фильма могут смело сказать «Проверено на себе». В ходе съёмок команда проекта испытала на себе действие гипноза, упражнялась в управлении предметами с помощью мыслей, а режиссёр фильма выращивала в собственной квартире африканских жуков для того, чтобы в дальнейшем учёные превратили их в биологических роботов – жуков-киборгов.                                                 юлия киселёва_circle (1)

«Если совсем просто сказать, про что кино: про то, как мозг управляет нами и про то, как мы пытаемся управлять им, – рассказала режиссёр-документалист Юлия Киселёва. – Мы нашли интересных героев: Степан не запоминает лица и не узнает ни друзей, ни себя, ни маму, Настя видит вкус еды в пространстве – так у них работает мозг, и они ничего с этим не могут поделать. С одной стороны, человек зависит от биологических свойств мозга. С другой – в фильме мы показываем, как человек научился влиять на физиологию. Например, как под гипнозом можно излечить аллергию. Или как с помощью нейротренажера восстановить подвижность парализованной руки».

В съёмках приняли участие заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Александр Каплан, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии СПбГУ, профессор Виктор Аллахвердов, декан Департамента психологии НИУ «Высшая школа экономики», профессор Василий Ключарев, профессор Первого московского государственного медицинского университета Павел Умрюхин и другие.

Съёмки научно-популярного фильма «Мозг. Вторая Вселенная» практически завершены. Картина задумана полнометражная (около 90 минут), с авторской анимацией и оригинальной музыкой. Съёмки фильма проходили при финансовой поддержке Министерства культуры России и с помощью краудфандинга.

Краудфандинг кампания на съёмки картины была запущена на платформе Planeta.ru зимой 2016 года
и успешно завершилась в марте того же года.

Сейчас параллельно с производством авторы ищут деньги на завершение картины. На платформе Planeta.ru запущен новый краудфандинг-проект – собранные средства пойдут на производство на постпродакшн картины. 

ВОПРОС: Юля, в прошлом году удачно прошла краудфандинг-кампания фильма «Мозг. Вторая Вселенная», а в конце 2016 года стало известно о том, что производство картины поддержало Министерство культуры России. Расскажи, пожалуйста, какую часть расходов на фильм покрыли полученные в ходе краудфандинга и от Минкультуры России средства?

Юлия КИСЕЛЁВА: Прошлый краудфандинг мы запускали для того, чтобы собрать деньги на первые съёмки (а в итоге на эти деньги провели больше половины съёмок), разработку проекта, подготовку презентации. Рассчитывали, что с хорошей презентацией и детальной разработкой потом найдём деньги на кино – у спонсоров или Минкульта. Но спонсоров мы так и не нашли, за исключением тех, кто поддержал краудфандинг. Мы подавали проект в 12 фондов и получили отказ.

Надежды на поддержку Министерства культуры тоже оказались завышены: мы рассчитывали побороться за «спецпроект», на который выделяется сумма, достаточная для того, чтобы сделать документальный полный метр со сложным постпродакшеном, но нас не допустили до второго тура – до защиты. Потом мы подали заявку на финансирование двух серий по 39 минут (сейчас у нас фильм в двух частях общим хронометражом около 90 мин), но получили только на одну, из этой суммы половина ушла на налоги и зарплату сотрудников студии, от которой мы подавали заявку. Так что, наверное, сказать «какую часть расходов покрыло» – не совсем верно. Сейчас мы, наоборот, подстраиваемся под имеющийся бюджет. И это, конечно, грустно.

ВОПРОС: Что из запланированного сделано на сегодняшний день?

Юлия КИСЕЛЁВА: Планы менялись постоянно. Например, мы планировали три командировки в Европу, ни одна не состоялась из-за финансов, и мы решили снимать все в России. И только одно интервью – с калифорнийским профессором Мишелем Махарбизом – сняли по скайпу. Кончено, можно было половину фильма по скайпу снять, но я хотела сделать фильм в более традиционной стилистике. Из-за такого решения пришлось, например, убрать эпизод про открытие зеркальных нейронов – в Курчатовский институт, где с ними работают, нас не пустили, хотя мы с разницей в год два раза писали туда письма с просьбой о съёмках. Но зато нас очень приветливо встретили в МГУ им. М. В. Ломоносова и НИУ «Высшая школа экономики» ­– мы много материала сняли в этих двух институтах.

Эскиз анимации для фильма "Мозг. Вторая Вселенная". Предоставлено Юлией Киселёвой

Эскиз анимации для фильма «Мозг. Вторая Вселенная». Предоставлено Юлией Киселёвой

ВОПРОС: Сейчас удается придерживаться изначально запланированного плана по производству фильма (создание анимации, написание авторской музыки и т. д.) или в связи с финансированием изначальное видение фильма изменилось?

Юлия КИСЕЛЁВА: На сегодняшний день кино почти готово: уже смонтировано, уже почти вся музыка дописана и сведена, мы проводим небольшие досъёмки. Планировали ещё сделать графику, но снова все упирается в бюджет… Впрочем, у нас есть кадры, снятые на хромакее, выкидывать их нельзя, придётся что-то придумывать и с графикой. Что-то сами делаем. Заново изобретаем велосипед.

От мультипликации я отказываться не стала, на неё пятая часть бюджета фильма уходит. А музыку нам композитор Анна Сулла написала бесплатно, но я ещё надеюсь найти деньги, чтобы все же оплатить её работу.

ВОПРОС: Сейчас в рамках второй краудфандинг-кампании средства собираются на производство картины. Что предстоит сделать, что входит в постпродакшн?

Юлия КИСЕЛЁВА: В постпродакшн входит монтаж фильма, изготовление титров, написание и сведение музыки, анимация, графика, монтаж и сведение звука, работа с изображением: цветокоррекция, стабилизация и т.д. И ещё нужны деньги на все, что обычно сопровождает выход фильма – перевод на английский язык и субтитры, без которых не берут на кинофестивали, выпуск DVD (а ещё дизайн обложки), да и афиши нам бы не помешали. Возможно, потребуется аренда помещения для закрытой премьеры. И я бы хотела всё же оплатить работу и композитора, и моих помощников. Так как за продюсирование и режиссуру картины я не получаю зарплату и приходится параллельно работать, то физически не могу успеть всё, да и один в поле не воин, спасибо огромное моим друзьям, которые помогают.

ВОПРОС: В непрофессиональной среде бытует мнение, что когда «съёмки завершены» фильм почти готов. Расскажи, пожалуйста, для наших читателей, которые не являются специалистами в кинопроизводстве, чем важен этап постропдакшна для фильма «Мозг. Вторая Вселенная»?

Юлия КИСЕЛЁВА: Этап постпродакшена – это часть производства. Без него не может быть кино. Вне зависимости от того, есть бюджет или нет, я не могу выпустить на экран картину с не сделанным звуком или не очищенными правами на музыку ­или изображение: сейчас, например, мы ведем переговоры с одной американской музыкальной группой, чей клип хотим использовать. И на всё это нужны ресурсы – и финансовые, и человеческие, и временные.

ВОПРОС: В описании проекта было указано, что «первый телевизионный эфир, при удачной реализации проекта, состоится на телеканале 24_DOC». В конце мая стало известно, что с 1 июля телеканал будет закрыт. Видишь ли ты какие-то другие альтернативные телевизионные площадки, где может быть показан такой научно-популярный фильм?

Юлия КИСЕЛЁВА: Да, мы говорили об этом проекте с редакцией «24_DOC» ещё в 2015 году… Честно говоря, я сейчас вообще не знаю ТВ-площадки для показа авторского документального кино. Три месяца назад я хотела показать свой прошлый фильм («БАКУРОВ») по телевидению. Мне сказали, что для «Культуры» – это неформат, на «ОТР» линейка документального кино закрывается, теперь вот и «24_DOC» перестанет существовать. Остаются региональные телеканалы… У них есть нехватка контента, мне кажется, многие из них с удовольствием покажут любое качественное документальное кино, если оно ляжет в их сетку.

ВОПРОС: Какие акции ожидают тех, кто захочет помочь картине выйти в свет и поддержать проект на финальном этапе производства?

Юлия КИСЕЛЁВА: У нас есть сувениры – вроде магнитов или дизайнерских открыток, сделанных специально для проекта замечательным дизайнером Алексеем Родюшкиным. Но самое главное – это само кино! Оно у нас есть в нескольких видах: на Planeta.ru можно купить DVD, цифровую версию фильма, а также приглашения на закрытую премьеру и вечеринку, посвященную выходу фильма с просмотром готового фильма, которую мы планируем провести в октябре – перед официальным выходом картины.

Выход документального фильма «Мозг. Вторая Вселенная» запланирован на ноябрь 2017 года.


Материал опубликован в рамах направления ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO «Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества».

От редакции
За последние годы благодаря развитию современных технологий в России появляется всё больше документальных фильмов, которые созданы с помощью краудфандинга, или так называемого «народного финансирования». В 2016 году мы рассказывали о научно-популярном проекте «Мозг. Вторая Вселенная» и фильме, посвящённом композитору Олегу Каравайчуку, «Последний вальс», авторы которых собирали средства для съёмок в том числе с помощью краудфандинга.
Количество таких проектов увеличивается, режиссёры документального кино всё чаще обращаются к этой новой возможности привлечения средств для реализации своих идей, так что уже можно говорить о краудфандинге документальных фильмов как о заметном явлении в мире кинопроизводства.
В нашей редакции принято решение начать публикацию материалов нового направления деятельности ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO «Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества». Планируется, что для раскрытия этого направления, будут использованы в том числе такие жанры как дневник и видеодневник.
Благодаря этим жанрам, с одной стороны решившиеся на краудфандинг кинодокументалисты смогут не только привлечь внимание к своему проекту, но и рассказать о самом процессе сбора средств. С другой – с помощью этих материалов другие авторы и режиссёры смогут узнать о начинаниях своих коллег и перенять пока ещё немногочисленный опыт краудфандинговых документальных проектов в России.
Надеемся, что задуманное направление послужит развитию авторской кинодокументалистики (в чём собственно и заключается одна из ключевых задач нашей редакции).



Похожие новости