В мае 2018 года состоится премьера документального фильма о первом в России сыре
Авторы картины «Сыр. Путешествие из Швейцарии в Россию» завершают сбор средств на постпродакшн
Россия. 28 марта 2018 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
На платформе «Planeta.ru» завершается сбор средств на постпродакшн документального фильма «Сыр. Путешествие из Швейцарии в Россию». Мало кто знает, что к концу XIX века в России был расцвет сыроваренного бизнеса, а первоклассный сыр «Мещерский» высоко ценился и славился по всей стране. После революции сыроварня была уничтожена, а технологии утрачены. Фильм рассказывает о людях, которые хотят их возродить.
О том, как шла работа над проектом об истории страны через историю сыра, как собрать команду мечты и о непростом пути документалиста-краудфандера – рассказала автор картины, корреспондент телеканала «Россия – Культура» Ирина Разумовская.
Сыр наш
Конечно, я не планировала снимать кино про сыр. Вот и сейчас пишу: фильм наш не про коров, – а про страну и героев её прошлого и настоящего. А то, что они занимались и занимаются таким колоритным делом, как сыроварение – счастливая журналистская находка.
С историей первого в России натурального сыра, «Мещерского», я столкнулась абсолютно случайно. Оказавшись три года назад на ферме в селе Никольское под Рузой, я узнала замечательных русских людей. Они живут на земле, землёй и помнят о её былой славе. Наталья Ивановна Дербенёва – биотехнолог по образованию, приехала с мужем в эти места с Кавказа в начале 90-х. На болоте, буквально из ничего, она основала и построила реабилитационный центр для детей «Вдохновение». А чтоб кормить их здоровой и качественной едой, открыла там небольшое производство – молоко, творог, масло, сливки…
Своей рачительностью, энергией, невероятной широтой души Наталья Ивановна очаровала меня сразу. Но для кино нужна драматургия, – догадывалась я, будучи выпускницей филфака РГГУ. А строить её на изъезженной сегодня теме выздоравливающих детей не хотелось. Тогда, буквально на блюде, Наталья Ивановна вынесла мне историю сыра, рецепт которого она хочет возродить.
Этот сыр делали в 60 километрах от фермы, которую Наталья Ивановна открыла, – в некогда процветающем селе Лотошино. В XIX веке там жили князья Мещерские. Они строили заводы, фабрики, больницы, а затем основали сыроварню, куда пригласили сыровара из Швейцарии Иоганна Мюллера. Он приехал и сварил тот самый сыр, который назвали по фамилии князя – «Мещерский». Сыр славился на всю Российскую Империю, закупался ресторанами, подавался к царскому столу. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что потомки того самого швейцарца живут, здравствуют и варят сыр в Альпах по сей день. Пазл сложился. «Это кино», – решили мы.
Кто мы
Фильм уже полностью снят. Снят целиком, профессионально и очень красиво – в первую очередь благодаря одному человеку. Это оператор-постановщик Михаил Никитин. Широту его души и творческий порыв можно оценить, узнав, что Михаил вообще не ест молочные продукты. Коровники, дойка, закваска, выдержка сыра и сырохранилища в России и Швейцарии запечатлены им исключительно ради идеи.
Когда мы потратили год на то, чтоб пристроить сценарную заявку на разные телеканалы, – от «360» до «Первого канала», – это Миша сказал: «Хватит. Я хочу снимать этот фильм, и я его сниму!». Это Миша угомонил меня, когда я утверждала, что кино про «импортозамещение, наши корни и поднятие страны с колен» – сейчас очень всем нужно. Никому не нужно. В разных продакшнах, которым не интересна команда документалистов-энтузиастов с улицы, нам заявляли: то, да не то – мол, пропаганды недостаточно, мол, это реклама конкретных фермеров. И это Миша, который скопил деньги, заработанные им на съёмках реалити-шоу и нетленок для федеральных каналов про Олимпиаду, оплатил нашу командировку в Швейцарию. Так, у меня на руках оказались девять часов отснятого материала. Как и кто будет превращать это в фильм нашей мечты, – было не ясно.
Сколотить команду мечты
Прошёл ещё год. Но кино – не сыр и не вино. Выдерживать его в погребе не стоит. И тут пришла пора ещё одного Миши, без которого ничего не сдвинулось бы с места. Это мой брат – Михаил Разумовский. Сейчас он значится в проекте как «художественный руководитель». Архитектор, дизайнер и просто неравнодушный человек с безупречным вкусом – он занимается на самом деле всем. Он нашёл композитора для фильма, уговорил меня на краудфандинг, пережил со мной этот краудфандинг, вёл и ведёт десятки переговоров с партнёрами и акционерами проекта.
Брат Миша нашёл и художника для «Сыра». То, что в фильме нужна анимация, стало понятно, как только мы съездили в Лотошино. О былой славе сыра «Мещерского» там напоминает лишь герб города – изображение торговца с головкой сыра в руках. Иллюстрировать великое прошлое усадьбы Мещерских – сегодняшней разрухой – совсем не «optimistic channel». А как передать нашим зрителям стёртые с лица земли после 1917-го года красоты тех мест?
Стильная графика, подходящая нам по настроению была найдена в иллюстрациях Ани Леоновой. Книгу с её чудесными и утончёнными картинками принёс домой брат. Дело было за малым – найти Аню, рассказать о нашей идее и уговорить заняться анимацией. Волшебная девушка с татуировкой на шее в виде трав и травинок сразу сказала «да». Так, необходимость искать средства на постпродакшн фильма стала очевидной. Ибо анимация – это уже не шутки. И мы договорились с Аней, что она приступит к анимации после того, как мы запустим краудфандинг.
Блеск и нищета краудфандинга
Однако решались на краудфандинг мы ещё полгода. Победил снова брат. Он красиво и вдохновенно объяснял смысл: мы предлагаем людям хороший и качественный контент – доброе и красивое кино, заплатить за него просим сейчас, а на выбор – куча ништяков. В итоге мы открыли сбор 6 февраля. Разочарование пришло где-то через 24 часа после запуска. Сакральный смысл нашего краудфадинга – остался сакральным, и его дух витал лишь на нашей кухне. За пару дней накапало несколько тысяч от лучших друзей и родителей. Но отступать было некуда. Уже запущены десятки механизмов. Найден режиссёр монтажа, художница приступает к первым эскизам анимации, вырисовывается композитор мечты. Так, мы начали поиски партнёров проекта, ежедневно отправляли десятки писем по друзьям, знакомым, близким, дальним и вовсе незнакомым людям с просьбами поддержать, осветить, перечислить.
Начали переговоры с Посольством Швейцарии и кинотеатрами Москвы, которые ведутся и по сей день.
Когда путь краудфандинга пройден наполовину, становится очевидным: быстрее бы и проще мы заработали эти деньги сами!
Но наша цель – популяризация. Мы хотим, чтоб про фильм прочитало «как можно больше людей», чтоб его посмотрело «как можно больше людей» и чтоб его историю и героев узнало «как можно больше людей».
На «Planeta.ru» мы собрали 60%. А это значит, самое время приготовиться платить не только за получение прокатного удостоверения, но и за гонорары режиссёру монтажа, композитору, художнице, звукорежиссёру и цветокорректору из своего кармана. Ибо я гордо заявила всем участникам постпродакшна сразу: итог краудфандинга никак не повлияет на оговоренные заранее суммы их гонораров. Ну что ж, искусство требует жертв, – как учили меня родители.
А у нас и правда искусство. Художница Аня Леонова присылает нам анимацию, от которой мурашки. Композитор Кирилл Парастаев, согласившийся в нереальные сроки создать оригинальный саундтрек к фильму, пишет лучшие инструментальные мелодии. Сергей Кузнецов – выпускник ВГИКа, снявший несколько классных художественных и документальных лент, стал настоящим соавтором фильма, радеющим за красоту и точность каждого кадра и образа.
А значит, фильму быть. В середине мая – премьера. Фильм отправится на фестивали. Мы снова попытаемся продать его на телевидение – на этот раз готовым и прекрасным. А после всех марафонов выложим в сеть. Под лейблом нашей команды. Его название, с одной стороны, звучит амбициозно, с другой – абсолютно точно передаёт то, ради чего мы затеяли этот фильм и все последующие за ним проекты, – «ктомы.медиа».
Текст: Ирина Разумовская
Фотоматериалы предоставлены авторами фильма
Сбор средств на завершение фильма продлится до 1 апреля 2018 года.
Поддержать проект можно на странице – Документальный фильм «Сыр. Путешествие из Швейцарии в Россию»
КОМАНДА ПРОЕКТА
Ирина Разумовская, автор фильма
Журналист, сценарист, корреспондент «Новостей Культуры» на телеканале «Россия–Культура», автор познавательных и документальных фильмов.
Опыт работы на телевидении более семи лет.
Михаил Никитин, оператор-постановщик
Снимает для кино и телевидения больше 20 лет. В фильмографии – документальные ленты для основных каналов российского телевидения. Только благодаря таланту, широте души и неиссякаемому энтузиазму Миши – весь материал отснят, и отснят замечательно.
Сергей Кузнецов, режиссёр монтажа
Выпускник ВГИКа, снял несколько художественных и документальных фильмов. В игровом кино дебютировал драмой «Deliverance». Картина получила приз на кинофестивале в Выборге «Окно в Европу».
Аня Леонова, художник, мультипликатор
В проекте Аня отвечает за анимацию и графику.
Кирилл Парастаев, композитор, музыкант
Некогда играл в музыкальной группе «The Retuses». Пишет инструментальную музыку для кино и театральных постановок.
Михаил Разумовский, архитектор
В проекте выполняет функции идейного вдохновителя и художественного руководителя
Материал опубликован в рамах направления ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO «Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества».
От редакции
За последние годы благодаря развитию современных технологий в России появляется всё больше документальных фильмов, которые созданы с помощью краудфандинга, или так называемого «народного финансирования». В 2016 году мы рассказывали о научно-популярном фильме Юлии Киселёвой «Мозг. Вторая Вселенная» и фильме, посвящённом композитору Олегу Каравайчуку, «Последний вальс», авторы которых собирали средства для съёмок в том числе с помощью краудфандинга.
Количество таких проектов увеличивается, режиссёры документального кино всё чаще обращаются к этой новой возможности привлечения средств для реализации своих идей, так что уже можно говорить о краудфандинге документальных фильмов как о заметном явлении в мире кинопроизводства.
Поэтому в редакции было принято решение начать публикацию материалов нового направления деятельности ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO «Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества». Для раскрытия этого направления в 2017 году мы решили использовать также жанры дневника и видеодневника. И первым режиссёром, откликнвушимся на эксперимент, стала Дарья Хренова, которая вела сбор средств на фильм «Похищение Богдо-Хана».
С одной стороны – таким образом решившиеся на краудфандинг кинодокументалисты могут не только привлечь внимание к своему проекту, но и рассказать о самом процессе сбора средств. С другой – с помощью этих материалов другие авторы и режиссёры смогут узнать о начинаниях своих коллег и перенять пока ещё немногочисленный опыт краудфандинговых документальных проектов в России. Надеемся, что задуманное направление послужит развитию авторской кинодокументалистики (в чём собственно и заключается одна из ключевых задач нашей редакции).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях и делитесь понравившимися материалами:
Фэйсбук, Вконтакте, Twitter и официальный Youtube-канал.
А также Telegram-канал t.me/REALISTFILM_INFO.
Распространение и использование материалов приветствуются!
Правила цитирования и использования материалов ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO указаны в разделе РЕДАКЦИЯ.
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Лучшим документальным фильмом фестиваля «Кино без барьеров» стала картина из Бельгии «Ион»
Россия. 15 ноября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. 14 ноября 2016 года в кинотеатре «Октябрь» состоялась церемония закрытия VIII-го Международного
Главный приз фестиваля “Русское зарубежье” получил документальный фильм про наставника детей Николая II
Россия. 17 ноября, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Министерство культуры опубликовало реестр кинофестивалей на 2019 год
Россия. 1 марта, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO