Всероссийское совещание кинодокументалистов. Обзор основных предложений — ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (15 января, 2018)
Тезисы докладчиков первого дня Всероссийского совещания кинодокументалистов (15 января 2018 года)
Россия. 15 января, 2018 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
15-16 января в Госфильмофонде России проходит Всероссийское совещание «О принципах организации, размещения и развития производства неигровых фильмов и возрождении кинолетописи в Российской Федерации», организованное Союзом кинематографистов России. Заявлено, что совещание проводится в рамках поручения действующего президента России правительству – подготовить предложения о принципах организации и развития кинопроизводства в России. По итогам двухдневного форума кинодокументалисты планируют подготовить документ о развитии неигрового кино в России, который будет отправлен в администрацию президента.
В онлайн-режиме ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO ведёт обзор основных предложений докладчиков первого дня совещания.
9:59 Сбор участников Всероссийского совещания кинодокументалистов. Председатель совещания Клим Лаврентьев отметил, что через 30 минут начнётся «историческое событие»
10:30 Открыл совещание заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев. Пока собравшиеся ждали представителей Министерства культуры РФ, он отметил, что скорее всего, со второго полугодия в России начнётся съёмка кинохроники.
«Нам нужно наработать за эти два дня идеи для окончательного предложения государству – что нужно сделать, чтобы документальное кино хотя бы вернулось к тем достижениям, которые оно имело в советский период», – объяснил главную задачу совещания Лаврентьев.
Вопрос о создании кинолетописи страны поднимался 11 декабря в ходе Х Съезда Союза кинематографистов России. (Об этом читайте в материале – «Союз кинематографистов принял проект постановления о сохранении кинохроники страны«)
10:49 В зал совещания пришли представители Министерства культуры РФ.
10:50 Началось выступление инициатора Всероссийского совещания кинодокументалистов, председателя комиссии неигрового кино Союза кинематографистов России, кинорежиссёра и продюсера Сергея Мирошниченко.
Кинодокументалист перечислил ключевые предложения, которые, на его взгляд, смогут улучшить ситуацию в сфере отечественной документалистики. Сергей Мирошниченко предложил создать специальный Фонд неигрового кино (по аналогии с Фондом кино), возрождать центры документального кино в каждом федеральном округе, создать офисно-аппаратный центр для кинодокументалистов, а также открыть во ВГИКе мастерскую региональной кинохроники. В числе своих предложений Сергей Мирошниченко также назвал разработку специального сервера, где будут храниться видеозаписи, снятые жителями всех регионов России.
«Думаю, что нужно создавать большой сервер хранения и собирать летопись, которую снимают наши граждане. Люди снимают ту летопись, которую мы сами снять не можем. И интернет-канал нам необходим», – отметил Мирошниченко.
С инициативой провести масштабную встречу для обсуждения накопившихся в российском неигровом кино проблем и способах их решения Сергей Мирошниченко выступил 11 декабря 2017 года. (Подробнее об этом читайте в материале – «На начало 2018 года в Москве запланировано проведение Всероссийского совещания кинодокументалистов«)
11:15 Торжественное вручение членского билета новоиспечённому члену Союза кинематографистов России режиссёру Артёму Бурлову (вручает Клим Лаврентьев).
11:17 Выступление президента Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России Галины Леонтьевой.
Леонтьева подняла проблему качества документальных фильмов, которые финансируются из государственного бюджета.
«40% – хорошее кино, которое делают профессионалы. Всё остальное мы не можем отрегулировать, мы не можем понять, куда эти деньги идут», – сказала Леонтьева.
В качестве иллюстрации она продемонстрировала эпизоды из документального фильма, созданного при финансовой поддержке Министерства культуры. Эпизоды представляют из себя длинные фрагменты интервью с Павлом Астаховым. Леонтьева высказала мнение о том, что финансировать из госбюджета нужно проекты только тех авторов, которые имеют режиссёрское образование. Также президент Ассоциации предложила создать специальные гранты для информационного освещения сферы неигрового кино.
11:36 Выступление директора Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) Наталии Калантаровой.
«Для нас документальное кино – прежде всего документ. Он используется не только для создания фильмов, но во многих выставочных проектах, как подтверждение тому или иному событию, которое происходило в нашей стране. – подчеркнула она. – Естественно нам нужно качественное документальное кино и кинолетопись, которая всегда откладывалась в фондах архива».
11:40 Выступление заместителя директора РГАКФД Риммы Моисеевой.
Подчеркнула необходимость учитывать новые форматы, которые востребованы молодёжью и которые будут развиваться в будущем. Перечислила те материалы, которых нет в РГАКФД.
«Никакого отражения на нашей архивной полке не нашли несколько тем, а значит, они не найдут отражение в зримой истории страны. Есть несколько хороших фильмов о ситуации на Украине, но они оппозиционные. Но нет ни одного фильма, который отражает государственную точку зрения. Мы аполитичны, но мы должны иметь разные точки зрения. У нас нет ничего про Сирию, нет ничего о строительстве Крымского моста», – рассказала архивист.
11:51 Выступление председателя Пермского краевого отделения Союза кинематографистов России Павла Печёнкина.
Рассказал о прокате документального кино в регионах. Высказался о том, что необходимо дать возможность людям в провинции снимать кино, если они хотят это делать.
«Документальное кино – это инструмент гражданского общества, его надо развивать».
12:00 Выступление кинорежиссёра Алексея Учителя.
Поддержал предложения, высказанные Сергеем Мирошниченко. Однако обратил внимание, что необходимо чётко определить функции фонда и центров документального кино. Также затронул проблему проката авторского и дебютного неигрового кино и необходимость pr-кампаний документальных фильмов.
«Я хочу, чтобы все это понимали. Если будет создаваться фонд неигрового кино – это только коммерческие проекты. Там нет авторского и дебютного кино, потому что авторское и дебютное кино финансируется Министерством культуры. А проблема как раз авторского и дебютного кино с прокатом стоит крайне остро до сих пор», – отметил Учитель.
12:14 Выступление председателя Краснодарского краевого отделения Союза кинематографистов России Валерия Тимошенко.
Высказал мнение о том, что заниматься производством документального кино в регионах должны люди, которые там живут.
«Мы должны изменить ситуацию, и в регионах должно быть производство документальных фильмов. Страна должна рассказать о себе сама. Люди в регионах могут посвятить какой-то теме год-два, в отличие от журналистов, у которых нет такой возможности».
12:29 Выступление генерального директора Президентской библиотеки Александра Вершинина.
Заявил, что по законодательству России кинолетопись должна сниматься ежегодно, и на это должно выделяться государственное финансирование.
«Хотелось бы узнать у Министерства культуры, почему закон не выполнялся», – отметил он.
Как пояснил Вершинин, это значит, что, возможно, не нужно принимать новые документы для создания кинохроники России, достаточно будет поставить перед ведомством вопрос о невыполнении российского законодательства.
13:18 Выступление генерального директора кинофестиваля «Россия», художественного руководителя кинокомпании «Снега» Георгия Негашева.
Отметил, что интерес зрителей к документальному кино в регионах есть и посетовал на прекращение финансирования государством его фестиваля. В качестве проблемы назвал нехватку документалистов в Екатеринбурге и о необходимости оживить производство неигрового кино в регионах.
«Ребята, которые начинали у нас на студии, поступали во ВГИК, на Высшие режиссёрские курсы. Никто не вернулся обратно. Потому что нам нечего им предложить. Ну приедут они, а что они будут делать?»
Выразил мнение, что производство кинолетописи можно начать без дополнительной подготовки. «В 2005 году началось производство кинолетописи в системе Министерства культуры, – напомнил Негашев. – В каждом федеральном округе производился киноальманах, мы, например, производили кинолетопись Уральского федерального округа. Это производство продолжалось в течение трёх лет. Потом занавес резко опустился по неизвестной причине. Ничего не мешает начать производство летописи».
13:25 Выступление президента Гильдии неигрового кино и телевидения Виктора Скубея.
Высказался в том числе о необходимости развивать киноклубы и муниципальные кинотеатры для популяризации документального кино.
«Главная задача, без которой все усилия будут тщетны – внедрить документальное кино, популяризировать у населения».
13:45 Выступление директора документальных программ ВГТРК, бывшего главного редактора канала «24_DOC», Марии Финкельштейн (Мирошниченко).
Отметила низкое качество отечественного документального кино и предложила пересмотреть принцип финансирования документальных фильмов Министерством культуры.
«Я бы сократила количество фильмов, на которые даются деньги, – сказала она. – Не надо делать 300 фильмов в год, надо делать 70-8о фильмов, но с большим бюджетом. Многие отечественные фильм не соответствуют техническим параметрам, цветокоррекция вообще отсутствует. Когда бюджет фильма 500 тыс. рублей, режиссёру нужно поставить памятник».
Пригласила документалистов отправлять идеи на ВГТРК для привлечения финансирования и показа неигровое кино на федеральных каналах.
13:54 Выступление директора и художественного руководителя студии «Азия-фильм» Владимира Эйснера.
Поддержал идею создания кинолетописи страны, однако отметил, что важно определить источник её финансирования.
«Была озвучена цифра, что на этот год 220 млн рублей на документальное кино, а летопись будет финансироваться из этой суммы или это будет отдельная статья?», – обратился он с вопросом.
14:01 Выступление заместителя руководителя Федерального архивного агентства Андрея Юрасова.
Отметил, что Федеральное архивное агенство заинтересовано в воссоздании кинолетописи страны и поднял вопрос о том, что должна представлять из себя кинолетопись, которая должна объективно отражать историю страны.
«Этот продукт должен быть поставлен на системную основу, должен быть проект кинолетописи. Какие события должны быть отражены, какие персоны. Формат нужно будет придумывать и продумывать. Поэтому предстоит, на мой взгляд, очень большая концептуальная работа».
14:13 Сергей Мирошниченко высказал возникшую в ходе дискуссии идею для некоммерческих организаций – получить дополнительные средства на создание кинолетописи из Фонда президентских грантов.
«Предлагаю по итогам совещания обратиться к президенту о том, чтобы был выделен президентский грант на создание кинолетописи», – сказал Сергей Мирошниченко.
14:14 Начальник отдела государственной поддержки производства игровых национальных фильмов Минкультуры Елена Громова ответила, что средства на президентские гранты выделяются большие, но ни одной заявки от профессиональных объединений кинодокументалистов в 2017 году не поступало.
14:15 Выступление президента кинофестиваля «Встречи в Сибири» Эллы Давлетшиной.
Предложила использовать для продвижения документальных фильмов региональные музеи.
«Люди, которые могут заниматься продвижением, находятся и вне нашего сообщества. Предлагаю инициировать создание в региональных музеях киноотделов. Сотрудники музеев могут с этим очень интересно работать», – сказала она.
14:19 Выступление директора ФГУП «Творческо-производственное объединение «Дальневосточная ордена «Знак почёта» студия кинохроники» Олега Чурилова.
Поднял вопрос о приватизации киностудии, отметив, что это единственная организация по кинематографии, которая находится на Дальнем Востоке. «Нужна не ликвидация, а реорганизация. Мы несём социальную, а не коммерческую функцию».
14:27 Выступление киноведа из Самары Виктора Долонько.
Высказался об отсутствии в обществе понимания, что такое документальное кино.
14:37 — 16:12 ПЕРЕРЫВ
16:12 Клим Лаврентьев объявляет о завершении перерыва и предоставляет слово Сергею Дебижеву.
16:13 Выступление режиссёра Сергея Дебижева.
Подчеркнул необходимость возвращения документальному кино его статуса, а также отметил сходство документалистики с фундаментальной наукой, отметив, что фундаментальная документалистика занимается поиском и формированием больших смыслов и должна существовать независимо от рейтингов. Поддержал идею Сергея Мирошниченко по созданию Фонда неигрового кино.
«Идея создания Фонда неигрового кино – очень здравая. Тем более, что есть успешный пример игрового кино. Надо понимать, что игровое кино само себя начинает повторять, и документальное кино имеет больше прав на существование – в нём гораздо больше смыслов просто напросто. Схема, которая была отработана в игровом кино [имеется в виду создание Фонда кино – Прим.ред.], может быть применена и при создании Фонда неигрового кино. И его конечно же нужно создавать как самостоятельный фонд. Вопрос только в том, что это потребует колоссальных усилий. Но дорогу осилит идущий. Может быть, и Минкульт вздохнёт свободней, когда профессионалы сами начнут решать свои проблемы», – отметил Дебижев.
16:19 Выступление генерального директора студии «Встреча», режиссёра Натальи Гугуевой.
Об отличии авторских документальных фильмов от телевизионных сюжетов. Рассказала о том, как организована система телепроизводства сюжетов, освещающих события в мире и России на примере «Первого канала».
«По всему миру, по России есть корпункты, в их основе – специалисты из регионов, которые живут в местах, где снимаются события. Действует оперативная система организации киносъёмок с любой точки мира. Оперативно можно получить разрешение на съёмку, которое проблемно для документалистов. В этом году Шойгу принял решение не допускать на съёмки военных объектов, если нет справки от федерального канала. Надо продумать, как мы будем решать этот вопрос», – отметила Гугуева.
16:41 Выступление кинорежиссёра, продюсера, директора студии «Гранат» Ефима Резникова.
Предложил создать межведомственную экспертную группу для определения понятия «кинолетопись» на современном этапе развития информационных технологий, затронул проблему проката документальных фильмов в кинотеатрах. Предложил обратиться к правительству с просьбой выделить время на федеральных каналах для показа неигровых фильмов. Однако, по его мнению, главный вопрос – это увеличение финансирования неигрового кино.
«Наше совещание должно поставить перед руководством страны вопрос о серьёзном увеличении финансирования документального кино, – выразил уверенность Резников. – Мы не должны очень много просить у правительства, мы должны просить очень конкретные вещи, которые реально можно было бы исполнить».
Комментируя инициативу создания Фонда неигрового кино, отметил, что прежде чем отправить в правительство соответствующее предложение, необходимо внутри сообщества кинодокументалистов понять, как будет регулироваться деятельность этой организации.
17:02 Выступление директора Иркутского областного кинофонда, гендиректора фестиваля документального и научно-популярного кино «Человек и природа» Ольги Аксаментовой.
Рассказала о том, что в Иркутской области ведётся съёмка кинолетописи, о потребности федеральной поддержки фестиваля «Человек и природа», а также отметила проблему получения режиссёрского образования.
«Филиал ВГИКа не дотягивает до московского уровня, но 160 тыс. рублей в год должен платить студент по специальности «Режиссёр». С 2018 года стоимость обучения в год составит 240 тыс. рублей. Это огромная сумма».
17:10 Выступление председателя Алтайского краевого отделения Союза кинематографистов России, режиссёра Владимира Кузнецова.
Предложил идею перейти на электронную систему подачи документов для получения субсидии в Министерстве культуры, по аналогии с тем, как подаются заявки на получение президентских грантов.
«Я три года отправлял заявки, пока человек не умер, это фронтовой товарищ Виктора Петровича Астафьева. Хотел снять фильм, очень интересный материал. А человека нет, всё. Трижды приходил ответ – ошибка в документах».
17:22 Выступление генерального директора ОАО «Творческо-производственное объединение «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов» Алексея Тельнова.
Поддержал идею создания центров для документалистов. Высказался о необходимости контролировать качество неигрового кино.
17:35 Выступление режиссёра ВГТРК Сергея Головецкого.
О том, что важно заботиться о телевизионном показе документальных фильмов.
17:38 Выступление нового члена Союза кинематографистов России, председателя Союза кинематографистов Бурятии Артёма Бурлова.
Рассказал о потребности улучшить материально-техническую базу для съёмок в Бурятии, а также о дефиците специалистов по документальному кино. «Также у нас не хватает кадров. Как показывает практика все выпускники остаются работать в Москве».
17:49 Выступление кинодокументалиста Евгения Голынкина.
Отметил, что важно дать определение «кинолетописи». Поддержал идею Сергея Мирошниченко создать центр, собирающий видеозаписи, которые создают жители страны.
«Это и есть настоящая кинолетопись, сегодняшняя, реальная, и то, что насколько я понимаю, начало делаться в Президентской библиотеке. Мы, наверное, единственная страна, которая не обладает подлинной всеобъемлющей кинохроникой. Сейчас у нас наконец появилась возможность собрать и получить реальное представление о жизни страны и упускать эту возможность было бы преступно».
18:23 Выступление Ивана Твердовского (старшего).
Поднял проблему того, что Военно-историческое общество вмешивается в содержание создаваемых документальных фильмов.
18:28 Выступление директора НИИ киноискусства ВГИКа Алевтины Чинаровой.
Отметила, что процесс улучшения среды документального кино должен идти параллельно с улучшениями в системе профильного образования.
«Целевое финансирование себя не очень оправдывает, потому что большая часть ребят, действительно, остаётся в Москве».
Предложила развивать подготовку документалистов в рамках дополнительного профессионального образования, отметив, что во ВГИКЕ можно готовить штучных специалистов, обучение которых будет оплачивать регион. Обратила внимание на то, что сейчас готовится новый закон о культуре, в работе над которым важно принять участие кинодокументалистам.
18:33 Выступление Елены Громовой.
Отметила, что Фонд кино (Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии – Прим. ред.) окупает свою деятельность сам, и при создании Фонда неигрового кино, необходимо обдумать источники финансирования организации.
18:37 Выступление кинодокументалиста Евгения Григорьева, который приехал к концу совещания и попросил предоставить ему слово.
Поддержал идею увеличения бюджета на производства неигровых картин за счёт сокращения количества выпускаемых в год фильмов.
С продолжением дискуссии участников совещания 16 января можно ознакомиться в материале ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO – «Всероссийское совещание документалистов. Обзор основных выступлений – ДЕНЬ ВТОРОЙ (16 января, 2018)»
Похожие новости
Самоизоляция с пользой: подборка бесплатных онлайн-кинотеатров, курсов, открытых коллекций фестивалей
Россия. 21 марта, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Проект “Питчинги” приглашает на вечеринку кинематографистов
Россия. 19 июля, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
“Лавровая ветвь” подвела итоги первого тура
Россия. 14 октября, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO