Итоги Года российского кино
Мнения экспертов, их комментарии, аналитика и оценка прошедшего Года российского кино – в обзорном материале ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO.
Россия, Москва. 28 февраля, 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
В конце 2016 года, который был объявлен Годом российского кино, мы решили узнать, каким этот год был для документалистов, как они оценивают Год кино – в масштабе страны и с точки зрения собственных достижений. Своими мнениями, успехами, разочарованиями и ожиданиями поделились режиссёры-документалисты Юлия Киселёва и Никита Тихонов-Рау, директор главного кинохранилища страны, Российского государственного архива кинофотодокументов Наталия Калантарова, президент Ассоциации документального кино Союза кинематографистов Галина Леонтьева, директор Государственного центрального музея кино Лариса Солоницына.
Юлия Киселёва,
режиссёр документального кино
«Вообще не знаю, что происходило в Год кино с кинематографом практически. У меня настолько был загруженный год. Вот. И я была, в общем, полностью в своих трёх проектах и что-то даже не успела посмотреть по сторонам. Мы сняли два фильма. Мы сняли фильм «Глубина 1080», это про шахтёров. И мы сняли фильм «Бакуров», сейчас мы его завершаем. Плюс ещё в феврале или в марте мы завершили краудфандинг фильма «Мозг. Вторая вселенная». Ещё мы получили наконец на него финансирование от Министерства культуры в этом году. И параллельно вот с этими двумя фильмами я ещё «Мозг» потихонечку… у меня завтра, кстати, съёмка очередная по «Мозгу». Поэтому для меня год очень меганасыщен, очень сильно. Очень много кино у меня моего (улыбается). Вот, а что там вокруг происходит, даже посмотреть не успеваю».
Лариса Солоницына,
директор ФГБУК «Государственный центральный музей кино», главный редактор газеты Союза кинематографистов РФ «СК-Новости»
«Знаете, я должна просто заранее извиниться, потому что Год кино, не связанный с работой Музея кино, практически прошёл мимо меня. Потому что слишком много проектов было связано с Годом кино именно у нас. И ещё для Музея кино это было не очень удачное совпадение Года кино и года, когда мы готовились к переезду и собственно переезжали. Потому что в результате, вместо того, чтобы полноценно работать нашими фондами, мы занимались их упаковкой, опечаткой и так далее, и так далее. Но тем не менее всё равно огромное количество мероприятий мы сами провели, и поучастовали в большом количестве мероприятий других музеев. Из чего я опосредованно делаю вывод, что, наверное, везде Год кино прошёл очень хорошо, потому что запросов от разных учреждений культуры из разных городов было очень много. Значит, в общем все каким-то образом Год кино поддержали, это очень радостно. А для нас самым главным событием является переезд в новое здание. И обретение крыши надо головой и возможность начать полноценную интересную работу для посетителей нашего музея».
Галина Леонтьева,
президент Ассоциации документального кино Союза кинематографистов РФ
«Что касается Года кино, то он, как всякая медаль, имеет две стороны – лицевую и оборотную. Как раз об оборотной стороне хотелось бы меньше всего говорить, но тем не менее это проблема, с которой документалисты жили весь год, потому что практически весь год люди сидели без работы, по той простой причине, что финансирование было получено только в конце года. То есть для документалистов Год кино прошёл без документального кино, без работы. Естественно, что это проблема, которую надо решать, которую мы будем решать. Но всё же документальное кино остаётся востребованным. Востребованным зрителями прежде всего. Радостная сторона этой медали, лицевая, – это то, что мы в этом году познакомились и подружились с двумя хорошими форумами. Это форум «Территория смыслов» на Клязьме и форум «Таврида». «Тавриду» я вообще считаю своими друзьями, потому что мы там провели 10 замечательных дней с ребятами, у нас было две больших мастерских, они снимали картины. И до сих пор ещё и пишут, и созваниваемся, и проводили мы в Доме кино большой вечер, посвящённый итогам «Тавриды». Поэтому для нас, конечно, это ещё очень хорошо потому, что «Таврида» – это молодые ребята, те зрители и те профессионалы, которые потом будут снимать документальное кино в том числе. Вот это я считаю одно из достижений Года кино в документалистике».
Наталия Калантарова,
директор Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД)
«Я хочу сказать сразу, что я ожидала всё-таки больших положительных результатов. Я ждала, что будет уделено [внимание] в Год кино всё-таки авторитету именно кино на киноплёнке, но этого не произошло в нашей стране. Хотя в других странах это как раз занимает в этом году (и не только в этом – и в том) всё-таки главенствующую позицию, что кино – это киноплёнка. Цифра кино убивает. И я с этим полностью согласна.
Я думала, что в этом году, Году кино, в России всё-таки постараются молодёжь приучить к хорошему изображению, но нет, не произошло. Молодёжь осталась с изображением экрана компьютера. Вот это меня больше всего пугает.
Потому что мы в архиве сохраняем прежде всего киноплёнку и стараемся показывать в своём архиве, на экскурсиях, приучать детей Красногорска и Москвы, которые приезжают к нам на экскурсии, именно к кино с киноплёнки. И я думала, что это не очень правильно, но оказалось, что дети и молодые люди, которые только приходят в кино работать, они эту разницу улавливают очень быстро. И люди, которые на втором курсе ВГИКа, если им показали изображение с киноплёнки и с цифры, они уже понимают разницу. Вот это меня немножечко расстроило. И потом я ожидала, что Министерство культуры, департамент кино всё-таки захочет сделать хотя бы для цифры стандарт к качеству киноплёнки – тоже этого не случилось. Но первые шаги сделаны в этом направлении. Министерство хотя бы заказало техническое задание НИКФИ (Научно-исследовательский кинофотоинститут – Прим. IA_RFI) на создание таких стандартов. Когда они появятся, никто не знает. Но тем не менее нам от этого пока не легче: хранить цифру, хранить видеоизображение – это не то, что хранить плёнку, которая стандартизована, известна. Сколько сохранится цифра и видеоизображение, мы пока не поняли и не знаем – всё опытным путём. Но тем не менее я считаю, что в этом году прошло много прекрасных мероприятий по стране, не только у организаций, специализирующихся на кинопродукции, но и учреждений, которые если бы не Год кино, наверное, никогда не обратили бы своё внимание на кино. Вот это, я считаю, что большой плюс произошёл за этот года. Очень многие учреждения и организации захотели сделать кино о развитии своих учреждений: это и Сбербанк, это и железные дороги. Именно о развитии, понимаете? И всё это отразить в кино. И Роснефть, и другие наши крупные компании, о которых в принципе сейчас очень мало мы видим. По телевидению – только со стороны бизнеса. А сущности, – как они работают, как они развиваются, – этого нет. И вот они захотели о себе в этом году сделать кино. Я это почувствовала по использованию и привлечению наших материалов, тех исторических кадров, которые были когда-то сняты в советские годы. И это отразилось как раз на том, что материалы наши в этом году были сильно востребованы. Количество людей, посещающих архив, не увеличилось, оно осталось таким же. Но я вам хочу сказать, что та часть учреждений и организаций, которая любит работать по Интернету – вот эта часть увеличилась во много раз. И мы поняли, что эта часть, – интернетовская, – она будет развиваться и расти, а часть, которая относится непосредственно к посещению архива и работе с карточными классическими каталогами – она будет уменьшаться из года в год. Это понятно. Теперь нам во всяком случае.
ВОПРОС: Наталия Александровна, 2016 года был знаменателен непосредственно для архива. РГАКФД исполнилось 90 лет. В октябре состоялась Iая Международная научно-практическая конференция: «Аудиовизуальные документы: 90 лет служения Отечеству». Расскажите, каким был этот год для РГАКФД.
Наталия КАЛАНТАРОВА: Для нас это, действительно, знаменательный год был – 90-летия. Но тем не менее я хочу сказать именно о конференции, потому что нам удалось собрать на конференцию именно киноархивы России и бывших Союзных республик. Потому что мы так давно не собирались. Мы 25 лет не собирались, не знаем заботы друг друга, не знаем трудности друг друга. И вот здесь на этой конференции… это помогло выявить какие-то общие тенденции в развитии киноархивов, боль какую-то. У всех та же беда с кинолетописью страны: Таджикистан, Узбекистан, Прибалтика, – всё то же самое, всё одинаково. Вы понимаете, что вот развалился Союз, а проблемы у всех остались одни и те же – с финансами, с оборудованием, естественно. Я хочу сказать, что в описании и в развитии именно самой архивной отрасли кинопроизводства – это всё осталось с советских времён. И меня это радует, что эта система держится везде. В Прибалтийских республиках, которые оторвались самыми первыми, в республиках Закавказья, в республиках Средней Азии. То есть все понимают, что та система, которая была создана в советские годы, в СССР, она оказалась самая живучая, самая надёжная и самая правильная, видимо, потому что поддержали её в итоге все. Меня это радует.
Мне, конечно, очень приятно, что мы повидали коллег, пообщались, то, что они приехали, то, что мы обменялись взглядами, и теперь мы можем идти, так сказать, в одной упряжке и добиваться каких-то результатов по киноархивам. Потому что в каждой стране, буквально в каждой, не только в нашей, но и в Европе, заботы и беды киноархивов остаются всегда за рамками. Потому что, как правило, в стране один киноархив, а бумажных – целая сеть. И в первую очередь, конечно, всё делается для них, потому что там важные документы, не только исторические, но и правовые. А что такое визуальные – ну кино. И раньше так и у нас в стране относились – «ну кино». Только с 1980-х годов кино стало признаваться как исторический источник, архивный документ. Поэтому я считаю, что мы большого достигли. Нам сейчас удаётся издать итоги конференции, и мы наверняка вам её предъявим, подарим».
В интервью ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO об итогах Года российского кино Наталия Калантарова также рассказала о проекте восстановления школы кинохроники и ведения кинолетописи России. В октябре 2016 года соответствующее обращение было отправлено советнику президента по делам культуры Владимиру Толстому. Однако, по словам Наталии Калантаровой, проект «Восстановление национальной кинолетописи России» пока не нашёл государственной поддержки и не получил развития.
«Сейчас, конечно, больше превалирует положительный образ страны в каких-то моментах, направлениях, в развитии. Но я хочу сказать, что это всё равно не история страны, это какие-то отдельные урывки. Летописи исторической, образа страны, с которой тот же Дзига Вертов связан, его фильмы действительно отражают историю страны (развитие и создание Днепрогэса, ещё каких-то крупных предприятий) – сейчас, конечно, такого нет. И «белые пятна» в истории России всё равно остаются.
Мы достаточно серьёзно оцениваем эту ситуацию и неоднократно с ней обращались и в правительство, и в президентскую администрацию, но пока с этой стороны нет ответа.
Мы предлагали вернуться к созданию летописи страны. Визуальной летописи. И мы сейчас до сих пор эти вопросы обсуждаем. Мы с письмами выходили на советника президента Толстого, который очень вменяемый человек, очень умный человек, я с ним лично знакома, мы общались. И думаю, что, наверное, он как-то сможет донести до президента, что нет этого. А хочется, чтобы облик страны был всесторонний – не только чернуха или не только вырванная положительная тенденция в отдельных отраслях. Хочется, чтобы это было, как раньше. Знаете, был такой, например, фильм «День войны». Когда были в один день направлены все 80, по-моему, операторов и снимали в один день события в разных концах страны, во всех республиках нашей большой РСФСР тогда. И создан фильм, он действительно отражает каждую клеточку нашего организма, страны. Сейчас, конечно, такого нет.
Уничтожена вот эта система студий, которая раньше была по всем регионам. Это плохо, конечно. Потому что есть, конечно ГТРК, но у ГТРК немножко другая задача – они берут только новостную сетку, что историю не создаст. Историю всё-таки создают отдельные личности, отдельные люди, отдельные города, сёла.
Никита Тихонов-Рау,
режиссёр и продюсер документального кино, руководитель лаборатории социального кино «Третий сектор» вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения
«Мне не кажется, что 2016 год был каким-то особенным для российского кино. Мне кажется, что, если говорить о цехе, – он не стал особенным. Он был рядовым годом, таким же как и все – тяжёлым. Тяжёлым с производственной точки зрения, тяжёлым с финансовой точки зрения, тяжёлым с творческой точки зрения, в общем-то что дело обычное, да. Но что мне кажется важно, мне кажется, важно то, какой сигнал получило общество. И мне хотело бы говорить о Годе кино не с позиции режиссёра-документалиста, а с позиции обычного российского гражданина, человека, который живёт в России в 2016 году. Мне кажется, что для него Год кино состоялся, потому что он получил ряд сигналов от истеблишмента, от деятелей профессионального сообщества, что вообще российское кино существует. Его внимание было привлечено теми активностями, которые на протяжении года реализовывались – это и кинофестивали, это и акцент на наследии советского кино, это и то, как кино проходило красной линией через большинство общероссийских праздников. Будь то День Победы, когда мы с вами на бульварах видели замечательные павильоны, где показывали кадры из «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Обыкновенный фашизм» Ромма. То есть мы понимаем с вами, что с точки зрения обычного человека это впервые, это ново. И в этом смысле нельзя не сказать какие-то тёплые слова в адрес тех людей, которые создавали эту концепцию, и сделали это, на мой взгляд, достаточно талантливо. Все слова критики, которые можно сказать по поводу организации Года кино, наверное, их могут сказать другие коллеги. Мы же не в вакууме, мы существуем в каком-то внешнем информационном поле, и у нас есть наш ближний круг. И что мы видим. Мы видим совершенно замечательный проект Союза кинематографистов «Питчинг дебютантов«. И я могу сказать, что я как продюсер, один из членов жюри, и в частности – по документальному кино, нашёл очень талантливого нового коллегу режиссёра, Юлия Варенцову, которая сделала замечательный проект. Для меня это прекрасная активность, молодцы Молодёжный союз. И прекрасная идея с питчингом дебютантов, которая набирает обороты, и я знаю, что на 2017 год там куча планов, не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России. Сегодня как раз с Димой Якуниным (Дмитрий Якунин – исполнительный директор Молодёжного центра СК РФ – Прим. IA_RFI) на эту тему разговаривали. Мне кажется, что энергичное, мощное, свежее дыхание для российской документалистики – это проект «Докер» Ирины Шаталовой и её коллег. Прекрасные картины, прекрасная организация, живой фестиваль, не просто фестиваль, а целое документальное движение, которое активизировалось. Не могу не сказать о проекте «Платформа», который я реализовывал вместе с нашей командой и вместе с Гильдией неигрового кино, как спецпроект. Потому что это новая форма жизни документального кино, социального документального кино, которые поднимает самые сложные проблемы общества по различным социальным тегам, направлениям. Нам, как продюсерам, режиссёрам, надо избавляться от иждивенческого мышления, и наверное, это самое главное пожелание (опять же – возвращаясь к Новому году), нам надо искать новые формы сотрудничества, кооперации, партнёрства, финансирования, создания проектов не по старым классическим формам, а когда проекты могут возникать как пазлы, что-то масштабное, что-то в рамках страны. Мне кажется, что «Платформа»… Не кажется – я просто знаю, что «Платформа» в 2017 году мы вновь пригласим кинематографистов, и начинающих, и уже опытных, принять участие в работе площадки, найти новых партнёров, финансирование и так далее. Что ещё в отношении 2016 года… Знаете, я поделюсь своей мыслью сокровенной – мне кажется, в начале XXI века, второе десятилетие идёт, нам нужно всем переосмыслить роль кино как средство, инструмент разговора со зрителем. Кино как искусство, «золотым» веком которого был ХХ век, оно владело умами. Сейчас, на мой взгляд, это не так. И оно стремительно теряет свою способность каждый год становиться языком, формой разговора со зрителем. И неправильно продолжать думать об этом, как о таком очень элитарном виде искусства, которое неприкосновенно, и только художник знает «как». Посмотрите вокруг, мы существуем в пульсирующей живой ткани, как солярис информационного поля. В этом информационном поле – Интернет, социальные сети, digital, сотни телеканалов, которые ежедневно создают сотни тысяч оригинального контента. Мы не можем так же относиться к своим произведениям, как мы относились к ним ещё когда шли обучаться кто во ВГИК, кто на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Ситуация изменилась, время изменилось, и этому времени нужно соответствовать. Нужно искать новые формы. Давайте эти новые формы искать, давайте их искать в 2017 году и далее, далее. Нельзя стоять на месте. Нужно прорастать в дружественные нам, альтернативные формы коммуникации. И кино, оно прекрасно, оно создано именно для этого, оно может работать именно так. Это тот подход, который я исповедую и буду просто счастлив, если моей верой и моим видением, – не только моим, это общемировой тренд, – заразятся мои коллеги».
Операторы: Yuriy Fokin, Alik Sandor.
Похожие новости
Главный приз документального конкурса фестиваля «Евразийский мост» получил фильм «Машины»
В Ялте подвели итоги II Международного кинофестиваля «Евразийский мост»
Марина Разбежкина получит премию Лавр «За вклад в кинолетопись»
Победители пяти номинаций Национальной премии «Лавровая ветвь» будут награждены 12 декабря
В Минкультуры прошла защита неигровых спецпроектов, претендующих на господдержку в 2020 году
Россия. 19 августа, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO