Наталия Егорова: “Я в лагере научного кино. Я в команде по спасению мира”
Россия, Москва. 22 октября, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Весной 2022 года в Москве на базе “Сколтеха” стартовала Лаборатория научного кино. Автором и художественным руководителем проекта стала кинодокументалист Юлия Киселёва, продюсером — Ирина Белых. Результатом обучения 16 слушателей лаборатории стали 16 научно-популярных короткометражек, которые вошли в киноальманах “16 способов изменить мир”. Продюсер, режиссёр, соавтор проекта “Питчинги” Наталия Егорова стала одним из участников лаборатории. В колонке для ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO Наталия рассказала о специфике создания фильмов про науку, поделилась лайфхаками по организации съёмок и впечатлениями от обучения.
О любви к неигровому кино и поступлении в лабораторию
Режиссёр Юлия Киселёва уже долгое время является для меня профессиональным ориентиром. Её научные фильмы имеют успех и на фестивалях, и у зрителей. Они интересны и кинотеатрам, и онлайн-кинотеатрам, и телевидению. Я познакомилась с Юлей лично, когда два года назад приняла участие в эксперименте для её научно-популярного фильма «Робот, я люблю тебя?» (Фильм «Робот, я люблю тебя?» вышел в прокат в 2021 году. Об истории его создания можно узнать в нашем материале. – Прим. REALISTFILM.INFO). Стать частью научного исследования, увидеть себя в кино на большом экране – для меня это был интереснейший опыт!
А этой весной Юля совместно с Фестивалем актуального научного кино (ФАНК) и Сколковским институтом науки и технологии организовала Лабораторию научного кино, итогом которой должен был стать альманах короткометражек про разработки Сколтеха. «Вот он – ориентир, знак, волшебный пинок!», — подумала я, узнав о наборе участников, и отправила заявку. Только недавно я узнала, что претендентов было больше 130, из них отобрали нас — 20 человек. В результате получились 16 короткометражек от 16 режиссёров, которые рассказали о деятельности 16 лабораторий Сколтеха. Альманах так и назвали — “16 способов изменить мир”. К нашей гордости, в 2022 году он стал фильмом-открытия ФАНКа.
По первому образованию я журналист. Любовь к документалистике мне привил один из моих мастеров на журфаке РГГУ — Ким Долгин, режиссер неигрового кино и телевидения. 36 лет он проработал режиссёром, а затем главным режиссёром Новосибирской студии телевидения. На его парах мы, несознательные первокурсники, боролись со сном, потому что эти пары “догадались” поставить в субботу после 3-часовых занятий физкультурой в 9 утра. Но я до сих пор помню те лекции и те фильмы, которые мы посмотрели.
Однако документальное кино так до сих пор и не стало моей профессией, хотя я всегда предпочитаю его игровому. Мой первый и до обучения в лаборатории единственный документальный фильм “Ушёл из дома в сторону леса…” случился два года назад почти вынужденно – как дипломное задание продюсерской мастерской Академии коммуникации Wordshop.
Обучение в лаборатории и выбор темы
Курс Лаборатории научного кино содержал онлайн-лекции Юлии Киселёвой, которая делилась теорией и практикой (очень ценным собственным опытом), а также мастер-классы приглашённых спикеров: режиссёра Евгения Григорьева, оператора-постановщика Ирины Уральской, научного журналиста Ольги Орловой и продюсера лаборатории Ирины Белых.
Первая же лекция Юлии огорошила меня и дала много пищи для размышлений. Ну, например, оказалось, у научного кино может быть свой жанр — причём набор их в целом такой же, что и в игровом кино. Научному кино нужен конфликт. Нужна авторская позиция. В документальном кино герой — чаще всего человек, а в научном — открытие или явление.
Чтобы определить своё авторское видение в фильме о науке, Юлия предложила нам ответить на несколько вопросов:
— Почему мне это интересно? Что именно мне интересно в этой теме?
— Какие ассоциации у меня возникают в связи с этой темой?
— Что изменится в представлениях зрителя, когда он посмотрит этот фильм?
— Что я хочу, чтобы зритель сделал/подумал/почувствовал, посмотрев фильм?
— Как фильм соотносится с моей сверхзадачей?
Почти сразу мы перешли к практике. В «Сколтехе» заранее подготовили темы, которые предлагались нам для освещения в короткометражных фильмах. Изучение кортико-таламических взаимодействий, газовые гидраты, создание оптических транзисторов, переработка кремниевых пластин… Эти словосочетания даже запомнить сложно, не то что представить, что кто-то посвящает изучению этих тем годы своей жизни.
Организаторы мастерской думали, как распределить лаборатории между нами, начинающими режиссёрами, так, чтобы было по справедливости, и при этом с учётом интересов и способностей каждого. В результате организаторы устроили “быстрые свидания”. Каждому из нас надо было выбрать три наиболее интересные лаборатории, с представителями которых у нас случились “пятиминутки”. Мы выбирали. И нас выбирали. У некоторых случались совпадения.
Меня заинтересовала тема повышения урожайности в сельском хозяйстве с использованием Big Data. Стажёры-исследователи «Сколтеха» Анна Петровская и Михаил Гасанов разработали специальное приложение для фермеров, предоставляющее данные об урожайности конкретных культур в конкретном месте в данный сезон. Анна и Михаил были очень открыты и доброжелательны ко мне и двум моим “конкуренткам” — режиссёрам игрового кино Александре Шишовой и Нике Горбушиной, которые заинтересовались этой же темой. Как-то само собой выкристаллизовалось решение снимать фильм втроём.
Мы разработали художественное виденье темы и конфликт — противостояние технологий молодых учёных и традиционных консервативных взглядов фермеров, для которых наши герои и развивают свои технологии. Правда, ни одного фермера, который согласился бы у нас сниматься, мы не нашли. Все они предпочитали заниматься своими делами. Так что в нашем 3-минутном фильме “Поле для вычислений” звучит только одна точка зрения. Но не менее важной для нас стала вторая тема картины – трудности молодых учёных. Это помогло сделать даже такую короткую историю по-настоящему объёмной.
Про второй учебный фильм
Уже во время подготовки к съёмкам я обнаружила, что по какому-то недоразумению (или счастливой случайности) никто из участников нашей лаборатории не выбрал тему “Новое поколение аккумуляторов – натрий-ионные аккумуляторы”. Она осталась вакантной. “Скучнейшая абракадабра”, — слышилось мне в одно ухо. А в другое: “Возможность снять собственный проект!”.
И я решила снять второй учебный фильм в рамках лаборатории, а заодно осуществлю свою давнюю мечту — поработать с форматом документальной анимации, в частности — стоп-моушен (Покадровая съёмка сцен с минимальными изменениями в каждом кадре, объединённых монтажом, благодаря которому создается иллюзия того, что предметы двигаются самостоятельно. — Прим. REALISTFILM.INFO).
И это техническое решение было верным. Оно помогло сделать более наглядными научные объяснения моего эксперта — профессора Центра энергетических технологий «Сколково» Станислава Федотова.
Перед интервью с ним я почитала в интернете, чем литий-ионные аккумуляторы отличаются от натрий-ионных, и какие разработки последних существуют в мире. Но ничто не сравнится с вдохновенным рассказом учёного, искренне заинтересованного в своем исследовании. Разработка нового поколения натрий-ионных аккумуляторов оказалась непосредственно связана с возобновляемой энергией. А значит, я могла рассуждать о столь интересующей меня экологии! После более чем часового интервью Станислав проводил меня в лаборатории Центра.
Стеклянные капсулы с прикреплёнными к ним огромными резиновыми перчатками для работы — это зрелище привлекло меня. Думаю, оно притягивало всех журналистов, операторов, видеоблогеров и киношников, которые здесь оказывались до меня. Одна из гордостей лаборатории — небольшой танк, работающий на натрий-ионных аккумуляторах. Однако из-за ограничения хронометража в мой фильм танк не вошёл.
При подготовке к съёмке я написала синопсис и режиссёрскую экспликацию проекта. Последняя содержала разделы — тема, конфликт, методы передачи информации, работа с изображением и со звуком. Синопсис содержал некую идеальную картину моего будущего проекта и явно был длинноват для условленного хронометража 3-5 минут.
Непосредственно к съёмке я подготовила поэпизодный план. Именно он помог точно понять, какие кадры нужно снимать. Его я сделала в виде таблицы из четырех колонок: номер кадра, тема кадра («О чём речь»), содержание кадра («В кадре»), закадровый звук («За кадром»). С картиночками, разными шрифтами и цветами, — всё, как я люблю.
Календарно-постановочный план (основной документ для фиксации плановых сроков производства фильма. Сокращённо КПП. — Прим. REALISTFILM.INFO) нашей единственной смены я составляла буквально накануне съёмок. Для такого компактного проекта, где ты и режиссёр, и продюсер, и администратор площадки, и второй режиссёр, это лучше всего. Честно говоря, получила от этого невероятное удовольствие.
К слову, ещё на ранних этапах разработки проектов нам устроили экскурсию по зданию и лабораториям «Сколтеха». Это очень помогло в выборе локаций. Для счастья мне не хватало ветряков (или флагов, которые могли бы их заменить) — исключительно для иллюстративных перебивок интервью Станислава Федотова, который говорил об источниках возобновляемой энергии, и в частности о ветре. Ветряки очень хотелось найти именно на территории «Сколкова» — прежде всего, из-за символичности, ну и из-за отсутствия времени и бюджета снять их где-то ещё. По счастью, один ветряк я нашла — он бы прикреплен к автобусной остановке электроавтобусов, на которой мы условились встретиться со съёмочной группой.
Для перебивок мне хотелось снять также природный водопад, как источник возобновляемой энергии. Я даже нашла два варианта в ближнем Подмосковье. Но поняла, что это будет слишком «дорогая» перебивка. И водопад мы сделали для фильма из пластилина.
Помимо меня в съёмочную группу входили оператор Азамат Болотоков, его ассистент Владимир Широкий и звукооператор Игорь Забоев. С Игорем мы сняли несколько хорроров как продюсер и режиссёр, и я очень рада, что он согласился мне помочь со звуком в учебном проекте. Смена длилась 13 часов (с часовым перерывом на обед) – с 11 утра до полуночи.
Анимационные сцены были сделаны в последнюю очередь — уже под тот текст, который произнёс на съёмках мой эксперт. Их создали студентки колледжа ВГИК Ульяна Завгородняя и Кристина Грабовская. Текст мы подробно обсудили накануне, как и весь сценарий. Правда, я оставила место для “воздуха” и импровизации – финального не срежиссированного интервью с учёным на фоне таблицы Менделеева.
Съёмку этих кадров мы специально оставили на темень, так как снимали нашего эксперта на фоне подсвеченной изнутри объёмной таблицы Менделеева, которая находилась напротив окна. Именно из-за этой таблицы и случились два часа простоя. Ну или точнее из-за сложной системы электрификации здания «Сколтеха» — вызванные нами местные электрики втроём искали нужные выключатели потолочного света над таблицей, да так и не нашли. Но оператор смог выставить свет и настроить камеру так, что картинка всё равно получилась красивой, хоть не столь контрастной, какой могла бы быть.
В сухом остатке: у меня получился короткометражный фильм “Кому нужна зелёная батарейка?” на шесть с небольшим минут, над которым трудилось 8 человек, включая звукорежиссёра и цветокорректора, которых нам выделила Лаборатория научного кино. Съёмки длились одну смену, ещё около трёх смен ушло на создание анимации.
А ещё я стала частью сообщества научного кино. И это вообще ничем не измеришь! Потому что я уверена, что именно наука, которая изучает законы природы и учит человечество взаимодействовать с ней, спасёт наш мир от разрушения.
Наталия Егорова специально для REALISTFILM.INFO
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Художественная форма в документальном кадре: дар или проклятие
Латвия, Рига. 19 октября, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Сергей Мирошниченко: «Кинодокументалистика съёживается, как шагреневая кожа»
Россия, Москва. 22 декабря 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Завершающийся 2016 год был объявлен Годом российского кино. Журналист ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА
Олег Галицкий: «Разговор с бывшим солдатом Верхмахта – большой вызов»
Авторы документального фильма «Вильфред и Александра. Двойной портрет на фоне войны» открыли краудфандинг-кампанию для завершения картины Россия. 18 июня 2018