Наталия Егорова: “Я не думала, что спасаю чью-то жизнь. Я думала только о своей работе“

Наталия Егорова: “Я не думала, что спасаю чью-то жизнь. Я думала только о своей работе“

Как снимался дебютный фильм Наталии Егоровой о поисково-спасательном отряде “Лиза Алерт”

Россия. 17 сентября, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

18 сентября в Самаре на фестивале документальных фильмов “Соль Земли“ состоится премьера картины Наталии Егоровой “Ушёл из дома в сторону леса…”. Наталия – журналист, продюсер и соавтор проекта “Питчинги”, свой первый документальный фильм она сняла как дипломную работу, обучаясь в Академии коммуникаций Wordshop.

Накануне показа Наталия рассказала ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO, как собрать команду и снять учебный документальный фильм без бюджета, чем журналистский опыт помогает и чем мешает в документалистике и о том, почему режиссёру важно сохранять отстранённость, даже если участвуешь в поисках пропавшего человека.


Думаю, многие зрители в России, в том числе и я, узнали о добровольческом поисково-спасательном отряде “Лиза Алерт” из фильма Андрея Звягинцева “Нелюбовь”. Большую часть картины именно представители этой организации ищут пропавшего мальчика, пока родители решают свои проблемы. Кстати сама “Лиза Алерт” просит разделять понятия “отряда” и “волонтёрского движения”: поиски организует и руководит ими именно отряд, но в лес идут, расклеивают “ориентировки”, прозванивают больницы и морги, мониторят соцсети именно волонтёры – одно без другого не работает. Это потрясающая организация, с чёткой структурой, которая имеет подразделение в десятках регионах России, а помочь им может буквально каждый – способов невероятно много.

В Академии коммуникаций Wordshop, где я весь последний год училась на креативного продюсера, надо было в качестве диплома снять именно документальную короткометражку. Хотя основным предметом нашего “мастерства” были навыки креативной и продюсерской разработки контента для телевидения и интернет-платформ, по словам руководителя курса Юлии Богатиковой (в качестве продюсера она создавала развлекательные шоу для ТНТ, РенТВ, Первого канала, “России” и СТС, например, “Большие гонки”, “Минута славы”, “Молодожёны”, “Званый ужин”, “Прожекторперисхилтон”), курс документального кино – первое, что необходимо освоить продюсеру.

Ведь именно в документальном кино при минимальном бюджете, а то и вовсе без бюджета продюсер может выразить наиболее полно свою авторскую позицию, проявить себя не только как продюсер, но и как режиссер, редактор, а иногда даже как оператор. В документальном кино легче всего соприкоснуться со всеми теле- и кинопрофессиями, побывать ”в шкуре” каждой из них.

Для диплома мы снимали короткометражки до 7 минут. И я решила сделать фильм о “Лизе Алерт” – уникальной организации, деятельность которой и таинственна, и самоотверженна, и полна приключений.

Руководителем моего диплома стала продюсер, режиссёр и генеральный директор “Студии ДокТВ” Галина Григорьева. Она полностью поддержала мою идею, которая показалась ей живой и оригинальной.

О СЛОЖНОСТЯХ И ПОИСКЕ РЕШЕНИЙ

Первая сложность заключалась в том, что я не знала, когда и где будет проходить очередной поиск “Лизы Алерт”, людей никто не программирует “пропасть”. Я также не знала, сколько он продлится и закончится ли хоть как-то – а ведь финал, любой, фильму всё же необходим.

Вторая сложность – искать пропавшего человека в лес отправляется сразу несколько пеших групп, “лис” – на сленге отряда. Ты не знаешь, какая из них найдёт “потеряшку” (тоже сленг), а в идеале тебе этот момент надо заснять. То есть нужно было привлечь как можно больше операторов, чтобы отправить по одному в каждую “лису”.

Ограниченность сроков тоже играла роль – оставался месяц до сдачи диплома, когда я приступила к проекту.

Кадр из фильма «Ушёл в сторону леса…»

Я дала объявления в несколько профессиональных групп и чатов в социальных сетях, где можно было отыскать операторов на некоммерческий, но зато социально значимый и фестивальный проект. Откликнулись порядка восьми человек, но, понятное дело, в нужный момент не все они могли оказаться свободны.

Плотное общение с представителями отряда позволило с большой вероятностью вычислить день поисков. Летом люди чаще всего пропадают, отправляясь в лес, – а чаще всего они туда отправляются по субботам. Их поиски начинаются не сразу, – ведь в лесу можно бродить целый день, – да и к “Лизе Алерт” часто обратиться догадываются не в тот же день. Следовательно, “выезд” мы стали планировать на ближайшее воскресенье. Так и случилось.

На поиск пропавшего 70-летнего мужчины мы отправились в составе трёх человек авторской группы и четверых операторов на трех машинах этих операторов.

СВЯЗИ, СВЯЗИ И ЕЩЁ РАЗ СВЯЗИ

По долгу службы на любимом проекте “Питчинги” я часто общаюсь с молодыми кинематографистами, такими же, как и я, и всё время выдаю один и тот же рецепт: связи, связи, связи – это в киноиндустрии работает лучше всего. Связи не в смысле блата, а в смысле многочисленных знакомств – именно так ты получаешь информацию про wants и needs людей, которые могут стать твоими партнёрами, соратниками, клиентами, заказчиками. Такова одна из важных составляющих профессии продюсера, на мой взгляд, – дай людям то, что им нужно, чтобы получить от них то, что нужно тебе.

Наталия Егорова. Фото предоставлено Наталией Егоровой

После того, как я распространила информацию о съёмках фильма в социальных сетях, на меня вышли режиссёры Александра Петровская и Илья Гавриленков, теперь – мои хорошие друзья. Они задумали снимать большой документальный проект про отряд “Лиза Алерт” к 2020 году, когда организации исполнится 10 лет. В их фильме как раз будут портреты волонтёров, которые ищут пропавших людей. Они не герои, они просто люди и у каждого своя причина прийти работать в отряде – компенсаторику никто не отменял.

Для Саши и Ильи мой проект стал отправной точкой для их собственного – маленьким пробным шагом в нужном направлении. Теперь с уверенностью могу сказать, что без них фильма бы не было. Именно Илья общался для меня с “Лизой Алерт”, которая с одной стороны – нуждается в пиаре, с другой – очень осторожно к нему относится, так как неправильная подача материала может отпугнуть людей, да и превращение поисков в реалити-шоу отряду тоже не нужно. Илья договаривался о съёмках и вычислял наиболее вероятную дату. А Александра – самый верный товарищ по творчеству и блестящий, чуткий монтажер, невероятно искусный режиссёр монтажа. С ней мы монтировали мой фильм по разные стороны ватсапного чата до глубокой ночи, и она просто валилась с ног, отправляя мне очередную версию монтажа, сделанную по моим правкам.

О ПРОЦЕССЕ СЪЁМОК

В воскресенье, 17 июня 2019 года, мы выехали на поиск вместе с Ильей, Сашей и четырьмя операторами, – Максимом Немковым, Марией Сахаровой, Вероникой Соловьёвой, Денисом Усенко, – в Сергиево-Посадский район, где в окрестностях СНТ “Северный“ пропал 70-летний мужчина. Вероника – самая молодая участница нашей группы, которая ехала в машине со мной, спросила, не боюсь ли я. Я удивилась – чего в лесу можно бояться, когда вокруг куча опытных поисковиков? “Трупа…”, – ответила Вероника. Она имела в виду труп пропавшего, который мы могли обнаружить. Меня очень удивила эта мысль и её присутствие в этот момент в голове Вероники. Я в этот момент боялась совершенно другого: что поиск затянется на неопределённое время, перейдёт на другие сутки и надо будет продолжать снимать, чтобы что-то из этого получилось, а я ответственна за ещё шестерых человек, которые почти вслепую подписались под мой проект.

Кадр из фильма «Ушёл в сторону леса…»

На месте поиска три оператора отправились в лес в составе трёх “лис”, а четвёртый остался снимать в штабе. И это было удачное решение в отсутствии достаточного количества ресурсов: та информация, которая поступала от поисковых групп, в которых у нас не было операторов, не проходила мимо нас, так как приходила в штаб. Кроме того, мне повезло – операторы творчески подошли к задаче и снимали то, что, как им казалось, может дополнить и обогатить мою картину. Это было очень ценно, так как я могла видеть происходящее только с одной “лисой”.

Помогли очень и члены отряда, которые старались работать “на камеру”. Особенно опытный поисковик Александр Сайганов, который подробно и красочно рассказывал о “примочках” и тонкостях поискового дела.

ИЗДЕРЖКИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОПЫТА

Я профессиональный журналист с большим бэкграундом. И сразу придумала, что буду делать: я сама отправлюсь на поиск и сделаю репортаж о нём – то есть один поиск от и до. В этом журналистский опыт очень помог: выстраивать в голове сюжет сразу на основе вновь и вновь поступающей информации, реагировать камерой сиюминутно на происходящее, выстраивать беседу с любым встретившимся персонажем – эти навыки мне пригодились, этим я и занималась в лесу.

Во время съёмок фильма. Фото предоставлено Наталией Егоровой

Но всё-таки кино – это не журналистика, в которую я, возможно, несколько заигралась. Подбадривания, эмоциональная оценка и подсказка слов интервьюируемому, очень помогающие в интервью, которое выйдет на бумаге, даже на радио или телевидении, в документальном кино выливается в слишком утрированное присутствие “автора” в кадре, где должен быть создан мир героя, и оборачивается сложностями с вычищением звука при монтаже.

Из-за излишней “журналисткости” фильм “Ушёл из дома в сторону леса…” не взяли на мой любимейший и один из самых аутентичных фестивалей документального кино “Россия” в Екатеринбурге. В их программе – фильмы, которые отвечают на вопрос “как”, где характер героя существует в развитии. В моём же фильме нет и не могло быть меняющегося героя, он рассказывает про событие – отвечает на вопрос “что”. Ёмко и коротко. Возможно, даже слишком – хронометраж финальной версии фильма составил 8,5 минуты. Я выполнила поставленную перед собой задачу, но до большого кино мне ещё расти и расти. Чем и займусь!

И всё же мой фильм – это не привычный журналистский репортаж. В нём нет рассказывающего, объясняющего, разжёвывающего или менторского закадрового голоса, потому что когда ты ищешь человека в качестве волонтёра, ты не знаешь всех этих подробностей о его жизни, его родственниках, вариантов развития событий и прочего, чем можно заполнить информационное пространство – ты просто делаешь своё дело.

Нет музыки, так как в лесу такое богатство звуков! Птицы, шелест листвы, хруст веток, шорох гравия под ногами. И сквозь весь этот оркестр ты должен вслушиваться, чтобы не пропустить звуки пропавшего человека. Все органы чувств обостряются!

О ЗАЩИТЕ ДИПЛОМА

Именно эти аспекты вызывали вопросы у первых немногочисленных зрителей и у членов комиссии на защите дипломов в Академии коммуникаций Wordshop. Почему я не показала плачущих родственников, не рассказала предысторию исчезновения деда, не расковыряла болячки членов отряда. Почему не использовала музыку. Эти советы мне давали члены комиссии, которые в основном работали на телевидении, – таким образом мой фильм стал бы больше походить на полноценный репортаж. Восстали они и против нелинейной структуры фильма, которая была у меня изначально.

Защита дипломного фильма. Фото предоставлено Наталией Егоровой

В результате я решила добавить хронометраж. Так в фильме появился конфликт членов отряда с родственниками – думаю, неожиданный для зрителей, но такой понятный для опытных поисковиков. Структуру фильма я сделала линейной. Но на остальном стою до сих пор твёрдо: музыки во время поисков нет, плачущих родственников и истории жизни “потеряшки” – тоже. Поэтому их нет и в картине. Есть только сам поиск как общее дело.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Что уж держать интригу – “потеряшку” мы нашли в ту же ночь. И это было здорово. Но я радовалась не за него, а за себя и свою команду. Что у съёмок оказался конец, вполне конкретный и в “приличное” время – в штаб поисков мы приехали около 22:00, в 23:00 в составе групп выдвинулись в лес, в полвторого ночи в рациях раздалось “Найден, жив!”.

Во время съёмок фильма. Фото предоставлено Наталией Егоровой

Но с точки зрения съёмочного процесса – нам не повезло: деда нашла “лиса”, в которой не было нашего оператора. А потому мы быстро побежали на место обнаружения и успели заснять эвакуацию и даже почти момент спасения: найденного только что укутали в термоодеяло и по чуть-чуть давали пить.

Любой человек, участвующий в поисках, делает вклад в общую задачу равный вкладу того, кто непосредственно находит “потеряшку” – и это убежденная позиция отряда “Лиза Алерт”.

Но ту ночь я не думала, что я или кто-то из нашей команды спасает чью-то жизнь. Я думала только о своей работе.

О том, чтобы я и моя команда выполнила свой список задач. И в ту ночь наши списки задач, в конце которых успешно достигнутая цель, с “Лизой Алерт” пересекались. В отряде говорят, что поиск – это не про сочувствие, переживание и эмоции, не про геройство. Это про беспристрастное и чёткое выполнение инструкций по спасению человека. И чем чётче и беспристрастнее они будут выполнены, тем успешнее окажется результат.

И согласитесь: это очень даже и про кино.

Автор текста: Наталия Егорова.
В материале использованы фото- видеоматериалы из личного архива Наталии Егоровой.


Открытый показ фильма “Ушёл в сторону леса…“ состоится в Самаре 18 сентября, в рамках XII-го Открытого Всероссийского фестиваля документальных фильмов “Соль Земли“. Фильм вошёл в номинацию “Камо грядеши?..“. Киносеанс пройдёт в Камерном зале кинотеатра “Художественный“ в 10:00.


Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.



Похожие новости

Ольга Комаревцева–Буркхарт: ”Возник внутренний конфликт: кто я – мама или режиссёр?”

Кинодокументалист Ольга Комаревцева–Буркхарт – об истории создания фильма о больничной клоунаде “С носом“