Юлия Киселёва: “Мне было интересно снять фильм не про роботов, а про взаимоотношения людей и роботов”
Россия. 9 апреля, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
15 апреля в российский прокат выйдет научно-популярный фильм “Робот, я люблю тебя?”. Для режиссёра картины, Юлии Киселёвой это уже третий по счёту научно-популярный фильм. Юлия начала снимать картину о роботах почти сразу после выхода её фильма о мозге ”Мозг. Эволюция”. Съёмки заняли без малого год – с ноября 2019 по август 2020.
Накануне премьеры ”Робот, я люблю тебя?” в Москве и выхода фильма в ограниченный прокат Юлия рассказала REALISTFILM.INFO о том, почему ставила перед собой задачу снять картину не столько о роботах, сколько об отношениях роботов и людей, о съёмках в период локдауна, о поисках финансирования и о том, почему сегодня так важно смотреть научно-популярное кино.
ОБ ИДЕЕ ФИЛЬМА
История о том, как пришла идея снять фильм ”Робот, я люблю тебя?”, даже вошла в картину – потому что поразила меня.
Однажды в Инстаграме я случайно увидела фото женщины. И оно меня чем-то испугало. Я несколько раз к нему возвращалась, пытаясь понять – почему страшная-то? Вроде, обычное лицо. В какой-то момент я пришла к выводу, что дело в неудачном ракурсе и плохо сделанных бровях – они выглядели, как искусственные. Через несколько дней я снова наткнулась в интернете на фото этой дамы и испугалась ещё больше: оказалось, это был робот! Меня потрясло, что я не смогла отличить робота от человека. Я стала думать: а если человечество создаст робота, неотличимого внешне от человека (он может быть даже из биологических материалов) и с искусственным интеллектом, то как мы будем таких роботов отличать от людей? Стала задавать этот вопрос учёным.
Увидев мой интерес к роботам, мне начали присылать ссылки на разные статьи и материалы.
Один из материалов в СМИ был про то, что в Москве открылся публичный дом с секс-куклами. Углубившись в тему, я нашла нескольких людей, которые вообще жили с секс-куклами и с секс-роботами как с партнёрами.
Из этих поисков, материалов и размышлений и родилась идея фильма.
О ДРУГИХ ФИЛЬМАХ ПРО РОБОТОВ
В России я не видела полнометражного документального фильма, снятого на эту тему. Видела отдельные репортажи. В Германии пару лет назад вышел отличный фильм “Hi, AI”.
В основном все фильмы о роботах углубляются в интервью с робототехниками и рассказ о возможностях роботов. А мне было интересно снять фильм не про роботов, а про взаимоотношения людей и роботов.
Почему мы их боимся? Есть такой эффект “зловещей долины” – когда антропоморфные роботы, сильно похожие на человека, вызывают у нас чувство необъяснимой тревоги. Я, кстати, и сама испытала это чувство, стоя рядом с роботом–Пушкиным.
Почему некоторые люди предпочитают жить с синтетическими женщинами? Как можно научить робота осмысленно говорить? В Курчатовском институте совместно с РГГУ ведётся разработка робота Ф-2. Его обучают распознать смысл высказывания и формировать на основе этого смысла своё собственное осмысленное высказывании. То есть этот робот не мыслит шаблонами, а пытается распознать даже коннотации – это просто удивительно! Он выдаёт совершенно неожиданные фразы.
Ну и нам были интересны живые реакции людей на роботов, поэтому мы создавали разные ситуации: оставляли людей наедине с роботом, который задавал им вопросы, оставляли детей наедине с роботом, который учил их складывать пазлы, брали робота и ходили с ним по городу. В кино всегда интересно то пространство, которое возникает на стыке. Так что фильм не просто про людей или про роботов, он про то пространство, которое возникает между ними.
О СЪЁМКАХ ВО ВРЕМЯ ЛОКДАУНА
Нам помешал локдаун в связи с covid-19. Именно на него выдался съёмочный период. Мы хотели частично снимать в Германии, познакомились с одним из лучших в мире робототехников, но границы закрыли. В России тоже несколько эпизодов с массовыми сценами отпали из-за запрета на массовые мероприятия. Но в документальном кино нередко бывает так, что что-то идёт не по плану.
Моё главное убеждение, что режиссёру-документалисту главное не мешать жизни происходить. Наоборот, интересно, взять происходящее и встроить в свой замысел.
Мы снимали по домам, снимали в уже пустых вузах, снимали на набережной, где предположительно нас не могли задержать за нарушение режима и где можно было на свежем воздухе держать дистанцию. Поэтому фильм получился чуть более локальным. Единственное, что расстраивает – некий стилистический разнобой, так как чаще приходилось снимать не там, где хотелось, а там, что было на тот момент доступно.
Но доступность связана ещё и с бюджетам – мы, например, не могли себе позволить себе аренду большого павильона, а могли позволить только небольшой лофт. Лофт нужен был, для того, чтобы организовать съёмку небольшого эксперимента: привезти туда робота, пригласить добровольце. Нам было любопытно, как будут чувствовать себя люди, оставшись наедине с роботом, который задавал им вопросы. А вообще при наличии бюджета мы стараемся, даже для интервью искать студии, интерьеры, потому что в вузах снимать в основном получается на фоне либо стен, либо шкафов, а в ресторанах шумно. Кроме того, хочется, чтобы пространство кадра тоже играло на драматургию фильма.
ОБ УДИВИТЕЛЬНОМ
После премьеры прошлого фильма про мозг, когда я уже начала работу над фильмом про роботов, я давала интервью и рассказывала журналисту о том, что есть такая технология, когда в голову вставляются имплантаты для стимуляции мозга… Я как раз хотела найти такого человека-“киборга” для фильма. И вдруг журналист сказал: “Я знаю, у меня стоят такие”. И показывает – у него надо лбом две шишечки. Это называется DBS-”глубокая стимуляция мозга”. И Родион, так зовут этого журналиста, тут же согласился сниматься в нашем фильме.
Для меня такие истории почти что доказательство существования Бога. Потому что ты ходишь, думаешь – надо как-то найти такого человека с имплантатом. А их не так много. И непонятно, как искать. И попробуй ещё уговори сниматься. И тут к тебе приходит человек и говорит: “Вот я!”.
О ДОСТИГНУТОЙ ЗАДАЧЕ
Я никогда не понимаю, сняла ли я хороший фильм. Я даже не знаю, что такое “хороший фильм” и какие у него критерии. Наверное, это какое-то сочетание качества, умения выражать мысли киноязыком и честности высказывания.
Мы всегда стремимся к максимальному качеству с точки зрения технологий: хорошие камеры, звук, саунд-дизайн, долгая работа с изображением на посте, насколько бюджет позволяет.
С точки зрения творчества, я всегда долго монтирую кино и заканчиваю фильм только тогда, когда мне не стыдно ни за одну склейку. С точки зрения киноязыка, то мне жизни не хватит, чтобы овладеть им. Я только в этом году наконец, спустя 15 лет нахождения в кино, могу сказать, что научилась монтировать (а я всегда сама свои фильмы монтирую). То есть я научилась думать, минуя вербализацию, – сразу кадрами. Но пока что это язык пятилетнего ребёнка: доношу мысль простым языком.
Для меня важна просветительская функция. Всё же научно-популярное кино несёт, если не новую информацию, – кончено, мы не можем сравниться по скорости выпуска информации с новостными медиа, – то определённое мировоззрение.
Научно-популярное кино формирует критическое мышление, помогает посмотреть на мир по-другому. И это важно сейчас, когда уровень образования падает, принимаются какие-то странные законы о популяризаторской деятельности, а люди всё больше верят в мировой заговор. Важно сохранять способность мыслить. А сложное кино этому способствует.
И ещё я стараюсь внести развлекательные элементы – чтобы фильм не утомлял зрителя. В общем, прикладываю много усилий, чтобы сделать кино и, что важно, выпустить его в кинопрокат, показать на фестивалях, в вузах, киноклубах и онлайн-платформах. А дальше – пусть судит зритель, киноведы и т.д. Мне сложно оценить своё кино.
О ПОИСКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Мы подали заявку на субсидию в Министерство культуры РФ и получили финансовую поддержку от государства. Правда, заявка была на средний метр, а “Робот, я тебя люблю” – полнометражный, и мне пришлось искать дополнительное финансирование через карудфандинг. Но время оказалось для этого неудачным – только открыли сбор средств, и мир погрузился в локдаун.
Но всё равно нам удалось собрать немного денег (За 5 месяцев на платформе Planeta.ru проект собрал более 174 тыс. рублей – Прим. REALISTFILM.INFO). И ещё нас поддержала компания INEY Production.
Производственный бюджет фильма небольшой – 1,5 млн рублей. Мне всегда даже неудобно озвучивать эту сумму. Но мне помогает моя команда: ребята делают большие скидки на технику и иногда что-то делают бесплатно. Так мы снимаем уже не первое кино. Мы с ними работаем давно, и у нас есть разделение: коммерческий проект и некоммерческий. На заказных фильмах мы зарабатываем. А все наши научно-популярные фильмы – некоммерческие. Эти фильмы ещё ни разу не окупились. Нас спасает то, что деньги Министерства культуры, выделенные на производство – невозвратные, нам их не нужно возвращать. Прошлые два фильма “Мозг. Вторая Вселенная” и “Мозг. Эволюция” неплохо вышли в прокат: второй окупил рекламный бюджет, а на первом даже удалось что-то заработать. Сейчас в связи с заполняемостью залов, экономической ситуацией и меньшей активностью зрителей – я боюсь, что рекламные расходы в прокате либо не окупятся, либо это будет очень сложно сделать. Но я надеюсь покрыть их за счёт размещения фильма на онлайн-платформах и продажи прав на ТВ.
О КИНОПРОКАТЕ И ФЕСТИВАЛЯХ
В этот раз нам пришлось серьёзно проходить “контроль качества”. Фильм “Робот…” взяла на дистрибуцию британская компания Espresso media. Компания будет вести переговоры со стриминг-сервисами и телеканалами за пределами России, представлять фильм на кинорынках, заниматься его продажей за границей т.д. И нам нужно было предоставить отчёт о quality control, по каким-то мировым стандартам. Мы в России не нашли место, где есть эта программа, и в итоги проходили в Британии. И довольно быстро прошли.
“Робот…” – это второй фильм, выпуская который в кинопрокат, я и начинаю вести договоры с дистрибьюторами сразу после завершения производства – не дожидаясь кинофестивалей. Прошлая картина “Мозг. Эволюция”. Мне казалось, это не фестивальное кино, и я, кстати, ошиблась, потому что мы были отобраны на многие фестивали, и получили призы, в том числе международные, и были номинированы на премию Европейской академии научного кино. И фильмом “Мозг. Эволюция”, и новой картиной о роботах занимается компания ”Eastwood agency” – они помогают разослать фильмы на фестивали. В России фестивальная премьера у нас намечена в день старта проката: 15 апреля мы выходим в кинопрокат и в этот же день фильм будет показан на закрытии кинофестиваля “Future.Doc”. Мы рассчитываем на длительный прокат, в каких-то городах выйдем в мае.
Премьера фильма ”Робот, я люблю тебя?” в Москве состоится 11 апреля в кинотеатре ”Октябрь”. 15 апреля картина выйдет в прокат по России в кинотеатрах ”КАРО АРТ” (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Сургут, Екатеринбург, Казань и др). Приобрести билеты и узнать информацию о площадках показа в вашем городе можно на сайте brain-film.ru
Текст: Юлия Киселёва
Редактура, вёрстка: Дарья Бурлакова
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Наталия Егорова: “Я в лагере научного кино. Я в команде по спасению мира”
Россия, Москва. 22 октября, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Светлана Стасенко: “Бедность в Армении считается едва ли не заразной болезнью“
Россия. 26 июля, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
“Мне хочется понять судьбы людей внутри Левиафана”. Александр Марков о фильме “Красная Африка” и документалистике
Россия, Москва. 25 октября. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO