В День российского кино состоялась дискуссия о влиянии телевидения на кинопроцесс в России
Россия, Москва. 4 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
27 августа 2016 года в День российского кино в кинотеатре «Звезда» состоялась дискуссия о проблемах российского кино. На встрече со зрителями главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей обсудил проблемы российского кинопроцесса и рассказал о том, как телевидение воспитывает «нужного» ему зрителя и почему экономика телевидения остаётся самый закрытой сферой.
«Мы чемпионы мира по телесериалам. Вот не знаю, смотрите ли вы сериалы, но российский народ очень смотрит. Мы чемпионы мира, и в прошлом году мы сняли 815 названий, из которых, правда, процентов 30 ещё не были в прокате: это для нового сезона, который откроется на той неделе. 815 названий от двух до 24 серий. Вы не представляете! Это более 4 000 часов оригинального контента. И люди не различают сериал, фильм по телевидению от фильма в кинотеатрах. Они перестали различать – их телевизор этому обучил. Люди, граждане Российской Федерации всех возрастов, думают, что они смотрят кино.
Исследователи 2014 года измеряли 500 занятий, кроме сна – вот человек бодрствует, ну не всегда ж спит, иногда не спит. И там 500 занятий самых разных – от похода на работу, на лекцию пойти, заниматься с ребёнком, мужчина вышивает гладью – какие угодно. 500 занятий, вы можете себе представить? Телевизор на каком месте, вы думаете? На первом. На абсолютно первом. Больше, чем вся занятость в народном хозяйстве, вся. Примерно 105-110 млн человек в сутки смотрит телевизор. В этом году немножко меньше. Чемпионом был 2014-ый год в связи с Украиной. 4 часа 20 минут каждый человек старше четырёх лет. Включая субботу, воскресенье, все праздники. И когда моя дочь или какие-то её говорят «Ну я-то не смотрю, ты же знаешь. Ну что ты говоришь? У меня даже телевизора нет». «Да, у тебя нет, а у соседки твоей – 10 часов в сутки». Или 12 – особенно в субботу. Вот сегодня телевизионный день. Хотя мы объявили Днём кино, но это день телевизионный.
«Кинополитика живёт скрытой цензурой. Тем, что молодые режиссёры учатся быть, не знаю, я называю это «лояльными». Неправильное слово, видимо. Вчера даже «Новой газете» большущее интервью на эту тему дал. Наверное, правильными людьми. Вот всё то, что в советское время, если ты не официоз, не было свойственно режиссёрам – они хотели снимать про то, про что у них душа болела. Они хотели снимать фильмы, за которые они готовы были страдать, не получать гонорары, голодать, биться с этими сотрудниками Госкино руководителями студий и так далее. Сегодня телевизор съел эту ценность. <…>Представляете кинотеатрам 300 режиссёров и рядом стоит телевизор с условными тремя тысячами вакантных мест. «Иди-ка сюда мальчик. Не хочешь получить работу, которая тебя и твою семью будет кормить много лет? Вот давай чудесный фильм о бандитах!» Ну или мелодрама какая-то, не буду критиковать сериалы, вы их все видите. Посмотрите канал НТВ, например, в котором из топ-20 – 15 сериалов. По крайней мере данные за последний сезон я не знаю, а предыдущий сезон 15 из топ-20 это были сериалы на НТВ. Что это за сериалы, вы все прекрасно знаете».
«Главная проблема российского кино и кинокультуры в целом – исчезает подготовленный к просмотру хорошего кино зритель. Исчезает вымывается, всё для этого делают. Если вы, не дай бог, получили «Золотого льва», как Сокуров, предположим. Или тот же Звягинцев. Или вы получили не знаю, Золотую пальмовую ветвь или Золотого медведя и так далее. То есть лучшие фильмы, которые профессионалы признали лучшими фильмами мира. <…>О том, что эти фильмы снимают… не знаю вот, как в чудесном кинотеатре «Зведа» происходит, этого я не знаю. Но в обычных кинотеатрах снимают через неделю. Почему? Никаких запретов от мэра города, губернатора, ничего этого нет. Зритель не ходит. Фильмы очень хорошие, потрясающие фильмы, поэтому зритель не ходит. Потому что они этого не понимают и понять не могут. Этому их никто не учил.
Скажу вам, как социолог страшную цифру и перейду, может быть, к вопросам – в искусстве, никому не говорите, понимает только 2% населения городов развитых стран мира. Только 2%. Это драма.
Этим серьёзно… Вы же помните, может быть, не все. У нас были передачи по телевидению о кино, в прайм-тайме. Не было этой драки за скетчкомы, сериалы, ситкомы и прочую муру. Показывали, объясняли фильмы. Дискуссии на канале «Культура». Сейчас Пете Шепотиннику, моему товарищу, разрешают в пол первого ночи. Бондарчук (я показываю на небо) начинает передачу на СТС – в пол первого ночи. Потому что в пол двенадцатого ночи кончается рейтинг и доля. Два главные слова, которые знает каждый телевизионщик в Российской Федерации. Рейтинг и доля кончаются, и Константин Львович может приступить к хорошему кино».
Вопрос от главного редактора ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO Дарьи Бурлаковой
ВОПРОС. «Во-первых, хотела поблагодарить за лекцию, за то, что Вы сказали. Я понимаю, что это набросок, вершина айсберга, что называется. Но тем не менее это очень интересно. Я думаю, что все как-то этой темой заинтересовались. У меня вопрос в продолжение того, о чём Вы говорили, и Вы в самом конце тоже об этом сказали. Вопрос о телевидении. Дело в том, что мы… Меня зовут Бурлакова Дарья, я представляю информационное агентство по документальному кино REALISTFILM.INFO. Мы недавно проводили интервью с как раз-таки руководителем службы документальных фильмов телеканала «Россия» Владимиром Соловьёвым. И на вопрос, почему телеканал не ставит в свою программу хорошие документальные фильмы, авторские, фестивальные, он совершенно честно ответил, что нет рейтинга, нет доли, соответственно рекламодатели не платят денег. Получается, такой замкнутый круг, когда телевидение зависит от зрителя. И телевидение не «абсолютное зло» в таком формате. У меня вопрос к Вам – как Вы считаете, почему это произошло? Может быть, Вы можете сравнить с другими странами, как у них это организовано. И что делать?».
Даниил ДОНДУРЕЙ.
«Что делать? Это, как вы знаете, много уже столетий, ну не много, но больше столетия мы не знаем ответа на этот вопрос. Что касается телевидения. Дело в том, что очень трудно согласиться с идеей телевидения по поводу того, что мы показываем то, что зрители хотят. Они действительно показывают то, что зрители хотят, но они очень активно могли бы формировать то, что зрители хотят. На это уходило бы какое-то время, нужно было бы делать специальные акции, нужно было бы перестроить сетку, подумать об экономике. Знаете ли вы, а я знаю точно, поскольку телевидением занимаюсь не меньше, чем кино – самая секретная сфера телевидения, даже не контент, это экономика телевидения. Вы не найдёте нигде ни одной статьи… телевизор – первое место, 4 часа 10 минут. Ну в этом году, наверное 4 часа 5 минут, в прошлом году 4 часа 20 минут. А на какие деньги-то это всё? Откуда взялись? Я не давал. У нас два мультиплекса по 10 каналов, ну вся страна сейчас получает 20 каналов, и бабушка, и в деревнях. Ну хотя бы 10 точно получают, а во многих городах вообще 20, а те, кто подписываются – и 70, и 150 каналов. А на какие деньги? Вот эти 20, которые бесплатно. Это очень серьёзная тема. Что такое рейтинг, что такое доля, что такое рекламодатели, как они рассчитывают, за счёт чего? Почему нет денег государства? Как бы известно, что государство даёт деньги, но на распространение сигнала для первого, второго, каналов. Распространение сигнала и региональные студии в регионах. Это рядом с другими затратами государства, это даже не деньги, это копейки. Деньги государства на телевидение – это копейки. Поскольку это примерно 200-300 млн долларов. Всё телевидение в старых деньгах жило на 5 млрд долларов, сейчас примерно 2,5 млрд, ну два с чем-то. 2,3 млрд долларов. Таким образом, 10-15% даёт государство. Почему во всех остальных местах культуры, включая кино, театр, музыку, оно даёт 80%, а здесь только 10%. Интересно, очень интересно. Потом телевизионщики или какие-то начальники телевизионные будут дурачить, говорить: «Да мы сами, да мы вообще бы Чайковского весь вечер вам крутили, но просто зрители не будут это слушать и смотреть». Это очень серьёзная работа. Очень серьёзная.
С 1994 года, с осени 1994 года, во главе с олигархами была создана система, которая посадила страну на определённый контент, – то есть содержание, смыслы, сюжеты, – связанный со страхами. Они научились продавать страхи.
Там, где страхи там, конечно, и юмор рядом. Значит – страхи и смех. Все молодёжные каналы – это смех и счастье. А для бабушек, которые очень смелые, – страхи. Новости – это страхи, сериалы – это страхи, ток-шоу – это страхи. Они дают рейтинг – страхи. Чтобы продавать не страхи – это огромная работа содержательная. И она ни Гусинскому, ни как его, покончившему с собой… Березовскому была не нужна. То есть не нужно было воспитывать людей, которые бы ходили, никому не говорите, на румынское кино. Зачем они им? Это очень серьёзная смысловая, содержательная работа. С тем, что любой телевизионщик скажет, что этого хотят зрители, хотя на самом деле этих зрителей такими и воспитал. Он воспитал зрителей такими, каким он очень быстро через программу… не знаю, когда-то «Максимум», или программа Малахова, как она называется, «Пусть говорят», перепродаст страхи. Ну или какие-то вещи, связанные с тем, как мать бросила ребёнка, как влюблённая девушка родила от пожилого, и им оказался её отец и так далее и тому подобное. Это серьёзная работа, очень серьёзная. Как вы будете формировать людей».
СКОРО! О том, почему Год кино в России стал годом отчёта о Годе кино, о цензуре в современном кинопроцессе, о месте российских режиссёров на мировых фестивалях смотрите в полной записи встречи зрителей с Даниилом Дондуреем на официальном канале IA_RFI c 7 сентября 2016 года.
Похожие новости
Снять фильм о религии народа мари оказалось непросто – режиссёр Андрей Огородников
Россия. 9 января, 2022 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Ольга Любимова: «Конкурс существует, чтобы отобрать самое лучшее и проредить грядку с бездельниками и жуликами»
Интервью с директором департамента кинематографии Минкультуры РФ Ольгой Любимовой о конкурсе на получении субсидии для неигровых фильмов
«В кино происходит печальная штука – пропадает стыд»
Россия, Москва. 17 июня 2015 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. 16 июня, накануне открытия 37 Московского Международного кинофестиваля (ММКФ), в Центральном