“От признанного краеведа до врага государства”. Андрей Огородников о съёмках первого фильма про учёного Тимофея Евсеева

“От признанного краеведа до врага государства”. Андрей Огородников о съёмках первого фильма про учёного Тимофея Евсеева

Россия. 29 марта, 2023 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

В 2022 году режиссёр Андрей Огородников завершил съёмки своего нового, второго по счёту документального фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Картина рассказывает об этнографе, фольклористе, основателе Национального музея Республики Марий Эл Тимофее Евсееве. Как и многие деятели своего времени, Евсеев попал под «каток» сталинских репрессий. В 1931 году он был обвинён шпионаже за научные связи с финскими учёными и в антисоветской деятельности, а через шесть лет, в 1937-м, — приговорён к расстрелу как «враг народа».

Об истории создания этой картины, о советах отказаться снимать фильм про Евсеева, о том, зачем понадобилось вести съёмочное оборудование в Марий Эл из Москвы, и о том, когда картину увидит зритель, Андрей Огородников рассказал ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO.


Об идее и гранте от Фонда поддержки регионального кино

Изначально в моих творческих планах фильма о Тимофее Евсееве не было. Как и все идеи проектов, эта идея пришла спонтанно.

Весной 2022 года я узнал, что Фонд поддержки регионального кинематографа впервые проводит конкурс «Россия – взгляд в будущее» и предоставляет гранты на создание документального кино. Среди приоритетных тем конкурса было направление «Культурное наследие регионов России», которое, на мой взгляд, позволяло отразить идентичность Республики Марий Эл, где я на тот момент проживал. Народ мари богат культурно-историческими памятниками, самобытной этнографией и религией. Прежде я не участвовал в конкурсах на получение госгрантов и скептически к ним относился. Но решил попробовать.

Заявку на конкурс могли подавать только юрлица и ИП, которые занимаются кинопроизводством. Поскольку у меня нет ни юрлица, ни ИП, я обратился к кинооператору Дмитрию Новикову, у которого есть ИП. С Дмитрием я уже работал над созданием фильма “Онаен”. На этот раз я предложил ему присоединиться к новому проекту не только в качестве оператора, но и в качестве продюсера. 

Вместе с Дмитрием мы изучили формат конкурса, у меня возникло несколько идей для заявки. После обдумывания я пришёл к выводу, что именно история фольклориста Тимофея Евсеева объединяет сразу несколько направлений.

Тимофей Евсеев (1887-1937) одним из первых попытался разгадать загадки марийской вышивки, познать национальный быт и язык, а также приоткрыть завесу тайн обрядов жизненного цикла своего народа. Собранные им более века назад этнографические коллекции и рукописные материалы сейчас составляют «золотой фонд» марийской традиционной культуры и значимы не только для марийского народа, но и для всего финно-угорского мира. Более 20 лет Тимофей Евсеевич работал сельским учителем, но ключевым событием в его жизни стало знакомство с финскими учёными – супругами Юрьё и Юлией Вихманн. Под их руководством в 1905–1906 году была организована этнографическая экспедиция в Марийском крае, в которую Евсеев был приглашён как переводчик с марийского языка на русский.

Кадр из фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: предоставлено Андреем Огородниковым

Уже на этапе конкурсной заявки мы отправили в фонд сценарий фильма. Также с заявкой мы предоставляли календарно–постановочный план, места съёмок, письма от региональных органов власти и партнёров, список сцен и участников съёмочной группы. Информации и методических материалах по конкурсу было предостаточно, чтобы самостоятельно подать заявку через платформу script.moviestart.ru. Главной сложностью на этом этапе было успеть собрать письма партнёров проекта и другие документы в срок. На подготовку всех документов и подачу заявки у нас был месяц. 

О работе над сценарием 

Над сценарием я работал вместе с Марией Новиковой. Поначалу сюжет выстраивался на восхвалении человека и получался достаточно плоским. Но чем дальше мы изучали архивные материалы, рукописи, тем больше нам открывалась другая сторона жизни Евсеева. К нашей радости, мы с Марией обнаружили научную статью 1995 года марийского учёного Ксенофонта Санукова о трагических годах жизни Евсеева, которая рассказывает о тёмных страницах истории советского строя, она стала поворотным моментом в нашей работе и легла в основу сюжета фильма.

Нашу картину можно отнести к постановочно-документальному фильму, «байопику». Он построен на метафорах, формах и образах, а повествование строится на рукописных материалах самого Тимофея Евсеева.

Во время съёмок фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: предоставлено Андреем Огородниковым

Мы рассказываем о жизни героя его же словами. Это создало и определённые сложности. Поскольку сохранилось достаточно мало рукописей Евсеева. Часть из них хранится в Финляндии, часть была утеряна или конфискована в годы репрессий. Но мы по крупицам выстраивали повествование из его слов и даже показаний. 

Тимофей Евсеевич, как и многие деятели своего времени, стал жертвой репрессий. Несмотря на свою деятельность в области этнографии и музейного дела, в 1931 году он был арестован и осуждён за «антисоветскую» политику. А в 1937 году его обвинили в контрреволюционной работе и шпионаже в пользу финских учёных. 10 ноября 37-го Тимофей Евсеев был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Трагический путь Евсеева — от сельского учителя и признанного краеведа до врага государства — и оказался в центре финальной версии сценария. С одной стороны, Евсеев считал делом своей жизни сохранение культурного кода Марий Эл. С другой, – был приговорен к смерти за свою же работу – за связь с финским научным сообществом. Благодаря собранным материалам о жизни исследователя у нас получилось собрать целостное представление о Евсееве как о человеке.

Кадр из фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: предоставлено Андреем Огородниковым

В процессе съёмок удивительным образом находились новые материалы и сведения о его жизни. Во время съёмок одной из сцен внучки Евсеева, Надежда и Светлана, передали две сохранившиеся рукописи: тетрадь с марийскими загадками и тетрадь с описанием марийского костюма, которые ещё не представлены в музее. Они будут впервые показаны в нашем фильме.

О партнёрах фильма

Прежде чем приступить к оформлению заявки на конкурс, в апреле 2022 года, я обратился в Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева с предложением стать партнёрами фильма. 

Я хотел снять этнографические коллекции Евсеева за пределами музейных стен, поэтому было важно получить одобрение и поддержку со стороны директора музея Светланы Зверевой.

Идея была поддержана и к команде проекта присоединился старший научный сотрудник музея Надежда Васканова, которая выступила консультантом проекта. Уже на этапе подачи заявки мы приступили к совместной работе по изучению материала, связанного с именем Евсеева, который хранится в музее: рукописи, экспонаты, архивные документы.

Музейными сотрудниками была проделана колоссальная работа по подбору экспонатов для съёмок — ещё до объявления результатов конкурса весной 2022 года они подобрали 269 экспонатов из фондов: это и предметы быта и одежды, украшения из драгоценных металлов, книги, рукописи.

До сегодняшнего дня о Евсееве дошли лишь отрывистые воспоминания близких, и мы по крупицам собирали его образ — по почерку, заметкам в тетрадях, а также из записок учёных, работавших с ним.

Так как в фильме соединялись формы документального кино и постановочных кадров, уже на этапе пре–производства мы заручились поддержкой Марийского национального театра драмы им. Шкетана, который помог в подборе костюмов и реквизита.

Кадр из фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: предоставлено Андреем Огородниковым

Помимо аутентичности визуального образа, мы также хотели сохранить диалект и оригинальность марийского языка XIX-XX веков. Поэтому в сценах игровых реконструкций диалоги идут на марийском языке, диалект и свойственную характерность эпохи которого нам помогли воссоздать сотрудники Марийского научно–исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева. К сожалению, сейчас марийский язык теряет свою природную чистоту и смешивается с русским. Конструкция предложений, слова, произношение — вызывали сложности у актёров, так как современный марийский язык претерпел значимые изменения. Сернурский музейно–выставочный комплекс им. Конакова и Шоруньжинский этнокультурный комплекс Моркинского района предоставили локации для съёмок. Горномарийский дом ремесел, Центр марийской вышивки, Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая и многие другие оказали поддержку в поиске актёров и предоставлении традиционных костюмов и реквизита. 

Не все аутентичные предметы быта или одежды мы могли задействовать в кадре из-за их ветхости, поэтому нам приходилось искать по всей республике те, которые мы бы могли не только снять на камеру, но и использовать.

Кадр из фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: предоставлено Андреем Огородниковым

Для некоторых экспонатов нам приходилось создавать репродукции — это были предметы хозяйственной деятельности мари и даже украшения. Иногда нам везло с находками аутентичных предметов. Так, для одной из сцен нам был необходим ткацкий станок, и студия «Турлемудыр» Чодраяльского СДК смогла не только его предоставить, но и привезти на съёмочную площадку.

Каждый предмет требовал определенных условий транспортировки и экспозиции, порой случалось так, что буквально перед запуском камеры, мы могли отказаться от использования того или иного экспоната в связи с тем, что погодные условия (температура, влажность, световой режим и пр.) не соответствовали условиям экспонирования предметов. Это был действительно сложный и интересный опыт работы.

Как проходили съёмки 

Съёмочный этап фильма начался в июне 2022 года и занял 11 смен, которые из–за сложности реализации разбились на два блока. Это было связано с тщательной подготовкой к съёмкам художников–постановщиков Ивана Богомолова и Сергея Таныгина и вниманию к деталям в создании декораций, которые требовали дополнительного времени на производство. Съёмки фильма проходили в районах Республики Марий Эл: Моркинский, Сернурский, Советский, Медведевский и других. Локации были выбраны неслучайно: в этих районах проводил свою активную экспедиционную этнографическую работу по сбору коллекций герой фильма Тимофей Евсеевич.

Съёмки второго блока завершились в сентябре. В общей сложности работа над фильмом с момента заявки до момента сдачи готового проекта заняла 9 месяцев.

Андрей Огородников (слева) и Дмитрий Новиков (справа) во время съёмок фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: Мария Плотникова

Так как наш фильм строился на реконструкциях событий, то подход к экранизации эпизодов из жизни героя требовал временных и материальных затрат.

Съёмочные смены порой затягивались, но вся команда проекта была заинтересована в результате. Например, одна из смен проекта длилась около 24 часов. 

В кино практически невозможно предусмотреть все обстоятельства, например, такие, как погода и здоровье участников. Это касается и бюджета проекта. Условия конкурса позволяли делать перенос затрат в рамках утверждённой сметы, поэтому в процессе съёмок мы смогли перераспределить возникающие затраты, например, связанные с логистикой и транспортом или же с переносом смен. 

Тем не менее, из-за постоянного потока идей, возникали и непредвиденные новые сцены, требующие создания нового реквизита, который изначально не был включен в смету. Такие расходы мы с продюсером фильма оплачивали из собственных средств.

О команде 

Всего в работе над фильмом «Евсеев: Признание ценою в жизнь» приняли участие около 300 человек. Основная команда фильма составила не более 20. В команду проекта вошёл оператор–постановщик Дмитрий Новиков, художники–постановщики Иван Богомолов и Сергей Таныгин.

Оператор Дмитрий Новиков во время съёмок фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: Мариам Журкина

Над цветом работал Марк Изотиков. Музыку к фильму написал композитор, лауреат Государственной премии республики Марий Эл Григорий Архипов. Так получилось, что Григорий очень быстро написал тему героя и прислал мне диктофонную запись — не идеальную, неровную, с шероховатостью, но с особой теплотой. Когда я подставил эту запись под монтаж, она настолько вписалась в фильм, что я отказался от любых изменений в теме и предложил Григорию записать эту композицию уже в чистовом варианте. Нам потребовался месяц, чтобы зафиксировать первоначальную версию с диктофона.

С каждым новым проектом я убеждаюсь в том, насколько важно подбирать правильную команду. Это во многом позволяет выиграть время и выстраивать общение с полуслова, а также избежать разногласий. Я как режиссёр–перфекционист ставлю достаточно высокие требования к работе на всех уровнях и буквально включаюсь во все этапы производства фильма — будь то подбор материи для одежды, или выбор фоновых звуков, которые должны звучать в тот или иной момент фильма. Не все люди склонны разделять такой подход, иногда это приводит к творческим разногласиям. Когда происходит работа над метафорическими сценами, достаточно сложно донести глубинную задумку до съёмочной группы.

Андрей Огородников во время съёмок фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: Мариам Журкина

Например, для создания одного кадра нам приходилось закладывать целую смену, потому что локация находилась далеко, и аналогов такой местности не было. Это вызывало разногласия со стороны исполнительской группы. Или, например, мы трижды пытались снять одну сцену, которая по разным причинам не могла быть реализована. Это также касалось и придуманных мною метафорических образов в фильме, которые ставили в смятение всех участников съёмочной группы, потому что не было целостного понимания как возможно реализовать сцену в натуральных условиях. Но я рад, что у нас получилось воплотить все кадры так, как они и были задуманы, благодаря нахождению точек опоры в общем деле.

О сложностях в процессе съёмок

К сожалению, в Республике Марий Эл не построена индустрии кинематографа. Отсюда возникают и основные сложности: отсутствие прокатных баз съёмочной техники, отсутствие конкурсов поддержки и обычной культуры кинематографа. В связи с этим для проектов нам приходится привозить часть оборудования из других регионов.

Во время съёмок фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: Мариам Журкина

Для фильма о Евсееве всю съёмочную технику мы везли из Москвы, потому что в регионе нет соответствующего профильного оборудования: камеры, оптики, света, звукозаписывающей техники. Транспортировка целого купе оборудования, конечно, вызывала свои сложности по многогабаритности и по времени.

Другая сложность — дефицит киноспециалистов в регионе. На какие-то должности в производстве фильма мы могли пригласить специалистов из театральной сферы, например, на решение художественно-постановочных,  реквизиторских, костюмерных задач. Но на задачи, связанные со съёмками непосредственно, мы были вынуждены искать профессионалов в других регионах. Например, звукорежиссёром фильма стала Дарья Гранич из Казани, которая обучалась в КазГИКе. 

В начале работы мы столкнулись со скептическим настроем некоторых партнёров к самой идее фильма о Евсееве. Вероятно, это связано с историческими событиями 2022 года — военными действиями на Украине, натянутыми отношениями России с западом. Мы ощущали некую настороженность организаций за последствия участия в фильме.

Нам неоднократно предлагали поменять тему или исключить из сюжета события, связанные с сотрудничеством Евсеева с западным научным сообществом и с трагической стороной жизни в годы сталинских репрессий. Во многом это и стало причиной подачи заявки на конкурс от ИП кинооператора, а не от других каких-то дружественных организаций. Мы рады, что у нас была творческая свобода в реализации фильма и благодарны продюсерам фонда за доверие.

Во время съёмок фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: предоставлено Андреем Огородниковым

После того, как наш проект, к удивлению многих, был поддержан фондом и успешно реализован, сомнения со стороны ряда партнёров моментально улетучились. Больше того — региональные СМИ зачастую присваивали идею партнёрам нашего проекта или органам власти, оставляя нас как авторов фильма в стороне. Так что ещё одной сложностью создания этой картины стало распространение ложной информации об истории её создания.

О локациях, стремлении к аутентичности и перфекционизме  

Мы заранее подобрали локации для съёмок. Но прежде чем привозить всю съёмочную группу за десятки километров, ещё раз выезжали на локации, чтобы удостовериться, что там ничего не изменилось. Так, в полуторах часах езды от столицы Йошкар–Олы, в живописном месте Карман–Курык мы нашли уникальный водоём посреди опушки леса. Подумали, что он вписывается в наше поэтическое повествование и решили именно там снимать одну из сцен. Приехав на место за несколько дней до съёмки, мы обнаружили, что водоём обмелел. Однако мне так понравилось это место, что я предложил воссоздать этот водоём заново. Художники–постановщики были озадачены таким предложением. Но буквально за одни сутки «озеро» вновь было восстановлено с помощью жителей ближайшей деревни, которые помогли заполнить его 12 тысячами литров воды.

Во время съёмок фильма «Евсеев: Признание ценою в жизнь». Фото: предоставлено Андреем Огородниковым

Для другой сцены было изготовлено 289 свечей, которые вручную закручивали наши художники, чтобы достичь нужной длительности горения и цвета. Настолько мы придерживались аутентичности в фильме.

Все логистические сложности, которые возникали на проекте получалось оперативно решать, и во многом это заслуга научного консультанта проекта Надежды Васкановой, которая помогала налаживать контакты с учреждениями культуры по всем районам Марий Эл. Так как действие фильма разворачивается в 1920–30–х годах, нам требовалось воссоздать ту эпоху. И здесь, к моему удивлению, возникла сложность в нахождении аутентичных костюмов того времени. Достоверность была важным элементом нашего документального фильма. Мы по крупицам находили предметы одежды по всему региону. Благодаря отклику местных жителей, а также партнёров проекта у нас получилось воссоздать время действия. Большую роль также сыграл Марийский национальный театр имени Шкетана и его директор Эрик Юзыкайн, который уже не первый раз поддерживает нас и открывает практически все двери театральных цехов. 

О финансировании 

Конкурс документального кино «Россия – взгляд в будущее» – это первый проект Фонда поддержки регионального кинематографа. Общий бюджет на производство фильмов в 2022 году составил 150 млн. рублей. Из них 50% было направлено на поддержку киноальманахов (хронометражем до 75–90 мин.), а 50 % — на создание короткометражных фильмов продолжительностью 15–25 минут. В своей заявке мы настраивались на максимально допустимые лимиты и по хронометражу, и по затратам на производство. То есть у нас получился 25-минутный фильм с бюджетом в 1,5 млн рублей. Львиная доля этих средств ушла на налоги и транзакции.

Тем не менее даже при тщательном планировании бюджетов и смен, приходилось сталкиваться с непредвиденными или дополнительными расходами, которые мы покрывали из собственных средств. Но благодаря тому, что мы заручились поддержкой партнёров, нам удалось уложиться в бюджет, сократить его и договориться о взаимовыгодных условиях работы, например, по транспорту и аренде съёмочного оборудования.

О продвижении

По условиям конкурса, авторские права на фильм передаются Фонду поддержки регионального кинематографа, и фонд занимается дальнейшим его продвижением. По словам организаторов конкурса, опыт поддержки проектов в рамках питчингов показывает, что фильмам необходима дополнительная поддержка по продвижению – на федеральные телеканалы, онлайн–платформы. Поэтому фонд взял на себя продюсерскую функцию. Для меня это первый опыт такой работы, поэтому будет интересно наблюдать за продвижением нашей картины и тем, какой отклик она получит. 

Сейчас фильм «Евсеев: Признание ценою в жизнь» рассылается в отборочные комиссии российских и международных кинофестивалей. Параллельно ведутся переговоры по кинотеатральному прокату и возможности размещения фильма на онлайн-платформах. К нам регулярно поступают запросы от региональных телеканалов для трансляции фильма на телевидении. Такой интерес радует.

Когда я работаю над проектом, я не ставлю задачи сделать его успешным. Формулу успеха пытаются столетиями разгадать все, и так до сих пор неизвестно, что этому способствует. Успех — это ложная цель, вторичный результат, который невозможно предугадать. Ведь в каждый фильм ты вкладываешь частицу души. Наша задача прежде всего сделать всё возможное, чтобы фильм вышёл полноценным, самодостаточным произведением, смог прикоснуться к душам зрителей и вызвать в них отголосок. 

Фото- и видеоматериалы предоставлены Андреем Огородниковым


Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.



Похожие новости

Виктор Косаковский о съёмках фильма “Акварель”: ”Снимать невозможно. Ты думаешь только о том, как бы не умереть”

Как снимался документальный фильм «Акварель» – первая в мире картина, снятая со скоростью 96 кадров в секунду

Юлия Морская: «Люди считают аборты и случайные беременности чем-то стыдным, о чём нельзя рассказывать»

Режиссёр Юлия Морская – о съёмках документального фильма «Убить нельзя оставить»

Филипп Кудряшов: «Может быть, если ты поменяешь градус своей камеры, то и жизнь общества изменится»

Россия, Москва. 27 августа 2015 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. С 29 августа по 1 сентября в сербском городе Крушевац пройдёт