Александр Бруньковский про фильм об Игоре Бутмане: “Я представляю на экране пульсирующую правду”
Россия. 9 июля, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
8 июля в российский кинопрокат вышел документальный фильм “Игорь Бутман. Импровизация в поисках диалога“. Это картина о творческом пути российского саксофониста, признанного легендой во всем мире.
Накануне проката режиссёр фильма Александр Бруньковский рассказал REALISTFILM.INFO, почему работа над картиной связана с мечтой его детства, о специфике коммуникации с героем и о значении, непредвиденных обстоятельств во время съёмок.
Об идее фильма
Жизнь человека – это огромная картина с множеством будто бы случайных эпизодов, но все они, часто незаметно, выстраиваются в последовательность, которая ведёт тебя к реализации твоей мечты. И на этом пути встречаются проводники. Важно распознать их и не пропустить эту встречу. Тогда в руках появятся ключи от твоей судьбы. Это можно сказать и о герое нашего документального фильма – Игоре Бутмане.
Ещё школьником, лет с 13-ти, я слушал искромётные и поэтичные композиции великого джазмена Чик Кориа, Дейва Брубека и множества других музыкантов, которые были где-то далеко, были для меня нереальными небожителями. Всегда интересно, кто связывает тебя на расстоянии одного рукопожатия с кумирами твоего детства. И такой человек появился.
Продюсер Юлия Хмелевская пришла ко мне с предложением снять фильм о Игоре Бутмане. Было это в 2017 году.
Мне интересно наблюдать за джазовыми музыкантами на сцене. Их выступление как спектакль. Только вместо слов – музыкальные фразы, жесты и выразительные взгляды. А “актёры” разговаривают между собой и со зрителями с помощью музыки. На языке музыки они рассказывают истории – весёлые и грустные.
Я задумал фильм не просто как биографическую историю, а сделал акцент на музыке, как универсальном языке, и на роли этого языка и роли личности самого музыканта в мировой истории. И в этом смысле в фильме есть интригующие открытия, удивительные совпадения. Но самое главное, мы сумели оставить на экране уникальные моменты жизни Игоря Бутмана – некогда простом парнем из Ленинграда, сумевшем сыграть на одной сцене вместе со всеми мировыми звездами джаза и снискать их уважение и покровительство. Это казалось совершенно нереально.
Я хочу показать путь сказочных, мистических совпадений, а зритель пусть решает случайны они или…
О подготовке к съёмкам
Во время подготовки к съёмкам я внимательно посмотрел всё, что ранее снималось с участием Бутмана. Много фильмов о джазе. В том числе документальные фильмы великих Клинта Иствуда и Мартина Скорсезе (имеется в виду документальная лента “Блюзом по клавишам“, которая была снята Клинтом Иствудом для знаменитой серии Мартина Скорсезе “Блюз“ – Прим. REALISTFILM.INFO).
Я внимательно изучил многие факты биографии героя и, увидев неожиданные интереснейшие пересечения с легендарными личностями мирового джаза, решил показать его траекторию движения к мечте. Прослеживать этот путь интересно, даже если ты и не музыкант. Потому что мечтают многие, но воплотить свою мечту дано далеко не каждому. Я решил обратить внимание на психологии героя, на чертах его характера, проявляемых в конкретных ситуациях. Это не интервью. Это разговор в непредвиденных обстоятельствах.
Настолько непредвиденных, что на экране есть искрометный юмор, музыка, неожиданные личности. На экране есть и кровь. Настоящая, не клюква. Это проявление характера героя. Вы увидите. Этот кинофильм надо внимательно смотреть на большом экране.
О съёмочном процессе
Съёмки начались в 2018 году и длились в течение года.
Я люблю снимать в движении. Это значит естественный свет, сложные проходы с ручной камерой, разговор на ходу. Этот способ съёмки не прощает ошибок. Каждое мгновение может оказаться “золотом”, и если его упустить, его уже невозможно будет повторить. Изображение и звук должны быть записаны идеально и при этом нести образность, обладать художественными достоинствами.
Я определил тему фильма, и точно зная, что хочу выразить, выбирал из бесконечного разнообразия нужные проявления. А дальше нужно было просто чувствовать происходящее и быть внимательным к деталям. В этом смысл документального кино. И именно это отличает его от телевизионных фильмов. Я не комментирую за кадром.
Я представляю на экране пульсирующую правду и пусть зритель сам чувствует, что там кроется и делает выводы, сопереживает или злится, смеётся, радуется, размышляет. Тогда зритель будет внутри фильма. Тогда будет видна противоречивость жизни, её объёмное изображение.
О команде
Документальное кино не требует большой съёмочной группы, но требует профессионалов высочайшего уровня.
Во время съёмок фильма “Бутман…” со мной всегда была кинооператор – талантливая, смелая и опытная Ирина Уральская, обладательница множества призов всемирных кинофестивалей и премий. Звук писала виртуоз своего дела Елена Петросян. На некоторых съёмках у нас были дополнительные камеры и микрофоны в руках Виолетты Леонавичуте, Сергея Петриги и Анатолия Петриги. Анатолий Петрига также делал колористику фильма. А монтировал картину я вместе с Александром Минаевым. Всё заботливо организовывала продюсер Юлия Хмелевская. Вот наша основная команда, но, конечно, в процессе помогали и другие специалисты.
О сложностях общения с героями
Документальное кино всегда должно быть неожиданным, прежде всего даже для самих создателей. В документальном кино движение границ между героем, его миром и камерой всегда сложно. Особенность фильма в том, что мы снимали многие сцены методом наблюдения. Следовали за героем в пространстве его жизни. Гастроли, театр, дом, везде… Это очень интимный процесс, требующий особого взаимодействия съёмочной группы и героя, тонкой смеси деликатности и смелости проникновения. Это как в любви. Но именно это даёт возможность запечатлеть завораживающие элементы подлинности. А выйти из сложных ситуаций всегда помогает юмор. Этим мы и спасались.
О личных ощущениях от результата
Хороший фильм или нет, пусть решает зритель, в силу своего разумения и чувствования. Когда удается снять большее, чем ты мог предполагать, то, что неповторимо, уникально и точно образно работает на идею фильма, – это подарок. И это как бы уже не принадлежит тебе. И ты сам удивляешься: как такое могло произойти в кадре? Как мы это сняли? В этом особая ценность. И я надеюсь, зрители найдут в нашем фильме такие подарки.
О финансировании
Фильм получил финансовую поддержку Министерства культуры РФ. Кроме того, часть бюджета покрывала компания-производитель – киностудии “ЮВИ+“. Бюджет фильма составил около 3 млн рублей. Маловероятно, что фильм окупится в кинотеатральном прокате, хотя прогнозы довольно оптимистичные. Поскольку в показе фильма уже заинтересованы онлайн-кинотеатры, есть вероятность, что общий бокс компенсирует вложения.
О продвижении
Продвижением фильма занимается киностудия “ЮВИ+“. Несомненно картина будет представлена на российских и международных кинофестивалях. Официальная премьера состоялась 4 июля в кинотеатре “КАРО 11 Октябрь”. Фильм представляет интерес и для телевидения, но прежде всего это кинофильм. Там есть на что посмотреть на большом экране в кинозале.
🎬 Города и площадки показа фильма “Игорь Бутман. Импровизация в поисках диалога“ смотрите в нашем материале.
Редакция REALISTFILM.INFO благодарит за помощь в подготовке материала PR-директора проекта Светлану Астрецову.
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Наталия Калантарова: «Если сейчас визуальные свидетельства истории не сохраним мы – утеряется всё»
Россия. 10 октября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. В 2016 году Российскому государственному архиву кинофотодокументов (РГАКФД) исполняется 90 лет. В
“Кажется, что фильм посвящён очень актуальным событиям”. Зрители о “Годовщине революции” Дзиги Вертова
Россия, Москва. 20 сентября, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
В Москве пройдёт фестиваль для молодых кинематографистов “#ПитчингиФест”
Россия, Москва. 13 июня, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO