Олег Галицкий: «Разговор с бывшим солдатом Верхмахта – большой вызов»
Авторы документального фильма «Вильфред и Александра. Двойной портрет на фоне войны» открыли краудфандинг-кампанию для завершения картины
Россия. 18 июня 2018 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
На платформе Boomstarter.ru начался сбор средств на съёмки второй части документального фильма «Вильфред и Александра. Двойной портрет на фоне войны». О своём подходе к теме войны, о разговоре с 92-летним бывшим солдатом Верхмахта и о финансировании фильма – режиссёр Олег Галицкий рассказал ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO.
Об идее фильма
Я не искал тему, тема нашла меня. Друг рассказал о живущей в Белоруссии родственнице, которая пережила фашистскую оккупацию. Ей уже много лет, и хотелось, чтобы её опыт и воспоминания сохранились на экране. Возникла идея – найти немца, участника войны, который видел всё с другой стороны и смог бы поделиться воспоминаниями.
Мне показалось интересным противопоставить на экране два противоположных взгляда на одни события: герои незнакомы друг с другом, они никогда не встречались и никогда не встретятся, но их воспоминания переплетутся на экране в один рассказ – историю одной из главных трагедий человечества.
Об организации съёмок
Стали искать команду. Знакомые порекомендовали оператора Сергея Амирджанова и звукорежиссёра Лену Петросян. Ребята оказались настоящими бойцами, профессионалами своего дела с большим опытом в документальном кино, фанатично одержимыми профессией. Работая с ними, я многому научился.
В Беларусь мы ездили два раза, отсняли больше 10 смен с героиней Александрой Барковской и её окружением. «Взяли» всё, что было можно. Параллельно стали искать героя-немца. Этим занялась опытный линейный продюсер Елена Львова – она хорошо знает немецкий язык и имеет большой опыт в документальном кино.
О герое фильма
Поиск шёл почти год и был очень сложным – участников войны осталось мало, да и не горят они желанием откровенничать. Знакомые, в том числе из Германии, говорили, что найти второго героя для фильма будет уже невозможно. В какой-то момент мы практически отчаялись, но всё-таки герой нашёлся. Вильфред Редлих родился в Польше на территории, которая впоследствии отошла Германии.
Юношей он боготворил Гитлера, пошёл добровольцем на войну, чудом выжил, три года провёл в сибирском плену и вернулся домой совсем другим человеком.
С самого детства мы много слышали о фашистах, смотрели фильмы, читали книги. А Вильфред Редлих был солдатом Вермахта. Разговор с таким человеком – большой вызов. Как он оказался на этой войне? Зачем шёл? Как живёт с этим теперь? Чувства противоречивые – ведь эта война у нас с детства в крови, столько вопросов накопилось к другой стороне, а тут есть возможность эти вопросы задать, глядя в глаза. Этот разговор кажется мне важным.
Про тему войны
Параллельно я смотрел документальные фильмы на тему войны, но понимаю, что то, что делаем мы сильно отличается. Увидеть войну с двух противоположных сторон – мне кажется, это новый ракурс, и он интересен.
Конечно, тема войны сейчас очень политизирована, идёт болезненная борьба идеологий, но для нас важно, чтобы фильм остался вне политики, был максимально честным и дал возможность проанализировать природу того, что произошло.
Важнее всего для нас, как для авторов фильма, чтобы весь ужас, через который прошли герои фильма не забылся, а остался в виде предостережения нашим детям. Память-то у людей короткая.
Об отличии работы в неигровом и игровом кино
Не представляю режиссуру без работы с артистом, потому полноценным документалистом себя не считаю, отношусь к этому, как к особому интересному опыту.
Документальное кино влекло меня давно. Столкнувшись, понял – это отдельный мир со своими законами, и эти законы интересно постигать. Есть замыслы, которые можно реализовать только в документальном кино, одним из таких оказался «Вильфред и Александра».
Если в игровом кино ты создаёшь жизнь от первой буквы до последнего кадра, контролируя весь процесс, то в документальном кино нужно жизнь предчувствовать и даже провоцировать, быть всегда начеку, мгновенно реагируя на малейшие изменения, при этом держа в голове общий замысел. Это другой способ восприятия действительности, другая грань профессии. Мне, «игровику», перестроиться было непросто.
Об архивах
Фильм будет включать портретные интервью героев, кинонаблюдение и архивную хронику. Хронику планирую использовать контрапунктом к рассказам героев, то есть не иллюстрировать ужасы войны – всё это мы видели много раз, а показывать обычную жизнь – парней и девчонок ничем, вроде бы, не отличающихся от нас. Мне кажется, это позволит зрителю домыслить то, что происходило за кадром.
Один из немецких продюсеров передал нам немецкие архивы военного времени. Это эксклюзивные кадры, отснятые солдатами Вермахта, они не использовались раньше нигде.
Совсем юные мальчишки пьют вино, играют в карты, радуются жизни. Можно себе представить цену этих улыбок. Помимо этого, будем изучать и другие ресурсы в поисках интересной хроники как с нашей, так и с немецкой стороны.
О продвижении
Фильм побывал на нескольких питчингах. Один из них оказался удачным – это питчинг пермского фестиваля документального кино «Флаэртиана». В жюри было много продюсеров из Европы. Оценка была высокой, откликнулись продюсеры из Польши, Германии, с одним из немецких продюсеров мы продолжаем работать и надеемся, что сотрудничество принесет плоды. К сожалению, в России заинтересовать продюсеров пока не получилось, поэтому российскую сторону в этом фильме представляет мой друг и инициатор этой работы – Иван Рыжиков. Мы планируем продвигать фильм на фестивали, на телеканалы в России и Европе. Сейчас идёт работа в этом направлении, но о конкретике пока говорить рано.
О финансировании
Поиск финансирования – самая сложная задача. Первую часть фильма мы уже отсняли на личные средства. Старались вести бюджет экономно. Но как бы там ни было, кино требует вложений. Это в первую очередь люди, квалифицированный труд которых нужно оплачивать. Поскольку мы изначально решили снимать фильм в киноэстетике, требовалась соответствующая техника – камера, свет, звук. Не говоря уже о затратах на командировки. Командировка в Германию – самая большая статья расходов, она составит порядка 900 тыс. рублей. Это и перелёт, и проживание, и питание, и транспорт, плюс аренда техники. Затем постпродакшн, включающий аренду студии, монтаж, цветокоррекцию, сведение звука, подготовку субтитров. Итого нужно порядка 1,5 миллиона рублей. Подробную смету можно увидеть на страничке нашего краудфандинга.
Мы ищем деньги везде, участвуем в питчингах, обращаемся к продюсерам. Конечно, наводили справки и о получении субсидии через Министерство культуры. Но все, с кем мы общались, уверяют, что наше министерство готово рассматривать тему войны исключительно в пропагандистском контексте, что противоречит замыслу нашего фильма.
Параллельно ищем финансирование в Германии, немецкий продюсер ведёт переговоры с фондами и телеканалами. Вообще, разница в реакции европейцев и соотечественников на тему ощутима, и она удручает, но это отдельный разговор.
Краудфандинг – одно из важных направлений поиска финансирования. Во-первых, это первый контакт с потенциальным зрителем. Во-вторых, возможность привлечь внимание к фильму уже на стадии производства. Свою роль здесь сыграл предыдущий опыт краудфандинга, который оказался успешным. Тогда с помощью неравнодушных людей удалось собрать всю сумму на сайте planeta.ru и доснять короткометражный фильм. Верю в людей и сейчас. По первой реакции вижу – не зря, многие искренне откликаются. Даже если соберём не всю сумму – сможем погасить основные затраты, и это даст возможность доснять кино. В этот раз по совету знакомых решили попробовать бумстартер – по итогам будет возможность сравнить две площадки.
Текст: Олег Галицкий
Фото- и видеоматериалы предоставлены Олегом Галицким
Редакция благодарит за содействие в подготовке материала продюсера фильма Ольгу Мещерякову.
Поддержать проект и помочь авторам завершить съёмки фильма можно на странице – «Вильфред и Александра. Двойной портрет на фоне войны»
Олег Галицкий, режиссёр кино и театра, сценарист.
Окончил ВГИК им. С.А. Герасимова по специальности режиссура игрового кино. Участник и призер многих кинофестивалей, среди которых Международный кинофестиваль ВГИК, «Окно в Европу», «Золотые аплодисменты», «Новый горизонт», Молодежные кинофестивали «Лучезарный ангел» и «Будем жить», Международный кинофестиваль «Capalbio Cinema», кинофестиваль «Короче», Всероссийский кинофестиваль «ЛАМПА», фестиваль авторского кино «Микрофест» и др. Среди работ режиссера короткометражный фильм «Самолет», часть средств на съемки которого была собрана с помощью краудфандинга.
Материал опубликован в рамах направления ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO «Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества».
От редакции
За последние годы благодаря развитию современных технологий в России появляется всё больше документальных фильмов, которые созданы с помощью краудфандинга, или так называемого «народного финансирования». В 2016 году мы рассказывали о научно-популярном фильме Юлии Киселёвой «Мозг. Вторая Вселенная» и фильме, посвящённом композитору Олегу Каравайчуку, «Последний вальс», авторы которых собирали средства для съёмок в том числе с помощью краудфандинга.
Количество таких проектов увеличивается, режиссёры документального кино всё чаще обращаются к этой новой возможности привлечения средств для реализации своих идей, так что уже можно говорить о краудфандинге документальных фильмов как о заметном явлении в мире кинопроизводства.
Поэтому в редакции было принято решение начать публикацию материалов нового направления деятельности ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO «Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества». Для раскрытия этого направления в 2017 году мы решили использовать также жанры дневника и видеодневника. И первым режиссёром, откликнвушимся на эксперимент, стала Дарья Хренова, которая вела сбор средств на фильм «Похищение Богдо-Хана».
С одной стороны – таким образом решившиеся на краудфандинг кинодокументалисты могут не только привлечь внимание к своему проекту, но и рассказать о самом процессе сбора средств. С другой – с помощью этих материалов другие авторы и режиссёры смогут узнать о начинаниях своих коллег и перенять пока ещё немногочисленный опыт краудфандинговых документальных проектов в России. Надеемся, что задуманное направление послужит развитию авторской кинодокументалистики (в чём собственно и заключается одна из ключевых задач нашей редакции).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях и делитесь понравившимися материалами:
Фэйсбук, Вконтакте, Twitter и официальный Youtube-канал.
А также Telegram-канал t.me/REALISTFILM_INFO.
Распространение и использование материалов приветствуются!
Правила цитирования и использования материалов ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO указаны в разделе РЕДАКЦИЯ.
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
16 способов снять научное кино. Впечатления участников Лаборатории научного кино
Россия. 16 сентября, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Кинофестиваль “Свой путь” принимает заявки до 5 января 2023 года
Россия. 29 декабря, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Дарья Бурлакова: “Мой фильм — об условиях, в которых сейчас оказалась профессия журналиста“. Речь на закрытии фестиваля “Профессия — журналист“
Россия, Москва. 21 ноября 2023 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO