16 способов снять научное кино. Впечатления участников Лаборатории научного кино
Россия. 16 сентября, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
15 августа в Москве на Фестивале актуального научного кино состоялась премьера альманаха «16 способов изменить мир». Его авторы — 16 участников Лаборатории научного кино, которая была создана по инициативе кинодокументалиста Юлии Киселевой и сооснователя фестиваля Ирины Белых.
Специально для ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНСТВА REALISTFILM.INFO одна из участниц лаборатории Наталия Егорова поговорила со слушателями курса, чьи короткометражки вошли в 99-минутный альманах, и собрала их отзывы и впечатления от обучения.
🎥 Премьерные показы альманаха «16 способов изменить мир» пройдут в рамках Фестиваля актуального научного кино 20 и 24 сентября в московском кинотеатре «Октябрь», а также 18 сентября в Санкт-Петербурге на международном кинофестивале «Мир знаний».
Ольга Перетяткова, режиссёр короткометражного фильма «Со скоростью света»
«Мне всегда было интересно снимать о науке, и Лаборатория стала отличной возможностью «открыть» эту дверь. Выбор темы произошёл во многом интуитивно: на первой встрече с учёными я почти ничего не поняла о гибридной фотонике и именно поэтому выбрала их лабораторию для съёмок.
Работа над документальным фильмом – это лучший способ чуть больше понять жизнь. В лаборатории, о которой мы снимали фильм, учёные исследуют поляритоны – квазичастицы, представляющие собой гибридное состояние света и вещества. Работать над фильмом было непросто, но очень интересно: мы со съёмочной группой узнали много нового о квантовом мире в целом и о фотонах в частности.
В фильме «Со скоростью света» мы провели любопытнейший эксперимент: разместили учёного между зеркалами и ждали появления поляритонов (тех самых квазичастиц); ничего не вышло, так что пришлось повторить эксперимент в лабораторных условиях
Обучение в Лаборатории научного кино – незабываемый и очень ценный опыт. В компании талантливых, увлечённых своим делом и наукой единомышленников, мы всего за несколько месяцев прошли большой путь от теоретических знаний и знакомства с учёными до написания сценария, организации съёмок и постпродакшна. Главное, что в итоге мы пришли не к финалу, а к началу длинной и интересной дистанции».
Александра Шишова, режиссёр фильмов «WB(5-x): лучше, чем алмаз» и «Поле для вычислений»
«Лаборатория научного кино – это возможность не только проявить себя в новом направлении, но и получить профессиональную теоретическую подготовку. Мне, как режиссеру и сценаристу игрового кино, было важно погрузиться в работу над неигровыми проектами, понять специфику этого направления. Так, лекция нашего руководителя Юлии Киселёвой о том, что в документальных и научных проектах тоже есть жанровость, вдохновила меня на создание концепции моей короткометражки: что, если она будет снята как мистический фильм? Ведь научное открытие – это нечто загадочное, сверхъестественное для обычного человека.
Помимо продуктивного творческого апгрейда, Лаборатория познакомила и объединила многих креаторов из разных сфер. Даже после окончания учёбы и съёмок мы продолжаем обмениваться опытом, новостями и новыми возможностями, так что проект может гордиться как минимум двумя масштабными результатами: первым научно-популярным киноальманахом «16 способов изменить мир» и комьюнити кинематографистов, которые любят и создают научное кино!»
Елена Демидова, режиссёр короткометражного фильма «Диатомовые водоросли»
«Я вообще много лет живу на Сколковском шоссе. И когда началось строительство Сколково, мне с самого начала было интересно, что получится. И правда ли это такая Кремниевая долина – только наша. И вот благодаря этому нашему проекту я побывала в Сколково. И не на экскурсии, а внутри. Мы встречались с учёными, мы снимали в лабораториях, мы видели как правильно и хорошо продумана среда для работы – и здания, и дизайн, и пространство вокруг. И я могу сказать, что правда: очень крутая организация работы, люди, ученые, которые страстно увлечены своим делом, имеют мощное образование, и рядом с ними – теми, кто реально работает, а не только прописные истины рассказывает, – магистранты учатся думать и работать.
И, конечно, мои диатомовые водоросли – предмет моего фильма – это чудо же! 20% кислорода на планете вырабатывают они. А сами при этом – одноклеточные существа. И при этом у них волшебный кремниевый панцирь, который фокусирует и направляет свет в процессе фотосинтеза. Такого ни у кого на планете больше нет. И даже если ядерный апокалипсис случится, они выживут. И даже в этом случае нам кислорода нового постепенно сделают. Ну не нам, а тем кто вместо нас, но все равно круто. Им для этого нужен только свет и углекислый газ. А, еще некоторые ученые считают что они и не растения совсем, а что-то между животными и растениями. А наши ученые из лаборатории Сколтеха работают над биореактором, который сначала поможет их изучать, а в перспективе можно сделать такие биокондиционеры, которые могут работать на Земле, а могут – в космосе. В общем страшно интересно было над всем этим работать! Вообще, по сути, это ведь про устройство мира, а это всегда предмет кино. Спасибо Лаборатории и спасибо Сколтеху!»
Ольга Домовцева, режиссёр короткометражного фильма «Вся сила в Силике»
«Лаборатория научно-популярного кино, в которой мне посчастливилось поучаствовать, дала мне толчок вернуться к кинематографии. Я закончила ВГИК больше 10 лет назад как режиссёр-документалист и… Работала режиссёром на телевидении, даже ТЭФИ за детскую научно-популярную программу получила. Но в последнее время тосковала по кино. И Лаборатория вместе с её руководителем Юлей Киселёвой вернули меня «домой». За короткое время было дано много важной и, главное, полезной и прикладной информации. Это очень вдохновило на дальнейшую работу в документалистике и научно-популярном кино.
Лаборатория Сколтеха «Центр технологий материалов», о которой я сняла короткометражный фильм, случайным образом нашла химическую формулу, способную преобразовать кремниевые отходы от солнечных панелей электроники в наночастицы силики. Случайным образом, потому что изначально эксперименты велись в другом направлении. Благодаря открытию, которое сделали учёные лаборатории во главе со Станиславом Евлашиным, можно будет очень быстро и финансово не затратно избавиться от свалок с электроникой, уже ставших угрозой для экологии. В фильме я попыталась передать магию, которая происходит в стенах научной лаборатории».
Денис Данилов, режиссер короткометражного фильма «Да будет нефть»
«Мой фильм рассказывает про ребят, которые придумали феноменально прорывную технологию увеличения нефтеотдачи – звучит сложновато, но на экране я объясняю все это очень понятно и легко.
В Лабораторию и альманах я попал на спор с самим собой, потому что я режиссёр и сценарист игрового кино. Научное и документальное кино для меня совершенно новые направления. Тем интереснее мне было учиться. До этого я снимал хорроры, но моя «Нефть…» неожиданно решена в жанре научно-популярной комедии».
Анастасия Мещангина, режиссёр короткометражного фильм «Абсанс»
«Я пришла в лабораторию из игрового кино. Для меня это первый опыт научно-популярного фильма. Большим открытием для меня стал метод подготовки сценария в научной документалистике. Руководитель лаборатории Юля Киселёва, учила нас находить героя, тему, сверхзадачу, антигероя, конфликт, всё до момента начала съёмок. Почему я выбрала эту тему? Стало интересно исследование, а точнее симптомы проявления болезни. При абсанс эпилепсии у человека нет пены изо рта, нет судорог. Человека просто выключает на пару секунд, будто он завис с открытыми глазами и включился обратно. Даже подумала, а вдруг оно и у меня есть… Решила, что нужно разобраться. К тому же исследования головного мозга – это целый космос. Знать как там всё устроено, что с чем взаимодействует. За время съёмок я узнала много полезного об устройстве человека, хочется этим делиться».
Юлия Шампорова, режиссёр короткометражного фильма «За красным шаром»
«Я довольно долго занимаюсь темой феминизма в разных сферах нашего общества, поэтому хотела поработать именно с женщиной-учёной. Наука – это та сфера, где женщины, к сожалению, представлены в меньшем количестве, об их труде и открытиях меньше знают. Мне хотелось бы искоренить стереотип о том, что наука – мужская сфера деятельности в нашей стране.
Из всех вариантов исследования больше всего меня интересовала медицина. Я из семьи врачей и в детстве проводила много времени в кабинете своей мамы, Ольги Трофимовны Шампоровой, практикующего кардиолога: слушала про ишемию, тромбоэмболию, тахикардию и т.д. Мама до сих пор сожалеет, что я не пошла по её стопам, но медицина стала важной частью моей жизни, и мне хотелось отдать ей дань. Меня воспитывали так, что человек должен обязательно приносить пользу, но если врач делает это естественно, то творчество – это довольно эгоистическое занятие, поэтому в режиссуре и в журналистике нужно постоянно думать о том, как твоя деятельность может быть полезна людям.
Я работаю с молодой учёной Алисой Кокориной. Тема её исследования – восстановление после инсульта. Она разрабатывает тренажёр, который помогает пережившим инсульт справиться с параличом руки. Мне хотелось бы донести до зрителей информацию о том, что существуют бесплатные медицинские учреждения, в которые они могут обратиться, если им или кому-то из близких потребуется реабилитация после инсульта. Далеко не все знают о такой возможности. И я буду рада, если мой фильм сможет кому-то помочь.
Наш фильм называется «За красным шаром». В нём я провожу аналогию между искусством и наукой. У французского режиссёра Альбера Ламориса есть знаменитый короткометражный фильм «Красный шар». По сюжету за главным героем, маленьким мальчиком, повсюду следует красный шар. Он выступает символом радости, счастья, дружбы, познания мира. Пациенты, которые используют тренажёр для восстановления после инсульта, должны надеть VR-очки и виртуально стрелять по шарам – среди них тоже есть красный. Этот красный шар в нашем фильме становится символом жизни и надежды. Пациенты следуют за красным шаром к своему выздоровлению, как в фильме Ламориса следовал за ним мальчик, познавая мир.
Лаборатория – отличный способ для молодых кинематографистов начать или упрочить свой путь в профессии и перестать сомневаться в своих силах. У нас был довольно серьёзный отбор: из почти 180 кандидатов до финала дошло всего 15. Одно только сознание, что ты оказался одним из этих 15, позволяет поверить в свои силы.
С одной стороны, в Лаборатории режиссёрам предоставили свободу творчества, а с другой — нас курировали профессионалы в области кино, перед нами ставились чёткие дедлайны. Это довольно важные составляющие для того, чтобы не сидеть сложа руки и активно работать».
Неля Мурсалимова, режиссёр фильма «Гидраты метана. Скрытая угроза?»
«Режиссёр – это индивидуальная профессия. Я бы даже сказала, одинокая профессия. Мне лично не хватает такого сообщества единомышленников, с которыми можно совместно творить, придумывать, учиться и вдохновляться друг у друга. В этом смысле обучение в Лаборатории было невероятно полезно. Ну и плюс, конечно… До этого я никогда не снимала научное кино и пришла из игрового кино. Для меня оказался очень продуктивным курс лекций, которые я прослушала в Лаборатории перед тем, как разрабатывать свою тему.
Научное кино сильно отличается от игрового тем, что главный герой не человек, а какое-то научное явление. Например, мой фильм про гидраты метана. Как сделать так, чтобы гидраты метана оказались главным героем это была сложная задача. В итоге у нас получился альманах, 16 фильмов. Надеюсь, у него будет яркая творческая судьба, и как можно больше зрителей его увидят».
Дарина Болгова, режиссёр короткометражного фильма «Газ, помоги»
«Лаборатория научного кино показала мне новые возможности для творчества в современной документалистике. Оказалось, что научные исследования – очень образный процесс. Обучаясь на режиссёра неигрового кино во ВГИКе, я всегда старалась выстраивать истории, исходя из личностей людей, о которых снимала. В Лаборатории же я выбрала в качестве темы своего фильма газотермическое напыление, поскольку мне показалось важным его практическое применение, полезное для всего человечества.
В последствии я увидела притчевый характер исследования этого процесса, и тогда он увлёк меня ещё больше. Вместе со вторым режиссёром фильма Степаном Кофтаенко мы старались придумать, как показать научное исследование через конкретные физические действия, но при этом сохранить его метафоричность. В рамках показа альманаха «16 способов изменить мир» я впервые в жизни увижу свою работу в кинотеатре. Я очень благодарна Лаборатории за такой мотивирующий старт моего пути в научном кино».
Валерия Семенчукова, режиссёр короткометражного фильма «8MIN»
«До участия в Лабе я никогда раньше не снимала научно-популярное кино и открыла для себя этот невероятно увлекательный мир науки и научно-популярного кино. Лаборатория не только свела нас с учёными, с которыми мы делали наши фильмы, но и провела очень важную для нас серию лекций и мастер-классов, которые сильно помогли в нашей работе.
В рамках Лабы я сотрудничала с учёными из лаборатории Космической погоды – они изучают влияние настроений Солнца на Землю. Для меня стало откровением, насколько сильно звезда влияет на наш быт каждый день.
Результатом Лаборатории стал не только наш альманах «16 способов изменить мир», состоящий из 16 научно-популярных короткометражных работ. Многие из нас уже готовят полные и средние метры на основе наших маленьких проектов, что станет большим вкладов в популяризацию науки».
Юлия Киселёва, художественный руководитель Лаборатории научного кино
«Честно говоря, нас самих удивили результаты Лаборатории. Мы запускали её в марте 2022-го, когда всё вокруг рушилось: мы потеряли партнёра в виде MIT и некоторых зарубежных спикеров, мы были готовы, что к нам мало кто придёт и мы будем сами снимать часть фильмов, но в Лабу было подано 139 заявок! В итоге мы решили вместо 15 человек взять 24. Кто-то в процессе ушёл, это было ожидаемо. В результате – у нас получился 99-минутный альманах, состоящий из 16 короткометражных фильмов и коротких интервью с режиссёрами. В дальнейшем из коротких метров вырастут полнометражные и среднеметражные научные фильмы: наши режиссёры уже участвуют в питчингах и конкурсах с проработанными в Лаборатории темами и заявками. Я часто читаю лекции о том, как снимать научное кино, а теперь теория воплотилась в практику: сложнейшие научные темы, исследования даже невидимых глазом процессов – от разработок углеродной нанотрубок до гибридной фотоники – стали для зрителя осязаемы, понятны, интересны…».
Ирина Белых, продюсер Лаборатории научного кино, один из организаторов Фестиваля актуального научного кино
«ФАНК уже давно стал крупным зрительским фестивалем, и мы, как команда, понимали, что следующий этап для нас – создание индустриальных мероприятий и проектов. Так, в 2021 году мы впервые организовали присутствие российской делегации на Всемирном конгрессе научных продюсеров, а в 2022-м вместе с Юлей Киселёвой запустили Лабораторию научного кино.
Меня всегда очень вдохновлял проект mit docu lab в Массачусетском технологическом университете. Это творческий кластер, который занимается созданием новых форматов научных фильмов. Они должны были стать партнёрами нашей Лаборатории, но ввиду обстоятельств вынуждены были отказаться. А мы, частично следуя их примеру, решили приземлить нашу Лабораторию в Сколтехе.
На мой взгляд, для создания качественного зрительского научного кино нужно создать условия для погружения режиссёров в науку и их взаимодействия с учёными. Думаю, Лаборатория справилась с этой задачей. Нам удалось заложить основу для создания междисциплинарного сообщества, которое станет средой для формирования новых идей и проектов».
СПРАВКА
Проект Лаборатория научного кино стартовал весной 2022 года при финансовой поддержке Министерства культуры России на базе Сколковского института науки и технологий. По словам организаторов, цель лаборатории — развитие научно-популярного кино и организации междисциплинарного сообщества ученых и кинематографистов.
Отзывы зафиксировала: Наталия Егорова
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Владимир Непевный: «Снимать кино о своих близких совсем не просто»
Кинодокументалист Владимир Непевный – о съёмках документального фильма «Родные»
Даниил Дондурей: «Кинополитика живёт скрытой цензурой»
Россия. 7 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
В Москве пройдёт фестиваль для молодых кинематографистов “#ПитчингиФест”
Россия, Москва. 13 июня, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO