“Прожить больше жизни”: Зося Родкевич и Евгения Останина о “Белой маме” и документалистике
Россия. 5 октября, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
На прошедшей в Перми “Флаэртине-2019” Зося Родкевич и Евгения Останина представили свой фильм “Белая мама”. Картина уже получила множество наград, в том числе – на таких авторитетных для документалистов фестивалях, как “Саратовские страдания” и “Послание к человеку”.
О непростом опыте соавторства и компромиссах, об отношении к героям фильма и о том, что лично им даёт кинодокументалистика – Зося Родкевич и Евгения Останина рассказали Анне Смирновой.
Героиня фильма – Алина Макарова, мама шести темнокожих детей, пять из них – от первого мужа-эфиопа, а самый младший Доминик – усыновлённый ребёнок. В какой-то момент женщина решает усыновить белокожего Даню. Семья не в восторге от этого решения, среди детей разворачивается борьба за любовь и внимание мамы, сложность в отношения добавляет и то, что у Дани есть проблемы с психикой.
О положительном эффекте камеры
Фильм “Белая мама” снимался около 7 месяцев. По договорённости с семьёй Макаровых несколько дней в неделю с ними проводила режиссёр и оператор Зося Родкевич. Съёмки вели и сама Алина с мужем Сергеем, записывая на камеру общение друг с другом и детьми.
Зося РОДКЕВИЧ: Я очень к ним привязалась, из-за того, что были такие плотные съёмки и я очень долго там почти жила. Помню, как в последний съёмочный день вышла от них и разревелась. И Алина увидела в окно, как я иду, сопли вытираю. Тогда она написала мне: “Зося, ну что вы, всё только начинается, мы обязательно будем общаться”. И я не меньше чем раз в месяц к ним выбиралась. Сейчас, к сожалению, получается реже.
Евгения ОСТАНИНА: Первое наше взаимодействие с Зосей случилось в 2013 году на проекте “Реальность”. Там героям раздавались камеры, либо их просили снимать на то, что у них есть. Я считаю, что это самый классный материал в плане приближения к герою. Когда отдаёшь камеру человеку, он тебя через эту камеру пускает в такое пространство, которое ты не ожидал. Я очень люблю материал, который отснят самими людьми. Это реально что-то другое. Эффект камеры есть всегда. Здесь он оказался положительным. Даня считал Зосю членом семьи. К тому моменту, когда его взяли, она уже там снимала и он мог укрываться, прятаться за неё.
Я думаю, что присутствие Зоси и видеокамеры помогло интегрировать Даню в семью. Оно задало для всех определённую условность, в которой все они раньше начали рефлексировать по поводу происходящего. Если бы не было камеры, всё прошло бы гораздо острее.
Об отношении к героям
До того, как начать съёмки документального фильма, Зося Родкевич работала режиссёром-оператором в проекте убитого в ЦАР Александра Расторгуева. Ток-шоу о женщинах называлось “Это я“ и выходило на Первом канале. Алина Макарова приняла участие в кастинге и рассказала, что планирует усыновить белого мальчика. В итоге Первый канал отказался от этой истории. А Александр Расторгуев настоял на том, что съёмку истории этой семьи нужно продолжить. Так началась история появления независимого документального фильма.
Евгения: У нашей героини – дикая энергия и врождённый педагогический талант. Она на воспитании своих детей руку набила: у неё получились классные детишки. Но они выросли, а энергии ещё хоть отбавляй. Алина и взяла Даню в первую очередь для себя – чтобы было куда силы приложить. Ну и муж поддержал её в этой инициативе, не понимая, куда это заведёт. Он открыл ящик Пандоры – такой хороший ящик Пандоры, но открыл. Потому что её дальше понесло. Она после съёмок фильма взяла ещё ребенка! Девочку с большими проблемами здоровья. Многие обвиняют Алину в эгоизме: дескать, из-за её прихоти страдают родные дети. Да, они страдают. Но когда жизнь преподносит испытания, учишься их преодолевать. Что бы родители ни делали для нас, какими бы идеальными ни были, мы всегда будем в претензии к ним. Она уже и так достаточно много им отдала. Старший сын сказал, что мама своим примером показала им, как нужно относиться к другим людям, как выходить из сложных ситуаций. То есть дети вполне осознанно всё воспринимают. Да, они ревнуют, бесятся, причём они это признают, но они знают, как с этим бороться. Там по-человечески всё нормально.
Зося: Эта ситуация больше всего задела младшего сына Алины Доминика. Он самый младший, любимчик. Они были очень близки с мамой.
Евгения: Я себя ассоциировала именно с Домиником, у меня был схожий опыт: классное детство, которое резко закончилось, потому что мама приняла своё решение. Я всё время в него всматривалась. Доминик — мальчик очень нежный. Я видела, насколько ему тяжело, когда его выковыривают из детства в подростковую реальность за счёт другого непонятного мальчика, который возник в его жизни. Но то, через что прошёл Даня, – гораздо хуже. Он вообще в семье никогда не жил. Но выстоял. Когда Даня появился, он меня дико бесил. Но со временем у меня появилось уважение к этому человечку: я поняла, откуда корни этой агрессии. Мальчик-то неглупый и с юмором, он просто так взаимодействует с миром. Потому что только так и научился. Для него отношения с окружающими — это сопротивление. И классно, что Алина его любовью интегрирует в нормальный человеческий мир. Только любовью — не агрессией, не битьём. Можно показать, как жить по-другому, как чувствовать по-другому, относиться к миру. Есть соблазн снимать Алину всю жизнь. Это человек, который генерирует вокруг себя всякие ситуации. Но я для себя решила, что продолжения не будет, потому что нужно уметь останавливаться. Это было самым сложным. Пусть это будет история про конкретного мальчика.
Зося: Но камеру мы им оставили. Я старалась Дане привить любовь к видеосъёмке, чтобы у него интерес какой-то появился. Учила его снимать. Но его это интересует больше в качестве слежки, а не в качестве киноизображения.
О компромиссах
Хронометрах отснятого видеоматериала, 400 часов, занимает около 4 терабайт.
Зося: Для меня самым сложным было монтажно выбрать из миллиарда классных кадров – мы рассказываем вот эту историю, а не про эту ситуацию, поэтому вот это не берём. Вот что было самым грустным.
Евгения: Там очень много мимимишных сцен, гораздо больше, чем в фильме. Но в нём занимают много времени две истерики, где вся семья взаимодействует. Их невозможно выкинуть. Они ключевые. В первой все подключаются, проявляют себя. В последней Алина уже приручает Даню. Остальной материал не такой нервный. Да, фильм – очень резкий эмоционально, но иначе никак. Зося переживала, что у нас получается депрессивное кино.
Зося: Не только! Мне казалось, что Даня выходит очень одномерным персонажем, просто какой-то маленький дьяволёнок. А моменты нежности, когда он проявляется в другом, мне было жаль убирать при монтаже, хотелось их оставить.
Евгения: Потом Зося нашла несколько кусков, я всё-таки их вставила, чтобы чуть побольше нежности было – например, тот, где Алина возле школы его забирает… На такие компромиссы шли. Я до этого в основном монтировала короткие видео. Там понимаешь, что это классный кадр, классный эпизод, но он не втискивается в историю, которую ты рассказываешь. Поэтому я и тут жёстче планировала: да, классно, но отрубаем. Если можешь сказать – скажи коротко.
Для меня монтаж этого фильма был внутренним вызовом самой себе: хватит ли у меня усидчивости на полный метр. А меня хватило даже на два проекта одновременно. Второй – “Хозяин оленей” (обладатель гран-при “Флаэртиана-2019”, режиссёр: Ксения Елян, монтаж: Евгения Останина – прим. ред.). Это было классно! Потому что параллельно делаешь историю про украденное детство и про счастливое детство. Это меня выручало, потому что над “Белой мамой” работать было психологически тяжело.
“Когда я снимаю, меня нет”: о профессии кинодокументалиста
Зося: Я живу кино. Я хорошо себя чувствую, только когда у меня съёмочный период. А всё остальное время я просто живу между съёмками, жду, когда будет следующий проект, бесконечно ною, страдаю, всех извожу, всем рассказываю, что моя жизнь ужасна, потому что я ничего не снимаю. Мне кажется, что я не очень интересный человек, а мои герои — это очень интересные люди с очень интересными судьбами, поэтому меня это сильно влечёт. Съёмки — это предельная концентрация не на себе, а на другом человеке. Ты забываешь про свои проблемы, забываешь даже о том, ел ты или нет, ты живёшь чужой жизнью. Когда я снимаю, меня нет. И меня это вполне устраивает, потому что когда я возвращаюсь в свою жизнь, я её не умею жить, у меня бесконечные проблемы.
Задача документалиста — ухватить реальность, сформировать её в историю и рассказать в нужной форме. Мои фильмы — это и есть я, потому что кино – отражение автора.
Евгения: Для меня документалистика — это уникальная возможность проживать жизнь, которую ты бы не прожил. Потому что в работе с материалом видишь такое, чего бы никогда не увидел, испытываешь эмоции, которые бы никогда не испытал, переживаешь ситуации, в которых никогда бы не оказался. Такое напластование опыта идёт. Да, мы получаем больше информации, чем те, кто смотрят кино. Но мы перерабатываем её и — концентрированную — отдаём зрителю. Я думаю, что и он получает опыт, который бы он сам не пережил. Именно погружение в повседневность, которое даёт документальное кино, позволяет прожить чуть-чуть больше жизни. Мы как писатели. Только они описывают, а мы показываем.
Интервью: Анна Смирнова
Фото: Даниил Болотов
Специально для ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO
Редакция благодарит Анастасию Кожевникову, пресс-атташе фестиваля Флаэртиана, за помощь в подготовке материала.
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Кинопризнание в любви матери. Рецензия на фильм “Джейн глазами Шарлотты”
Россия. 21 августа, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
“Метод “скрытой камеры” годен для спецслужб, но не для документалиста“. Фрагмент из книги Дмитрия Завильгельского
Россия. 5 ноября, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
“Мы хотим, чтобы больше людей говорили на языке документального кино“. Виктор Илюхин – о создании бесплатного курса по документалистике для журналистов
Россия. 30 августа, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO