Юлия Морская: «Люди считают аборты и случайные беременности чем-то стыдным, о чём нельзя рассказывать»

Юлия Морская: «Люди считают аборты и случайные беременности чем-то стыдным, о чём нельзя рассказывать»

Режиссёр Юлия Морская – о съёмках документального фильма «Убить нельзя оставить»

Россия. 14 июня, 2018 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

Что чувствует женщина, узнав о нежелательной беременности? Что происходит в её жизни, когда она решает сделать аборт? Что тяжелее: прервать жизнь или побороть свои страхи? Кинодокументалист Юлия Морская завершила работу над фильмом «Убить нельзя оставить», который ищет ответы на эти непростые вопросы.

О том, почему тему аборта необходимо обсуждать в обществе, о процессе съёмок и о том, как перевести на язык документального кино очень личные и очень непростые человеческие истории – Юлия рассказала ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO.


Об идее фильма

По статистике, в каждой, буквально в каждой российской семье был аборт! В том числе, и у моей мамы. И я знаю, как она переживает это до сих пор, хотя совершила его в молодости. В спорах об абортах обсуждают невинно убитого ребёнка, но редко кто говорит о состоянии самой женщины, о том, какие муки она испытывает, решаясь на этот шаг. И о том, какой ад наступает в её жизни после. Ведь эти женщины потом страдают всю жизнь!

Это не просто эмоции, наступает самая настоящая психологическая деформация женской психики, проявляется так называемый «синдром выжившего». Он бывает у тех, кто был на войне и у женщин, сделавших аборт… В фильме «Убить нельзя оставить» мне хотелось посмотреть на проблему шире и начать разговор о том, что аборт не только физическая смерть зародыша, но и в каком-то смысле, моральная смерть женщины.

14 лет назад мы дружили со Светланой, которая стала главной героиней фильма. Дружили как раз в тот период, когда она забеременела и сделала аборт. Мы были рядом, но ничего не знали, Света скрывала это ото всех.

33720294_1932790303422101_8070888069156306944_n

Потом жизнь нас развела. А недавно в Фейсбуке моя сестра Евдокия, которая тоже была дружна со Светланой, увидела, что она помогает женщинам на грани аборта – помогает психологически и потом материально, если женщина рожает. Нас удивил такой поворот в Светиной жизни. Мы решили встретиться со Светой, и только два года назад она рассказала свою историю.

Так родилась идея снять этот фильм.

О телевизионных фильмах про аборт

Я изучала телевизионные фильмы, которые выходили по теме аборта. К сожалению, они в основном рассказывают о самом спекулятивном в этом вопросе, пугая зрителя кровавыми кадрами или осуждая женщин, сделавших аборт, укоряя их в грехе, в убийстве – по сути, делая женщин единственными ответственными и единственными виновными в аборте.

Мне не попадались документальные фильмы, которые пытались бы посмотреть на вопрос абортов с другой стороны. А именно – попытаться понять, почему женщина шла на такой шаг? Что она испытывала в момент совершения этого шага? Как она живёт с этим, что чувствует после аборта?

Или же какой становится её жизнь после того, как она всё-таки рожает нежеланного ребенка. Оправдываются ли её страхи? Кто ещё кроме матери на самом деле несёт на себе груз ответственности за рождённого ребенка? Фильм «Убить нельзя оставить» скорее о женщинах, которые в своей жизни столкнулись с одной из самых, на мой взгляд, серьёзных проблем: нежелательной беременностью и необходимостью решения этой ситуации.

О героинях фильма «Убить нельзя оставить»

Почти полгода ушло на то, чтобы найти героинь, согласных на съёмку. Было сложно, потому что женщины в критический момент своей жизни отказывались сниматься и что-либо рассказывать на камеру. Договориться с теми, кого мы в итоге сняли, помогла наша главная героиня, Светлана. Саму Светлану снимать было легко в том смысле, что для неё было важно сделать этот фильм.

Во время съёмок было трудно морально – она рассказывала такие вещи, которые вызывали слёзы. В группе были две девушки, – я и звукорежиссёр Вера, – и мы обе постоянно плакали на съёмке.

Светлана вызывает огромное уважение, ведь она человек, который совершил ошибку, раскаялся в ней и сейчас делает всё возможное, чтобы другие не сделали того же. То есть, через свою боль она действует и помогает другим.

33693849_1932790580088740_4199424429945520128_n

Емилия, – вторая героиня, которая сделала аборт, – сначала согласилась рассказать свою историю, но потом четыре раза откладывала съёмку. Было даже так, что мы приехали снимать, но героиня снова её перенесла. Мы относились к этому с большим пониманием, потому что ей предстояло рассказать очень интимную историю, раскрыться, и это требовало больших усилий. Я всё время боялась, чтобы она не отказалась совсем! Кстати, Емилия говорит, что тема абортов для неё табу. Аборт и переживание о нём не проходящая боль, она с этим живёт. Емилия рассказывала об этом только новому мужу и без подробностей.

Получается, что в первый раз девушка полностью открылась в фильме. Именно после разговора с ней я поняла всю глубину трагедии, которую переживает женщина, сделавшая аборт.

Ларина – третья героиня, которая живёт с ребёнком и бабушкой, согласилась участвовать в фильме легко, но вот когда дело дошло до самой съёмки, она закрылась и было очень сложно её снимать. Ларина стесняется того, что они живут в бедности, стесняется, что живут на пособие и бабушкину пенсию. И я всё время думала: а многие смогли бы поступить как она, родить, несмотря на такие проблемы, как у неё? Как поступила бы я в её ситуации? Ей всего 21 год. Совсем юная девушка учит своим примером мужеству и ответственности. Кстати, прошёл год после съёмки. Сейчас Ларина нашла работу, их материальные дела стали получше, дочка растёт. Жизнь их налаживается, я уверена, что всё в итоге будет у неё хорошо!

Четвертую героиню, Дашу, мы снимали в деревне в Новосибирской области. Она очень боялась, что люди будут смеяться над их нищетой и просила ничего такого не снимать. Мы очень старались, но, конечно, выполнить её просьбу до конца было невозможно. Дашу вообще можно назвать настоящей героиней. Помимо материальных проблем, мешающих рождению третьего ребенка, у неё ещё и большие проблемы со здоровьем – на момент беременности прошло лишь девять месяцев после предыдущего кесарева сечения. Даше просто нельзя было рожать, она могла погибнуть. Но Даша оставила ребёнка. Я бы назвала её «женщина – любовь», она буквально излучает теплоту и свет! У них дома живёт маленький ёжик, которого они нашли на дороге, хромой кот, которого выгнали хозяева, она гладит и обнимает своих бычков, жалеет гусей, которых семья разводит, чтобы прокормить детей. У Даше можно научиться настоящей, полной любви ко всему живому, к этому миру!

Об отношении к абортам и реакции близких

Интересно, что мужья Светланы, Емилии и Даши были категорически против съёмок. Против съёмок была и бабушка Ларины, но её уже на месте удалось убедить, и она даже согласилась сняться сама. Люди считают аборты и случайные беременности чем-то стыдным, чем-то таким, о чём нельзя рассказывать!

33677203_1932794090088389_2152582122072702976_n

Героиням я ещё не показывала фильм – боюсь, если честно, их реакции. По моему опыту, герои тяжело реагируют, видя себя на экране. Хотя с полной ответственностью могу сказать, что при монтаже на первом месте для меня было бережное отношение к их историям! Мне кажется, что в фильме нет ни одного кадра, который каким бы то не было образом мог покоробить кого-то из героинь. Я очень внимательно за этим следила. Их чувства и их внутреннее состояние для меня очень важны.

О процессе создания фильма

Наверное, ни один режиссёр не скажет, что доволен фильмом и задача выполнена идеально. Всегда кажется, что можно было бы снять по-другому, спросить ещё об этом и т.д. Я заканчиваю монтаж тогда, когда могу дистанцироваться от него – смотреть свой фильм так, будто это чужой проект. Если это происходит (а достичь этого сложно, ведь ты знаешь каждое слово, каждую склейку), я понимаю, что фильм надо завершать.

Наша съёмочная группа была очень маленькой, всего три человека, включая меня. Я стремилась сделать её как можно меньше, исходя из опыта – чем больше людей в группе, тем сложнее взаимодействие с героем.

Когда в ноябре 2016 года пришли результаты конкурса Минкультуры РФ и стало понятно, что мы получаем деньги на этот проект, я предложила участие в нём нескольким молодым и востребованным операторам и звукорежиссёрам. Все они понимали, что проект некоммерческий, но были готовы участвовать, выставляя очень низкие, не рыночные цены за свою работу. Но те, с кем я в итоге снимала фильм, в течение 15-ти минут ответили на моё предложение, сказав, что такой фильм они даже бесплатно готовы снимать! Такое стремление было решающим в выборе команды. Разумеется, наша работа была оплачена, но мне была важна готовность ребят потратить своё время и свой профессионализм ради попытки создания чего-то важного – для меня и для них.

О сложностях 

Особенную сложность представляло то, что у меня были четыре разные истории, которые соединить, показывая проблему с разных сторон. Это отражалось и на съёмке – нужно было думать о точках сцепления историй, которые потом проявятся на монтаже.

Фото предоставлено Юлией Морской

Фото предоставлено Юлией Морской

Кроме того, я очень старалась осветить проблему наиболее полно, раз мне это позволял хронометраж фильма. Это тоже вызывало определенные сложности, потому что в историях героинь приходилось копаться гораздо глубже, вызывать их на большую откровенность, чем я это делала бы, снимая короткий метр.

О финансировании и продвижении фильма

Фильм профинансирован Министерством культуры РФ в рамках дебютного кино выпускника ВГИКа. Бюджет фильма довольно скромный, в рамках того, что обычно выдается на дебют. (Заявка на получение субсидии министерства была подана от ООО «ВГИК-Дебют». Из госбюджета на производство картины выделено 2 млн рублей. 1,2 млн – были привлечены от компании партнёра – Прим. IA_RFI). Но мы заранее понимали, что на эти деньги всё задуманное можно будет реализовать. Мы надеемся, что фильм окупится в прокате, и что его купят телеканалы. А ещё мы собираемся продвигать картину на иностранных питчингах и искать копродукцию с зарубежными партнёрами для того, чтобы показать больше историй и сделать фильм более масштабным. Мой продюсер Фёдор Попов и я, как режиссёр, живущий этой темой, уверены, что всё получится, потому что тема женщин с нежелательной беременностью – общемировая.

О документалистике и кинодокументалистах в России

Мне кажется, что документальное кино в России несколько дискредитировано. За советский период у зрителя сформировалось мнение, что док – это, обычно, скучные интервью о достижениях в хозяйстве. Но на самом деле документальное кино подчиняется тем же законам, что и игровое кино, хорошо сделанный док – зрелищный, в нём есть драматургия, происходит развитие характера героя. Помимо этого, неигровое кино – мощный инструмент, помогающий высветить важные проблемы общества и личности. Вот почему я считаю, что документальное кино, это, несомненно кинематографический продукт, но он редко предназначен только для развлечения зрителя.

Когда смотришь документальное кино, трудишься и умом, и душой.

Как и в любой профессии, чем выше профессиональный уровень, тем больше зарплата. Маститые документалисты могут жить на гонорары от документального кино. Но таких в нашей стране очень мало. Лично моя цель – достичь такого положения в своей профессии, чтобы ей зарабатывать себе на жизнь (безбедную). А пока я готовлюсь к новому документальному проекту, который должен будет сниматься в Крыму.

По информации авторов, премьерный показ фильма «Убить нельзя оставить» состоится в Центре документального кино в августе 2018 года.

Текст: Юлия Морская
Фото- и видеоматериалы предоставлены Юлией Морской
Редакция благодарит за содействие в подготовке материала исполнительного продюсера фильма Лалу Рустамову.


imgonline-com-ua-Shape-4gpk4PlhZR4

Юлия Морская, режиссёр, член Гильдии неигрового кино и телевидения

В 2014 году окончила кафедру неигрового кино режиссёрского факультета ВГИКа, мастерская И.А. Григорьева. Снимает документальные картины с 2009 года. Фильмография насчитывает 10 авторских документальных фильмов и около 15 коммерческих проектов. Документальный фильм Юлии «Кровь у семги горячая» принимал участие в фестивалях «Окно в Европу», «Лучезарный ангел», «Человек, познающий мир», «Северный характер», «Артдокфест», «8 женщин».


ТРЕЙЛЕР ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «УБИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ»

TRAILER from Юлия Морская on Vimeo.


Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях и делитесь понравившимися материалами:
ФейсбукВконтактеTwitter и официальный Youtube-канал.
А также Telegram-канал t.me/REALISTFILM_INFO.


Распространение и использование материалов приветствуются.
Правила цитирования и использования материалов ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO – в разделе РЕДАКЦИЯ.


Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.



Похожие новости

«Влюблённые в искусство»: от идеи до реализации

В преддверии московской презентации проекта «Влюблённые в искусство» ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO представляет интервью с его командой