IndieWire: нужно ли кинематографистам избегать онлайн-фестивалей

IndieWire: нужно ли кинематографистам избегать онлайн-фестивалей

Россия. 21 мая, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

На сайте кинофестиваля “Докер” вышел перевод текста основателя консалтинговой компании Sub-Genre Брайана Ньюмана. Оригинал опубликован на английском языке в издании о киноиндустрии IndieWire. Компания Брайана Ньюмана помогает брендам с производствои и дистрибуцией фильмов. Для издания IndieWire Ньюман поделился мнением о распространении фильмов в условиях COVID-19, о проблемах онлайн-премьер и об ответственности организаторов онлайн-фестивалей перед режиссёрами и киноиндустрией.  


Многие режиссёры сейчас пытаются решить, принимать ли предложения об участии в онлайн-программах кинофестивалей. Для принятия такого решения им нужно задать себе следующие сложные вопросы.

Поскольку кризис, возникший из-за коронавируса, всё ещё продолжается, большинству кинофестивалей пришлось сдвинуть даты проведения на более поздний срок, а многие решили показать свои программы онлайн. Чем больше кинофестивалей переходят в такой формат, тем больше режиссёров задают мне вопрос: “А стоит ли нам в них участвовать?”. Ещё чаще спрашивают: “Я чего-то не понимаю? Что это нам даст?”.

Я всем отвечаю одно и то же: если вы запускаете новый фильм, для которого нужно найти дистрибьютора, — то ничего не даст. Если же ваш фильм короткометражный, был снят некоторое время назад либо оказался замороженным в прокате (с согласия вашего дистрибьютора), или вы сняли картину собственными силами — то да, рассмотрите такой вариант.

Но если речь идёт о премьере полнометражного фильма, и у него ещё нет дистрибьютора, то на данном этапе онлайн-фестивали вам не подходят, поскольку байеры считают, что участие в онлайн-фестивалях помешает дистрибуции вашей картины. Они не рассматривают онлайн-фестивали как способ привлечь к картине внимание, получить хороший пиар или проверить/подтвердить интерес аудитории. Для них это в лучшем случае отвлекающий фактор, а в худшем — упущенные прибыли, утрата контроля или потеря статуса премьеры.

Вот почему на недавнем фестивале SXSW/Amazon оказалось так мало премьер полнометражных фильмов (говорят, что не помогли даже очень выгодные условия участия). И по той же причине “Трайбека” (Tribeca Film Festival, TFF – ежегодный международный конкурс кинофильмов, проходящий в Нью-Йорке, США – прим. IA_RFI) спешно объявила, что новый мега-фестиваль “We Are One” не предполагает показа большинства новинок. Пока Тед Сарандос или кто-либо другой из Netflix не дадут зелёный свет премьерному показу фильмов на онлайн-фестивалях до начала стриминга, никто не станет этого делать.

Прямо сейчас я помогаю в вопросах участия в фестивалях и прав на дистрибуцию 11 картинам, и большинство из них находятся в состоянии полнейшей неопределенности касательно фестивалей. Десятки киносмотров рассылают электронные письма о том, что запускают онлайн или VR фестивали (хотя, если зритель не находится в виртуальной реальности, фестиваль нельзя считать виртуальным, но это — тема для отдельного поста), и спрашивают, не хотят ли выбранные картины принять в них участие.

Только в двух из всех этих писем объяснялось, чем такое участие может быть полезно режиссёру, и как работает вся эта система. И только в одном случае режиссёрам предложили какое-то вознаграждение.

Но, даже если фестиваль предлагает компенсацию, моим клиентам, снявшим новые фильмы, этот формат не подходит.

Риск того, что дистрибьюторы сочтут это проблемой, остаётся слишком высоким. И все же честь и хвала этим двум фестивалям. Пусть мои клиенты и не смогли принять их предложений, мы получили пищу для размышлений и поняли, что организаторы фестивалей подумали о влиянии этой ситуации на режиссёров.

Я полагаю, что, переходя на новый для них онлайн-формат, кинофестивали пытаются найти ответы сразу на множество вопросов: как не растерять местную аудиторию, как удержаться на плаву, как спасти хотя бы часть своего фестиваля, как не потерять все деньги, как построить новую модель работы. Всё это — нужные и важные задачи, которые может решить онлайн-фестиваль. Может быть, я слишком скептичен, но лишь немногие фестивали думают о том, как сложившаяся ситуация повлияет на режиссёров.

У кинофестивалей есть две основные составляющие: зрители и режиссёры, и нельзя составить программу только для первых и забыть о вторых — а, между тем, происходит именно это.

Лишь немногие задают себе вопрос: “Что мы можем сделать, чтобы максимально поддержать кинорежиссёров?”. Это очень важный вопрос, особенно сейчас, когда большинство режиссёров лишилось всех своих доходов и находится в крайне стеснённых обстоятельствах.

Помните, что ситуация с фестивалями, даже если сейчас им приходится нелегко, может выправиться уже в следующем году. В то время как фильм, “зависший” в неопределенности, может полностью исчезнуть, и это фатальным образом отразится на карьере режиссёра.

За последние несколько недель я побеседовал с директорами многих фестивалей, и все они говорят, что хотели бы, чтобы Netflix, Amazon и другие вошли в их положение и заявили, что премьера на онлайн-фестивале — это нормально. Многие даже подписали заявление в защиту новой бизнес-модели кинопремьер. Однако ни один крупный или коммерческий кинофестиваль и никто из важнейших байеров не подписал этого заявления. Если то, что вы предлагаете, навредит режиссёрам, то зачем это предлагать? Такой формат перекладывает проблему на режиссёров. В лучшем случае отказ от участия в фестивале плохо сказывается на их репутации, а в худшем — они участвуют в нем и лишают свои картины всех возможностей проката.

В разговорах с другими продюсерами постоянно возникает такой вопрос: получают ли какие-то из этих кинофестивалей информацию о том, чего хотят режиссёры? Многие кинематографисты боятся спрашивать об этом вслух — из-за того, что не хотят портить отношения с фестивалями, от которых часто зависит успех их картин. Режиссёрам нужно, чтобы больше людей выступали за такие бизнес-модели кинофестивалей, которые помогут зрителям открывать для себя новые фильмы, не подрывая их будущий успех.

Фестивали же должны приветствовать подобные обсуждения и вести их более прозрачно, поскольку эта проблема при всей её сложности касается индустрии в целом и требует активных обсуждений и решений, выгодных для всех заинтересованных сторон. 

Если мы хотим использовать этот кризис для того, чтобы построить новую бизнес-модель, то давайте не будем это делать в вакууме. Давайте лучше сделаем шаг назад и построим такую систему, которая будет лучше предыдущей.

Так что же нужно режиссёрам? В наших с ними беседах постоянно всплывает несколько моментов. Во-первых, необходимо признать, что в нынешних условиях фестивали нужны нам не только для развития самой киноиндустрии, но и для того, чтобы знакомить зрителей с новыми фильмами. Это значит, что по времени такой ознакомительный/премьерный аспект фестиваля должен совпадать с выходом фильма в прокат. В связи с этим большинству фестивалей, кроме, пожалуй, самых крупных, стоит пересмотреть свои программы показа новинок и постараться направлять интерес аудитории на фильмы, которые уже определились с дистрибуцией или вот-вот появятся в прокате.

Это также может означать, что фестивалям придётся пересмотреть своё отношение к тому, как и когда им стоит продвигать себя и свои фильмы (и то, и другое теперь стоит начинать делать намного раньше). И ещё нам нужно понять, как привлекать внимание зрителей к этим фильмам и после фестиваля тоже (через подписки на электронные рассылки, соцсети и т. д.). И обсудить вознаграждение. Говорят (во что я сам долго верил, пока занимался программами фестиваля), что привлечения внимания и продвижения уже достаточно.

Однако в онлайн-мире режиссёрам нужно платить, даже если фестивалю приходится туго. Необходимо донести эту мысль до руководства, инвесторов и спонсоров.

При этом мы также должны признать, что никакое вознаграждение не является достаточным для фильмов, которые еще только находятся в поисках дистрибьютора. 

Это может потребовать образования креативных партнерств (между фестивалями и дистрибьюторами) и переключения внимания на другие способы помощи режиссёрам. Например, необходимо, чтобы данные были прозрачными — для режиссёров, для других фестивалей, для дистрибьюторов, а в некоторых случаях — и для публики. Режиссёрам нужно знать, сколько человек посмотрели их фильм, какую часть фильма они посмотрели, и иметь возможность использовать эти данные для презентации фильма дистрибьюторам, прессе и другим зрителям.

Кроме того, режиссёрам нужно больше возможностей для взаимодействия с коллегами и представителями киноиндустрии, даже если мероприятие проходит онлайн. И, конечно, они будут рады шансу получить награду, которая привлечет к ним дополнительное внимание, хотя уже начинают скучать по денежным призам, от которых многим фестивалям пришлось отказаться по причине жесткой экономии.

Мы должны говорить об этом сейчас, когда в сфере кинофестивалей принимаются решения, которые, при всем своем временном характере, в долгосрочной перспективе могут изменить всю систему. Фестивали делают всё для развития онлайн-систем, потому что это может помочь им пережить кризис. Режиссёры уважают эту потребность, ведь многие из них обязаны карьерой решительным директорам фестивалей, которые дали их фильмам шанс. Им нужно вместе построить систему, в которой и те, и другие смогут не просто выжить, а преуспеть и пойти дальше.

Оригинал: www.indiewire.com
Перевод: www.midff.ru



Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.