Коринна Даниелу: «Сейчас не то время, когда в России можно показать документальный фильм политического толка»

Коринна Даниелу: «Сейчас не то время, когда в России можно показать документальный фильм политического толка»

Россия, Москва. 2 июля 2015 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. С 3 до 6 июля 2015 года Вологде пройдёт шестой международный фестиваль полнометражных художественных фильмов VOICES. В этом году впервые за всю историю фестиваля в программу показов вошли и документальные фильмы.
Накануне открытия фестиваля ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO встретилось с организаторами VOICES и узнало, почему неигровое кино решили показать вологодскому зрителю. О планах фестиваля на дальнейшее развитие документального кино, социальном значении неигровых фильмов и о том, почему российскому зрителю нужно смотреть документальные фильмы –  в интервью с арт-директором фестиваля VOICES Коринной Даниелу.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ СМ. НА КАНАЛЕ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO

________

СТЕНОГРАММА ИНТЕРВЬЮ

Дарья Бурлакова: Коринна, поскольку наше информационное агентство изучает документальное кино, и фестивали являются одной из главный площадок его распространения и развития, интересует, как в этом году Вы проводили фестиваль. Я знаю, что в этом году столкнулись со сложностями, как и многие фестивали: сократили программу с пяти до трёх дней. Расскажите об этом процессе. Как удалось из него выйти и всё-таки провести фестиваль?

Коринна Даниелу: Да, было очень сложно. Даже могу Вам сказать, что какой-то момент мы впали в полное отчаяние и даже решили, что шестого фестиваля VOICES уже не будет, потому что как-то мы вдруг ощутили, что европейское кино в России в данный момент – это такой бренд, который никому не нужен. Поддерживать нас отказалось и государство, и регион, даже город, который мы так любим, в который мы пришли шесть лет назад (Вологда) равнодушно к нам отнесся, когда мы очень нуждались в помощи. Но все получилось, благодаря нашим друзьям, которые нас поддерживают, как в России, так и в Европе, которые написали много писем и губернатору, и на сайт. Я думаю, что это сыграло решающую роль. И в какой-то момент люди из администрации к нам обратились и сказали «слушайте, кризис, средств очень мало, но давайте, попробуем провести такой сокращённый формат фестиваля. Если вы готовы, мы можем что-то сделать для вас». И мы решили, что лучше маленький VOICES, чем никакой. Неимоверными усилиями, очень маленькой командой, мы всё-таки пришли к такому фестивалю и очень гордимся собой. Надеюсь, мы сможем его достойно провести, несмотря на все трудности. Главное, чтобы зрители были довольны.

Дарья Бурлакова: Несмотря на то что по количеству дней программа сократилось, при этом она довольно насыщенная. Добавилось в том числе документальное кино. Я знаю, что Наум Клейман представит ночь немого кино, где будут фильмы, как классические, которые созданы на заре кинематографа, и современный фильм «Атлантида Русского Севера». Как отбирались эти фильмы? Кто был инициатором показа документальных фильмов на фестивале?

Коринна Даниелу: Да, как Вы сказали, программа действительно получилась даже большая для трёх дней. И слишком насыщенная, потому что мы просто не привыкли к такому маленькому формату. Мы разогнались, и вдруг осознали, что фильмов гораздо больше, чем мы можем показать. Поэтому в этом году за день до фестиваля начинается, как мы называем, день предпоказов. Туда уже поставили несколько фильмов. Фестиваль официально заканчивается 5-го июля вечером, а 6-го мы ещё продолжаем показывать фильмы зрителям. Там будет фильм-победитель и два польских фильма из программы Кшиштофа Занусси. Что касается документального кино, мы действительно давно хотели включать его в нашу программу. Вы знаете, я думаю, для русского зрителя это не такой привычный жанр, особенно в  провинции, поэтому мы решили постепенно к этому подойти. Вот в прошлом году мы впервые начали показывать короткометражные фильмы, в этом году всё началось с фильма «Атлантида русского Севера». Нам написали ребята, его продюсеры и попросили поставить в нашу программу. Поскольку русский Север как раз тот регион, в котором наш фестиваль и представлен, мы решили, что людям будет интересно посмотреть фильм про эту часть России, в которой они живут. Фильм действительно очень красивый и интересный. Посмотрим, вот такой эксперимент. Пока мы его поставили в малый зал, но если успех будет, и люди придут, то мы это продолжим.
Кроме этого, у нас есть замечательный  документальный фильм, который я сама выбрала. Его представит  музыкант, мой друг и человек, который организует странные кинособытия: он находит немые фильмы и подбирает к ним современную  музыку, электронную, странную очень, которую он сам придумывает, собирает. Сам он саксофонист, он приезжал уже к нам со своей программой три года назад. Его зовут Стеф Готковски. Сейчас он приедет с фильмом 1925-ого года «Парижские зарисовки» – это фактически первый настоящий документальный фильм о Париже. Он подобрал к нему очень интересную  музыку и покажет этот фильм нашим зрителем. Третий документальный фильм Дзига Вертова «Одиннадцатый», который как раз войдет в программу ночи немого кино. В первой части будут художественные фильмы «Дети века»,100 лет которому мы отмечаем в этом году (фильм «Дети века» был снят в 1915г.), где главную роль исполняет Вера  Холодная, это работа Евгения Бауэра. А второй — по традиции предоставлен нам центром Довженко из Киева, фильм Дзига Вертова «Одиннадцатый» 1928 года, в общем-то, не такой и старый. Один из последних немых фильмов, и музыка там тоже очень современная, потому что эти ребята из центра Довженко, мои киевские друзья, они всегда подбирают к этим немым фильмам суперсовременную музыку. Так что есть три разных жанра по сути документального кино, и я думаю, что у зрителя возникнет желание смотреть эти фильмы. И в следующем году, если это сработает, мы, может быть включим больше в программу документального кино.

Дарья Бурлакова: Какие-то идеи по концепции, Ваши мысли о том, какое документальное кино может быть интересно зрителю в Вологодской области уже существуют?

Коринна Даниелу: Как я уже сказала, лично я смотрю те фильмы, которые показывать в России ещё немножко рано. Или, может быть, уже поздно? Сейчас не тот момент, когда можно показать документальные фильмы какого-то политического толка здесь. Это сразу вызовет резонанс, который может помешать фестивалю. Мы стараемся быть осторожными. Несколько лет назад я очень хотела показать фильм Кирилла Туши «Ходорковский». Тем более что мой муж участвовал в продукции этого фильма, и очень хотелось и пригласить Кирилла и показать фильм. В Москве он был показан. Но нам мягко дали понять, что лучше этого не делать. Или фильм, например, Литвиненко «Кейс». Такие фильмы актуальные и политические, показать сложно, если мы хотим это сделать без ущерба для основной  программы фестиваля. А фильм «Атлантида Русского Севера» – фильм, который интересен и с точки зрения и региона, истории. Посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация. Если мы сможем показать что-то более интересное и актуальное, почему нет?

Дарья Бурлакова: Что касается социального значения документального кино. Игорь Лысенко (директор фестиваля VOICES прим. – IA_RFI) в своём интервью сказал, что в идеальном представлении о развитии  фестиваля – это тот вариант, когда фестиваль станет и площадкой для решения социальных и общественных  вопросов. На Ваш взгляд, документальное кино может внести в подобное развитие фестиваля новую ноту? И насколько оно в этом плане сопоставимо с игровыми фильмами?

Коринна Даниелу: Вы знаете, у нас программа фестиваля, в особенности конкурсная, ориентирована на молодое авторское кино, и в основном это фильмы очень актуальные, которые как раз говорят о самых наболевших проблемах человеческих, социально-политических проблемах и так далее. Например, программа этого года, если почитаете дневники нашего программного директора Маркуса Дюффнера, она ориентирована на проблемы толерантности и интеграции. В России сейчас это очень болезненно, очень актуальная проблема. Конечно, если мы сможем и документальные фильмы подбирать в таком же направлении, в каком у нас идут конкурсное фильмы, это было бы очень интересно. Может быть, Игорь имел в виду, что мы таким образом можем помочь нашему региону и городу, если есть люди, которые хотят делать документальное кино о социальны проблемах своего города, почему нет? Мы, кончено, будем рады помочь этим людям и показать их проблемы на нашем фестивале.

Дарья Бурлакова: Коринна, и завершающий вопрос. Ваш любимый документальный фильм, который Вы лично порекомендовали бы посмотреть зрителям. И совет людям, которые занимаются документалистикой в России: как Вы считаете, каким образом можно развивать и популяризировать то дело, которым они занимаются?

Коринна Даниелу: Например, я была на Минском кинофестивале, и там была потрясающая программа документального кино, я была потрясена. Потому что, казалось бы, Белоруссия, консервативная социально-политическая система, а кино настолько свободное и интересное. А из российских документальных, которые я могла бы посоветовать… Ну вот Вы мне сказали, что «Ходорковский» шёл в прокате здесь.» я сама слышала другое: была премьера, которая  была довольно скандальной и потом его почти сразу запретили, разве нет? (премьера документального фильма немецкого режиссёра Кирилла Туши «Ходорковский» прошла в России 1 декабря 2011 года. Фильм шёл в ограниченном прокате. В Москве – в кинотеатре «Эльдар» и в галерее «Фотолофт» – прим. IA_RFI). Мне кажется, что вот этот фильм очень был бы полезен не только в тот момент, когда он вышел, а сейчас. Если посмотреть со стороны на тенденцию, которая сейчас превалирует в российском обществе, этот фильм очень-очень полезен людям, чтобы осознать, что происходить вообще здесь. И такого рода фильмы русскому зрителю, думаю, стоит посмотреть, чтобы как-то найти сопричастность свою с реальностью.


Интервьюер: Дарья Бурлакова
Оператор: Alik Sandor
Запись расшифровала: Елизавета Червякова


Похожие новости

На Московском международном кинофестивале завершились российские программы

Россия, Москва. 26 июня 2015 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. 25 июня 2015 в Большом зале Дома кино СК РФ состоялось

Документальные фильмы 37 Московского международного кинофестиваля. Расписание показов

Россия, Москва. 18 июня, 2015 –ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. По многочисленным просьбам читателей ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFО составило и публикует полное расписание показов всех

Расписание Российских программ 40-го ММКФ

Россия. 18 апреля, 2018 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO С 20 по 25 апреля с Центральном доме кино пройдут Российские программы