Участник фестиваля #ПитчингиФест Никита Чернышев: “Документальное кино – это эстетика момента“
Россия, Москва. 7 августа, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Никита Чернышев – начинающий кинодокументалист. Он стал участником 1-го фестиваля молодых кинематографистов “#ПитчингиФест“. Документальный фильм Никиты “Оставь себя, In Vain“ станет фильмом, который откроет фестиваль. Премьерный показ состоится 8 августа, в 11:00 в Москве. Картина рассказывает о семейной паре, страдающей от наркотической зависимости.
Накануне показа Никиты Чернышев рассказал организаторам фестиваля “#ПитчингиФест“ о том, почему решил заниматься документальным кино, как узнал о героях своего фильма и как шли съёмки картины. Публикуем это интервью.
Почему вы выбрали для себя документальное кино?
Сперва хотел получить что-то вроде повышения квалификации. Во время съемок работал на документальном канале, писал статьи для сайта, но хотелось чего-то серьезнее. В какой-то момент осознал окончательно, что надо пробовать и выбрал для себя Московскую Школу Нового Кино. Там вроде и цена за обучение была не самая высокая. Но осознанным мой выбор стал намного позже. Просто когда все завертелось, у меня уже как будто не оставалось другого выбора. Для меня всё стало ясно, когда снял сцену, как мои герои читают свои стихи на кухне. Тогда я понял, что документальное кино – это эстетика момента, и насколько это прекрасно.
Для вас важно придерживаться именно канонов, заведённых Мариной Разбежкиной? Как вы для себя их интерпретируете?
К сожалению, к канонам Марины Разбежкиной я имею слабое отношение. Но меня восхищают идеалы, которые проповедуются в школе «Разбег» и я искренне надеюсь однажды продолжить там обучение. Думаю речь идет о красоте. О том, что она есть везде, нужно просто открыть глаза.
Почему вы выбрали для фильма тему наркотиков и как нашли героев? Или, может быть, в документальном кино всё наоборот и герои и тема нашли вас?
Выбрал тему благодаря Диме Кубасову, моему мастеру, выпускнику школы Разбежкиной. Вначале я колебался и не мог выбрать, кого снимать. Дима отметал все варианты. Остановились на семье Юры и Яны. Признаться честно, я не хотел, потому что думал, что в их истории нет ничего необычного. Благодаря Диме понял, что ошибался. Встретил их случайно. Друг сказал, что знает одного сумасшедшего музыканта, поющего песни Radiohead в переходе. Так и познакомились с Юрой, чуть позже с Яной. Когда увидел их вместе, понял, что нужно снимать их двоих.
Первый месяц съёмок вообще проходил только в подъезде их дома, в квартиру не пускали. Начинал уже думать, что ситуация безвыходная, но один раз попросил зарядить телефон и меня пустили на чай домой. Кажется, тогда герои уже привыкли, что камеру я не выключал.
Как вы снимали? Вы подобрались к героям достаточно близко…
Сперва казалось, что падаю в бездну. Было страшновато, учитывая, что это были совершенно незнакомые люди… С Юрой мы быстро нашли общий язык. Он по-настоящему творческий человек и понял, что я хочу. Яна с девочкой, наоборот, сильно остерегались. У нас с Юрой даже был секретный язык. У него, кстати, есть высшее образование, и он отлично знает английский. Порой происходили совершенно безумные вещи, и чтобы разъясниться, не привлекая внимания во время съёмок, говорили на английском.
А что вы чувствовали, когда снимали сцены приёма наркотиков? И почему герои не чувствовали стеснения в этот момент?
Они на самом деле его чувствовали и ещё какое. В течение съёмок всегда старались делать это незаметно, позволили увидеть только в один день. Тогда Яне было очень плохо, а я уже у дверей стоял. Он не хотел пускать, но ему нужно было срочно помочь Яне и так получилось, что мне удалось встать в проходе. Кадры с Яной в начале фильма были сняты как раз в этот день.
На чьей вы стороне? И должен ли быть автор документального кино на чьей-то стороне?
Здесь нет никаких сторон. Я искренне сочувствую этой семье, ведь это на самом деле красивые люди, но их маргинальный образ жизни мешает это понять. У меня не поворачивается язык осуждать кого-либо из них, потому что безмерно им благодарен за то, что поверили мне и впустили в свою жизнь.
Вы показывали фильм героям? Какая была у них реакция?
Показывал всё, что снимал с самого начала… С Юрой часто обсуждали концепцию, но после смерти Яны это стало проблематично. Ему было интересно, но он не мог смотреть, и я старался больше не поднимать эту тему. Яна тоже смотрела, но когда ей стало совсем плохо, она уже к себе не подпускала и ничего смотреть точно уже не хотела. Я очень ценю это доверие. Изначально я предложил обоим что-то вроде сделки. Сказал, что не хочу снимать что-либо их дискредитирующее. Предложил им делать то, что давно хотели, но все время откладывали. Яна, кстати, к врачу хотела сходить и к маме съездить. Я долго пытался её уговорить сделать это, но всё было тщетно. Через месяц её уже не стало.
Интервьюер: Наталия Егорова
Текст и иллюстрации предоставлены проектом для молодых кинематографистов “Питчинги“.
Показ фильма пройдёт 8 августа, в 11:00 в арт-центре “Эфир“ (Москва, Нижний Сусальный пер, 5, стр. 18).
Вход свободный.
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
“Хозяин оленей” Ксении Елян признан лучшим документальным фильмом: итоги фестиваля “Флаэртиана”
Россия. 27 сентября, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
ФАНК принимает заявки для участия в Днях немецкого научного кино
Россия. 14 марта, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Кинопризнание в любви матери. Рецензия на фильм “Джейн глазами Шарлотты”
Россия. 21 августа, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO