“Хотим, чтобы в наших мастерских начинающие документалисты получили поддержку“. Виктор Илюхин о новом наборе на бесплатный курс Un/Filmed
Россия. 8 июля, 2023 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Онлайн‑школа документального кино UN/FILMED объявила приём заявок на новый третий поток. Обучение бесплатно. На курс приглашаются все, кто владеет русским языком и хочет научиться снимать документальное кино с нуля.
Педагогами и кураторами выступят известные режиссёры – Аскольд Куров, Павел Лопарёв, Виктор Илюхин, Ксения Гапченко, Игорь Мякотин, Ренато Серрано, Дарья Сидорова.
Как стать участником курса, чем третий поток UN/FILMED будет отличаться от предыдущих, почему на этот поток принимаются участники, живущие не в России, по каким критериям они будут отбираться — читайте в интервью главного редактора ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO Дарьи Бурлаковой с создателем и программным директором UN/FILMED Виктором Илюхиным.
— Два года назад, в августе 2021 года, ваша команда объявила о бесплатном авторском курсе по документальному кино UN/FILMED. Что произошло за эти два года?
— Мы поняли, что обязательно хотим продолжать. Самое главное и вдохновляющее, что участникам очень понравился курс. Мы получили много тёплых откликов с благодарностями.
Невероятное ощущение — видеть, как всего за несколько месяцев обучения в наших мастерских люди, некоторые из которых никогда раньше в руках не держали камеру, нашли своих героев, свои истории, поверили в свой замысел и сделали очень сильные законченные работы.
Документальное кино — это очень честная арт-форма. В процессе его создания многое о себе узнаёшь, проверяешь себя на прочность.
Иногда бывает так, что автор не может перейти какую-то внутреннюю черту, преодолеть страх. И это непременно отразится на его фильме. Любой фильм ведь всегда в какой-то степени рассказывает и об авторе. Но если автор сможет совладать с собой, со своими сомнениями, если он сможет пойти за героями, за историей, за собственной интуицией, он сможет собрать отснятый материал в создать сильное эмоциональное высказывание, которое тронет зрителя.
Этот процесс создания кино, — когда оно вдруг случается вопреки всему, — как наркотик. Мы в Un/Filmed это знаем. Знаем, как это может увлечь. Знаем и то, к каким кризисам и душевным перегрузкам иногда это приводит. Поэтому очень хотим, чтобы в наших мастерских начинающие документалисты получили поддержку в начале пути.
— Вы запустили проект до начала военных действий на Украине. Как 24.02. отразилось на UN/FILMED – на организаторах, на кураторах и на слушателях курса?
— Все были потрясены и деморализованы. Многие оказались в сложной ситуации. Все наши кураторы, кто тогда находился в России, думали об отъезде или уже переезжали. Первый поток закончился в январе 2022 года. А в конце февраля мы как раз планировали открыть набор на второй поток. Когда случилось 24 февраля, мы созвонились с командой и решили, что хоть и с небольшим сдвигом по датам, будем делать курс, будем набирать людей. Потому что всё, что происходит, надо документировать. В фильмах, которые были сделаны участниками второго потока, осталось тяжёлое звучание времени, остался этот надлом, чувство потери. Это важно было запечатлеть, чтобы запомнить. Думаю, многим участникам это удалось. Фокус на создании кино многим даже помог как-то лично удержаться в новой реальности.
— Вы обучили два потока, около 60 человек. Поделись, пожалуйста, впечатлениями. Что за люди приходили к вам на курс, какие фильмы они снимали, все ли дошли до конца?
— Дошли до конца все, кто не бросил снимать и монтировать. Кто достойно прошёл через сложности с помощью кураторов. Это примерно 80%. Люди были совершенно разные, и фильмы, соответсвенно, тоже были разные. Например, участник из Башкирии делал фильм на башкирском языке с элементами анимации о том, как его родственники были репрессированы в 1930-е годы. Участница из США снимала фильм про свои взаимоотношения с мужем американцем и свекровью после рождения ребёнка. Были фильмы про настройщика пианино в Нью-Йорке, про девушку за 30-ть, которая ищет мужа в Иркутске, одинокую женщину в Узбекистане, которая хочет сделать ЭКО, но переживает, что религия это запрещает. Из последнего запомнились фильмы про украинских беженцев в Польше и Финляндии, про пару влюблённых девушек, думающих об отъезде из Москвы, про шаманов в Бурятии, которые дают обереги мобилизованным перед отправкой на фронт, про мальчика на летних каникулах в Калужской области, который совсем запутался в том, что слышит от родителей и из телевизора и в том, что он сам думает по поводу происходящего и многие другие.
— Как бы ты сформулировал результаты UN/FILMED на данный момент? Довольны ли вы как команда результатами?
— Мы довольны, у нас очень хорошие отзывы. Видно, что людям наш курс не просто пригодился, но дал какой-то новый творческий заряд и в чём-то даже психологическую поддержку. Когда в руках камера, смотришь на реальность по-другому, думаешь про героя/героиню, про то, как показать их историю, как её собрать из разных элементов. Это увлекает. И отвлекает. А когда есть ещё и обратная связь от других участников и от кураторов, это помогает двигаться вперёд. Для нас важно, чтобы участники не бросали свои фильмы после курса и всё-таки выходили с ними к зрителю. Нам ещё надо над этим работать, будем помогать участникам курсов с продвижением и планируем создавать YouTube-канал нашей мастерской.
— Встретились ли вы с какими-то сложностями после запуска курса? Может быть, во время отбора участников или уже в процессе обучения?
— Обучение на двух потоках длилось три месяца. Это довольно сжатый срок для обучения, съёмок и монтажа. В третьем наборе мы немного расширили программу до 4-х месяцев, но всё равно есть опасения, что этого может быть недостаточно, чтобы завершить фильмы. В новом наборе мы будем привлекать менторов, профессионалов из киноиндустрии для индивидуальных консультаций, которые также помогут “довести” участников до результата после окончания курса.
— А что стало личным открытием благодаря UN/FILMED?
— Курс проходил полностью в онлайн-режиме. И для меня лично открытием стало то, что в онлайн-встречах очень много плюсов. Можно найти своих людей и делать с ними общее дело, даже если они разбросаны по всему миру.
— В интервью 2021 года на мой вопрос об ожиданиях от выпускников ты ответил “Мы ожидаем, что будут созданы фильмы, которые попадут на крупные международные фестивали. Даже не сомневаемся в этом”. Это ожидание оправдалось?
— Начинает оправдываться (смеётся). Четыре фильма выпускников (Алла Кремезная, Лера Папенина, Александра Симонова и Ксения Сидорова) стали участниками ArtDocFest Online 2023. Фильм Анны Филипповой «Выжить в этой смертной любви» вышел на телеканале “Дождь”* в 2022 году. Фильм Анны Сергеевой «Это хорошо» был принят на Стокгольмский городской фестиваль и получил награду за лучший фильм на тему войны и мира на Фестивале независимого кино в Португалии. Фильм Полины Борисевич «Вторая жизнь» участвовал в киносекции «Inside» и был показан в России, Грузии и Турции.
— После выпуска второго потока вы взяли довольно большую паузу. Почти год. Сейчас открываете новый поток. Что происходило за этот год? Сразу ли вам было понятно, что третий поток будет или были сомнения? От чего зависело – быть или не быть продолжению курса?
— От финальных показов фильмов второго потока в августе 2022 до открытия нового набора в июле 2023 прошло чуть меньше года. Подготовка и запуск нового потока заняла у нас много времени. Хотя мы начали готовиться к нему уже в октябре.
Мы искали финансовую поддержку, при этом хотели сохранить структуру и концепцию. Это было самым сложным. Пока знаем точно, третьему потоку быть, и хотелось бы и дальше продолжать работать.
— Чем третий поток отличается от первых двух, кроме того, что он продлится не три, а четыре месяца?
— Главное изменение — это новое требование к участникам. На третий поток принимаются русскоязычные участники, не проживающие сейчас в России. Во всех других странах будет идти набор. Это вынужденное решение, которое далось нам с трудом. Дело в том, что для дальнейшей работы Un/Filmed необходимы международные партнёры. И мы не хотим рисковать, чтобы нечаянно не нарушить ни один из многочисленных новых законов РФ. Не хотим как-то ограничивать из-за этого поиск партнёров. И тем более не хотим, чтобы это как-то отразилось на наших участниках.
На первых двух потоках у нас уже были участники из разных стран, включая США, Бразилию, Чили, Финляндию, Польшу, Италию, Грузию, Турцию, Казахстан и др. Глобальное русскоязычное комьюнити Un/Filmed растёт. В новый набор приглашаются все желающие, уехавшие из России недавно или давно живущие за рубежом.
Однако если человек живёт в России и хочет подать заявку — пожалуйста. Вы будете у нас в базе и получите оповещение о новом наборе, если он будет проводиться в России в будущем.
— Ты сказал о международных партнёрах и привлечении финансирования. Расскажи о них подробнее.
— Партнёр онлайн-курса — International Documentary Association, IDA (Международная ассоциация документалистов (IDA) — некоммерческая организация, которая поддерживает кинодокументалистов — Прим. REALISTFILM.INFO).
В этом году у нас также впервые будет оффлайн-сегмент в партнёрстве с Indiana University — Институт России и Восточной Европы Индианского университета — и Cultural & Social Narratives Lab (Ереван, Армения).
Вместе с Татьяной Сабуровой, директором Russian Studies Workshop Индианского университета и выпускницей второго потока нашего курса, мы придумали недельную оффлайн-мастерскую документального кино и документального театра для выпускников Un/Filmed и начинающих кинематографистов из Армении. Мы объединим участников мастерской в пары. За неделю они создадут киноэссе и документальный театральный перформанс, исследуя актуальные острые темы методами нон-фикшн: адаптация граждан России в Ереване, военные конфликты, проблемы беженцев, изменение отношения к русскому языку и культуре за границей и т.д. Вести мастерскую будут режиссёр документального кино Аскольд Куров и театральный режиссёр Анастасия Патлай. Будут также мастер-классы по документальной анимации.
— На первые два потока вы принимали только журналистов или тех, кто как-то связан с медиа. Это требование сохраняется при наборе третьего потока?
— Нет, профессиональных ограничений больше нет. К нам может прийти учиться человек с любым опытом. Потенциальные участники должны свободно владеть русским языком и не находиться в России — об этом ограничении я уже сказал. Также есть возрастное ограничение — 18+.
— Какими ещё принципами будете руководствоваться при отборе кандидатов?
— Предпочтение будет отдаваться тем, для кого студенческая работа Un/Filmed, будет первым опытом создания документального кино.
Помимо формальных критериев, крайне важно выполнить творческие задания. В анкете они указаны. Это минутное видео о себе, и минутное видео (сцена из жизни) героя или героев будущего фильма, который участники хотели бы снимать в рамках курса.
— Многие мои знакомые, которые знают, что я училась на втором потоке UN/FILMED, часто спрашивают — когда же следующий набор на курс. Поэтому уверена, многие ждали этой новости. Расскажи о третьем потоке. Ну, во-первых, сколько человек вы готовы принять на курс?
— Набор открыт с 1 июля. Мы примем 45 человек в три онлайн-мастерские. Для участия нужно до 5 сентября заполнить анкету. А следить за новостями можно в нашем Телеграм-канале t.me/unfilmed
Как и в прошлых потоках, у нас будут три онлайн-мастерских. Аскольда Курова/Павла Лопарева, Ксении Гапченко/Игоря Мякотина, Ренато Серрано/Дарьи Сидоровой. Возможны небольшие перестановки в зависимости от занятости кураторов — они все действующие режиссёры и продюсеры в том числе номинанты на EMMY, BAFTA, участники Каннского и Берлинского фестивалей, а также SUNDANCE, IDFA, DOC NYC и HOT DOCS. В каждой мастерской свой “вайб” и своя философия. Интенсив, полное погружение, обмен идеями, энергией. Скучно не будет. Подать заявку можно из любой точки мира.
— Виктор, как ты знаешь, я училась на втором потоке UN/FILMED, поэтому имею представление о том, как проходит обучение. Кураторами нашей группы были Аскольд Куров и Павел Лопарёв. Они учили нас снимать авторское документальное кино методом наблюдения, давали очень тонкие и точные комментарии к учебным киноэтюдам и выпускным работам. Как ты считаешь (или как считает ваша команда, если у вас есть общее мнение), сейчас, когда за последние два года в России заблокированы многие независимые издания, а независимых авторов контента часто признаются иноагентами, авторское документальное кино востребовано? Можно ли и нужно ли снимать его в современной России, на твой взгляд?
— У нас нет общего чёткого мнения об этом. Я думаю, интерес к авторскому доку сейчас очень высок по всему миру. Именно авторское документальное кино может через личное и субъективное показать процессы и тектонические изменения, которые происходят сейчас в том числе и в России. Такое кино очень связано с сегодняшним днём. Думаю, этого очень не хватает и российскому зрителю, и зрителям в других странах.
Честное, смелое кино очень нужно. На осмысление реальности через наблюдение есть запрос.
Документальное кино активно создаётся, но доступ к нему пока не прост. Есть новые платформы стриминга, но у них свои ограничения и свои собственные линейки контента. Не всегда у них есть бюджет на то, чтобы возместить режиссёрам расходы на постпродакшн, и далеко не все лучшие фестивальные картины там выходят. Надеюсь, это будет меняться со временем.
К сожалению, снимать независимое документальное кино в России небезопасно, и способы показывать его внутри России крайне ограничены. Поэтому мы никого не можем к этому призывать. И поэтому новые наборы в России мы пока не проводим. Но надеемся в будущем принимать на обучение и участников, живущих в России. Наша задача — сохранить наработанную программу обучения на русском языке для тех людей, которые на нём работают, думают и хотят снимать кино на темы, которые их лично задевают. Пусть даже и за рубежом.
— В интервью 2021 года задавала тебе традиционный вопрос от REALISTFILM.INFO, который мы задаём всем нашим спикерам – “Что для Вас документальное кино?“. За прошедшие два года твой ответ на этот вопрос как-то изменился?
— Я все больше убеждаюсь, что документальное кино, оно не только о том, что происходит или о том, как раскрыть героя, оно в той же степени об авторе. О том, как автор выстраивает свои отношения с происходящим и с героем. О том, какой эмоциональный заряд он вкладывает в кино — будь то боль, тревога или надежда, или радость, или всё это вместе. Вот из этого соединения реальности и автора и рождается документальное кино. Поэтому оно обладает такой мощью, может проникнуть глубоко внутрь и даже что-то там внутри перещёлкнуть.
Как стать участником третьего потока UN/FILMED?
Заполнить до 5 сентября 2023 года анкету по этой ссылке.
Вы также можете следить за новостями проекта UN/FILMED в Телеграм-канале t.me/unfilmed
СПРАВКА
Школа Un/Filmed была основана в 2021 году как онлайн‑курс по созданию документальных фильмов для русскоязычных журналистов, специалистов в сфере мультимедиа, пиара, маркетинга и других креативных профессий. Проект создан группой режиссёров и продюсеров документального кино из России, США, ЕС и Латинской Америки.
Цели проекта: сохранить традиции российского независимого документального кино; дать возможность русскоязычным участникам высказываться на языке кино на интересующие их темы; создать глобальное сообщество выпускников и помогать им налаживать горизонтальные связи, создавать вместе проекты, получать обратную связь и найти своего зрителя.
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
“Некоторые ругают нас, что в фильме слишком много интервью. Но я не согласна с этим”: зрители и Юлия Бобкова о фильме “Владимирский централ”
Россия. 18 мая, 2023 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Документалистика в условиях цензуры — провал или возможность?
Россия, Пермь. 21 ноября, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Олег Галицкий: «Разговор с бывшим солдатом Верхмахта – большой вызов»
Авторы документального фильма «Вильфред и Александра. Двойной портрет на фоне войны» открыли краудфандинг-кампанию для завершения картины Россия. 18 июня 2018