Художественная форма в документальном кадре: дар или проклятие
Латвия, Рига. 19 октября, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Документальное кино нередко противопоставляют художественному, понимая под “художественными“ исключительно игровые фильмы. Это формирует ложную дихотомию, будто существует “художественное“ игровое кино и “не очень художественное“ документальное. Однако документальное кино тоже может быть художественным — с точки зрения художественной ценности.
В игровом кино художественность — это совокупность работы многих цехов, от сценарного заканчивая художественно-постановочным, гримерами, костюмерами и так далее. А в неигровом кино основной фронт художественности ложится на плечи оператора.
Журналист REALISTFILM.INFO Наталья Полыця поговорила с фотохудожником Дмитрием Булкиным о том, что составляет художественную форму в документальном кадре, насколько она может быть объективной и как научиться видеть поэзию в окружающей действительности, не приукрашивая её.
Дмитрий Булкин — фотохудожник, член Международной федерации фотографического искусства FIAP, участник российских и европейских выставок и семинаров, создатель и руководитель Курса творческой художественной фотографии и Мастерской творческих навыков. Школа Дмитрия Булкина существует с 2011 года и переезжает вслед за ним из города в город: Рига, Лондон, Берлин, Мюнхен — в каждом из этих мест есть выпускники очной мастерской, а онлайн-курсы проходят учащиеся со всех уголков планеты.
Это люди разных национальностей, с разным культурным бэкграундом, разным жизненным опытом. И тем не менее, когда на занятиях учащиеся разбирают фотографию и её элементы с точки зрения эмоционального воздействия, их мнения во многом сходятся: ведь цвет, свет, форма, ритм и другие инструменты фотографии влияют на нас независимо от культурного кода. По сути, из этого и состоит “поэтика непроговариваемого”, которая влияет на содержание кадра, независимо от его жанра.
Художественная форма не противоречит достоверности
Если говорить о документальности с точки зрения искусства, а не бытовых или информационных задач, то искусство — это всегда высказывание, которое не может существовать без формы. Форма — это единственный и потому неизбежный способ донести высказывание до зрителя. Художественная форма позволяет донести до зрителя не только мысли, но и чувства. В этом её задача, а не в том, чтобы из реальности сделать фантазию.
Объективности нет, есть — выбор
Надо признать, что и фотограф, и режиссёр, и оператор находятся в ситуации, когда они не могут не выбирать, а значит, не могут не влиять. У камеры нет нулевого расположения относительно объектов, нет глубины резкости “по умолчанию”, объективно верного захвата поля видимого и многого другого. Всё это — неизбежный выбор автора, его неизбежное субъективное вмешательство, осознанное или неосознанное, но оно всегда есть. В какое время дня, при какой погоде и кого снимать, а кого не снимать — уже проявление субъективности.
Есть такая популярная позиция: снимаю как снимаю и чем придётся, чем меньше я буду думать о технике, о том, куда поставить камеру, тем объективнее будет снято. Но важно понимать, что как только автор говорит «я не буду думать, чтобы не влиять на зрителя», то влиять будет производитель техники, свободное место на полу для штатива, погода, освещенность и так далее.
Или частый вопрос: используете ли вы графический редактор? И когда я говорю, что да, использую, слышу в ответ: “А, ну понятно, это уже не настоящая фотография“. Но использовать редактор приходится просто потому, что его невозможно не использовать — сам медиум так устроен, такой материал, что невозможно работать с фотографией, не вмешиваясь дополнительными средствами. Остаётся только выбирать: взять их под свой контроль или отдать контроль производителю камеры или случаю.
Сам медиум субъективен
Когда мы используем плёнку, сам выбор плёнки уже субъективное влияние на цвет, потому что разная плёнка, даже одного производителя, по-разному передаёт цвет. Цифровые матрицы разных производителей тоже по-разному его интерпретируют. И вот приходится вмешиваться в субъективность инженеров-производителей аппаратуры своей субъективностью, называя её объективностью, потому что единственный способ тут выжить — это называть «объективностью» свой собственный выбор, а все остальное считать субъективным. Если я не вмешаюсь, то там тоже будет субъективность, только не моя, а производителя фотоаппаратов.
Если не думать о планах, освещении, героях, о коммуникации с героями, то будет как минимум сложно смотреть такое изображение — так же как слушать несвязную речь без интонаций. Не говоря уже о проникновении в душу зрителя. Чтобы было понятно, надо думать о языке: формулировать мысль, подбирать слова, интонации и порядок повествования, а это уже делается субъективно.
Но особенность и сложность документалистики в том, чтобы развить поистине тонкое умение говорить художественно, но не нарочито, не вычурно, а как будто случайно хорошо, а естественно и само собой разумеющееся. Чтобы продуманность языка не только не мешала воспринимать содержание, но и доносило содержание до глубины души зрителя.
Окружающий мир — твой собеседник
Многие люди торопятся, у них нет желания разглядывать все по сторонам, выискивать в этом что-то важное. Творческий человек так не может жить, ему важно решать дополнительную задачу — выражать себя. Он во всем пытается найти способ поделиться своим внутренним содержанием. И мир вокруг для него — это способ поделиться. Литератор все время выискивает, и когда слышит что-то для него особенное, берёт на заметку. Для фотографа окружающий мир — это как слова для литератора. Я иду по улице, как по библиотеке: иду и смотрю, что здесь есть, что я могу взять себе в копилку, а если что-то совпадает с моими мыслями и чувствами в данный момент, то могу высказаться прямо сейчас.
Допустим, я с утра думал о детстве: что такое детство, что такое не детство. И вот я иду по дороге — и вижу полный силы молодой росток или беззаботно потерянный детский сандалик. Именно об этом я сегодня думал, он как раз про то, что я нёс в голове! Окружающий мир — это твой собеседник. Он раскрывает темы в подробностях и примерах. Я это не придумал, так было на самом деле. Это документально.
Как увидеть в окружающем мире содержание?
Надо научиться хорошо разделять, что есть содержание, а что лишь форма, способ передачи содержания. Если человек считает, что объект, допустим, роза — это содержание, то он будет искать только розу. А если понять, что роза всего лишь форма, а содержание — это колкость, пылкость, крепкость, то он увидит то же самое, например, в здании, или в определённом человеке. Если я буду зацикливаться на конкретном объекте, то пройду мимо множества прекрасных альтернатив. Это как синонимы.
Зачем документальности художественная форма?
Все мы стремимся не столько донести до человека мысль, сколько погрузить его в переживание этой мысли, эмоции. Здесь одной символики недостаточно: используются триггеры эмоционального возбуждения. Форма, возбуждающая эмоции, и называется художественной. И в этом плане форма рождает содержание, и это эмоциональное содержание гораздо важнее символического. Вне зависимости от того, игровое это кино или документальное.
Какие элементы кадра вызывают эмоции?
Этих инструментов мало: по сути, это только геометрическая форма и цвет. Ничего больше плоское изображение не может использовать. Работу с цветом можно разделить на работу с пигментом (красный, синий и т.д.), работу с яркостью (светлее, темнее), работу с насыщенностью (сочный, черно-белый). Форма состоит из геометрии объектов и геометрии пространства между объектами, размера объектов и пространства между объектами, расположения объектов, размера объектов, их чёткости и резкости. Всё это обобщается словом «композиция». Набор хоть и небольшой, но этого достаточно, чтобы выразить безграничную палитру человеческих чувств. Даже глубину можно передать на плоском листе, фактуру, вкус, звук или запах.
Уже много лет мы с учениками на занятиях проводим эксперименты: создаем формы разных цветов и размеров, по-разному их располагаем и пытаемся определить, какие чувства они в нас вызывают. Среди учеников — люди разных национальностей, разных культур, и при этом мы всегда находим много общего в эмоциональном восприятии: не на уровне культурных и социальных ассоциаций, а именно на уровне эмоций.
Инструменты фотографии как триггеры эмоций
Геометрия объекта и его размер
Геометрия — это неизбежный элемент языка. Она есть у всех объектов и даже у пространств между объектами (контрформа). Цвета можно избежать, выбрав черно-белую съемку, а от геометрии не уйдешь. Форма работает на динамику, стабильность, ломкость, колкость, плавность, крепкость и т.д.
Также важно, какой формы само произведение (фотография) — оно прямоугольное, горизонтальное, вертикальное, квадратное или вытянутое как современное кино. Все это имеет огромное эмоциональное влияние на зрителя.
Размер
Размер объектов относительно друг друга – это характер взаимоотношений объектов.
Размер самого произведения. Представьте “Девятый вал” Айвазовского размером 10х15 — это же будет другое ощущение, если вообще будет. Оригинал же буквально накрывает с головой.
Резкость
Резкость — это про крепкость, ясность, чёткость впечатления. Размытость и смазанность, наоборот, про туманность, отстранённость, неконкретность.
Точка съёмки
Ракурс — это выбор точки съёмки, точки зрения: то, куда мы ставим камеру, уже определяет композицию. Если мы не можем двигать объекты, мы можем двигаться относительно них. Откуда будет смотреть камера, оттуда будет смотреть зритель. Положением камеры автор показывает зрителю, кто он в этой истории: “божественный“ взгляд сверху, “взгляд муравья“ снизу, “взгляд на равных” прямой, “подглядывающий взгляд” из-за угла или скрытой камерой. От выбора точки съёмки не может уйти ни один фотограф, режиссёр и оператор.
К тому же угол зрения меняет форму. Квадрат превращается в трапецию, вертикаль в диагональ. Это меняет пространство и его эмоциональное восприятие. Статику можно сделать динамичной, а динамику статичной, объёмное превратить в плоское, из тесноты сделать простор, а из простора — зажатость. При показе граней или тонального перехода появляются перспектива, пространство, эмоциональная свобода.
А ещё надо выбрать объектив, какой у него будет угол захвата — это тоже работа с композицией. Широкий угол искажает — тут диагональ, перспектива, динамика. Возьми объектив с узким углом, появится статика. А если вертикально, то ещё большая статика.
Цвет и яркость
Сложно, но крайне важно научиться воспринимать цвет эмоционально, а не сквозь культурные коды и ассоциации. Ассоциации — плохой инструмент, он апеллирует к личному опыту, а он может очень разниться у зрителей. Но если суметь перейти к эмоциям, то окажется, что у разных цветов разная скорость и разный эмоциональный возраст.
От яркости зависит тяжесть/лёгкость объектов и восприятие произведения в целом. Этот инструмент часто недооценивают, фокусируя все внимание на самом цвете, тогда как для восприятия яркость и насыщенность первичнее, в том числе матовость и глянцевость цвета. Это очень эмоциональный инструмент.
***
Прекрасно то, что любой объект и пространство между объектами обладает сразу всеми инструментами. Объекты всегда находятся в состоянии какой-то формы, размера, резкости, яркости, цвета и расположения относительно друг друга. Такое перемножение эмоциональных провокаторов в бесконечном количестве вариаций, дарит нам неисчерпаемый ресурс и возможность выражать наши чувства тонко и точно. И всё это неизбежно.
Художественная форма — это такое неизбежное богатство, если ей владеть. И такое же неизбежное проклятье, если не уметь с ней справляться. Середины нет.
Беседовала Наталья Полыця
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
“Мы хотим, чтобы больше людей говорили на языке документального кино“. Виктор Илюхин – о создании бесплатного курса по документалистике для журналистов
Россия. 30 августа, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Режиссёры ВГИКа начали съёмки фильма об Олеге Каравайчуке
Россия. 17 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Олег Каравайчук композитор, автор музыки к десятками фильмов Киры Муратовой, Сергея Параджанова,
Кинопризнание в любви матери. Рецензия на фильм “Джейн глазами Шарлотты”
Россия. 21 августа, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO