Кинопризнание в любви матери. Рецензия на фильм “Джейн глазами Шарлотты”

Кинопризнание в любви матери. Рецензия на фильм “Джейн глазами Шарлотты”

Россия. 21 августа, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

В России завершается прокат документального фильма об актрисе, певице, иконе стиля 1970-х Джейн Биркин. Почти четверть века назад Биркин уже попала в объектив известной на весь мир женщины–кинорежиссёра Аньес Варда — в 1987 году вышел фильм “Джейн Б. глазами Аньес В.”.  А в 2021 году в Каннах зритель увидел Биркин в новом качестве — в качестве музы её дочери, известной актрисы, Шарлотты Генсбур. В 2013 году мать и дочь отдалились друг от друга после смерти старшей дочери Джейн. Спустя годы Генсбур решила показать образ Джейн Биркин своими глазами. Каким он получился — в рецензии Дианы Агаларови.

На фоне большого белого полотна с пролетающими кадрами семейной хроники на высоком стуле восседает Джейн Биркин. За кадром слышен голос её дочери — британско-французской актрисы и певицы Шарлотты Генсбур. По расслабленной тени Шарлотты на полотне и улыбающейся Джейн понятно, что это будет не обычное интервью, а скорее откровенная беседа между двумя родными людьми. Никаких вопросов про карьеру — портрет Биркин в глазах дочери сильно отличается от образа, созданного Аньес Варда. Если “глазами Аньес” раскрывается творческая сторона Джейн, то “глазами Шарлотты” — интимная, закрытая от широкой публики. Как режиссёр Шарлотта наблюдает за Джейн со стороны, а как близкий человек — задаёт вопросы, чтобы вызвать мать на откровенный диалог.

Фильме будто бы и нет никакого сюжета. Сначала резко сменяющиеся кадры японского мегаполиса показывают атмосферу суетливого города, в котором Джейн даёт концерт. Затем Джейн раздаёт автографы местным фанатам — в Японии её любят за оказанную в 2011 году помощь пострадавшим во время землетрясения и цунами.  Тем временем Генсбур незримо присутствует в кадре, всё её внимание обращено на мать. Шарлотта, как и некогда в жизни, находится от матери в стороне, украдкой наблюдая за ней. Но, кажется, её отношение к матери начинает меняться: от желания научиться жить без матери, она стремится снова стать к ней ближе. В одной сцене она даже распевается вместе с матерью и нежно улыбается, глядя на неё. Однако съёмки в Японии прерываются.

В одном из интервью Джейн Биркин призналась,  что тогда не была готова открыться перед дочерью полностью. Лишь спустя два года после начала съёмок, переосмыслив своё отношение к задумке дочери, Биркин соглашается завершить фильм. Новые съёмки переносятся на берег загородной виллы в Бретани, где Шарлота уже вместе со своей дочкой навещает маму. 

Кухня, залитая светом. На столе лежит свежий артишок. Позади видны очертания Джейн и Шарлотты. Они что-то готовят вместе, разговаривают и много смеются. В соседней комнате дочь Шарлотты, играя в фею, колдует над зажжёнными свечами. В кадр попадают атмосферные предметы, благодаря которым зритель чувствует обстановку французской виллы. А затем зрителя ждёт погружение в длинную беседу. Шарлотта начинает задавать матери незаурядные вопросы, на которые не всякая дочь готова услышать ответы: как Джейн смогла пережить смерть старшей дочери (Одна из дочерей Джейн Биркин, Кейт, покончила жизнь самоубийством 11 декабря 2013 года — Примечание REALISTFILM.INFO.), любила ли она её отца, как женщине в возрасте перенести старение. Столь интимные вопросы могут погрузить в длительные размышления. Однако Джейн, ничуть не стесняясь, открывает свои секреты. Жизненный опыт позволяет ей с легкостью говорить о самом личном, возможно, чтобы помочь взрослой дочери, избежать её ошибок.

jane-by-charlotte3
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

Открытость Джейн и благосклонность к ней Шарлотты растапливают холод между ними. Взаимопониманию, царящему между двумя героинями в кадре, остается лишь позавидовать. Сидя на берегу моря с бокалом белого вина, Джейн и Шарлотта с умиротворением вспоминают былое. Ветер развевает их волосы, а вместе с тем уносит вдаль накопленные обиды. Фильм действует как самая настоящая кинотерапия — глядя на эти кадры, хочется пролистать в голове диалоги с собственной матерью. 

Но Шарлотта не ограничивается задушевными разговорами с матерью. Она устраивает фотосъёмку для Джейн, чтобы создать её интимный портрет. В объективе она фокусируется на мелочах и едва уловимых деталях образа матери — лёгкая улыбка, взгляд в сторону, небрежные локоны у лица и спадающая на глаза чёлка. Шарлотта даже снимает уже немолодые, но грациозные руки матери так близко, что видны все их морщинки и пятнышки. А Джейн позирует на фотокамеру, будто она снова на пике славы. Не растеряв ни капли изящества, она выглядит в кадре как королева подиума — даже белая широкая рубашка и классические кеды смотрятся на ней элегантно. Шарлотта подчеркивает величество матери — в представлении дочери Джейн прекрасна в любом ракурсе. В объективе Шарлотты глаза Биркин блестят так же, как у молодой начинающей свой путь актрисы.

jane-by-charlotte4
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

Впрочем, для самой Шарлотты этот проект важен не только тем, что она представила мать в новом для зрителя свете. Вместе они смогли преодолеть отторжение друг от друга. А лично для себя Шарлотта доказала, что больше не хочет быть тенью в жизни матери и готова снова впустить её в свою жизнь.

Фильм “Джейн глазами Шарлотты” — нежное признаний в любви знаменитой матери от не менее известной дочери. Ведь Шарлотта не просто восхищается Джейн, она боготворит её, и это признание “звучит” в каждом кадре.

Специально для REALISTFILM.INFO Диана Агаларови

Документальный фильм “Джейн глазами Шарлотты” доступен для бесплатного просмотра на сайте онлайн-кинотеатра Okko.


Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.


Похожие новости

Режиссёры ВГИКа начали съёмки фильма об Олеге Каравайчуке

Россия. 17 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Олег Каравайчук композитор, автор музыки к десятками фильмов Киры Муратовой, Сергея Параджанова,

Сергей Мирошниченко: «Кинодокументалистика съёживается, как шагреневая кожа»

Россия, Москва. 22 декабря 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Завершающийся 2016 год был объявлен Годом российского кино. Журналист ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА