“Красиво снять видео важно. Но 50% успеха — это звук”. 29 Production & Agency — о секретах съёмки автоспорта
Россия. 28 августа, 2024 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
17 июля на платформе RDS TV вышел третий сезон российского документального сериала об автоспорте “RDS GP: Шинная борьба”. В августе стало известно, что он стал номинантом престижной международной премии The International Motor Film Awards, которую называют «автомобильным “Оскаром”».
Над фильмом работал продакшн 29 Production & Agency. В 2020 году эта команда уже выиграла The International Motor Film Awards в номинации “Лучший звук”, став единственным российским видеопродакшеном–лауреатом The International Motor Film Awards.
Как снимать фильмы про автоспорт на мировом уровне, какие «подводные камни» при этом существуют, что важно знать, чтобы во время съёмок не создавать риски для жизни команды и гонщиков? Об этом главный редактор ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO Дарья Бурлакова поговорила с представителями 29 Production & Agency – основателем компании Александром Кузьмичевым и звукорежиссёром Никитой Щербаковым.
Александр Кузьмичев – шоураннер, продюсер, режиссёр, основатель и генеральный продюсер компании 29 Production & Agency, член Русского географического общества.
Родился в 1987 году в Санкт-Петербурге. В 2009 году окончил Университет ИТМО с красным дипломом по специальности финансовый менеджмент. В 2013 году основал видеопродакшн полного цикла 29 Production & Agency. В 2017-м закончил продюсерские курсы в Нью-Йоркской Академии Киноискусства (The New York Film Academy). С 2021 по 2022 год преподавал курс «Интеграция бренда в визуальных коммуникациях» в НИУ Высшая школа экономики.
Никита Щербаков – звукорежиссёр и саунд-дизайнер компании 29 Production & Agency.
Родился в 1993 году. Вырос в Санкт-Петербурге. Учился в Детской музыкальной школе №33.
В 2016 году окончил Академию музыки, театра и изобразительных искусств (АМТАП) по специальности режиссура и драматургия. В 2016 году прошел обучение у звукорежиссёра кино Владимира Сухарева.
— 29 Production & Agency специализируется на создании фильмов и роликов об автоспорте. Как и почему вы выбрали такой профиль?
Александр: Всё началось в 2010 году, когда мой друг Кирилл Сивель, профессионально занимавшийся виниловой оклейкой машин, пригласил меня снять процесс его работы с дрифтовой машиной Silvia S-13. Я тогда даже не знал, что такое дрифт и что машины могут ездить боком. Сначала меня привлекала исключительно визуальная эстетика автомобилей, симбиоз высоких технологий и искусства.
Мы сняли видео, оно было размещено на таких культовых нишевых сайтах про автомобильную культуру, как Driftworks и StanceNation. Его посмотрело почти всё российское автоспортивное комьюнити. Этот ролик и стал отправной точкой. После него меня начали приглашать снимать видео уже профессиональные дрифтеры с комментарием — нам нужно лучшее видео в России. Меня это мотивировало и заставляло выкладываться на все сто. Помню, когда в 2012 году я снимал ролик “From Russia with Drift”, пришлось вести съёмки с воздуха — с настоящего вертолёта Robinson. Коптеров тогда ведь не было. Поначалу все проекты я реализовывал сам — совмещая роли режиссёра, оператора и монтажёра.
Первым значимым проектом для меня стал документальный ролик о победе российского пилота Феликса Читипаховяна на родине дрифта, — в Японии, на соревнованиях G1GP (Gaijin Drift Championship). Это было в 2011 году. В этом видео есть всё, что я до сих пор ценю: вдохновляющая история достижений и микс документальных и постановочных съёмок. Ведь помимо соревнований я снимал Феликса, гуляющего в шлеме по улицам Токио. Это видео стало популярным, меня всё чаще начали приглашать на профессиональные соревнования, включая Российскую Дрифт Серию в 2012 году.
Постепенно я начал работать и за пределами России, в частности в 2013 году Восточноевропейский чемпионат по дрифтингу EEDC “подписал” меня на создание для них официальных видеороликов.
Заказов становилось всё больше, снимать одному было уже физически невозможно, и я всерьёз задумался о создании команды.
5 декабря 2013 года я зарегистрировал сайт 29production.com. Это дата считается днём основания 29 Production (После ребрендинга в 2020 году компания получила название 29 Production & Agency. – Прим. REALISTFILM.INFO).
Когда мы начинали, большинство дрифтовых роликов были однотипными – экшн-нарезка под динамичную музыку. У нас был другой подход: мы добавляли глубины художественными приёмами. Например, могли использовать слоу-мо (slow motion – эффект замедленного движения на видеозаписи. – Прим. REALISTFILM.INFO) и минорную музыку там, где это, на первый взгляд, было неуместно. Это делало наш кинематографический язык “фирменным” и позволяло выделяться.
Наши работы заметил бизнесмен-визионер, конструктор и создатель первых в мире дрифтовых гиперкаров Flanker F, известный дрифтер Сергей Кабаргин. По его заказу мы сделали вирусный ролик в стиле Кена Блока Drift in the City, а в 2015 году летали в Америку снимать соревнования Formula Drift и постановочное видео на соляном озере в Бонневиле.
Ещё одной важной вехой для нашей команды стали проекты Drifting Beast для Red Bull, где мы запечатлели многократного чемпиона ралли “Дакар” Эдуарда Николаева на грузовике “КАМАЗ” и новозеландца Мэда Майка на роторной Mazda RX-8, а также проект с участием Сергея Кабаргина и Аркадия Цареградцева “Фланкеры: дрифт в городе” – на перекрытых улицах исторического центра Санкт-Петербурга мы сняли гонку гиперкаров Flanker F.
Два этих проекта были созданы в 2019-2020 годах и оказались очень важными для нашего развития. Они помогли укрепить наше видение и подход в создании контента об автоспорте. Именно тогда стало окончательно понятно, что мы утвердились в этой нише, и что мы здесь надолго.
Моторспорт — наша страсть. Съёмка красивых высокотехнологичных автомобилей приносит особое удовлетворение и драйв. Считаю, что мы стали лучшими в этой области благодаря постоянному стремлению к совершенству. Каждый наш проект, будь то съёмка первого парного дрифта в городе или рекорда скорости на льду озера Байкал (имеется в виду фильм о мировом рекорде скорости на Байкале, снятый в 2019 году, где российские гонщики Сергей Кабаргин и Аркадий Цареградцев установили рекорд скорости – 246 км в час. – Прим. REALISTFILM.INFO), остаётся в истории съёмок автоспорта и мотивирует нас развиваться дальше. Нам нравится эстетика, техника, преодоления и покорение стихий — это то, что делает работу с автоспортом по-настоящему захватывающей.
— Расскажите о вашей команде: сколько в ней человек, как она сложилась, сразу ли удалось найти друг друга или потребовалось время?
Никита: Наша команда сложилась постепенно, и каждый нашёл своё место в процессе работы. В качестве примера приведу случай из 2014 года, когда я неожиданно попал на соревнования владельцев мотовездеходов RZR Cup. Саша позвал меня на замену оператору, который не смог присутствовать. После съёмок нужно было заняться монтажом, и я сказал, что могу взять на себя цветокоррекцию. Просто решил проявить инициативу и пришёл в офис, чтобы всё сделать. Саша тогда это оценил. Ему импонировало, что я умею самостоятельно решать задачи и закрывать «серые зоны», не дожидаясь указаний. Именно с этого момента началось наше сотрудничество. Со временем стало ясно, что нужно улучшать звук, и я занялся этим направлением. С 2016 года я отвечаю за звук на всех этапах производства в “29”.
Александр: Изначально наша команда была небольшой: я выступал в качестве оператора, режиссёра, занимался графикой и монтажом, Сергей Олейник был оператором и продюсером, Никита Щербаков — оператором, а также занимался звуком и цветокоррекцией. Потом к нам присоединился Вячеслав Котов. Мы выложили в соцсетях пост о поиске оператора. На собеседовании Славик рассказал, что любит автомобили и готов к любым сложностям, включая экспедиции и ночёвки в палатках. Он сразу понравился нам, и мы быстро нашли общий язык. Позже в команду пришёл Андрей Провоторов. Он просто написал мне личное сообщение, что хочет работать в продакшене и готов делать, что угодно. Вначале он занимался 2D-графикой, потом монтировал, но в итоге полностью ушёл в цветокоррекцию.
У нас в команде нет жёсткой иерархии или строгих рамок. Каждый может раскрыть свои таланты, найти своё место и направление, в котором ему комфортно развиваться.
— В одном из интервью Александр говорил, что Никита изначально пришёл в команду как видеооператор и колорист. И заметив проблемы с качеством звука, начал заниматься звукорежиссурой. В 2020-м за вирусное видео “Фланкеры: дрифт в городе” ваша команда получила престижную премию The International Motor Film Awards в номинации “Лучший звук”. Для наших читателей отмечу, что The International Motor Film Awards – это фактически автомобильный “Оскар”, и на данный момент вы единственный видеопродакшн из России, который получил эту престижную премию. Что вы делали, чтобы профессионально вырасти в работе со звуком?
Никита: Я занимался звукозаписью и музыкой ещё со школьных лет. В 2016-2017 годах пошёл учиться звукорежиссуре кино. С тех пор были и успехи, и неудачи. Прогресс, который мы получили к 2020 году, выиграв в номинации за лучший звук, связан с тем, что у меня всегда была практика как в продакшене, так и в постпродакшене. Я учился и одновременно работал над проектами. Закончив учёбу, я сразу начал применять новые знания на практике.
Изначально мы использовали звук из интершумов с камеры, и, когда начали осознавать важность звука, поняли, что нужно улучшить эту составляющую. На Западе это, конечно, уже было развито на высоком уровне, но в России мы были одними из первых, кто начал применять серьёзный подход к звуку в автоспортивных роликах.
Александр: Было приятно получать обратную связь от зрителей, которые отмечали наш подход к звуку — с птичками, атмосферой и другими звуками. Это принесло 50% успеха. Красиво снять видео важно, но именно звук погружает в атмосферу.
— Прежде чем мы начнём говорить о документальном кино и о тонкостях записи звука на съёмках автоспорта, задам вопрос про бизнес. Специфика производства документального кино в России такова, что многие киностудии и режиссёры ищут ресурсы для реализации своих идей. Для многих источником финансирования становятся гранты и субсидии, которые из госбюджета выделяет государство. Расскажите о вашей финансовой модели.
Александр: Мы ни разу не получали гранты или субсидии. Возможно, в будущем это изменится. Пока наша финансовая модель достаточно традиционная — она основана на классическом взаимодействии “заказчик-исполнитель”. Мы работаем с брендами, организаторами соревнований, производителями, импортёрами техники, крупными промышленными предприятиями, спортсменами, командами и амбициозными людьми, стремящимися к новым высотам.
В случае с нашим последним проектом, работа над которым велась с 2021 года, — документальным сериалом об автоспорте “RDS GP: Шинная борьба”, — его финансирование целиком взял на себя Дмитрий Андреевич Добровольский, руководитель Российской Дрифт Серии, что довольно уникально.
В редких случаях к нам обращаются агентства, чтобы совместно создать контент для их клиентов. Например, вместе с агентством BBDO мы работали над съёмками имиджевой рекламы для бренда Haval.
— При этом вы не только создаете видеоконтент, но и предлагаете свои услуги как креативное агентство. Как вы пришли к такой модели, исследовали ли предварительно рынок, уровень конкуренции и спроса на эти услуги?
Александр: Наш подход к созданию видеоконтента эволюционировал постепенно. Когда мы создавали агентство, у нас уже было понимание, что спрос на наши услуги есть. В 2020 году стало очевидно, что многие клиенты дают задачи, выходящие за рамки традиционного видеопродакшена. Они требуют создания креативных концепций, разработки медиа-стратегий, продумывания продвижения контента. Например, когда немецкая производственная компания Ophardt Maritim обратилась к нам, у них не было ничего, кроме чертежа их нового катера. Они просто сказали — нам нужен ролик для вывода нового бренда на рынок. И все детали оставили на нас. Поэтому мы приняли решение расширить бизнес, чтобы охватить более широкий спектр задач для клиентов, и моя роль в таких проектах стала больше, я стал шоураннером и отвечаю как за творческую, так и за производственную составляющую.
При работе над тремя сезонами документального сериала “RDS GP: Шинная борьба” у нас тоже не было чёткого технического задания от Российской Дрифт Серии. Всё приходилось придумывать с нуля, включая концепцию и стратегию продвижения.
— Про работу над “Шинной борьбой”. В чём специфика и сложность создания документальных фильмов и сериалов об автоспорте и вообще о технических видах спорта?
Александр: Специфика в том, что очень важно быть частью дрифт-комьюнити. Люди раскрываются только перед теми, с кем у них сложились доверительные отношения. Без этого сложно добиться правдивости и искренности в кадре. Каждый спортсмен обладает своей энергетикой, и с каждым нужно найти общий язык. Это требует не только профессионализма, но и тонкого психологического подхода.
Основной сложностью при работе над “Шинной борьбой” для нашей команды были интенсивные командировки, которые проходили чуть ли не каждый месяц в течение всего сезона. Это создавало большие физические и психологические нагрузки. При минимальном количестве сна работать и взаимодействовать с большим количеством людей с разной энергетикой было непросто.
Помимо этого у нас было очень мало времени на постпродакшн, всего пять месяцев, поскольку мы должны были успеть выпустить сериал до начала следующего сезона Российской Дрифт Серии. Сложность заключалась также в реализации наших художественных замыслов и постановочных идей в условиях жёсткого регламента спортивного тайминга.
Гонки — это всегда плотный график, и зачастую окна для съёмок постановочных кадров бывают катастрофически маленькими. Иногда пилоты были настолько заняты соревнованиями, что на съёмки они могли выделить всего 10 минут. Это было действительно трудно.
И, конечно, уговаривать пилотов на интервью тоже было нелегко, особенно если они были не очень расположены к этому. А аутдорные условия добавляют ещё больше непредсказуемости: может внезапно пойти дождь или слишком рано стемнеть. Всё это усложняет процесс съёмок.
Ещё одна сложность — это бессценарность подхода в создании документального сериала. В технических видах спорта нельзя ничего спрогнозировать. Можно написать сценарий, что спортсмен победит, а автомобиль поставит рекорд, но есть вероятность, что в реальности произойдёт всё наоборот. Поэтому часто приходится импровизировать, подстраиваться под обстоятельства и находить новые подходы к повествованию. В этом есть элемент везения и умения преподнести неожиданные ситуации как ключевые моменты истории.
Никита: Запись автомобильного звука включает сложные схемы записи, предполагает работу в разных условиях и сопряжена с рисками. Редко бывают идеальные условия: когда есть неограниченное время, светит солнце, и машина сразу позволяет определить места для крепления микрофонов. В реальности всё иначе: ночь, работа с пяти утра, команда устала, замёрзла, мечтает вернуться домой. Но всем приходится ждать, пока я запишу звук игровой машины, а иногда и нескольких.
Чтобы сделать такой сериал на высоком уровне с точки зрения звукорежиссуры, на площадке нужно записывать много звуков и быть одновременно в нескольких местах.
Поэтому в записи звука и звукорежиссуре самым сложным было отсутствие достаточного количества рук на продакшене и нехватка времени на постпродакшн. Я работал один, это усложняло задачу — приходилось использовать много техники и заранее расставлять оборудование. Требовалось постоянно контролировать, чтобы звук записывался без проблем. Затем необходимо было собирать карты памяти и менять батарейки. На постпродакшене, особенно при сборке сцен парного дрифта, работа была кропотливой, и на монтаж одного заезда мог уйти целый рабочий день.
— А какими профессиональными навыками и технической оснащенностью нужно обладать, чтобы снять такой фильм, как “Шинная борьба”?
Александр: Сегодня современные документальные фильмы об автоспорте часто приближаются к игровым фильмам по уровню производства. Это требует навыков в операторском искусстве, использовании высококлассной оптики и камер, и создании драматургии, которая удерживает внимание зрителя и вовлекает его в процесс на эмоциональном уровне так же, как если бы он смотрел постановочный фильм.
Один из ключевых навыков – умение “растворяться” в среде, не мешая ни гонщикам, ни механикам, ни другим участникам процесса. Операторы и вся съёмочная группа должны быть максимально незаметными, чтобы не отвлекать участников соревнований, не влиять на их поведение и эмоции, не вмешиваться в естественный ход событий.
Для таких съёмок необходимо передовое оборудование, включая камеры высокого разрешения, дроны для динамичных кадров, стабилизаторы и другие технические устройства, которые позволяют работать в условиях высокой скорости и непредсказуемых ситуаций. Ещё один важный навык — оперативно адаптировать оборудование к различным условиям съёмки, будь то трасса, гараж или бокс пилота.
Никита: Автоспорт — это экстремальные условия, большая скорость, постоянная вибрация, высокая температура и нагрузка на узлы. Вероятность вылета с трассы и столкновения соперниками — тоже имеет место. Все это создаёт высокую вероятность повреждения звукозаписывающей техники. И на съёмках “Шинной борьбы” происходили такие форс-мажоры. На одной тренировке гонщик Дамир Идиятулин улетел в гравийную ловушку, и крепёж его микрофона раскрутился. Машина Андрея Астапова “заплевала” микрофон маслом, Антон Новиков сделал “kiss the wall” (в переводе с английского “поцелуй стены”. Манёвр, который по силам только настоящим мастерам дрифта. Пилот слегка касается задним бампером автомобиля отбойника так, чтобы дальше продолжить движение. – Прим. REALISTFILM.INFO) и разорвал кабель, который крепился на заднем бампере.
Чтобы полноценно работать со звуком автомобилей, хорошо бы иметь богатую библиотеку звуков по каждой машине, задействованной в фильме. Потому что на монтаже могут появиться самые неожиданные крупности и ракурсы, а перед звукорежиссёром перезаписи стоит задача ярко отработать их. Поэтому обычно я держу в голове чек-лист записей нужных фаз: подъезды, отъезды, холостой ход, прогрев резины, момент постановки, старт. Всё это желательно иметь в разных крупностях.
Также очень важна многоканальная запись машины. Вы не сможете использовать звук, где машина проезжает мимо вас и уезжает, на онборд ракурсе с капота или крыши. Зритель не поверит в такое решение, возникнет диссонанс видео и аудио. Поэтому будь то кадр с FPV дрона, который долго летит за машиной, или камера GoPro в салоне – вам понадобится звук машины, записанный микрофонами, висящими прямо на ней в движении. Для этого нужен целый парк рекордеров, микрофонов и капсюлей. По нашему опыту, могу сказать, что на проездах себя отлично проявили большемембранные стереомикрофоны и пушка в моно. Маломембранные стерео и мономикрофоны, закрепленные на машинах, также отлично зарекомендовали себя. Для записи диалогов с помощью микрофонной удочки – бума, я собрал систему беспроводной записи по аналоговому радиоканалу. Это дало мобильность и комфорт.
— Гонки — экстремальный вид спорта. Какие правила безопасности ваша команда применяет во время съёмок?
Никита: Конечно, съёмки гонок требуют знания техники безопасности. Мы заранее тщательно изучаем план движения автомобилей, чтобы выбрать безопасные точки для съёмки. Мы также всегда участвуем в брифингах по безопасности, где объясняются правила поведения на автодроме.
Операторам разрешено находиться только в заранее согласованных для съёмок местах. Например, существует правило следить, чтобы между тобой и машиной всегда был гардрейл (отбойник, установленный по внешнему радиусу трассы. – Прим. REALISTFILM.INFO).
Внимание уделяется и экипировке съёмочной группы. Все участники должны носить длинные рукава и штаны, чтобы защитить кожу от возможных травм – таких, как осколки резины или мелкий гравий.
Особая осторожность требуется при установке микрофонов на автомобили, чтобы не создать опасность для спортсменов и съёмочной группы. В первую очередь – в подкапотном пространстве, где есть движущиеся части. Одно неверное действие может привести к повреждению мотора или травме пилота. Поэтому каждый крепёж и микрофон дополнительно проверяет главный инженер или механик, чтобы убедиться в его надёжности и безопасности.
Александр: Для установки камер внутри автомобилей мы используем исключительно профессиональные кинокрепления. Это критически важно, потому что на высоких скоростях и при экстремальных нагрузках непроверенные или ненадёжные крепления могут стать причиной серьёзных инцидентов. У нас большой опыт, поэтому как правило техком (технический комиссар) одобряет наши установки перед заездом. Но такая проверка всегда необходима, чтобы минимизировать риски того, что камера может оторваться и повредить пилота или автомобиль.
— “Шинную борьбу” вы снимали без сценария. Как вы выстраивали драматургию этого сериала и насколько то, что получилось в итоге, отличается от изначальной задумки?
Александр: Отсутствие сценария потребовало особого подхода к формированию драматургии. В начале каждого сезона, когда события на трассе ещё не разворачиваются в полную силу, наша команда фокусировалась на новых героях, пилотах и командах. Это позволяло выявить потенциальные направления развития сюжета и проблемные моменты, которые можно было углубить в следующих этапах.
Процесс работы был интерактивным: по мере того, как события разворачивались на трассе и за её пределами, мы собирали информацию, общались с участниками соревнований, впитывали инсайдерские диалоги, изучали социальные сети гонщиков и новости. Каждый съёмочный день у нас начинался с планёрок, где распределялись задачи между членами команды. Всё это помогало оперативно реагировать на изменения, максимально эффективно использовать время на съёмочной площадке и снимать те истории, которые были по-настоящему важны для сериала.
Итоговая драматургия складывалась на этапе постпродакшена: монтажёр Евгений Бронников, звукорежиссёр Никита Щербаков, композитор Константин Чистяков и я как режиссёр перерабатывали собранный материал, добавляя финальные штрихи. В результате итоговый продукт представлял собой целостное и динамичное произведение, построенное на реальных событиях.
— При этом сериал снят в рекламных целях. Как удалось совмещать такой документальный подход к созданию контента с тем, что съёмки проводились по заказу бренда?
Александр: Заказчик предоставил нам полную свободу в создании контента. Сериал снят для популяризации Российской Дрифт Серии и российского дрифта в целом. Бренд не ставил перед нами жёстких ограничений и не накладывал цензуру на наш материал. Мы, как авторы, получили возможность создать продукт, соответствующий нашему видению, без каких-либо существенных вмешательств со стороны заказчика.
— Чем звукорежиссура спортивного документального фильма отличается от звукорежиссуры документального фильма на другие темы?
Никита: Основное отличие — в специфике звукового контекста. В наших фильмах звук играет ключевую роль в передаче атмосферы соревнований и уникальности событий. Спортивные события, особенно такие как дрифтинг, имеют свои уникальные звуковые особенности. В частности, в сериале “RDS GP: Шинная борьба” машины имеют мощность от 700 л.с., и трассы обычно протяжённые и скоростные. Такие звуки невозможно заменить стандартными библиотечными записями, так как они могут не передавать должным образом характер и мощь автомобилей или особенности трасс. Поэтому важно записывать звук непосредственно на площадке, чтобы избежать дефицита материалов на постпродакшене. Например, в дождь меняются темп езды и скорость, поэтому “сухие” записи не подойдут под “мокрую” картинку — для этого нужно иметь записи в дождь.
— Расскажите о наиболее сложных с точки зрения звукозаписи и звукорежиссуры моментах, которые возникали на съёмках “RDS GP: Шинная борьба”? Как вы с ними справлялись, какие решения находили?
Никита: Одной из основных сложностей была нехватка ресурсов на продакшене. Нам нужно было одновременно записывать множество источников звука: диалоги с бум-микрофона, звук дикторской будки, судейской вышки и проезда автомобилей. Мы справлялись с этим, используя множество рекордеров и микрофонов, размещённых по всему автодрому. Часто приходилось заранее всё настраивать и заниматься другими задачами, пока запись шла автономно. Это позволяло нам эффективно захватывать звук, но также требовало внимательного планирования и подготовки.
Другая сложность была связана с контролем качества записи, которая шла автономно на большом количестве рекордеров. Мы полагались на предварительную настройку оборудования, надеясь, что все микрофоны записывают звук должным образом. Но был риск, что записи могли быть недостаточно качественными. Здесь тоже выручало тщательное планирование и тестирование оборудования перед началом съёмок.
Музыка, которая играла со всех сторон во время съёмок сериала “RDS GP: Шинная борьба”, не давала возможность записывать атмосферу. Поэтому я начинал съёмочный день раньше, чтобы записать атмосферы автодрома: природу, диалоги на фоне. Вечером тоже была такая возможность. Иногда мы просили организаторов выключить музыку, когда в ней не было смысла. Такие моменты были на вес золота, и я записал одни из лучших своих атмосфер.
А на этапе постпродакшена наиболее трудоёмким был процесс работы со звуком парного дрифта. Вообще монтаж автомобильных сцен считается одним из самых сложных в звуковом дизайне. Это крайне кропотливая работа, требующая понимания физики процесса для подбора наиболее подходящих записей и фаз. Более того, бывают уникальные ситуации, когда у пилота начинает отказывать мотор и заезд проходит на пяти цилиндрах из шести. Это кардинально меняет звук мотора. Над такими сценами приходится работать гораздо дольше. Такая ситуация у нас была в первом сезоне в заезде Астапова и Шенахана и в третьем сезоне на квалификации Лосева. На обработку одного хита порой уходил целый день. Но наш сериал смотрят не только зрители, далекие от управления спортивным авто, но и профессионалы. Ни один звукорежиссёр не хочет оказаться в ситуации, когда звук машины будет не советовать её двигателю в кадре. В основном мы находили решения через тщательное планирование, использование современного оборудования и оптимизацию процессов записи и постпродакшена.
— В одном из интервью вы назвали третий сезон сериала “RDS GP: Шинная борьба” любимым проектом вашей команды. Почему?
Александр: В третьем сезоне нам удалось изменить подход к повествованию и показать историю более глубоко и многослойно. Мы отказались от линейного повествования, которое основано на хронологическом порядке событий в рамках одного этапа, и решили раскрывать сюжетные линии и персонажей нелинейно. В этом сезоне мы смогли избавиться от стандартного “ютуберского” формата, который ограничивал нас и заставлял следовать шаблонам видеоблогов гоночных команд и аналогичных конкурентов.
Конечно, мы понимаем, что некоторым зрителям было непросто адаптироваться к новому формату, где мы перемещаемся по темам и эпизодам не по хронологии, а в рамках более сложного нарратива. Но мы уверены, что со временем они оценят этот подход и увидят в нём новаторство.
Мы очень рады, что смогли довести наш проект до такого уровня и предложить зрителям нечто действительно уникальное.
— Премьерный показ третьего сезона “Шинной борьбы” состоялся 25 апреля 2024 года в кинотеатре “Синема Парк Мосфильм”. Для вас это первый опыт демонстрации вашего фильма для широкой аудитории на большом экране. Как вы его оцениваете?
Александр: Да, впервые наша работа была показана на большом экране в кинозале, где присутствовало множество гостей. Большой экран особенно хорошо выявляет слабые места и недочёты картины. И мы гордимся тем, что наш продукт выдержал эту проверку.
Мы увидели живую реакцию зрителей: их смех, напряжение и аплодисменты. Для нас это был очень полезный опыт, который подтвердил, что мы создаём продукт на высоком уровне. Без лишней скромности могу сказать, что наша работа конкурентоспособна на уровне западной докудрамы.
— Расскажите о вашем опыте продвижения сериала “Шинная борьба”. Что нужно учитывать при планировании успешной маркетинговой стратегии документального сериала о спорте?
Александр: Комплексную маркетинговую стратегию “Шинной борьбы” мы разрабатывали совместно с Российской Дрифт Серией. С самого начала в бюджет закладывались расходы на продвижение, включая трейлеры, обложки, активационные материалы, субтитры и аудиодорожки 0+ и 18+ с учётом требований платформы дистрибуции. Важными элементами стали фестивальное продвижение, показ одного эпизода в “Синема Парк Мосфильм”, работа со СМИ и публичные выступления на мероприятиях. Сериал эксклюзивно представлен на платформе RDS TV.
— В начале 2010-х ваша компания была первым в России продакшеном, который специализируется на автоспортивной индустрии. Какие изменения на рынке вы заметили за прошедшие 10 лет?
Никита: Появилось множество агентств, которые специализируются на создании стандартной автомобильной рекламы, часто безликой и однотипной. Такие ролики обычно включают автомобили на фоне Moscow City, музыку без звука автомобилей, улыбающихся актёров и бархатный закадровый голос. Кроме того, стало много независимых фильммейкеров, которые, купив себе базовое оборудование, работают как человек-оркестр, выполняя задачи целого продакшена. Ну, и техника стала гораздо доступнее.
Александр: За эти годы выросла и сама культура создания контента. Внимание стало уделяться не только технической стороне, но и сторителлингу. Современный зритель требует больше, чем просто качественные кадры — на экране ему важно видеть историю, эмоции, драму. Мы гордимся тем, что стояли у истоков этого тренда в России и продолжаем развивать его вместе с индустрией. За прошедшие 10 лет, я вижу, что автоспортивный контент в России стал более зрелым и разнообразным.
— Среди нашей аудитории есть молодые документалисты, которые только выбирают свою нишу. Завершая интервью, давайте тезисно по пунктам обозначим, что вы рекомендуете учитывать при создании документального фильма об автоспорте на всех этапах его производства – препродакшене, продакшене и постпродакшене.
Общий ответ от Александра и Никиты:
Препродакшн:
- Определите наиболее интересных героев и выберите, про кого будете снимать фильм.
- Учитывайте масштаб проекта и количество необходимых ресурсов. Определите, сколько людей и какие специалисты потребуются.
Продакшн:
- Будьте гибкими и профессиональными в коммуникации, чтобы успешно адаптироваться к различным ситуациям на съёмочной площадке.
- Тщательно планируйте съёмочный процесс, но будьте готовы к непредвиденным обстоятельствам. Снимайте сегодня всё, что можно снять сегодня. Не оставляйте на завтра. Любой перенос на завтра — 90% того, что вы это не снимете.
- Обеспечьте инициативность и сплочённость команды. Работайте с командой, которая мотивирована и слажено взаимодействует друг с другом. Это обеспечит эффективное сотрудничество и высокое качество работы.
Постпродакшн:
- Соблюдайте дедлайны.
- Не искажайте факты и делайте фильм честным.
- Оптимизируйте хронометраж серий, чтобы избежать задержек и выгорания.
- Определите формат звука (например, стерео или Dolby Digital) и видео заранее в зависимости от платформы дистрибуции и бюджета.
- Старайтесь обучать аудиторию, предоставляя новые знания и делая фильм информативным и полезным.
— Финальный вопрос – наш традиционный. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO задаёт его во всех интервью. Что такое документальное кино – лично для каждого из вас?
Александр: Документальное кино – это уникальная возможность увидеть в реальной жизни такие истории, которые могут быть более сильными и вдохновляющими, чем вымысел в художественных фильмах или литературе. Это способ непосредственно соприкоснуться с реальными событиями, которые могут вдохновить и улучшить собственную жизнь.
Никита: Для меня документальное кино – это возможность проживать события и подлинную драму, будучи невидимым участником процесса. Это искусство передавать эмоции и переживания героев, усилив и украсив их с помощью художественных средств. Таких, как монтаж, свет и звук. А ещё это способ вложить личные чувства и впечатления от увиденного на съёмочной площадке в конечный продукт.
Третий сезон сериала “RDS GP: Шинная борьба” можно посмотреть на сайте rdstv.ru
СПРАВКА
29 Production & Agency — российское креативное агентство и видеопродакшн полного цикла. С 2013 года занимается производством документальных фильмов и сериалов премиум-класса, брендированного контента, имиджевых фильмов и рекламы в автоспортивной индустрии и сегменте технических видов спорта. Единственный российский видеопродакшн, победивший в номинации “Лучший звук” престижной международной премии The International Motor Film Awards за вирусное видео “Фланкеры: дрифт в городе”.
C 2021 года по заказу Российской Дрифт Серии снимает проект “RDS GP: Шинная борьба” – первый российский документальный сериал об автоспорте с элементами реалити. В сериале участвуют звезды RDS GP: Аркадий Цареградцев, Георгий Чивчян, Евгений Лосев и другие. Первый сезон вышел 5 сентября 2022 года, второй – 30 апреля 2023 года, третий – 1 мая 2024-го. Второй и третий сезоны сериала стали номинантами премии The International Motor Film Awards.
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
«Почти в каждой европейской столице есть свой еврейский кинофестиваль»
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO встретилось с организаторами Московского еврейского кинофестиваля
“Мне хочется понять судьбы людей внутри Левиафана”. Александр Марков о фильме “Красная Африка” и документалистике
Россия, Москва. 25 октября. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Режиссёры ВГИКа начали съёмки фильма об Олеге Каравайчуке
Россия. 17 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Олег Каравайчук композитор, автор музыки к десятками фильмов Киры Муратовой, Сергея Параджанова,