Сто фильмов Александра Куприна

Сто фильмов Александра Куприна

Россия, Москва. 5 мая, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

15 апреля в московском Доме кино состоялись премьерные показы новых фильмов режиссёра документального кино Александра Куприна Натан и Матушка Феодосия. Свидетельства. С выходом этих картин количество фильмов в послужном списке Куприна округлилось до 100. Показы были приурочены ко Дню рождения кинодокументалиста – 10 апреля ему исполнилось 59 лет. Кинокритик, колумнист REALISTFILM.INFO Елена Ульянова – в своей колонке рассказывает о том, как это было.

Во время вечера сам Александр Куприн с юмором отметил: “59 лет это как ценник в магазине – не круглое число, на него больше народу клюнет“. И добавил: “Когда я делаю кино, всегда стараюсь отчитаться перед друзьями, тем более что, наконец, мы начинаем выходить из зумма и встречаться, хотя по-прежнему в кулуарах спрашиваем друг другу, у кого сколько антител“. Куприн и юмор неразрывно связаны, хотя жизнь его не баловала – Афган, Чечня, Донбасс…

Он не особенно любит говорить о войне и героем себя не считает, потому что “жив ты или помер, главное, чтоб в номер материала успел ты передать…“, а он успевал – и когда снимал афганские события для телекомпании “Взгляд“, и когда поехал в Чечню с Артёмом Боровиком (Артём Боровик – журналист, ведущий программ “Взгляд“, “Совершенно секретно“. Освещал войну в Афганистане, критиковал действия властей РФ в Чечне. Погиб в результате авиакатастрофы в 2000 году – Прим. ред.).

Творческий вечер Александра Куприна вёл режиссёр Сергей Головецкий. “Зрители должны знать, из чего прорастает документальное кино. С распространением мобильных телефонов документалистика превратилось в такой, наверное, самый большой проходной двор, и поэтому нам важно отметить каждого достойного. Куприн – достойный. И тем, где и как он снимал свои фильмы, будучи военным корреспондентом, и тем, что он снимает сейчас. Он даже мирное кино ухитряется делать на войне“, – отметил он.

Kuprin
Фото: Иван Маринич

Куприн всегда на пике событий, на острие, на лезвие ножа, и герои его фильмов тоже такие – необычные, можно сказать, уникальные, ищущие. Могу это сказать и как киновед, и как зритель, и как человек, знающий Куприна много лет , видевший его кино и писавший о нём тоже не раз.

Творческий вечер режиссёра – это некий промежуточный итог творчества. Не важно – за год или за несколько лет. Так получилось и у Саши Куприна, который представил на суд зрителей два новых фильма – 99-й и 100-й по счёту в его фильмографии. Для документалиста 100 фильмов – большое достижение, особенно сейчас, когда неигровое кино практически не имеет проката и зрителя. О государственном финансировании я просто умолчу.

Как это принято в Доме кино, на сцену вышли съёмочные группы картин “Матушка Феодосия. Свидетельства“ и “Натан“, были сказаны тёплые слова, и началось собственно кино. Кино интересное, необычное, с ассоциативным монтажом и эффектом присутствия внутри кадра самого зрителя, с полным погружением его в ткань фильма. Кино глубоко духовное и душевное, и очень искреннее. Искреннее – как от героев, так и от режиссёра. Есть в фильме и элементы жанра роуд-муви, присущего Куприну, хотя никто из героев никуда не ехал, и столь любимое им соприкосновение героев с действительностью, врастание их в эту действительность, что дало зрителю возможность ещё большего проникновения во внутренний мир героев.

Фильм “Матушка Феодосия…“ рассказывает о схимонахине Феодосии. По её молитвам многие люди получали просимое, многие исцелялись от болезней, избегали беды.

Этот фильм уникален тем, что с экрана говорят непосредственные свидетели её жизни, и тем, что режиссёр, не знавший старицу лично, снимавший только как бы обрамление имевшегося хроникального материла, сумел снять фильм так, что складывается впечатление – будто бы и он беседовал с матушкой Феодосией в её келье, и мы, зрители, были там вместе с ним.

Фильм “Натан“ – о художнице Натальи Шевченко, человеке с уникальным даром, который проклюнулся в ней довольно поздно.


При этом её картины поражают, завораживают. Как сказал композитор Антон Висков, “звучат“. И мы слышим эту музыку. Слышим сквозь шум экскаватора, который рушит старый элеватор под окнами мастерской Натальи, сквозь гул большого города, детский гомон и голос диктора из телевизора. В этой картине Александр Куприн применяет необычный кинематографический приём – героиня идёт по длинному коридору со свечёй, и из тьмы возникают полотна картин. Это даёт зрителю возможность вглядеться в картины и увидеть в них внутренний мир художника.

После просмотра состоялось обсуждение. В зале было много людей, знавших матушку Феодосию и ездивших к ней в Скопин. Они единодушно благодарили режиссёра за то, что дух старицы в картине присутствует, что он сумел передать то тепло и ту радость, которые она дарила людям.

Художницу Наталью Шевченко тоже долго не отпускали, она даже провела небольшую экскурсию по фойе Белого зала, где висели её картины.

Kuprin
Кадр из фильма «Натан»

Вечер получился интересным, действительно творческим и насыщенным – кино, музыкой, общением.

“Я так решил для себя, возможно, это некая моя внутренняя игра, что 100 фильмов я сделал, и за эту цифру уже не хочу выходить. Это не значит, что перестану снимать, отнюдь. Просто посмотрю на свою фильмографию и решу – вот этот фильм уже не кино, вычеркну его, и снова останется 100. Если сниму три картины – вычеркну три старых. Зато к моим 120 годам останется самое отборное кино“. Это, конечно, было сказано не всерьёз, потому что фильмы Куприна таковы, что ни один не вычеркнешь, впрочем, в каждой шутке…


Текст: киновед Елена Ульянова
Фото: Иван Маринич


Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.



Похожие новости

Режиссёры ВГИКа начали съёмки фильма об Олеге Каравайчуке

Россия. 17 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Олег Каравайчук композитор, автор музыки к десятками фильмов Киры Муратовой, Сергея Параджанова,