Мультимедиа Арт Музей представил проект с архивными фотографиями истории России
Россия, Москва. 12 июня 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
Собрать фотографии из архивов, музеев, частных коллекций на одной интерактивной платформе – такова задача масштабного проекта Мультимедиа Арт Музея «История России в фотографиях». Сейчас на сайте доступны более 70 тысяч фотоснимков разного периода – с середины XIX до конца XX века. О том, как создавался проект, как он будет развиваться и как его можно использовать – в материале IA_RFI.
12 июня 2016 года Мультимедиа Арт Музей совместно с компанией «Яндекс» в рамках программы «История России в фотографиях» запустил масштабный интернет-проект. На одной платформе предполагается собрать фотографии из российских музеев, государственных архивов и частных коллекций.
По задумке авторов, общий архив портала будет состоять из двух частей. Первая – фотографии, переданные музеями, государственными архивами и частными коллекциями. Проект уже объединил более 40 архивов и фондов. Например, на портале «История России в фотографиях» можно найти снимки из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Российского государственного архива кинофотодокументов, Государственного литературного музея, Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, Государственного музея В.В. Маяковского, архива ИТАР ТАСС.
Вторая составляющая проекта – фотоснимки, самостоятельно добавляемые пользователями из семейных альбомов и личных коллекций. Для этого программисты компании «Яндекс», которая выступила техническим партнёром МАММ, сделали портал максимально простым в использовании. Размещая фотографию, необходимо указать автора, дату и место съёмки и присвоить изображению теги, чтобы облегчить поиск другим пользователям. Найти фотографию на сайте также можно по автору, хронологии, географическим меткам, персоналиям и теме.
О сложностях визуализации истории, задачах и значении проекта «История России в фотографиях» IA_RFI поговорило и директором Мультимедиа Арт Музея Ольгой Свибловой.
ВОПРОС: Ольга Львовна, расскажите, пожалуйста, как происходит привлечение к проекту архивов, музеев, коллекций?
ОЛЬГА СВИБЛОВА: Очень просто. Мы звоним нашим коллегам, друзьям. Кроме того, мы, конечно, пытаемся обратиться прежде всего к тем, у кого архив выходит за тот топик и тот тематизм, который у нас уже есть. Вот сейчас журналисты смотрели и говорят: «У вас нет русско-японской войны». Действительно, у нас есть война в Маньчжурии, например, это часть Великой Отечественной войны. А русско-японской войны у нас нет, потому что её нет в нашем архиве и нет в архивах, с которыми мы работали. Прежде всего, это крупные архивы, где фонды более-менее описаны, это очень важно, потому что всё равно приходится проверять, перепроверять, править ошибки, они всё равно находятся. Мы как раз надеемся, что пользователи будут помогать.
В истории не может быть ошибок. В истории врать нельзя. Поэтому мы очень надеемся, что пользовательский интерес поможет избежать тех помарок, оговорок, которые, возможно, будут.
Но самое трудное – это работа с архивами. Когда мы подписываем договор, мы понимаем: вот здесь огромный архив советской истории, здесь мы получим огромный архив XIX века. Мы понимаем, к кому обратиться для того, чтобы географию закрыли. Поэтому если вы посмотрите по географии – у нас от Норильска, Магнитогорска, Красноярска…
Действительно, географический фактор тоже очень важен, потому что портал может работать тогда, когда мы чувствуем, что мы закрываем всю Россию. И мы надеемся, что пользователи, которые будут посылать нам свой материал, сделают так, чтобы у нас не осталось вообще ни одного населённого пункта, которого не было бы на карте «Истории России в фотографиях», если этот пункт существует последние 150 лет – столько, сколько существует, собственно, фотография.
Поэтому это огромная работа для нашей героической редакции. Задача не столько для сканировщиков, потому что сканим мы быстро, и у нас есть то, о чём говорила Мари Буренкова, руководитель проекта: у нас есть передвижные станции, с которыми мы выезжаем в те архивы, в те музеи, к тем наследникам, у которых сканов нет. И мы им оставляем эти сканы, мы учим их работать, мы смотрим, за какое время можно это отсканировать. Мы им оставляем эти сканы, потом забираем вместе с отсканированным материалом, а дальше начинается самое трудное – описание. Потому что для того, чтобы осуществлялся поиск, должно быть огромное количество тегов, которые все тебя туда приведут. Как то, что Мари показывала: можно найти фотографию Блока, сидящем с Чуковским в 1921 году, по фамилии Блок, по фамилии Чуковский, а можно по бутоньерке в петлице. И всё – вы выйдете на этого Блока.
ВОПРОС: То есть тегирование контента– это самое сложное?
ОЛЬГА СВИБЛОВА: Конечно, на это ушло очень много времени. И мы сделали методическое пособие для Министерства культуры, которое и нам самим помогало, и которое каким-то образом подытожило наш опыт в данной фазе, вот в той, в которой он сейчас есть. Чтобы не только мы, но и любые другие архивы описывали фотографии так, чтобы эти описания могли быть использованы. Потому что мы сталкивались с описанием, например, фотографии Льва Николаевича Толстого, где описаны его ботинок, широкие штаны, описана его борода, но не написано, что это писатель. Нет главного тега, что это великий русский писатель. И таких ляпов очень много, к сожалению.
ВОПРОС: Что касается правовой стороны – как пользователи – журналисты, документалисты, режиссёры, которые захотят использовать эти фотографии, могут это сделать?
ОЛЬГА СВИБЛОВА: Все фотографии в нашем портале защищены, и у них у всех есть правообладатель, и рядом с каждой фотографией в окошечке, которое открывается, автоматически есть этот источник. Поэтому все, кто хочет использовать эти фотографии – для полиграфии, для фильмов и так далее – они обращаются к правообладателям. И ещё одна функция этого портала – это, конечно, популяризация архивов, которые есть у музеев, у государственных архивов, потому что так или иначе они есть, так или иначе они финансируются государством – лучше, хуже, но важно, чтобы мы могли этим пользоваться. Как правило, этот материал, он весь закрыт, и он недоступен пользователям. Но как же можно прятать от нас нашу собственную историю? Поэтому это очень важно.
Это борьба с психологией хранительской. Музеи хранят как секретик и потихонечку выдают – это у них открытие называется, а на самом деле, если музеи существуют на наши деньги налогоплательщиков, и они собирают что-то, неважно – фотографию, скульптуру, артефакты, – для будущего, мне кажется, всё это должно быть доступно, и людям должно быть понятно, где найти оригинал.
Дальше, уже когда ты обращаешься к оригиналу, это переговоры конкретные с конкретной институцией. И это очень важная часть этого портала– популяризация архивов и музейных коллекций.
ВОПРОС: Мультимедиа Арт Музей тоже представил материалы из своего архива. Расскажите, пожалуйста, об архиве МАММ и о том, какие визуальные материалы МАММ разместил на портале «История России в фотографиях»?
ОЛЬГА СВИБЛОВА: Наш фотографический архив – более 130 000 единиц хранения, и где-то, наверное, тысяч 35-40 из нашего архива есть сейчас в тех 80 000, которые мы сейчас сделали доступными, и все их увидят 12 июня. Это где-то чуть меньше половины. Потому что всего 40 источников, с которыми мы работали, заполняя первую часть. У нас отсканировано гораздо больше. Но главная сложность заключается в том, чтобы проверить атрибуцию, перепроверить атрибуцию и сделать тегирование фотографий, и это занимает самое большое время. Поэтому мы будем двигаться, для того чтобы и свой телеком-архив загрузить, у нас сейчас подписаны контракты и с другими музеями, архивами, с которыми мы будем работать, с частными наследниками, поэтому это как бы начало вот такое, старт-ап.
ВОПРОС: Планируется ли привлекать волонтёров к проекту «История России в фотографиях»?
ОЛЬГА СВИБЛОВА: Мы очень надеемся на это, и мы сейчас этого ещё не делали. И мы обязательно будем привлекать волонтёров, обязательно. Потому что в принципе это ещё и сарафанное радио. Я верю прессе всегда, но больше всего я верю сарафанному радио, что и доказывает, собственно, наше анкетирование. Зрители ходят в музей, но 36% это сарафанное радио.
ВОПРОС: А как собственно создавался проект «История России в фотографиях»?
ОЛЬГА СВИБЛОВА: Практически все годы работали вообще без поддержки. Мы в последние два года получили один грант президента, один грант Министерства культуры, и нам помогли немножко партнёры – это всё, что у нас было. Для того, чтобы это развивалось дальше, должна быть всё-таки инициатива снизу, и людям должно быть интересно работать, то есть нужна минимальная команда, которая будет круглосуточно отслеживать, потому что кому-то захотелось загрузить фотографии в 5 утра, понимаете. Поэтому желательно это не через неделю посмотреть, а загрузить тут же. Но мы не можем загружать то, что особо опасно: например, терроризм, и так далее. Есть в конце концов очевидный бред и очевидные ошибки, потому что могут вместо 1905 года могут написать 1965 год. Всё должно быть оперативно проверено и загружено, поэтому редакция, конечно, должна существовать. Но помимо редакции, мне кажется, создание визуальной истории России – это общее дело. Вот у нас лежит книжка – «Философия общего дела» Николая Фёдорова. Мне одно название нравится, я уже не говорю о его великих прозрениях, о том, как, собственно, от него появился космический миф, и дальше завоевание человеком космоса. И я думаю, что визуальная история России – это общее дело. Поэтому всех, кого можно, мы будем привлекать. И мы сегодня благодарны тем, кто под дождём вырвался, пришёл, отдал время. Значит, это было интересно. Это будет работать, когда масса огромная сможет закрыть реально всю территорию нашей страны. Вот когда на карте не останется места, из которого у нас не было бы фотодокументов.
ВОПРОС: Вы сказали о создании отдельных карт для каждого периода. Это первоочерёдная задача?
ОЛЬГА СВИБЛОВА: Мы над ней работаем, она просто сложно технически осуществляемая. Но мы над ней работаем уже больше года с сотрудниками «Яндекса». Без «Яндекса» мы ничего не могли делать. Он невероятно помогает. Два раза мы пытались собственными силами обойтись, и у нас ничего не получилось, поэтому в данном случае у нас замечательный партнёр, который тоже этим проектом болеет и для которого этот проект – это тоже дело жизни.
ВОПРОС: Вы говорили о фотографиях, которые нельзя публиковать по закону в силу определённых причин. Относится ли это к фотографиям с изображениями свастики?
ОЛЬГА СВИБЛОВА: Я сейчас не могу вам на этот вопрос ответить, но вопрос хороший. Потому что мы знаем, что запрещено законодательно. И как люди, которые законопослушные… Я знаю, например, что я могу показывать, что я не могу, где я должна поставить 18+, у меня есть описанные нормы законодательные. О том, что был скандал со свастикой, я узнала так же, как и все – из СМИ. Ну, я не думаю, что надо свастику на флажки ставить и ими махать, это точно я не приветствую. Но как мы будем показывать старые фильмы про войну, как мы будем новые снимать? Надо разобраться. Есть пословица «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт». Эксцессы – они всегда есть, но надо убрать крайности, и посмотреть, что там есть законодательно. Я не думаю, что это вообще запрет. Это было бы слишком странно. Нам пришлось бы слишком много убирать. И главное, что этого не нужно. Я не люблю, например, сносы памятников. Стоит памятник Дзержинскому. Да, у нас сегодня поменялось отношение к Дзержинскому как к историческому деятелю по прошествии времени. Он стоит и стоит. Давайте мы вместе с Дзержинским вспомним и это время. Вот для этого нужна «История России в фотографиях».
Давайте мы переживём это время, и давайте мы тогда посмотрим, потому что никогда не бывает абсолютного зла, не бывает абсолютного добра, у каждого всегда есть почему-то правда.
Но если стоит памятник, то он не стоит только Дзержинскому, это всё равно тянет нас подумать об эпохе и вспомнить её. Забвение – это не лучший способ для решения проблем. Забвение – оно скорее загоняет проблемы вглубь. Если мы хотим идти вперёд, мы должны всё-таки прошлое знать, мы должны рефлексировать, и мы должны, исходя из прошлого, строить наши планы на будущее. Давайте сейчас все фильмы покажем так, что там не будет свастики. Ну замечательно, тогда нам придётся ровно половину Великой Отечественной войны отрезать, потому что люди в формах со свастикой были, на нашей территории ходили. Что мы будем делать с военными фотографиями, пленным немцам ретушировать эту свастику? Она была. Давайте поймём, почему она появилась, что она означала и почему не надо, чтобы она возникла сегодня. Давайте говорить об этом, давайте думать об этом.
Вся технологическая база портала «История России в фотографиях» от системы поиска до хранения фотографий на серверах – представлена компанией «Яндекс». По словам директора по маркетингу компании Дмитрия Степанова, решение принять участие в проекте было для «Яндекса» очевидным.
ВОПРОС: Почему Яндекс решил поддержать именно этот проект?
ДМИТРИЙ СТЕПАНОВ: Проект уникальный. Там сейчас под 100 000 фотографий, это факты о России, о нашей стране, это возможность людям узнать историю и её понять и, возможно, что-то новое про себя узнать и понять. Мы увидели, что мы можем своими технологиями этот проект сделать совершеннее, лучше, ну и вообще сделать так, чтобы он состоялся. Яндекс уже много лет идёт за пределы поиска: мы помогаем людям передвигаться по городу, быть в курсе событий, находить новую музыку, фильмы, книги – и для нас это ещё одна область человеческой жизни, которую мы можем нашими технологиями улучшить, поэтому мы не думали ни минуты, прежде чем согласиться.
ВОПРОС: В чём заключается участие технологий «Яндекса» в проекте «История России в фотографиях»?
ДМИТРИЙ СТЕПАНОВ: В том, что мы готовили технологическую платформу, это всё живёт на нашей инфраструктуре, на нашей технологической базе, серверах и так далее. И мы помогали с проектированием всего продукта в том числе, это была совместная с Мультимедиа Арт Музеем деятельность.
___________________
С 12 июня все пользователи смогут загружать собственные архивные фотографии на портал. Права на загруженные снимки, как и на те фотографии, которые уже представлены на сайте, принадлежат правообладателю. Но как пояснила менеджер проекта Рашель Землинская, по желанию пользователи смогут размещать фотографии для свободного использования с лицензией Creative Commons.
ВОПРОС: Могут ли все пользователи свободно использовать фотографии, опубликованные на портале проекта? Каков алгоритм?
РАШЕЛЬ ЗЕМЛИНСКАЯ: Мы предполагаем, что каждый человек, который решит воспользоваться для своих личных или коммерческих целей, адресуется к правообладателю. Соответственно человек, который нашёл у нас фотографию какого-либо из российских музеев, предполагается, что он контактирует именно с этим российским музеем и получает на это разрешение. У нас нет презумции, что все выложенные фотографии находятся в Creative Commons.
ВОПРОС: Но фотографии при этом могут маркироваться. Что это может использоваться без согласия правообладателя свободно, а это – с согласия.
РАШЕЛЬ ЗАМЛИНСКАЯ: Это очень хорошая идея. Мы на самом деле не думали про это. Потому что мы начинали работать… у нас пока нет пользовательской базы, мы только открываемся. С музейной базой – у нас не было даже повода про это подумать, потому что все права на объекты музейного хранения принадлежат музеям в России. Если мы сейчас будем получать большой поток пользовательского контента, это прекрасная идея, мы внесём в пользовательское соглашение пункт о том, что пользователь может предоставить свою фотографию по лицензии Creative Commons. Это прекрасная идея.
_______
Авторы проекта надеются, что с 12 июня все пользователи могут не только изучить портал, но внести предложения по его улучшению, тем самым помогая им понять, что больше всего интересует посетителей сайта и выявить ошибки и неточности. Узнать о том, как усовершенствовался проект и какие пожелания пользователей учли организаторы, можно будет через четыре месяца. В ноябре 2016 года, в рамках 20-летия Мультимедиа Арт Музея, состоится торжественная и масштабная презентация проекта «История России в фотографиях», куда в том числе будут приглашены представители музеев, архивов и другие его участники.
Журналист: Svetlana Zvereva
Оператор: Alik Sandor
Похожие новости
В Москве простились с Галиной Волчек. Подборка неигровых фильмов о художественном руководителе “Современника”
Россия. 29 декабря, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Дарья Хренова: «Если «просветлеть», кинематографом можно уже не заниматься». Дневник. Выпуск №5
В новом выпуске дневника документалиста-краудфандера Дарья Хренова впервые раскрывает подробности о сюжете фильма «Похищение Богдо-хана», делится впечатлениями о встрече съёмочной
Стали известны итоги первого конкурса премии «Лавр»
Жюри премии в области неигрового кино и телевидения определило восьмёрки лучших картин