Испытание краудфандингом. Дарья Хренова о завершившемся сборе средств на фильм «Похищение Богдо-хана»
Россия. 14 июля, 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
1о июля на платформе Planeta.ru завершился сбор средств на съёмки документального фильма «Похищение Богдо-хана», который команда проекта объявила в марте. В течение трёх с лишним месяцев наши читатели из дневников режиссёра фильма Дарьи Хреновой могли узнать о замысле картины и о восстановлении исторической справедливости, о поездке съёмочной группы на встречу с Далай-ламой, увидеть рабочую версию трейлера и прочитать о роли буддизма в задуманном фильме. Краудфандинг завершился. 380 000 рублей собраны. Мы попросили Дарью Хренову рассказать о том, чем стало для неё и её команды испытание краудфандингом.
Такого испытания совести у меня не случалось. Собирать народные средства на документальное кино точно больше не стану.
Тут я не пойму – то ли как назло навалилось, то ли всегда так. Открываешь в перерыве между работами соцсети, чтобы выложить призыв о поддержке, а в Петербурге – теракт. Или ураган в Москве и жертвы. Или жертвы в Лондоне. Умер великий актёр. Умер уважаемый человек. Кто-то пропал. Собакам кто-то уши отрезал, и тут же народный суд живодёров. Закрываешь ноутбук, телефон, да вообще всё, что есть. Не время для кино.
Открываешь днями позже – день памяти.
Закрываешь.
Снова открываешь и делаешь вид, что новости ещё не читал.
Кругом никому не платят, кризис науки, медицины и образования, митинги и избиенные, а ты вдруг с Монголией столетней давности, революцией и каким-то Богдо-ханом, прости господи.
Хотя история обо всём том же, просто в иносказательной форме.
Но по описанию проекта, сам чёрт не поверит, что это про нас.
Вот участники ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO, с потрясающей настойчивостью возвращавшие меня к реальности в моменты сдачи позиций, спросили теперь, посоветую ли я краудфандинг коллегам.
Посоветую только тем, кому везёт, у кого частые выигрыши в казино, а ещё тем, у кого есть много времени. Тем, кто как я, должен продираться сквозь горящий лес, приручать дракона и прыгать через забор вместо того, чтобы просто войти в открытую дверь, лучше за это не браться.
Само «испытание краудфандингом», собственно, делится на два этапа: сбор несгораемой суммы (по условиям сотрудничества с платформой Planeta.ru авторам проекта необходимо собрать половину средств от заявленной суммы, если собрано меньше половины – деньги возвращаются благотворителям – Прим. IA_RFI) и – сбор полной суммы – собственно, заявленной. Если не владеешь талантом коммивояжера и не можешь бессовестно «впаривать» потенциальным участникам ножички-пылесосы, либо играть на жаренных темах и фигурах, можно отнестись к платформе как к кубику-рубику: хоть с пятнадцатой попытки, но попробовать его всё-таки собрать.
То есть опытным путём определить, что именно интересно твоей аудитории и это предложить – будь-то шри-янтра, афиша фильма, артефакт с мест событий или какая-нибудь копилка. На самом деле никому не нужно – ни поддерживать чей-то фильм, ни покупать в кризис вещи не первой необходимости. Тем не менее, был куплен наш киношный халат барона Унгерна, сделанный вручную для «Последнего похода барона», были куплены «артефакты с мест событий», относительно много просмотровок «Голой жизни» и несколько афиш.
С началом краудфандинга жизнь превращается в небольшой кошмар: счёт на дни пошёл, и ты должен помимо своих двадцати семи работ, проектов, преподавания, друзей, детей и домашней жизни, что-то делать, но непонятно что.
С перепугу в паре с продюсером Владом Кетковичем мы стали снимать чудаковатые ролики. Собственно, началось это по идее редакции – это должны были быть видеорассказы о том, как проходит краудфандинг-кампания проекта, какие акции и какие впечатления у нас появляются в процессе сборов средств. Мы долго и мужественно собирались, всё время перенося и откладывая, а когда в итоге сели и нажали «запись»… испытали глубокое замешательство.
То есть это вообще отдельный жанр – серьёзное обращение к аудитории. Можно говорить о сборе средств больным детям, о загубленной российской науке или в крайнем случае о том, что в зоопарке родились белые тигрята. Но серьёзно анализировать ход краудфандинга, который ни в какую не идёт – это я не знаю, кем надо быть и что вообще говорить. В итоге у нас родился стиль «хохмо-хоум-видео» – нам самим это понравилось, аудитория вроде смирилась.
Больше всех понимают и помогают друзья. С их лёгкой руки появились разные акции, например, билеты в мир мастера дзэн-буддизма – на документальный фильм «Идём со мной» (показ состоялся 11 июля в кинотеатре «Октябрь» – Прим. IA_RFI), или умопомрачительный ящик для хранения вещей «Моя жизнь», который по причине нашей недорекламы так никто и не купил, но теперь может просто обратиться напрямую к его автору (тоже режиссёру, кстати) Джонни Яременко.
Не знаю, как обстоит в других сферах, но документалистам обычно помогают такие же документалисты, сидящие без денег, либо им сочувствующие им коллеги, либо студенты. Так друг другу и перечисляем по двести рублей. Ты – ей, она – тебе. Он – тебе, ты – ему.
И делаем кино, которое нигде не показать, потому что прокат документального кино сегодня в России – отдельная история, зависящая исключительно только от того, кто это кино сам и сделал.
А не всегда у автора есть на это запал, он ведь как поле после урожая, должен под парами постоять, до следующего сева. Но тут точно не до паров.
За три месяца краудфандинга (начиная с марта) по проекту мы ничего не сняли, кроме знаменательной поездки к Далай-ламе (до этого провели съёмки на границе Монголии и России, ещё в одном /пока/ секретном месте и в Петербурге).
Несмотря на то, что, казалось бы, Министерство культуры поддержало – но госденьги отдельный разговор – казначейство заморозило их у всех осчастливленных студий почти на полгода.
С выездом в резиденцию Далай-ламы Дарамсалу помогла независимая студия «Формат-ТВ». На самом деле мы поехали в Индию по совсем другим задачам и промотались по всем помойкам в 50-градусную жару, потому что снимали про мусор и пластик, а май – не самый нежный индийский месяц.
Но спасибо им за возможность выбраться.
Что касается субсидий в Министерстве культуры. Сначала ты страшно радуешься, что выиграл конкурс. Прыгаешь, обнимаешь всех кошек на улице и выпиваешь с друзьями. А потом узнаёшь, что на самом деле смета втрое меньше, и понимаешь, что сдать-то ты теперь кино должен в срок, а вот снимешь ли ты его за это время и на эти деньги? Нет.
Бухгалтерия всех этих дел – более чем жёсткая. Вот получаете миллион. Напрямую в студию никто эти деньги не переводит. С учётом всех налогов, бухгалтеров, оброков, долгов за уже начатые съёмки и т.п. – у вас на руках остаются две трети (650 тыс. рублей).
Для сравнения – на телевизионных проектах на один из плановых выездов или экспедиций возможен бюджет около миллиона. А тут у вас на меньшие деньги – пять экспедиций и постпродакшн. Коротко про постпродакшн для дока: минимум 400 тысяч вы должны отложить (а в то же время помним, что 650-700 тысяч рублей – на все космические задачи, включая весь съёмочный процесс). Но если бы даже эти две трети были бы у вас на руках!
Мы с продюсером уже не раз посетовали на смерть Франца Кафки. Трилогия «Замок – Превращение – Казначейство» сложилась бы на ура. Одна бухгалтер даже открыла блог «Новости казны». Деньги заморожены с марта, сейчас июль. Скоро студиям сдавать проекты. Наш запланированный на сентябрь выезд в Монголию мог не состояться, но теперь, вероятно, мы воспользуемся суммой краудфандинга. Что делать тем, кто не начал кампанию по сбору средств на создание фильма? Не знаю. Превратиться в насекомое. Ползать по стенам казначейства (чуть не устроила спойлер нашего «Похищения Богдо-хана»!)
Многие не видят различий между авторским документальным кино и телевизионным, что вполне естественно – зачем нормальному зрителю вся эта производственная возня и война тактик и метод, главное – чтобы на экране всё понятно было. Тем более, в европейском доке результат работы над документальным кино и есть показ на телеканале. У нас же это – борьба и конфликт, несоответствие и оппозиция.
Гильдия неигрового кино и телевидения не раз бунтовала и воевала со своими же членами, порываясь убрать «тв» из своего названия ради чистоты жанра.
Имея 15-летний опыт работы на разных телеканалах (и сейчас с большим перерывом опять – туда же), сразу скажу: разница между съёмками телевизионного продукта и авторского дока – как между крепким безрадостным браком Анны Карениной и её умопомрачительным романом с Вронским. И то и другое, впрочем, имеет трагический исход. В первом случае это формат, рутина и раздражающие уши, но относительная беззаботность с финансами. Во втором – кратковременная радость и полёт (мотылька на электрический свет).
Производственные деньги на телеканале не видны, там – абстрактная смета. То есть хрустеть-то ими руководство хрустит, но такие вещи как постпродакшн или аренда техники – виртуальны, так как у того же канала есть «монтажки», «озвучки», «техотдел» и много чего есть. Для автора на ТВ бюджет виртуален. Его не надо искать, придумывать, закладывая бабушкин антиквариат и машину: он есть.
И только в своём задуманном ОТ и ДО доке ты имеешь дело с живыми деньгами, которые, вероятно, появятся – но лишь после того, как ты перевернул земной шар, взявшись за кольцо. Если смог найти кольцо, конечно. И тут часто возникает выбор: твой гонорар, билеты или аренда техники. По обыкновению – в пользу последних двух вещей.
Думаю, самая честная из тех акций, которые мы предложили в рамках крауд-кампании – это «сто баллов к вашей карме!». Потому что это действительно заслуга – помочь киношнику-мученику.
Проафишировав свой фильм ещё на съёмочной стадии, он будет мучиться вдвойне. Ты ведь никогда не знаешь результата, и кино может оказаться провальным. А его уже никуда не спрячешь. Тут не без риска и не без русской рулетки.
Для тех, у кого на губах застыл немой вопрос «А что же сами-то не вложитесь, пошто с других собираете?» – отвечу. Вот перед вами заядлый автомобилист, три года сидящий без машины. То есть сначала это гонорары, пущенные на затык бюджетных дыр, потом – старт фильма за свой счёт («Голая жизнь»), потом – начало самостоятельной реализации «Похищения Богдо-хана»… У продюсера Кетковича – ровно та же история: который год не рулит, ударяя в основном по автобусам и маршруткам. В редкие моменты между другими работами пересекаемся – и искренне смеемся и подшучиваем друг над другом. Все это правда смешно. Какой в этом смысл? Значит, есть, раз не один, и даже не два человека продолжают эту историю вне материальных соображений.
Но вот парадокс. Встретилась с подругой, которая как-то помогала мне со съёмками и решила погрузиться в свои. Эти года два она, наглядевшись с нами всего на свете, снимала дебюты – игровую короткометражку и даже полный метр. Нашла возможность. И вот рассказывает взахлёб про съёмки, а я только встреваю – а сколько это стоит? А это?? А артист сколько попросил? Она говорит: «Даша, с тобой стало невозможно общаться! Я тебя не узнаю, ни слова об искусстве!!!»
А и я себя не узнаю. Скучаю по временам, когда можно было написать роман или рассказ, ни рубля не затратив. Вот это правда «искусство». А остальное – индустрия, причём в России ни к рынку, ни к прокату отношения не имеющая. Хотите этим заниматься? Открывайте сбор денег на свой безумный замысел. Но лучше, наверно, на здоровье детям да на собачьи питомники.
Текст: Дарья Хренова
darya.info.cinema@gmail.com
Материал опубликован в рамках направления ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO «Летопись народного финансирования документального кино в эпоху информационного общества»
Похожие новости
“Хорошее документальное кино делает себя само“. Третий выпуск дневника режиссёра Анны Лобановой
Россия. 29 декабря, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Самоизоляция с пользой: подборка бесплатных онлайн-кинотеатров, курсов, открытых коллекций фестивалей
Россия. 21 марта, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Фестиваль “Послание к человеку” открыл приём заявок на 2024 год
Россия. 27 января, 2024 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO