“Кажется, что фильм посвящён очень актуальным событиям”. Зрители о “Годовщине революции” Дзиги Вертова
Россия, Москва. 20 сентября, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
В России завершается прокат первого фильма “Дзиги Вертова“ – “Годовщина революции“. Картина считалась утраченной до тех пор, пока в 2017 году историки кино случайно не обнаружили фрагменты фильма в архиве. Московская премьера “Годовщина революции“ состоялась в сентябре в рамках проекта “КАРО.Арт“.
После показа участник редакции ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO Анастасия Седленек поговорила с потомками Василия Чапаева, куратором проекта и другими зрителями. Их мнения – в нашем видеообзоре.
Николай ИЗВОЛОВ, историк кино:
Вертов был первый человек, кто из этого огромного мозаичного слепка самых разных событий создал огромную панораму того, что теперь называется великая русская революция. Фильм делался в экстремальных условиях, и очень многие плёнки, которые приходили из других городов, печатались не с негатива, а были контратипированы, то есть позитивная плёнка делалась с позитива. Это означает, что зернистость, царапины спечатались с одной плёнки на другую. И сейчас, когда мы занимались восстановлением фильма, был тяжёлый нравственный вопрос – имеем ли мы право улучшать за классика качество его фильма? Мы могли бы найти негативы каких-то кусков и сделать изображение лучше. Но зрители 1918-го видели его в том виде, в каком его увидите вы сегодня.
🎬 Подробнее об истории восстановления фильма – в материале: Николай Изволов о восстановлении первой кинокартины Дзиги Вертова: “Фильм возник из небытия“
Алла ЧАПАЕВА, праправнучка начальника дивизии Красной армии Василия Чапаева:
Сегодня я была не просто зрителем, который с трепетом погрузился в эту эпоху – на изломе, такую, где время было спрессовано, но я ещё увидела родного мне человека на экране.
Я увидела своего дедушку. Своего прадедушку, но мне даже хочется назвать его дедушкой, настолько это близкий человек.
Я запомнила его улыбку, она была замечательной. Я даже скажу – она есть замечательная, такое ощущение, что он живой, он смотрит на меня и я как будто чувствую его энергетику. И воспринимается так, как будто ты, действительно, среди этих людей – дети, животные, жизнь. Страшное время, очень насыщенное такими эпохальными событиями. И в то же время ты чувствуешь своё родство с этими людьми. Они как будто вокруг тебя, как будто ты среди них. И смотря этот фильм, ты думаешь о том, во имя чего это всё было. Оценивая этот фильм, ты соотносишь с тем, как мы живём сейчас и как нам жить дальше.
Григорий ЧАПАЕВ, праправнук Василия Чапаева:
Довольно много изменилось за эти сто лет. Но самое главное, что намного больше вещей остались прежними. Люди, их реакция на различные ситуации – жизненные, политические, общественные. Вы знаете, это непередаваемое чувство, когда смотришь на людей, которых уже очень давно нет, но ты понимаешь, что точно такие же люди могут окружать тебя и в твоё время. И пускай в процентном соотношении, может быть, что-то поменялось.
Но я думаю, что и в наше время существуют такие сильные люди, которые могут через сложные, трудные для страны эпохи перейти и повести за собой других людей.
Максим ГОРБОВ, руководитель проекта “КАРО.Арт”:
В этом фильме, действительно, показана панорама всей революции, безумное количество городов, что для того времени было небывалым делом – снять такой большой полнометражный документальный фильм.
Фильм был вызовом и для молодого Вертова, для которого это была первая работа.
Это был сигнал – большое кино. Меня впечатлили больше всего и сами события, и люди – как они в этих кадрах, в предполагаемых обстоятельствах [видеосъёмки] находятся. Они удивляются, как дети, они радуются. Если внимательно смотреть кино, вы можете увидеть – не все из них понимали, что их снимают. Очень многие думали, что их просто снимут на фотокарточку в памятный альбом. И второе – это историческая память, что случилось в то время. Мы сегодня увидели кино, как говорит Николай Изволов, который восстановил эту ленту, – 98%, 2%, может быть, потерялись. Это версия абсолютно неотцензурированная советской компартией уже после. То есть мы увидели революцию такой, какой она была.
Сергей, зритель:
Интересный фильм. Довольно необычно смотреть его в наше время, как-то погружаешься в обстановку, особенно, когда появляются ключевые персонажи и видно, что это постановочные кадры – они выглядят с одной стороны нелепо, с другой – как-то очень свежо.
Хотелось бы, чтобы на документальные фильмы больше опирались актёры, которые играют этих героев в художественных лентах.
Неожиданно, что где-то с середины фильм стал сопровождаться выкриками из зала. Я не понял, то ли это люди шутили, то ли это были какие-то залётные. Среди интеллигентной публики не ожидаешь такого – сразу стало казаться, что фильм посвящён каким-то актуальным событиям. Это всё как-то приблизилось к нам. Это было нетривиально. И несмотря на то что это документальный фильм, он выглядит как художественное произведение.
Василина, зритель, студентка ВГИКа:
Фильм воспринимался как будто ты смотришь его сто лет назад, не в 2019 году, а в 1918-ом. Реакция зала была просто потрясающей, люди аплодировали, когда видели Брусилова, кричали, когда видели Ленина. Фильм максимально актуально сегодня воспринимался, хотя, когда я шла на показ, я думала, что ползала уйдёт, половина уснёт, как это обычно на немых фильмах бывает, у нас во ВГИКе даже все спят. А тут такая бурная реакция, такой интерес, столько вопросов задавали после фильма.
Мне кажется, это показывает, что интерес к документальной хронике у нас только возрастает, особенного к таким фильмам – исключительным и уникальным.
Задокументировала: Анастасия Седленек
22 сентября фильм “Годовщина революции“ будет показан в Перми на фестивале документального кино “Флаэртиана“, который пройдёт в Перми при информационной поддержке ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO.
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Владимир Непевный: «Снимать кино о своих близких совсем не просто»
Кинодокументалист Владимир Непевный – о съёмках документального фильма «Родные»
«Искали фан зону ЧМ-2018 в Тольятти, но так и не обнаружили». Дневник Татьяны Ауэрбах. Выпуск №1
Кинодокументалист Татьяна Ауэрбах рассказывает о процессе создания фильма «Мы из Тольятти!»
В Москве пройдёт фестиваль для молодых кинематографистов “#ПитчингиФест”
Россия, Москва. 13 июня, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO