Режиссёры ВГИКа начали съёмки фильма об Олеге Каравайчуке
Россия. 17 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
Олег Каравайчук композитор, автор музыки к десятками фильмов Киры Муратовой, Сергея Параджанова, Ильи Авербаха, Василия Шукшина. «Последний вальс» так называется музыка, которую Олег Каравайчук написал для ещё не снятого документального фильма, который он задумал вместе со студентами ВГИКа. Композитор ушёл из жизни в июне 2016 года, но успел передать молодым документалистам не только вальс Комарово, но свои мысли о том, каким должен быть фильм. Сейчас вгиковыцы начали сбор средств для завершения фильма. Режиссёр будущей картины Юлия Бобкова вспомнила о том, с чего началось их неожиданное сотрудничество с легендарным и загадочным композитором и как развивались планы о том, каким должен быть фильм. Последний фильм, сопровождать который будет музыка Каравайчука.
Встречи с маэстро или «фильм, который никогда не будет снят»
Наше знакомство с творчеством Олега Каравайчука началось во ВГИКе. Мы посмотрели видеозапись, на которой композитор импровизирует с наволочкой на голове. И только при знакомстве осознали, что перед нами далеко не странный чудак, а настоящий мудрец и гений.
События развивались достаточно быстро. Мы чудом сразу же узнали о ближайшем концерте маэстро в Санкт-Петербурге и приехали на закрытую репетицию в зале киностудии «Лендок».
На первой, можно сказать, случайной встрече со мной Олег Николаевич отказался сниматься наотрез: маститые документалисты снимали его неоднократно, и это ему надоело. Он говорил, что фотография и кино – это преступление. Но за нас, как за ВГИКовцев, вступились коллеги и друзья Олега Николаевича – артист балета Марат Шемиунов и звукорежиссёр Борис Алексеев со словами: « Это же ВГИК, Олег Николаевич, они нормальные ребята».
Маэстро посмотрел на меня внимательно, заметил деревянную брошь, – синюю птицу, – и вдруг воскликнул: « О! Птичка!» Так мы познакомились с автором, музыка которого звучит в более чем 150 отечественных кинолентах.
Олег Николаевич очень трепетно относился к природе и говорил, что его музыка доступна и птицам, и животным, и любому человеку. В то же время он глубоко переживал и страдал из-за того, что в лесном «заповеднике гениев» Комарово, где он жил и творил с детства, теперь вырубают деревья и сжигают старинные дачи. «Птицы улетели, лисицы убежали, лягушки ушли. Все ушли. Нет больше Комарово», – говорил он.
Ушло и поменялось что-то в людях… Историю о срубленной богатым соседом ели маэстро рассказывал неоднократно – она глубоко задела его, ведь это была любимая ель его мамы, можно сказать, родовое дерево. Удивительно, что позже на срубе этой ели люди насчитали 88 годичных колец. Столько лет было Олегу Каравайчуку, когда он ушёл от нас.
Я хорошо помню его летний концерт во внутреннем дворе Третьяковской галереи. Олег Николаевич попросил включить проекции картин Босха на экране и ушел. Он отвернулся от зрителей, встал в угол и стоял минут сорок, а когда вернулся сказал: «Хочу прыгнуть со скалы, чтобы вы меня не нашли никогда». Он любил паузы, остановки, иногда говорил: «Это конец. Дальше пути нет. Это смертельная остановка». Он говорил о своей музыке – что в ней есть невероятная обреченность. И про меня как-то сказал: «Она обречена».
Теперь я действительно обречена на создание фильма, не похожего на предыдущие фильмы о маэстро.
После августовского концерта в Москве маэстро сам предложил нам снять фильм не только о нём, но и о судьбе сегодняшнего Комарово.
Я начала искать хронику жизни Комарово и документальные кадры – свидетельства того изменения, которое сегодня произошло с «местом возможных метаморфоз». Ведь раньше там жили и творили Козинцев, Шостакович, Уланова, Ахматова, Бродский, Стругацкие и многие другие представители творческой элиты. А сегодня – Комарово стало дачным посёлком с элитной недвижимостью. В ХХ веке место стало прообразом особой «зоны» для фантастического романа братьев Стругацких «Пикник на обочине», Андрей Тарковский искал там локации для съемок фильма «Зеркало».
«А сейчас всё одинаково, – говорил Олег Каравайчук о новом Комарово. – Дома, тачки, заборы. Ходишь как будто по страшной абстрактной тюрьме. Причём тюрьме не архитектурной, а внутренней, внутри самого человечества».
Он не осуждал новых дачников, а лишь предостерегал и старался писать такую музыку, которая могла бы их разбудить, исцелить.
В мою память врезались две последние встречи с маэстро. Первая – обсуждение сценария нашего будущего совместного фильма в Питере на лавочке Площади Искусств. Тогда он говорил, что о Комарово можно рассказать теперь только вне Комарово. Ведь оно для композитора уже погибло, словно сад знаменитой чеховской пьесы.
Мысль о гибели, утрате былого поэтического рая публике он передавал с помощью триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», нам – с помощью размышлений о своем собственном саде, в котором почти не осталось деревьев. Он хотел видеть в фильме хронику Комарово и передавать свои ощущения от реальности через музыку.
Музыку к фильму мы услышали летом, на последней нашей встерече в Русском Географическом обществе после очередной репетиции (он часто бывал и играл там). Я была потрясена фактом, что автор музыки к кинолентам таких мастеров, как Кира Муратова и Ильи Авербаха, написал музыку для фильма студентов ВГИКа. Я поняла, насколько важен для него этот фильм, это высказывание, ставшее прощальным.
На прощание он сказал, что скоро вылечит сломанную ногу, и мы приступим к съёмке.
К съёмке фильма, который никогда не будет снят. Потому что герой всё придумал за нас, а жизнь – суровый драматург подправила сценарий.
Съёмка вышла совсем иной. Это было прощание с маэстро на комаровском кладбище. Хлестал дождь, земля оплакивала ушедшего гения, и думать о кадрах, хронике событий и фильме было практически невозможно.
И только обещание сделать кино, данное маэстро при жизни, заставляло тогда снимать и продолжать работу над фильмом. Движет оно нами и сегодня. Это наш творческий долг.
Могу признаться, что бывает непросто слышать многочисленные скептические комментарии вроде: «Вы хотите возвыситься с помощью фильма», «Лучше бы памятник ему на могиле поставили», «Да кому это нужно? Про него уже сняли фильм», «Вы слишком молоды и неопытны». Но когда я открываю монтажную программу, отбираю кадры, слушаю музыку Олега Николаевича, я понимаю, для чего это нам всем нужно. Ведь одно из очень важных посланий, которое он хотел оставить людям, ещё не было передано, и мы постараемся передать.
Сегодня нам помогает звукорежиссёр Олега Каравайчука – Борис Алексеев, который работал с ним последние восемь лет над всеми концертами и музыкальными записями, Сергей Ландо, который долго дружил с маэстро и снимал его в том числе и в Комарово (эти кадры войдут в наш фильм уже в качестве хроники), фонд Олега Каравайчука, который сохраняет его наследие и наш мастер режиссёр Сергей Мирошниченко, для которого важно кино об уходе гения, который смело говорил людям правду, и конечно же сам маэстро.
Текст: Юлия Бобкова
Фотографии предоставлены съёмочной группой фильма
7 сентября 2016 года съёмочная группа начала сбор средств на завершение картины на платформе Planeta.ru. Поддержать проект можно на странице – Документальный фильм «Последний вальс».
КОМАНДА ПРОЕКТА
Режиссёр
Юлия Бобкова (ВГИК, мастерская Сергея Мирошниченко)
Автор и режиссёр документальных фильмов:
2014 – «Виктор Солнышко» (приз фестиваля «Молодой киновек», участник фестиваля «Лавр»)
2015 – «KODA»
2016 – «Без швов»(участник российской программы показов «ММКФ», «Флаэртиана», участник фестивалей «Золотой витязь» , «Окно в Европу», «Молодой киновек»)
2016 – «Кинопоезд. Сахалин» (кинофестиваль «Край света»)
Операторы:
Мария Евтеева (ВГИК, мастерская Сергея Мирошниченко)
Фильмография:
2015 – «Быть лучшим», «KODA»
2016 – «Легенда номер»
Андрей Ананин (ВГИК, мастерская Сергея Мирошниченко)
Фильмография:
2015 – «Иллюзионист. Иван Максимов», «Американская мечта»
2016 – «Дым отечества», «Корабль дураков», «Без швов».
Звукорежиссёр
Борис Алексеев
Фильмография:
2012 – «Опоясывающий менестрелей» (неигр., реж. Д. Вологдин)
2015 – «Олег. Редкие искусства» (неигр., реж. Андрес Дуке)
Исполнительный продюсер
Ольга Митько (Студия «Остров»)
Фильмография:
2015 – «Дух в движении»
2016 – «Кольца мира»
Художественный руководитель
Сергей Мирошниченко
Режиссёр-документалист, продюсер.
Похожие новости
“Мне хочется понять судьбы людей внутри Левиафана”. Александр Марков о фильме “Красная Африка” и документалистике
Россия, Москва. 25 октября. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Путь документалиста-дебютанта: от сценария до премьерного показа
Россия. 8 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. 7 сентября 2016 года в музее современного искусства «Гараж» состоялась премьера документальных
Лариса Малюкова: “Сегодня искренним в документальном кино крайне сложно быть”
Россия. 19 января, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO