“В эру тик-токов важно идти в глубину и сохранять более вдумчивые форматы“. Интервью с Виктором Илюхиным о новом наборе в школу Un/Filmed

“В эру тик-токов важно идти в глубину и сохранять более вдумчивые форматы“. Интервью с Виктором Илюхиным о новом наборе в школу Un/Filmed

Россия. 12 августа, 2024 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

До 5 сентября Школа документального кино UN/FILMED принимает заявки на новый, четвёртый по счёту, поток. Впервые за историю школы обучение будет платным для слушателей.

Как развивалась школа за последний год, почему она вынуждена перейти на новую финансовую модель и как изменится программа нового курса — читайте в интервью главного редактора ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO Дарьи Бурлаковой с создателем и программным директором киношколы Виктором Илюхиным.

О выпускниках и развитии школы за год

Мы общались год назад – в июле 2023 года, когда Un/Filmed открывала набор на третий поток. Каким был прошедший год для школы?

— Это был очень насыщенный год. У нас прошёл ещё один курс, мы выпустили 38 человек, они сделали и публично показали свои короткометражные документальные фильмы до 15 минут. Это огромная работа, они сами разрабатывали, снимали, монтировали, мы за них очень болели и получились, правда, работы очень высокого уровня. 

Помимо этого мы провели новые курсы. Например, осенью прошлого года в Ереване состоялась выездная лаборатория для выпускников Un/Filmed Offline.

Кураторы школы Аскольд Куров и Виктор Илюхин с участниками лаборатории Un/Filmed Offline в Ереване (Армения). 2023 год.
Фото предоставлено Виктором Илюхиным

Ребята работали в парах с молодыми армянскими фильммейкерами, сделали проекты за неделю. Большинство фильмов были посвящены приезду беженцев из Карабаха в Ереван, так как лаборатория пришлась на самое напряжённое время после окончания конфликта Армении и Азербайджана. Снятые фильмы мы вскорости показали в Ереване, а позже в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В этом году мы планируем провести Un/Filmed Offline в Бишкеке на базе AUCA (American University of Central Asia).

Также в партнёрстве c Ягеллонским университетом в Кракове мы запустили отдельный курс по документальной театральной драматургии Un/Told. Сильнейшие преподаватели Анастасия Патлай и Екатерина Бондаренко, работавшие с “Театром.Doc”, учили слушателей курса делать документальные пьесы и провели читки финальных работ, в которых приняли участие потенциальные режиссёры.

— Расскажи о выпускниках школы за этот год – какие люди пришли к вам учиться снимать документальное кино, какова их мотивация?

— Мы набрали 45 человек, в итоге 38 из них дошли до конца и сделали кино. Студенты пришли к нам из разных творческих профессий: фотографы, аниматоры, блоггеры, дизайнеры, музыканты и т.д. У кого-то был опыт в медиа или кино в качестве оператора, продюсера, монтажёра, но сами они не занимались режиссурой. Были и те, кто пришёл не из творческих профессий, но очень горел идеей своего дока и хотел учиться новой форме. Все они жили в разных странах – США, Германии, Литве, Израиле, Франции, Испании, Италии, Казахстане, Армении, Грузии, Вьетнаме и Чили… Всех сейчас и не перечислю. Вообще за все время школы, в течение всех трёх потокков, у нас учились люди из 22-х стран мира.

Заметила ли команда Un/Filmed какие-то изменения в вопросах, которыми задаются начинающие документалисты?

— Нет. Студенты всех потоков не боялись поднимать глубокие личные или острые социальные темы. Многим удавалось найти совершенно потрясающие выразительные средства для этих высказываний и смелых экспериментов.

Как профессиональный кинодокументалист как ты оцениваешь эти работы? Сколько среди них фильмов, которые, на твой взгляд, можно назвать действительно сильными киновысказываниями?

— К нам на питчинги и финальные показы выпускных фильмов приходили гости из других киношкол – российских и зарубежных. Все отметили очень высокий уровень и были по-хорошему удивлены и тронуты увиденными фильмами как зрители. То есть не все работы воспринимались как учебные, многие воспринимались как кино. Мне кажется, это показательно.

— Есть ли среди фильмов выпускников те, которые были отмечены на престижных кинофестивалях?

— Да, из фильмов третьего потока могу сказать про фильм Максима Авдеева “Памятник” – о попытке автора найти взаимопонимание с отцом, который не принимает его ориентацию и политических убеждений. Фильм попал на Kastellorizo International Documentary Festival в Греции. В чем-то ему созвучен фильм другой участницы нашей школы Марии Дудко “Вспомни, пожалуйста” – о невозможности простить близких людей за их трагические ошибки. Эта картина попала на фестиваль SXSW Sydney. Фильмы наших выпускников попадали также на “Артдокфест”, Yerevan Short Film Festival, Festival del Cinema di Cefalù и другие.

— Насколько я знаю, школа рассматривала возможность финансово поддерживать продвижение фильмов, снятых выпускниками, поскольку на отправку фильмов на фестивали порой нужны десятки тысяч рублей. Удалось ли это реализовать?

— Да, на финальных показах третьего потока мы устроили голосование – все преподаватели и приглашённые эксперты отобрали шесть лучших работ. Всем шестерым режиссёрам мы выдали денежные призы для того, чтобы они подали фильмы на фестивали и оплатили взносы на некоторые из них.

Как выпускник второго потока Un/Filmed я знаю, что школа развивается, появляются новые форматы поддержки фильмов, снятых выпускниками. Например, вы начали проводить очные показы учебных сборок. Расскажи об этом подробнее.

— Это во многом инициатива самих студентов. Выпускники у нас очень активные и деятельные. Они самоорганизовались и устроили показы work-in-progress тех самых шести фильмов, которые были отобраны школой. Эти фильмы были показаны в разных городах по всему миру – в Берлине, Тель-Авиве, Варшаве, Тбилиси, Вильнюсе. Мы только немного помогли им с промо. Школа тоже собирается организовывать показы. Ведь на дружественные нам площадки приходит много зрителей. И это радует.

К тому же в этом году у нас есть суперновость – партнёром школы стал европейский стриминг-сервис GuideDoc – скоро там появится подборка с несколькими фильмами выпускников Un/Filmed, и она будет обновляться каждый год.

Об условиях обучения на четвёртом потоке

15 июля открылся новый, четвертый набор в школу. Давай поговорим о нём подробнее. Начну с наиболее важного для той части нашей аудитории, которая проживает в России, вопроса. С третьего потока вы перестали принимать тех, кто живёт в России, в связи с тем, что у школы появились иностранные партнёры. Сохраняется ли это ограничение сейчас — при новом наборе?

— Да, к сожалению, это ограничение сохраняется. Мы международная школа, наши преподаватели давно не живут в России. А в России сейчас есть довольно сложное и не очень нам понятное регулирование образовательной деятельности международного формата. Поэтому мы просто отложили это до лучших времён.

Пока мы работаем в основном на русском языке, но некоторые мастер-классы во время обучения проходят на английском. Сейчас мы ориентируемся на русскоговорящих жителей США, ЕС, СНГ, Израиля и других стран с исторически большими русскоязычными диаспорами, а со временем введём одну мастерскую полностью на английском языке и будем постепенно приобретать форму двуязычной Master’s Degree.

— В этом году вы впервые вводите платную модель обучения в Un/Filmed. Почему принято такое решение?

— Да, действительно. Теперь стоимость обучения будет составлять 230 долларов в месяц или 995 долларов за пять месяцев. Раньше у нашего партнера International Documentary Association (IDA) были программы финансовой поддержки таких инициатив, как наша, и в предыдущие годы мы в них участвовали. В этом году такой возможности больше нет. Частично мы зависим от доннатов, нам и сейчас можно задоннатить через нашего партнера IDA (на нашем сайте есть ссылка). Многие выпускники поддерживают нас таким образом, за что им огромное спасибо.

Мы хотим и дальше предоставлять бюджетное образование и бесплатные бонус-курсы для выпускников, но всё-таки нам нужны средства на предсказуемую зарплату преподавателям, соответствующую тому, сколько времени и сил они вкладывают в наше дело, нужны средства на рекламу, PR, HR, юристов, админку и так далее, поэтому без оплаты обучения, мы просто не сможем дальше качественно работать и развиваться.

У нас предусмотрен грант на два места, в анкете есть специальный вопрос об этом. Два человека, отвечающие критериям, получат скидку на обучение в 50%.

При новой финансовой модели сохранится ли финансовая поддержка лучших работ студентов, которая позволит им продвигать свои фильмы на фестивалях?

— Да, эти средства мы выделяем из бюджета школы.

— По каким принципам планируете отбирать участников нового потока? Сколько человек будут приняты?

Примем 40 человек, нужно будет заполнить анкету и выполнить творческие задания: снять сцену из жизни героя будущего фильма, записать видео о себе и продумать синопсис будущего фильма, который хотелось бы воплотить в жизнь во время обучения. 

Как будет устроено обучение, появилось ли что-то новое в программе курса?

Программа нового потока будет длиннее и насыщеннее. Обучение будет длится пять месяцев вместо четырех. Каждый слушатель получит возможность индивидуально встречаться с ментором-профессионалом киноиндустрии, у которого есть опыт проката или продаж фильмов на платформы в ЕС и Северной Америке.

Сам по себе курс как всегда очень интенсивный, ориентированный на практику и съёмки фильмов, поэтому студенты будут снимать, приносить на занятия смонтированные сцены и этюды и получать чуткий и грамотный фидбек. Из абсолютно нового – в этом году наша выпускница и психолог по основной профессии Ольга Демина будет вести группу психологической поддержки, чтобы помочь слушателям курса угомонить внутреннего критика, справиться с давлением дед-лайнов и наладить эмпатичное отношение к себе в сложном творческом процессе.

Сохранится ли принцип трёх мастерских и те же кураторы?

На новом потоке у нас будет четыре мастерских, поэтому группы будут ещё меньше – внимания к каждому учащемуся ещё больше. На четвертом потоке будет восемь основных преподавателей. Одну мастерскую будут вести Аскольд Куров и Павел Лопарев; другую Ксения Гапченко и Анна Артемьева; третью – Ренато Серрано и Дарья Сидорова; а четвертую – я и Ольга Львова.

Я буду преподавать после долгого перерыва, Ольга Львовна – мой соавтор по документальному кино и давний единомышленник. Наш тандем сложился за годы учебы в School of Visual Arts в Нью-Йорке и совместной работы над фильмом “Людно внутри”. Очень хочется поделиться наработками, которые мы сейчас используем в производстве образовательного дока и работе с нашими клиентами в США. 

Игорь Мякотин, продюсер недавнего фествильного док-хита “Queendom”, временно взял перерыв от преподавания, поэтому Ксения Гапченко, продюсер, участник Каннского фестиваля будет вести мастерскую с опытным режиссёром документального кино Анной Артемьевой.

Помимо четырёх мастерских будут общие занятия на русском и английском языках в дополнение к тем темам (съёмка, монтаж, продюсирование и т.д.), которые затрагиваются в мастерских. На общие занятия смогут приходить выпускники прошлых потоков.

Об индустрии документального кино

С момента запуска Un/Filmed прошло три года. Это тот срок, который позволяет проанализировать развитие в динамике. Как ты и вся команда оцениваете Un/Filmed как проект? 

— Многие говорили, что онлайн-киношкола со студентами из разных стран невозможна, но мы доказали обратное и будем и дальше расти, чтобы стать ещё и уникальной магистерской программой в будущем.

За последние годы для русскоязычной аудитории появились курсы, интенсивы, практикумы, которые учат снимать документальное кино. Некоторые режиссёры-документалисты открывают свои мастерские. У каждого человека возможностей научиться снимать документальной кино стало больше. Как ты это оцениваешь?

— Думаю, что документальное кино — одна из сложнейших форм искусства, она помогает сформировать внимательное отношение к миру и к себе и находить в реальной жизни драматургию и художественную форму. Это упражнение сформирует жизненную философию, которая помогает жить и понимать других. Вместе с тем это долгий и порой мучительный путь, я имею в виду муки творчества. И зачастую это не всегда коммерчески выгодно, поэтому я не вижу в этом какой-то одной тенденции.

Я просто верю, что в эру тик-токов важно сохранять более длинные и вдумчивые форматы, наблюдать, экспериментировать, идти вглубь, художественно обыгрывать содержание и осмыслять его на монтаже.

На твой взгляд, режиссёры неигрового кино востребованы или наоборот — есть перенасыщение рынка? 

— Я думаю, что докрынок растёт, но ему очень-очень далеко до рынка сериалов и художественных фильмов. Я бы не сказал, что есть перенасыщение – классных профессионалов в мире дока отчасти немного. Но это именно отчасти. Потому что дистрибуцию для документального кино сложно найти, а финансирование на ранних стадиях ещё сложнее. Так не должно быть. Есть разные сообщества фильммейкеров, которые по всему миру борются, лоббируют среди тех же стриминг-платформ какие-то прозрачные правила для отбора новых проектов, вдумчивый и рыночный подход к спонсорству на этапе идеи и т.д. Это долгий путь.

Есть ли среди выпускников Un/Filmed те, кто всерьёз продолжил заниматься кинодокументалистикой или поменял профессию и перешёл в эту сферу?

— Есть те, кто продолжает снимать кино, но обычно они занимаются чем-то ещё параллельно.

Можешь ли ты сказать, что Un/Filmed помогла тебе лучше понять что-то о современной кинодокументалистике, открыла то, что раньше не было известно?

— Я каждый раз учусь делать кино заново. Анализируя свой процесс работы и видя, как работают другие, преподаватели и студенты, я всё время открываю для себя что-то новое. Думаю, мне и раньше было известно, что взаимное “опыление” идеями в группе единомышленников выводит нас на другой уровень, как художников. Но каждый раз это происходит заново и по-другому, к каждому фильму — своему или студенческому — надо подобрать ключ. Это такой азартный квест. Участвовать в этом и наблюдать, как другие это делают, всегда интересно.

Изменился ли за минувший с прошлого интервью год твой ответ на вопрос “Что такое документальное кино?”

— Я не помню свой предыдущий ответ. Сейчас я бы ответил так. Документальное кино — это версия реальности. Режиссёрская прежде всего. И героя тоже, конечно. Но больше режиссёрская. Попытка прочувствовать и выстроить смыслы из парадоксальности и хаотичности жизни и найти в этом поэзию.

— Как ты считаешь, стоит ли человеку, профессия которого никак не связана с документальным кино, учиться его снимать?

— Думаю, только если он хочет. Если да, тогда он выучит новый язык, другой подход, обретёт в жизни новую оптику и инструментарий. А это совсем не лишнее.


Чтобы стать участником четвёртого потока UN/FILMED, необходимо до 5 сентября заполнить анкету по этой ссылке.

Задать дополнительные вопросы об обучении вы можете на онлайн-дне открытых дверей, который пройдёт 12 августа в 18:00 по Москве (17:00 по Берлину, 11:00 по Нью-Йорку, 19:00 по Еревану). Участие в дне открытых дверей по регистрации.

СПРАВКА

Международная онлайн-школа документального кино Un/Filmed была основана в 2021 году группой известных режиссёров и продюсеров документального кино.

Цели проекта: сохранить традиции российского независимого документального кино; дать возможность русскоязычным участникам высказываться на языке кино на интересующие их темы; создать глобальное сообщество выпускников и помогать им налаживать горизонтальные связи; создавать вместе проекты, получать обратную связь и найти своего зрителя.

С 2022 года партнёром школы стал Indiana University (а именно его центр изучения Восточной Европы Hamilton Lugar), который финансово поддерживает программу Un/Filmed Offline, рассчитанную на выпускников Un/Filmed и режиссёров постсоветского пространства.

С 2023 года организаторы школы в партнёрстве с Ягеллонским университетом (Польша, Краков) также запустили онлайн-курс по документальной театральной драматургии – Un/Told. 

С 2024 года Un/Filmed перешла на платную модель обучения.


Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.


Похожие новости

Режиссёры ВГИКа начали съёмки фильма об Олеге Каравайчуке

Россия. 17 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Олег Каравайчук композитор, автор музыки к десятками фильмов Киры Муратовой, Сергея Параджанова,

Сирийский кинодокументалист Хусам Абдельгани: ”Думать о кино — это роскошь. Надо думать, как выжить”

Режиссёр Хусам Абдельгани, получивший образование в России, рассказал о том, как бежал от сирийской войны в Турцию и о своей