Снять фильм о религии народа мари оказалось непросто – режиссёр Андрей Огородников
Россия. 9 января, 2022 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
“На востоке европейской части России живёт народ мари, чьи мировоззренческие взгляды и национальная культура исчисляются многовековой историей”. Это – цитата из аннотации к документальному фильму “Онаеҥ”. В марийской философии “онаеҥ” означает “жрец, вождь людей”. Главный герой картины – онаенг, служитель культа марийской традиционной религии Альберт Рукавишников.
Фильм о традиционной вере марийцев режиссёр игрового кино Андрей Огородников начал снимать в Республике Марий Эл в 2019 году. Для него эта картина стала дебютом в документальном кино.
Почему фильм о традиционной вере марийцев столкнулся цензурой в Марий Эл, как авторам удалось договориться о съёмках закрытого религиозного обряда и почему в итоге они решили вести съёмки за счёт собственных средств – об этом Андрей Огородников рассказал ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ REALISTFILM.INFO.
Об идее фильма
Я родился в Республике Марий Эл, в небольшом городе на Волге – Козьмодемьянске. Затем моя семья переехала в столицу республики – в Йошкар-Олу. Тема мифологии и традиционных марийских верований интересовала меня с самого детства.
В школьные годы на уроках “Истории культуры народов” я с интересом изучал наследие и мифологию марийского народа, посещал Национальный музей Республики Марий Эл имени Т. Евсеева. До сих пор помню необычайное впечатление, которое произвели на меня народные сказания. Вероятно, тогда и была заложена почва для фильма “Онаеҥ”. Однако продолжение этот интерес получил только сейчас, спустя столько лет, пройдя через моё личностное созревание и понимание уникальности мира, в котором мы существуем.
В моих игровых фильмах также можно обнаружить темы чего-то непостижимого, мистического и одновременно доступного каждому. Но мне не хочется думать, что фильм “Онаеҥ” имеет только религиозный контекст. Фильм ставит вопросы сохранения уникальности и первобытности культуры малых народов и передачи наследия будущим поколениям. Без религии — есть будущее, без веры — нет.
О главном герое
Нам хотелось запечатлеть и донести до зрителя в первозданном виде уникальное явление – марийскую традиционную веру, где рассказчиком является никто иной как сам служитель культа — онаенг.
Онаенг — жрец, проводник между людьми и богами. Жрецом (или картом) может стать только человек с особой энергетикой, уважаемый в округе и достигший успехов в земной жизни. Он много молится, знание веры копится в нём. Постепенно он учится всему, что нужно, и начинает служить общине: молиться, поддерживать связь народа с Богом.
Онаенг и является стержнем нашего документального фильма. По паспорту его имя – Альберт Иванович Рукавишников. В прошлом он работал в органах внутренних дел, в налоговой инспекции, попал в автомобильную аварию и какое-то время провёл без сознания. В фильме Альберт Иванович рассказывает о сокровенных этапах своей жизни: о своём пути к Ош Поро Кугу Юмо (Ош Поро Кугу Юмо – в религии марийцев главное божество, “Главный Единый Светлый Бог” – примечание IA_RFI), о ритуалах сакральных молений и об острых противоречиях между разными конфессиями.
Сначала было достаточно сложно найти человека, который согласился бы на камеру поделиться откровенными ответами на вопросы, связанные с мировоззрением и верой марийского народа. Многие отказывались от встречи с нами за считанные часы до запланированных съёмок, поэтому мы очень благодарны, что Альберт Рукавишников смог преодолеть предрассудки и рассказать нам свою историю пути к Кугу Юмо.
Работа с ним была приятна, легка и интересна. Наша съёмочная команда лишь фиксировала течение истории, его мыслей и происходящего. Конечно, были сложные и острые моменты в процессе интервью. Но герой воспринимал всё с пониманием важности поставленной цели фильма. Альберт Иванович и его семья живут в посёлке Куженер – в 1,5 часах езды от столицы Республики Марий Эл. Они проявляли безграничное гостеприимство и доброту к нам, угощали традиционной марийской кухней и находили время для душевных разговоров. А в ходе съёмок молельного мероприятия нам была удостоена честь первыми вкусить ритуальную трапезу.
Небольшой по хронометражу фильм позволяет зрителю не просто заглянуть за занавес неведомого мира, но и полностью окунуться в него – в мир марийского народа, который существует много лет и имеет право быть в современное время.
Наш герой откровенно делится своими мыслями и насущными проблемами. Фильм можно считать исповедью марийского народа, изложенной устами священнослужителя культа, – онаенга.
О цензуре и сложностях в работе над фильмом
С самого начала работы над проектом мы ощущали некое непонимание со стороны муниципальных структур республики. Безусловно, ещё на этапе идеи фильма мы решили обратиться и в Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, в МарНИИЯЛИ (Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева), Центры и дома творчества, связанные с марийской культурой за консультацией и возможной поддержкой проекта. Мы уже имели опыт взаимодействия с этими организациями, когда работали на предыдущих проектах, связанных со 100-летием Республики Марий Эл.
Однако идея фильма о марийской традиционной религии уже на этапе встреч вызвала неоднозначное отношение.
Существует негласная цензура к теме марийской веры. Это проявляется и в органах управления, и в различного рода организациях в Республике Марий Эл, где большинство руководящих позиций занимают люди из других регионов, которые не всегда с должным пониманием вникают в суть местной культуры и в проблемы марийского народа. Обращение к теме марийской традиционной религии вызывает у них настороженность. В ответ на наши обращения мы слышали, что марийская традиционная вера отчасти нужна только марийскому населению и что лучше о ней лишний раз за пределами региона, на федеральном уровне не упоминать.
Дело в том, что в России вопросы религиозного плана сегодня обстоят достаточно остро в связи с превалированием православия. Основными официальными религиями в России являются христианство (главным образом православие), ислам, иудаизм и буддизм. Марийскому мировоззрению удалось сохранить позиции в тяжелой конкуренции с православным христианством и исламом, а затем пережить советский слом традиционного уклада жизни. Чтобы иметь вес в современной России, марийской традиционной вере приходится носить официальный статус религии. Организационное оформление марийской традиционной религии завершилось лишь в 2007 году, когда была создана централизованная религиозная организация.
Однако вплоть до сегодняшнего дня последователям марийской традиционной веры приписываются различные клички – язычники, колдуны, шаманы.
Из-за этого за последние годы последователи марийской традиционной религии стали более насторожены к гостям, что посещают моления, а также к исследователям, изучающим вопросы марийской природной веры. Это связано с тем, что человек без каких-либо знаний о мировоззренческом укладе марийцев, может пренебрегать традициями и осквернить священное место из-за банального бескультурья. Это неоднократно проявлялось и продолжает проявляться в материалах СМИ. Представители СМИ обращаются с одним запросом к последователям веры, а затем переворачивают материал против священнослужителей или преподносят марийскую веру как нечто «несообразное и дикое» и «требующее немедленного прекращения». Людей пугает то, чего они не знают. Вместо того, чтобы разобраться в осмысленных веками ритуальных церемониях, они заполняют их своими домыслами, которые зачастую противоречат действительному.
Далеко не все народы мира сохраняют свой культурный код и уникальность. Причин этому множество: начиная с потери идентичности в современности и заканчивая навязанной цензурой извне. Цензура остро ставит под угрозу любые инициативы неравнодушных к проблеме людей.
Невольно удивляешься тому, что традиционные верования марийского народа не просто живы, а бережно хранимы сейчас. Но что действительно невероятно – это происходит не где-то на труднодоступных островах или непроходимых пустынных дебрях. Древние верования и культура марийского народа живут здесь и сейчас в Европейской части России.
В процессе работы над картиной иногда приходило осознание того, что без должного сохранения и внимания к теме, которую мы затрагиваем, спустя какие-то десятилетия накопленное поколениями наследие может исчезнуть.
Как проходили съёмки
Съёмки фильма начались в октябре 2019 года, они проводились в районах Республики Марий Эл и заняли девять дней. Однако с момента разработки идеи, изучения проблемы, поиска героя, составления вопросов до финальной версии фильма прошло 92 недели. Нам удалось запечатлеть процесс традиционных молений в священной роще Энербал Ото в Куженерском районе. А в самом посёлке Куженер, где проживает наш главный герой, мы отсняли большую часть интервью.
Священнослужители традиционной веры неоднократно говорили, что священная роща Кусото — это не туристическая достопримечательность, это храм с девственной природой, где приносятся мольбы богам. После каждого проведенного молельного обряда священную рощу оцепляют ритуальным дымом на три года от злых духов и недоброжелателей. И нарушение данного круга ни в коем случае недопустимо.
Когда мы только нашли героя фильма Альберта Рукавишникова, мы особо не надеялись попасть на таинство молельных обрядов, поскольку неоднократно слышали, что они закрыты от чуждых глаз. Но по мере общения с героем мы сначала оказались на оцепленной после молений роще, где смогли записать часть интервью.
Только через несколько недель постоянного общения с героем мы набрались смелости обратиться с предложением снять сами моления. Альберт Иванович был не против, но сообщил, что для этого требуется одобрение верхового карта, главы марийской традиционной религии. На тот момент им был Таныгин Александр Иванович, который с пониманием отнёсся к нашему проекту и не только практически мгновенно дал согласие, но и благословил саму съёмку.
Тогда же нам сообщили, что на съёмках в роще могут быть только два человека. Я и оператор. После одобрения съёмки в запасе у нас было две недели. Так как молельная роща находилась посреди пустынного поля, а до ближайшего населённого пункта было несколько километров, мы вооружились аккумуляторами и картами памяти, что позволило нам заснять церемонию марийских молений без перерывов – от самого её начала до кульминации. Таинство длилось больше 10 часов.
Особенности съёмки религиозного таинства
Перед началом съёмок в роще Альберт Иванович также озвучил нам свод правил, что можно и нельзя снимать. Ещё до самих съёмок документального фильма мы были немного знакомы с регламентом проведения таинства в Кусото и некоторые кадры и ракурсы спланировали заранее. Но из-за ограничений они были невозможны. Например, во время моления нельзя вставать перед картами и снимать их в анфас; нельзя перемещаться во время молений между кострами; ни в коем случае нельзя снимать кровь. Кроме того, нужно было дать приношение одному из Богов. Мы с уважением и с понимаем отнеслись к этим правилам. Важным в таких историях всё же является взаимодоверие с героем и главное – это равновесие не нарушить. Не стоит ставить фильм превыше всего.
Мы работали в условиях непредсказуемости – и погодных условий, и ответов героя, и реакции на камеру людей, пришедших на моления. Перед началом работы над проектом мы неоднократно слышали, что техника отказывала у тех, кто пытался заснять церемонию молений, не говоря уже о мистических стечениях обстоятельств или внезапных болезнях. Так что когда нас в 4 утра посадили в кузов трактора, заполненного мешками с крякающими гусями и утками, мы тогда не особо представляли, что нас ожидает по дороге в священную рощу. Но мы рады, что всё сложилось благополучно. Как сказал герой фильма Альберт Рукавишников: “Богу угодно, чтобы всё сложилось”.
Именно такого пограничного ощущения мы и хотели добиться у будущего зрителя, одновременно увлекательного и неведомого.
Использование динамичной съёмки во многом позволило быть включённым в повествование истории и стать непосредственным участником церемониальных обрядов. Объектив камеры является оком в иной мир. Камера следует за героем, выглядывает из-за его плеча – ракурсы и выбор широкоугольной оптики способствовали достижению желаемого эффекта. Для непрерывности действия мы использовали длинные планы, ими хотелось запечатлеть многогранность и разностороннюю активность участников происходящих одновременно обрядов.
О команде
Сначала к работе над фильмом “Онаеҥ” была привлечена небольшая команда, как сказал бы Орсон Уэллс “костяк”, “скелет фильма”: я, как режиссёр, и оператор Дмитрий Новиков.
У меня больше опыта в игровом кино, поэтому мне было крайне интересно находить новые инструменты в новом для себя документальном жанре.
При работе над документальным фильмом важно уметь “успеть” рассмотреть и запечатлеть мимолетное движение истории, особенно когда это происходит за считанные мгновения и без возможности второго дубля.
По мере отбора отснятого материала из 62 часов, важно было уловить, как история будет разворачиваться дальше и поддерживать внимания зрителя. В процессе монтажа у нас появлялись и новые решения. Поэтому что-то мы досняли позже, чтобы раскрыть идею.
На этапе постпродакшена особое внимание уделялось цвету. Держать внимание зрителя и запечатлеть происходящее вне времени и пространства было основной задачей колориста Марка Изотикова. Многочисленные слои изоляционных цветовых масок и тщательная проработка гаммы заняли практически 5 месяцев кропотливой работы. Применение чёрно-белого цвета и сбавление общей цветовой насыщенности позволило создать мистическую атмосферу.
Основные цвета фильма – красный, чёрный и белый. У марийцев белый – цвет доброты и света. Красный цвет различных оттенков символизирует огонь жизни, силу и является ключевым в элементах национального орнамента. Он встречается и на костюме главного героя. Поэтому акцент трёх цветов как визуального инструмента равен своеобразному языку повествования.
Большую роль в национальном колорите марийского народа играет музыка. Для музыкального оформления фильма был приглашён талантливый композитор Григорий Архипов. Одна из последних его значимых работ этно-футуристическая мистерия “Йуд Орол” по пьесе Дениса Осокина удостоилась премии “Золотая маска” в 2020 году. Для нашего фильма Григорий проделал колоссальную работу в написании музыки для симфонического оркестра с ярким применением марийского национального звучания.
Постер к фильму “Онаеҥ” создал член Союза художников России Юрий Таныгин. В едином пространстве он сумел отобразить мгновение сакрального таинства молений и пантеон божеств.
Оценка результата
Меня можно отнести к перфекционистам. Моё требование к самому себе работать на совесть и с полной отдачей разделяет и креативная команда.
Нам бы хотелось делать такие фильмы после которых, даже спустя годы, не оставались даже тени сомнения, типа “…а вот тут можно было немного сделать иначе”, или “здесь стоило потратить больше времени”. Фильм – это то, что останется после нас и никто лучше про него не расскажет как он сам за себя. Всё остальное сказанное из уст авторов может восприниматься как оправдание.
Хороший фильм для меня – это наличие послевкусия от его просмотра, когда фильм не покидает тебя после выхода из зала, когда он находит отклик у стороннего человека. Ведь по завершению фильма, он уже принадлежит зрителю. Если так происходит, значит мы сделали всё верно.
О финансировании фильма
Финансирование на фильм найти оказалось сложно. В Республике Марий Эл в принципе отсутствует кинопроизводство, а темы национального характера обстоят достаточно напряженно и по сей день.
Как я уже сказал, идея фильма подверглась критике и цензуре, ужесточением нормативов и негласных рекомендаций, что и как должно быть показано в фильме. Это во многом ограничивало авторское видение и ставило под сомнение запуск проекта в целом.
Какие-то организации, куда мы обращались, не готовы были нас поддержать, какие-то – соглашались поддержать только морально. Например, Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории смог поддержать нас комментариями о важности проблемы и добрыми пожеланиями. Вероятно, это связано с остротой поднимаемого в фильме вопроса – явления марийской традиционной веры.
Мы думали о поиске финансирования с помощью краудфандинга. Но когда случилась короновирусная инфекция, у людей просто напросто не было денег на жизнь, не говоря уже о кино.
В нашем окружении нашлись друзья и специалисты, с которыми мы плодотворно сотрудничаем многие годы, и которые были настолько заинтересованы идеей фильма, что согласились участвовать в этапе постпродакшена безвозмездно. Поэтому здесь всё базируется на инициативе команды и её увлечённости темой. Мы за это несказанно благодарны.
Мы решили запускать проект на собственные средства, и уже по мере работы над фильмом продолжали поиски финансирования. Не всё строится на деньгах, но всегда хорошо, когда они есть. Мы оформляли грантовые заявки на поддержку фильма в Институт документального кино в Праге, грантовый фонд IDFA, но, к сожалению, поддержки не получили.
Фильм “Онаеҥ” – это творческий, некоммерческий, независимый проект. Покрыть расходы на производство фильма не входило в наши задачи.
Нам хотелось, чтобы об уникальности традиционных верований марийского народа узнало как можно больше людей. Ведь тема затрагивает целый ряд вопросов и проблем, которые известны по всему миру и могут откликнуться в каждом. Развитие этнического религиозного движения на фоне глобализации и смешения культурных границ – явление неоднозначное.
С одной стороны, оно может оцениваться как попытка укрепления аспектов культурной идентичности, с другой — как устремление в религиозность и своеобразный уход от реальности.
О продвижении фильма
На данный момент фильм завершён и переводится на несколько языков. Мы ищем сейлс-агентство или фестивального агента, чтобы найти фестиваль, который станет площадкой для мировой премьеры. Очень надеемся на активную и продуктивную фестивальную судьбу картины и скорую встречу картины со зрителем оффлайн!
Безусловно, фильм можно выложить в интернет в любое время, но мы считаем, что на фестивали, на кинопоказы, в киноклубы зритель приходит смотреть фильм осознанно, понимая, во что он готов вложить своё время. Именно там есть возможность получить обратную связь и коллективно сопереживать герою на экране. В онлайн-режиме это ощущение компенсировать невозможно.
После выхода фильма “Онаеҥ” планируем выпускать не вошедший в фильм материал, который выходит за пределы основного сюжета фильма. Но думаю, он будет не менее интересен зрителю. Это второстепенные герои, их истории, многочисленные примеры из жизни главного героя, с которым мы продолжали общение после съёмок. Новые встречи и беседы были необходимы, так как переизбыток информации и того, что мы могли видеть непосредственно на самой церемонии молений породили массу вопросов.
Также мы занимаемся стратегией дальнейшего продвижения картины – создали страницу фильма “ВКонтакте”, где периодически публикуем статьи о культуре марийского народа и материалы о фильме.
Текст: Андрей Огородников
Редактор: Дарья Бурлакова
Фото- и видеоматериалы предоставлены Андреем Огородниковым
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
В День российского кино состоялась дискуссия о влиянии телевидения на кинопроцесс в России
Россия, Москва. 4 сентября 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. 27 августа 2016 года в День российского кино в кинотеатре «Звезда»
“Хотим, чтобы в наших мастерских начинающие документалисты получили поддержку“. Виктор Илюхин о новом наборе на бесплатный курс Un/Filmed
Россия. 8 июля, 2023 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Светлана Стасенко: “Бедность в Армении считается едва ли не заразной болезнью“
Россия. 26 июля, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO