Журналист София Лётка сняла фильм о молодёжной культуре Владимира: “Я совру, если скажу, что это было легко“
Россия, Владимир. 21 января, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Что вы знаете про город Владимир? Отвечая на этот вопрос большинство, наверняка, скажет, что Владимир – город, который входит в Золотое кольцо России и известен древними памятниками. Те, кто был во Владимире, могут вспомнить про Академический театр драмы и назовут несколько музеев. Однако у культурной жизни Владимира есть и другая, – не описанная в классических путеводителях, – сторона.
Об этой новой культурной среде рассказывает неигровой фильм “Другой Владимир”. Режиссёр и сценарист картины – молодой журналист София Лётка. София живёт во Владимире, после окончания журфака она сотрудничала с разными региональными общественно-политическими и развлекательными СМИ. Об идее фильма в период covid-19, о поиске героев, о решении попробовать себя в качестве режиссёра – София Лётка рассказала REALISTFILM.INFO.
Об идее фильма в период локдауна
Идея снять фильм про молодых творческих людей, которые ищут свои драйверы для развития в провинциальном городе, пришла тогда, когда остановилось вообще всё – самолёты, съёмки, привычная жизнь, в которой на тот момент был офис и живое общение за чашкой кофе в обеденный перерыв, свежий абонемент в спортзал.
В локдаун бегать приходилось по саду в родительском доме, но, несмотря на километры, отображенные на шагомере, меня не отпускало ощущение, что я стою на месте. Так продолжалось до тех пор, пока я не узнала о программе “Metamedia Lab 2020”.
“Пинок”, который помог двигаться дальше во время всемирной неопределенности, дал Александр Морозов, – политолог, научный сотрудник Центра российских исследований Бориса Немцова в Карловом Университете в Праге, – за что я до сих пор очень ему благодарна. Ведь на самом деле мечта снять фильм начала появляться у меня ещё в университетские годы, но делала она это всегда с большой осторожностью.
В мае 2020 года сценарная заявка фильма “Другой Владимир“ была отправлена в Берлин, и для меня это событие стало воодушевляющим стартом новой дистанции, на которую раньше я лишь с интересом посматривала со стороны.
Из журналистики – в режиссуру
Мой карьерный путь во владимирской журналистике начался тогда, когда я заканчивала последний курс университета. В своём дипломе я анализировала проблемы взаимоотношений документальности и художественности в современной телевизионной документалистике. За выбор темы и влюблённость в кинематограф благодарна преподавателю Елене Гуделевой – она вела у нашей группы дисциплины “История кино” и “Режиссура”, а позже стала моим научным руководителем.
В этом проекте мне впервые удалось выступить в качестве режиссёра и сценариста, и я совру, если скажу, что это было легко.
О команде
В основном мы снимали на улице, а потому сильно зависели от погоды. Съёмки длились с 25 сентября по 25 октября. Всего у нас было 5 ударных съёмочных дней.
На самом деле мне очень повезло с командой. С оператором Денисом Пономаревым я познакомилась в июле 2020 года, когда узнала, что заявка прошла отбор. Очень круто, что человека с таким впечатляющим профессиональным бэкграундом заинтересовал наш проект. На съёмочной площадке Денис не раз проявлял себя как настоящий профи и делился со мной советами, которые помогли в работе.
С монтажёром Анной Коновальчиковой мы учились 4 года на владимирском журфаке. Аня работает на телевидении, и всё это время я наблюдала за её профессиональными успехами. Мне повезло многому научиться, сотрудничая с ней.
Чувства, которые я испытывала, просматривая готовые монтажные куски, трудно с чем-то сравнить – картинка складывалась в тот же пазл, который я визуализировала в воображении и прорисовывала в сценарии, а импровизации монтажёра делали его интереснее и ярче. Это были по-настоящему счастливые моменты.
Хочется поблагодарить дизайнера Александра Богоева за визуал фильма – благодаря ему у “Другого Владимира” появился отличный постер и обложка для YouTube-канала проекта.
Менеджером проекта выступал мой коллега Илья Косыгин. Он помог грамотно оформить заявку и все необходимые документы, а также брэйнштормил вместе со мной во время поиска героев, которые вписались бы в концепцию фильма.
О героях фильма
Когда мы искали героев, руководствовались главным критерием – это должны были быть творческие люди, которые создают новую коммуникативную среду и тем самым делают привлекательным стиль жизни в обычном провинциальном городе. Именно через них нам хотелось показать тот самый “другой Владимир”.
Когда мы познакомились со стрит-арт художником Мишкиным (Мишкин – это псевдомним, своё настоящее имя уличный художник не раскрывает – Прим. IA_RFI), я знала только о некоторых его работах из СМИ. Прошлым летом о них много писали, но о самом Мишкине мало что было известно, в том числе, как он выглядит. Моя интуиция подсказывала, что за полчаса беседы мы с Ильей Косыгиным должны постараться максимально заинтересовать Мишкина своей идеей. Художник мог запросто отказаться от участия в съёмках, как это было с предложениями некоторых журналистов. Самореклама – не про Мишкина и, не увидев её элементов в нашей концепции, он сказал, что заинтересован проектом. Пожав руку новому знакомому после встречи, я была уверена в правильности своего выбора.
Каст Ушаков был в числе первых, кто пришёл в голову во время мозгового штурма. Музыкант, который управляет 2-этажной репетиционной базой, живёт в ней вместе с собакой и продумывает необычные для города event-мероприятия, объединяющие в одну тусовку людей искусства. Думаю, нет смысла пускаться в подробности, почему мы выбрали именно его.
Куратор выставок Анастасия Вавилова в тот момент удивила областной центр тем, что сразу после запуска нетривиальной гастрономической площадки “Рестодвор” занялась строительством первого в регионе Центра современной культуры. Оба проекта Настя и её команда реализовывали на чистом энтузиазме и без финансовой поддержки со стороны. В тот период я писала о культуре для областного интернет-журнала, а потому мне часто приходилось слышать идеи, рождающиеся на ходу, ощущать запах блюд, которые прорабатывали для меню, видеть первых посетителей “Рестодвора” и первые шаги невероятных энтузиастов навстречу современному искусству. Мы максимально попытались передать атмосферу этого необычного места и, судя по отзывам, у нас всё получилось.
Урбанисты Сергей Егоров и Артём Черней – очень классные ребята и создатели общественного движения “Владимир будущего”. Они много мечтают, говорят и делают. Фильм завершается именно их историей, что мы сделали намеренно. Взглянув на “другой Владимир” в настоящем, зритель, слушая героев, перемещающихся по городу, мысленно попадает во Владимир будущего. Благодаря таким людям, как Серёжа и Артём мы вполне можем оказаться там и в реальности, причём довольно скоро. Скрещиваю пальцы, как Настя Вавилова в одном из эпизодов нашей картины “так оно и будет”.
О самом сложном моменте работы
Меня часто спрашивают о том, что в моей работе оказалось самым сложным квестом. Не задумываясь, отвечаю – открыть Яндекс-диск и из нескольких десятков часов (потрясающе) отснятого материала отобрать те самые 49 минут, которые помогут раскрыть всех героев и визуализируют “другой Владимир”. Несмотря на страх перед хранилищем и белым листом, все получилось: наша команда показала людей, которые любят город, делают его лучше и привлекательнее – чаще всего на чистом энтузиазме и без какой-либо поддержки. Они не просто являются инициаторами изменений, но меняются и сами. Более того, социальные изменения для них – важная часть личной жизненной программы. Это и было целью нашего проекта, который нашёл своего зрителя.
О зрительской реакции
Честно? Я не ожидала, что фильм настолько заинтересует жителей Владимирской области. Изначально мы целились на Европу, возможно, на Москву. Но до сих пор я получаю отзывы, читаю рецензии, которые пишут знакомые и незнакомые мне люди из Владимира. Мнения совершенно разные. Где-то я с ними соглашаюсь, где-то нет – это не важно. Важно то, какой резонанс вызвала наша картина в регионе, для которого тема фильма оказалась крайне актуальна. Раньше такие ленты во Владимире не выходили, и многие говорят мне о том, что видят этот проект как документальный сериал. Люди предлагают идеи и героев, ждут продолжения, и это круто. Обратная связь очень воодушевляет и помогает двигаться вперёд.
Удивительный момент – до презентации фильма я полагала, что “обычный Владимир” вполне себе живёт параллельно и может продолжать жить так и впредь, не вникая в то, что, возможно, выходит за пределы его интересов и потребностей. Однако, судя по комментариям в СМИ и на YouTube, я пришла к выводу, что “обычный Владимир” в большинстве своём не принимает “другой Владимир”, считая его бестолковым. А вот это уже выходит за пределы моего понимания.
О продвижении
Мы фильм презентовали берлинской общественной организаций Dekabristen e.V.,поскольку он создавался при финансовой поддержке этой организации (Dekabristen e.V. занимается развитием международного сотрудничества с гражданским сектором, активистскими инициативами, художниками, журналистами и социальными предпринимателями в постсоциалистической Европе – Прим. IA_RFI). Также мы показали его во Владимире. Презентация прошла в камерном формате в конференц-зале одного из городских отелей 22 декабря. В планах – оффлайн-показы в Европе, но, учитывая ситуацию в мире, если это произойдёт, то не раньше осени 2021 года. До тех пор я собираюсь отправлять свой дебютный фильм на российские фестивали документального кино. Начинаю потихоньку в этом разбираться, параллельно выбирая профильную магистратуру. Надеюсь, что в будущем смогу связать свою жизнь с кинематографом.
ФИЛЬМ «ДРУГОЙ ВЛАДИМИР» ДОСТУПЕН НА YOUTUBE
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Ответы кинодокументалистов на неудобные вопросы. Расшифровка дискуссии “Неудобные вопросы про документальное кино”
Россия. 27 декабря, 2022. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
“Красиво снять видео важно. Но 50% успеха — это звук”. 29 Production & Agency — о секретах съёмки автоспорта
Россия. 28 августа, 2024 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO 17 июля на платформе RDS TV вышел третий сезон российского документального сериала
Участник фестиваля #ПитчингиФест Никита Чернышев: “Документальное кино – это эстетика момента“
Россия, Москва. 7 августа, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO