Премия “Белый слон” отказалась от вручения наград за 2022 год

Премия “Белый слон” отказалась от вручения наград за 2022 год

Россия. 25 января, 2023 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

Национальная премия киноведов и кинокритиков России “Белый слон” в этом году проводиться не будет. Об этом сообщается на официальном сайте премии. 2022 год стал юбилейным для “Белого слона”, однако организаторы также отказались от проведения праздничной церемонии. Публикуем полный текст заявления координационной группы экспертного совета.

ЗАЯВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ГРУППЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ РОССИИ “БЕЛЫЙ СЛОН”

Дорогие коллеги и друзья, 2022 год для нас юбилейный.

Мы собирались отметить 25-летие нашей премии, но трагические события прошлого года заставили нас не только отказаться от праздничной церемонии, но и поставить под сомнение своевременность вручения премии фильмам 2022 года.

24 февраля разделило нашу жизнь на «до» и «после». Фильмы, снимавшиеся в относительно мирное время, к своему завершению в большинстве случаев оказались неактуальными. Некоторые картины, сделанные российскими режиссерами, сегодня невозможно увидеть в России. Из-за закрытия изданий, как специализированных, так и рассчитанных на широкую аудиторию, цензурного ограничения в оставшихся СМИ, а также из-за прекращения работы национальных кинофестивалей «Кинотавр» и «АртДокФест», киноведы и критики лишились площадки для профессионального общения и публичных обсуждений кинопроцесса. C момента официального запрета части социальных сетей ограничена и возможность обмена мнениями.

Мы попытались провести премию. Собрали и разослали просмотровки, провели пробное рейтинговое голосование по результатам года. Оно показало деформацию кинопроцесса, отсутствие фильмов-лидеров, размытость критериев оценки сегодняшних фильмов. В науке отсутствие результата расценивается как научный результат. Наш долг как профессиональных экспертов констатировать печальный итог киногода.

Мы приняли трудное решение не вручать премию «Белый слон» в этом году, не выносить оценки и не выбирать лучшие работы.

Вместе с тем мы сочли необходимым подвести итоги 25-летия, пересмотрев списки лауреатов и номинантов с позиций нынешнего дня, с помощью рейтингового голосования называем лучшие российские фильмы минувшей четверти века.

Десятка лучших фильмов минувшего 25-летия:

1. «Окраина» (1998) Петра Луцика 

 2-3. «Кукушка» (2002) Александра Рогожкина и «Хрусталев, машину!» (1999) Алексея Германа 

4-5. «Настройщик» (2004) Киры Муратовой и «Про уродов и людей» (1998) Алексея Балабанова

6-8. «Елена» (2011) Андрея Звягинцева, «Свободное плавание» (2006) Бориса Хлебникова и «Телец» (2001) Александра Сокурова

9-11. «Аритмия» (2017) Бориса Хлебникова, «Груз 200» (2007) Балабанова и «Магнитные бури» (2003) Вадима Абдрашитова 

СПРАВКА

Национальная премия кинокритики и кинопрессы вручается с 1998 года. Ее основателем стал тогдашний президент Гильдии киноведов и кинокритиков Мирон Черненко. Она присуждается за достижения в области российского кино и профессиональный вклад в его развитие.

В 2021 году Гильдия киноведов и кинокритиков сняла с себя обязанности по организации премии, ответственность за ее проведение взяли члены экспертного совета. Короткий список номинантов определяется по результатам голосования журналистов, пишущих о кино.  

В 2021 году приз в номинации лучший документальный фильм получила картина Евгении Останиной “Расторгуев” (о кинодокументалисте Александре Расторгуеве, который был убит в ЦАР во время фильма о “ЧВК Вагнера”). В 2020 году лучшим был признан фильм “Гунда” Виктора Косаковского, спецприз получил политик Алексей Навальный и его команда за серию документальных фильмов-расследований.

Полный список номинантов и лауреатов премии доступен на сайте kinopressa.ru


Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.



Похожие новости

Война кинотеатров с Интернетом. Может ли быть победитель?

На Российских программах 39 ММКФ обсудят влияние виртуальной реальности на кинематограф

Владимир Непевный: «Снимать кино о своих близких совсем не просто»

Кинодокументалист Владимир Непевный – о съёмках документального фильма «Родные»