Виталий Манский: «Мы занимаемся оптимизацией глупости»

Виталий Манский: «Мы занимаемся оптимизацией глупости»

Россия, Москва. 3 декабря 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.

1 декабря 2016 года в кинотеатре «Октябрь» состоялось открытие юбилейного Международного фестиваля документального кино «Артдокфест». В этому году «Артдокфест» отмечает 10-летие. IA_RFI поговорило с президентом широко известного кинофестиваля документального кино Виталием Манским. Организатор киносмотра и документалист рассказал о том, что подготовку к юбилейному фестивалю сопровождали суды с Министерством культуры РФ, как шли переговоры с площадкой показа кинотеатром «Октябрь», а также отметил, что не видит позитива, говоря о 10-летней деятельности «Артдокфеста».

ДАРЬЯ БУРЛАКОВА: Виталий, сегодня открытие юбилейного X-го фестиваля «Артдокфест». Как проходила подготовка к этому событию?

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: Ну конечно, проходить и проводить фестиваль, на каждом шагу ощущая сопротивление тех людей и тех институций, которые призваны в первую очередь тебя поддерживать – это непростая штука. И мы хлебнули в этом смысле по полной программе. Скажем, в рамках подготовки X-го фестиваля, мы ещё находились в судах, инициированных Министерством культуры Российской Федерации по фестивалю прошлого года. Потому что в принципе министерству как бы не очень комфортно заниматься теми вещами, которыми они занимаются с их степенью успешности. А если говорить проще, им не очень комфортно проваливать всё, чем они занимаются, в то время как рядом существует мощнейшая культурная институция, которая существует вопреки их желанию и делает по-настоящему важные для российской культуры и российского общества вещи.

ДАРЬЯ БУРЛАКОВА: А в чём заключается суть исковых претензий Министерства культуры?

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: А претензии самого широкого диапазона. Они, как всякий чиновник, пытаются найти ну так скажем официальные лазейки, чтобы нас уничтожить. Они придираются… ну вот в частности – они придрались к тому, что ненадлежащим образом были ввезены фильмы, которые мы показываем. Они потребовали таможенные какие-то документы на ввоз фильмов, несмотря на то, что это не требуется даже для фильмов, которые выходят в прокат, вот их билеты продаются вместе с поп-корном. Там не требуется никакого таможенного оформления, потому что все фильмы сейчас закачиваются на серверах, они границу проходят виртуально. А у нас не было отметки таможни, и мы были оштрафованы, точнее кинотеатры, на достаточно крупную сумму.

ДАРЬЯ БУРЛАКОВА: В связи с каким фестивалем подан иск – этим, X-ым или прошлым?

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: Это касается прошлого фестиваля, но, понимаете, когда ты сидишь в судах по предыдущему фестивалю, то, естественно, подготовка следующего, она обременена как минимум эмоционально, так сказать, практически потому что у тебя нет так много партнёров, когда ты в судах. Но в конечном счёте наши партнёры не чиновники, наши партнёры, настоящие, главные партнёры – это кинематографисты, которые снимают кино, и это зрители, которые приходят и покупают настойчиво билеты, которые хотят смотреть это кино. И в принципе мы предоставляем такую возможность, опять же наперкор всему.

Вот этот «перкор» и был основным наполнением нашей работы по подготовке X-го юбилейного «Артдокфеста».

И в общем-то говоря, эта подготовка в каком-то смысле увенчалась успехом, потому что мы расширились, и теперь мы проходим не только в Москве и Петербурге, но к нам присоединился Екатеринбург. Прекрасная площадка Ельцин Центра. Мы всё-таки теперь проходим… Я не знаю, самый ли большой… теперь так трудно уследить за строительством этих кинотеатров на Московской кольцевой… Но в общем говоря, в пределах кольцевой, это самый большой кинотеатр «Октябрь». Мы часть показов проводим в самом большом зале на 1 500 мест, и в общем говоря, мы уверенно чувствуем себя в дне сегодняшнем и не менее уверенно, смотрим, невзирая и вопреки, в день завтрашний.

ДАРЬЯ БУРЛАКОВА: Как с учётом всех этих трудностей, удалось договориться с кинотеатром «Октябрь» о проведении фестиваля?

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: Это был очень сложный процесс переговоров, но в конечном счёте мы арендовали кинотеатр «Октябрь», и мы взяли на себя по сути ответственность за то, что здесь проходит. То есть это наш кинотеатр на эти дни.

© ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Photo by Alik Sandor

© ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Photo by Alik Sandor

ДАРЬЯ БУРЛАКОВА: Сегодня состоялась церемония открытия фестиваля. Она проходит не в традиционном формате. Почему? Расскажите об этом подробнее.

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: Мы 10 лет проводим открытие в формате смонтированного заранее фильма, который представляет программы, который включает выступление председателя жюри, моё выступление… Ну, может быть, не 10 лет. Может быть, это было на третьем фестивале – мы завели такое правило. Но нам кажется, что на открытии… нам хотелось бы на открытии тоже сесть в зал, спокойно посмотреть на экран, а не суетиться, не произносить длинные речи – невольно ты вышел на сцену, ты уже должен говорить долго. А здесь как-то мы представили программы, все выступили, и всё равно получается некоротко – 45 минут. А если ещё с благодарственными… Так как-то компактно. Может быть, не очень пафосно, но мы за пафосом не гонимся.

ДАРЬЯ БУРЛАКОВА: Насколько я знаю (возможно, Вы меня поправите), не все фильмы программы фестиваля имеют прокатные удостоверения. Этот вопрос как-то решался?

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: Это не совсем так. Фильмы, которые не то, чтобы не имеют прокатных удостоверений, там куда более сложная схема. Фильмы, которые могут вызвать в больном воображении тех людей, которые, так сказать, вышли на тропу войны с нами, а они, к сожалению, обременены по крайней мере ведомственной властью, скажем так, эти фильмы будут показаны на территории Москвы, но не на территории Российской Федерации. Специальная программа. Называется она «Последние два дня свободы», она будет проходить в последние два дня фестиваля, и эта программа полностью…

© ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Photo by Alik Sandor

© ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Photo by Alik Sandor

Да, эта программа будет проходить на территории Чешской республики в Москве, и эта программа состоит из фильмов, которые могли бы вызвать какие-то юридические проблемы. Но кстати сказать, когда мы уже эту программу собрали, сформировали и объявили, и объявили об этом авторам, – что знаете, Ваш фильм мы будем показывать в посольстве Чешской республики потому-то и потому-то, – а авторы говорят: «А Вы знаете, мы наш фильм показывали уже публично там-то и там-то, и у нас никаких проблем не было». И это ещё один знак того, что объявлена война не фильмам даже, объявлена война нам, как организации, как фестивалю, который декларирует свободу. Потому что для этих, так сказать, людей, которые отвечают за культуру, слово «свобода» является не только красной тряпкой, она является чем-то противозаконным. Так вот поэтому мы говорим, что фестиваль «Артдокфест» вместо свободы, потому что в обществе свободу планомерно уничтожают. Здесь свобода это главный постулат нашего фестиваля.

ДАРЬЯ БУРЛАКОВА: Я знаю, что и не все фильмы, которые показываются непосредственно в кинотеатре «Октябрь» имеют прокатные удостоверения. Среди нашей аудитории есть молодые режиссёры. Что им нужно для того, чтобы подать свой фильм на участие в «Артдокфесте»? Прокатное удостоверение, как я понимаю, не обязательно? Есть ли риски для площадки в связи с этим?

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: Прежде всего, все риски, принимаем на себя мы. Прокатное удостоверение есть у российских фильмов, либо нет прокатного удостоверения, если права на фильм принадлежат не российскому юридическому лицу. И в принципе у нас есть очень много фильмов, права на которые изначально, либо в процессе работы, либо по окончанию работы были переданы зарубежному юридическому лицу, которое и подало эти фильмы для участия в «Артдокфесте».

Знаете, есть такое понятие в цивилизованному мире, как «опитизация налогов». Это не уход от налогов, как делают в России многие чиновники, это правильное чтение законов и использование законов в свою пользу.

Мы занимаемся оптимизацией глупости, которую ретранслирует множит и распространяет нынешнее Министерство культуры и нынешняя власть в целом.

ДАРЬЯ БУРЛАКОВА: Завершающий вопрос к Вам. Это X-ый фестиваль. Как бы Вы охарактеризовали путь, который прошли. Что это значит для Вас?

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: Ну прежде всего это 10 лет моей жизни. Жизни моей семьи, моих близких. Это 10 лет какого-то движения вперёд. И, конечно, большое разочарование тем, что сейчас мы находимся в фазе такого достаточно серьёзного, а может и глобального отката назад. И когда ты понимаешь, что твоя жизнь продлится не 200, не 300 лет, а всё-таки она в лучшем случае меряется десятилетиями, это очень грустно, обидно и жестоко, когда у тебя кто-то крадёт десятилетие твоей жизни.

ДАРЬЯ БУРЛАКОВА: А что-то позитивное Вы видите? Всё-таки за это десятилетие на «Артдокфесте» многие документалисты получили возможность показать свои фильмы, например. В этом Вы видите позитив?

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: Никакого позитива. Я вижу попытки смелых, свободных людей продолжать заниматься своим делом, творчеством, – и кстати сказать, не обязательно протестным, – любым творчеством. Это я вижу. Но я вижу, что чем более человек свободен, – а художник по определению должен быть свободен, – чем более он свободен, тем сложнее ему теперь уже не жить, а выживать. И это совершенно очевидно. Это реальность нашего сегодняшнего дня. И мы знаем, кого за это благодарить, к слову сказать.

 

Интервью: Daria Burlakova
Фото- и видеоматериалы: Alik Sandor