В Москве объявлен конкурс по реновации городских кинотеатров
Россия, Москва. 12 ноября 2015 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
10 ноября 2015 года в Москве состоялось открытие всероссийского конкурса реновации двух столичных кинотеатров – «Варшава» и «Восход». Результаты конкурса будут известны в конце января 2016 г. Победитель получит 650 тысяч рублей за каждый выпущенный проект кинотеатра и право на реализацию своего проекта. Всего в масштабную программу реконструкции попадают 39 столичных кинотеатров. Ожидается, что в ближайшие два-три года на месте старых киноплощадок, расположенных в основном в «спальных» районах Москвы, появятся культурно-досуговые центры.
Московские кинотеатры «Варшава» и «Восход» стали частью программы редевелопмента 39 площадок кинопоказа столицы. Большая часть этих 39 зданий, построенных в период с 1938 г. по 1988 г. в «спальных» районах Москвы, сейчас попросту простаивают или используются не для показа фильмов. Модель обновления киноплощадок будет разработана в ходе реконструкции кинотеатров «Варшава» и «Восход». Оба кинотеатра являются типовыми образцами советской культурно-досуговой инфраструктуры 1970-х годов. «Восход» расположен в Юго-Восточном административном округе (ЮВАО) столицы. Здание было построено в 1971 году, и сейчас кинопоказы в нём не проходят. Кинотеатр «Варшава» был открыт в 1970 году в Северном административном округе (САО) на территории Войковского района, был реконструирован и переоборудован, однако не является популярным местом отдыха горожан.
«Сегодня эти объекты устарели и перестали выполнять свою функцию. Чтобы создать общественные локальные центры на базе советской инфраструктуры, компания ADG Group совместно с Москомархитектурой объявила открытый конкурс», – сообщает организатор конкурса Агентство стратегического развития «Центр».
Автором инициативы выступила девелоперская компания ADG Group, которая без малого год назад стала владельцем 39 городских кинотеатров. Власти Москвы продали площадки за 9,579 млрд рублей. В состав лота вошли кинотеатры: «Ангара», «Аврора», «Алмаз», «Ашхабад», «Баку», «Байконур», «Бирюсинка», «Будапешт», «Витязь», «Варшава», «Волга», «Волгоград», «Восход», «Высота», «Звездный», «Керчь», «Киргизия», «Комсомолец», «Ладога», «Марс», «Мечта», «Нева», «Орбита», «Орион», «Патриот», «Первомайский», «Планета», «Прага», «Рассвет», «Рига», «Родина», «Саяны», «Солнцево», «София», «Таллин», «Улан-Батор», «Экран», «Эльбрус», «Янтарь».
Вице-президент ADG Group, Григорий Печерский, обещает, что главная цель реконструкции – сделать кинотеатры максимально полезными для жителей, при этом отмечает, что это целиком и полностью бизнес-проект, в котором должна быть обеспечена коммерческую успешность. По условиям торгов, компания ADG Group 30% площади должна отвести под «культурно-просветительское назначение», что касается выручки – её смогут приносить сопутствующие кинопоказам услуги – кафе, рестораны, магазины, спортивные секции, кружки по интересам для детей и взрослых. Инициаторы конкурса подчёркивают, что в реконструкции важен индивидуальный подход к каждому кинотеатру, с учётом специфики населения и района, где он расположен.
Поскольку в рамках конкурса российские и зарубежные специалисты будут разрабатывать архитектурные решения, с учётом их содержательного наполнения – такой программы, которая сможет вызвать у горожан интерес и привлечь их в здания, которые сейчас либо не пользуются популярностью, либо и вовсе разрушаются.
Как сообщалось ранее, в идею модернизации городских кинотеатров планировалось вложить около 40 млрд рублей. Впрочем, как рассказал на открытии конкурса инвестор проекта, точная сумма будет зависеть от концепции. «Мы ещё не решили, что там будем делать, поэтому инвестиции будут зависеть от концепции, которая победит на конкурсе, – отметил г-н Печерский. – Но могу предположить, что стоимость проекта увеличится, поскольку в нём была заложена импортная составляющая».
Сбор заявок на участие в конкурсе продлится до 20 ноября 2015 года, после чего будет определён шорт-лист из пяти команд, которые и займутся разработкой концепции обновления городских кинотеатров. Победители будут объявлены на финальном заседании жюри 25 января 2016 года. По условиям конкурса, команда, выигравшая его, получит 650 тыс. рублей за каждый выпущенный проект кинотеатра, а также право на реализацию своего проекта.
Отметим, что вопросы модернизации, возвращения «к жизни» и на культурную карту города кинозалов актуальны не только для Москвы, но и для всех регионов России. В 2013 году был задуман проект ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO КЛУБНАЯ КАМПАНИЯ REALISTFILM, который в том числе направлен на изучение и описание существующих площадок кинопоказа в каждом конкретном российском городе, выявление потребностей и интереса местных жителей к искусству кино и содействие в реализации этих интересов: налаживание коммуникации между собственниками площадок, организаторами показов неигровых картин, органами власти, а также региональными НКО и СМИ. В связи с этим на презентации конкурса ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO задало вопрос представителю компании собственника и внесло предложение рассмотреть потенциал документального кино и возможности его развития на обновлённых киноплощадках.
Ответ и видеозапись – см. в конце данного материала.
_________
Доклады с презентации открытого Всероссийского конкурса на разработку редевелопмента кинотеатров
«Варшава» и «Восход»
смотрите в видеохронике IA_RFI
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов о целях конкурса по обновлению московских кинотеатров:
[РАСШИФРОВКА
«Во-первых, мы продолжаем программу московских конкурсов. Вот очередной подошёл. Есть ряд задач обычных, есть ряд задач специфических? связанные с данными кинотеатрами. Это некий лифт и ресёрч для заказчика на исследование возможностей, для круга специалистов, архитекторов – возможность себя показать и закрепиться на рынке. Надеюсь, с этом конкурсом мы эти задачи будем реализовывать. Что касается специфики, которая индивидуальная для этой работы, я бы сказал, конечно, что она выливается из специфики устройства города Москвы. Многие из нас выросли в районах не самых центральных, и мы знаем, что была определённая неглупая система устройства города, хотя сегодня она со сменой экономического строя, социального, она оказалась неустройчивой, многое меняется. Эти изменения мы видим и с изменениями этих кинотеатров. Кинотеатр – символом этой эпохи. Мы знаем, что идея радиовещания, телевидения и кино была популярна в Советском Союзе особо […]. Тема кино, кинотеатра, здания, где происходят просмотры, общение людей, живущих в отсутствие других культурных центров в таких периферийных районах, она была в обществе крайне важна. Я уверен, что она и сейчас важна. […] Города так стремительно растут, что жизнь в центре воспринимает абсолютное меньшинство на сегодняшний день. А культурная жизнь, развитие, отдых нужны безусловно всем. Такие центры могли бы эту роль играть, безусловно, на новом уровне понимания этой темы. Хотя тот старый, милый и уютный, формат, я сам хорошо помню[…] Я бы назвал основной задачей конкурсе не потерять вот такой некий локальный уют этих мест, индивидуальность, которую они давали этим районам. В переговорах с инвестором, мы договорились хотя бы на какое-то количество этих объектов – в данном случае речь идёт о двух – провести конкурс. Цель тут через такую работу придать индивидуальности и найти свой характер для этих объектов, показать, что этот опыт может быть позитивным […], сделать проект привлекательным для людей и любимым ими»].
.
Вице-президент ADG Group Григорий Печерский о принципах реновации старых кинотеатров
[РАСШИФРОВКА
Проект достаточно интересный и остаточно большой и крайне комплексный. Всего в портфеле том, что мы приобрели 39 объектов, и каждый из них уникален по-своему. И наш подход в принципе к реновации этих зданий должен быть индивидуален. Сегодня мы будем говорить в первую очередь о двух объектах. Но в целом хотел бы привести ряд примеров. Есть объекты, которые мы будем в значительной степени реконструировать, есть объекты, которые не имеем права сильно менять. Например, кинотеатр «Родина», который является памятников архитектуры. Что касается объектов, которые мы предложили для конкурса, они являются для нас очень сложными, и мы не имеем окончательного ответа на вопрос о том, что же всё-таки там должно быть, несмотря на то, что мы провели достаточно большое количество исследований, чётко понимаем, что происходит в каждом районе, и мы соответственно поделимся с вами это информацией […]. Я бы хотел предложить посмотреть на эти места, как жители конкретного района. Мы не предлагаем сделать какие-то громоздкие с точки зрения размера сооружения, мы хотим предоставить возможность жителям, которые живут вокруг каждого кинотеатра, определённый объём инфраструктуры, который немножко повысит уровень жизни в данном районе. Мы предоставим все исследования, которые были сделаны совместно с коллегами, и думаю, вы чётко сможете представит себе, какой инфраструктуры не хватает. Возвращаясь к этим двум объектами (кинотеатры «Варшава» и «Восход» – прим. IA_RFI), они неспроста попали в этот конкурс, они абсолютно разные. Если вы посмотрите на «Варшаву» – это достаточно благополучный район, с хороше инфраструктурой, где по большей части всё есть. […] Что касается кинотеатра «Восход» – там инфраструктура более бедная и мы не можем похвастаться существующими предложениями как по кино, так и по социально-культурной составляющей, так и в принципе по всем услугам, которые людям нужны].
.
Архитектурный критик, руководитель «МАРШ лаб», участник группы Sovmod Елена Гонсалес
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Архитектура советского модернизма. Кинотеатры»
[РАСШИФРОВКА
«Я сделала небольшую презентацию, чтобы обозначить главные проблемы, с которыми сталкиваются и собственники зданий 1970-ъ, и общество в целом. […] Всегда не знаешь начать свою презентацию, это такой важный момент, который должен задать некое направление всей дискуссии. Но мне облегчили задачу. На сайте Архсовета я увидела кинотеатр «Восход» вот в виде нижнего здания, а ещё на facebook – кинотеатр «Восход» в виде верхнего здания. Но, конечно, это не кинотеатр «Восход» тот, который имеется в виду. Этот казус говорит об интересном таком феномене: о том, что образ и не только образ, но и название, тиражируясь, нивелирует саму постройку и ценность этого места. Хотя за каждым из этих зданий стоит очень интересная история […]. Вот наш объек, это кинотеатр «Восход», который находится на юго-востоке Москвы, я буду говорить про него. Этот феномен не привязанности к месту – это общая проблема, с которой сталкивается наше общество когда мы говорим о наследии 1960-70х годов применительно к типовому строительству. При этом качество самих проектов очень высокое. И тем не менее… […] чем же являлись эти типовые постройки? Была такая песня: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес, Советский Союз». В рамках этой парадигмы не было привязки ни к дому, ни к улице, это была общность людей, которая описывалась огромной территорией Советского Союза. И это общности нужен был единый язык. Это был образный язык, которым говорила вся страна при помощи типовых построек, о которых мы ведём речь. […] С одной стороны это, конечно, плохо. Это обедняет и архитектуру, и сами места. С другой стороны – мы имеем предложение общего качества: и в посёлке, и в большом городе были приблизительно одинаковые кинотеатры. […] Что же происходит с такими кинотеатрами? Типичная история: в Волгоградской области кинотеатр, который был самым популярным. Потом так получается, что гордость Волгограда обращается в руины – стоит заброшенный, разбитый, разграбленный.
По нашим исследованиям, где-то 70% типовых кинотеатров по России сейчас не действуют. Из них приблизительно половина (то есть треть от общей суммы) стоит рунированная, другая треть – занята другими функциями. Если мы посмотри на экономику – за период с 1997 по 2004 год (это семь лет) за счёт бюджета города и Красноармейского района […] было выделено 627 тысяч рублей. Мы понимаем, что эта экономика использования таких зданий просто невозможна. Встаёт вопрос о том, как эти здания сделать рентабельными.
[…] Я бы была счастлива, если бы участники конкурса всё-таки осознавали ценность архитектурного вклада того времени, культуру строительства, культуру проектирования и в своих конкурсных проектах по реконструкции этих зданий имели бы это в виду. И конечно, надо возвращаться к тому, что каждое место должно иметь своё лицо. Поэтому та работа, которую девелоперская группа сделала по изучению районов – это очень важно. Сейчас задача – найти специфику районов и отталкиваться от неё, не только от запроса жителей, но и от истории места, что-то такое создавать»].
.
Архитектор, преподаватель МАРХИ Наринэ Тютчева: «Если мы посмотрим афишу города, увидим, что это усреднённая индустрия сетевого характера. Везде такой кино-макдональдс»
[РАСШИФРОВКА
По поводу достаточности площадок для кинопоказа, если рядом находится 4-зальный мультиплекс. Дело в том, что если мы посмотрим по городу афишу, увидим, что это такая достаточно усреднённая индустрия сетевого характера. То есть везде такой кино-макдональдс по сути дела, несмотря на то, что залов много и фильмов много. Понятно, что есть Интернет и возможность индивидуального просмотра, но тем не менее поход в кино для многих культурное событие. С другой стороны – мы же не понимаем на самом деле сколько за кадром остаётся недоступным нашему просмотру, что делается молодёжью, просто русских кинематографом, который не попадает в этим сетевые истории. Это могло бы стать культурной миссией, если бы этот пласт был предложен публике. Может быть, использовать этот ресурс не для того, добавить ещё одну «пятёрочку», ещё один «макдональдс», а воспользоваться тем, чтобы создать качественно новый культурный продукт, который развивался бы по совершенно другим законам. Безусловно, это сложная коммерческая и экономическая история. Проще всегда идти про проверенным дорогам. Мы знаем, простите, что девелоперы всегда продают то, что удачно продали в прошлом году и достаточно нежелательно идут на какие-то риски. Но тем не менее такой шанс использовать по каким-то наезженным схемам, мне кажется нельзя. Особенно в силу того, что мы переживаем серьёзный экономический кризис, и все вчерашние сценарии уже не работаю даже сегодня, а будут ли они завтра работать мы тоде не понимаем. Вот собственно всё, о чём я хотела сказать»].
.
Социолог, автор исследования «Механика Москвы» Кирилл Пузанов
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Что сегодня представляет собой культура жилых районов Москвы?
[РАСШИФРОВКА
Помимо того, что вовлечённость в культурные практики и в принципе в жизнь города увеличивают удовлетворённость от проживания в этом городе, также здесь важным моментом является то, что при долгосрочной депривации относительно культурной инфраструктуры эта привычка теряется и недостаточно уже просто построить определённый досуговый объект. Дополнительная функция – выработать привычку, создать спрос на подобные услуги у москвичей. Соответственно относительно кинотеатров «Восход» и «Варшава» это тоже достаточно значимо. Здесь собственно карта, тех районов, которые мы включали в исследование. Те районы, на территории которых располагаются кинотеатры. Мы видим, что кинотеатра «Варшава» попал в условный кластер – сбалансированных районов, кинотеатр «Восход» , располагающийся в Рязанской районе – это проблемный район. Собственно эта кластеризация с одной стороны попытка понять какую-то индивидуальность этих районов […], с другой стороны попытка сгруппировать их в хотя бы относительно однородные группы, дабы пытаться выявить какие-то типовые решения или системные разговоры к процессу хотя бы разговора об этих кинотеатрах. Кинотеатр «Варшава» – это пример сбалансированного района, хорошо обустроенного инфраструктурой, где нет особого вопроса формирования спроса на услуги сферы культуры. С другой стороны – есть достаточно мощная конкурентная база. Как уже упоминалось, кинотеатр «Варшава» находится дверь в дверь с крупным торговым центром «Метрополис». С другой стороны кинотеатр «Восход» – один из самых проблемых районов […], здесь уже возникает проблема не просто создания инфраструктуры, но и попытка осознать, а как сделать эту инфраструктуру востребованной в условиях депривации относительно хороших культурных услуг жителями района. Спасибо за внимание»].
_______________
ВОПРОС ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO
[РАСШИФРОВКА
«Вопрос.
Добрый день. Меня зовут Бурлакова Дарья, я являюсь главным редактором ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO. Мы занимаемся изучением и развитием кинодокументальной среды. В том числе у учредителя АНО «Эковидеофильм» есть опыт – более восьми лет мы проводим показы документального кино на площадках Москвы и в регионах. Это документальные показы с последующей дискуссией среди зрителей. У меня есть предложение и вопрос, постараюсь кратко и тезисно их сформулировать. Предложение заключается в том, что сейчас в кинотеатрах… Елена в том числе говорила, что кинотеатры задумывались как социально-культурные центры района… сейчас говорить о том, что контент, который показывается в кинотеатрах, соответствует хотя бы минимальным социальным или культурным нагрузкам, довольно сложно. При этом документальное кино является средством общения для людей, способом просвещения и популяризации многих тем. Возле Москве сконцентрированы архивы, где хранятся документальные фильмы – Госфильмофонд, Красногорский архив, Главный архив города Москвы. Соответственно моё предложение рассмотреть документальный фильмы, как часть контента для показа и обсуждения на этих территориях. И вопрос – кто будет формировать контент? И как Вы вообще оцениваете потенциал документального кино в реализации тех задач, которыми они будут наполняться. Спасибо.
Ответ (Григорий Печерский). Со своей стороны могу ответить – мы в принципе занимаемся больше девелопментом, чем кинопрокатом. Поэтому я сейчас, особенно в данный момент, сейчас я Вам точно не скажу, как будет формироваться сетка, как будет показываться кино, через там два-три года особенно… и будет ли в каждом конкретном здании, действительно, то что Вы предлагаете – документальное кино. И безусловно, интересно посмотреть на это. Но в целом… наверное, Вы же тоже не предлагаете сделать 39 центров документального кино. Наверно, в каких-то случаях это, действительно, будет востребовано, и мы с удовольствием попробуем это реализовать. То есть действительно, если объект находится, например, рядом с многозальным кинотеатром, и там не смысла делать ещё один многозальный кинотеатр, мы можем сделать какую-то функцию, связанную с показом документального кино. Теоретически это может быть, кстати, предложением по «Варшаве», но для этого оно должно быть комплексным. То есть это не будет только кинотеатр документального кино, поскольку я подозреваю, что высоким спрос среди жителей района только на это не будет. Но раз в неделю, или три раза в неделю, в одном зале или как-то ещё может быть. Давайте посмотрим. Давайте попробуем.]
Полная запись дискуссии на официальном канале IA_RFI на Youtube.
Фото и видеосъёмка: Alik Sandor