Фильмы о Людмиле Алексеевой, о несправедливо осуждённых по статье 228, картина Владимира Кара-Мурзы: победители фестиваля «Сталкер»
Россия. 26 декабря, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
В Москве завершился XXVI Международный кинофестиваль фильмов о правах человека ”Сталкер”. Из 27 документальных фильмов члены жюри фестиваля отметили 12 картин. Среди них – фильм об осуждённых по так называемой народной статье 228, к которой привлекло внимание дело Ивана Голунова, картины о жизни правозащитницы Людмилы Алексеевой и о коллекционере Георгие Костаки, фильм Владимира Кара-Мурзы о сельском священнике Георгие Эдельштейне. Подробнее о победителях и лауреатах фестиваля – в нашем материале.
“Театр за колючей проволокой”, режиссёр: Инна Кокорина
Гран-при фестиваля и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России.
Фильм об истории уникального театра, основанного в 1943 году в Воркутлаге (Воркутинский исправительно-трудовой лагерь, действующий в Архангельской области с 1938 по 1960 годы – Прим. REALISTFILM.INFO) во воле двух москвичей – начальника лагеря Михаила Мальцева (был начальником Воркутлага с 1943 по 1947 годы) и заключённого Бориса Мордвинова. Из барака на сцену под дулами автоматов ежедневно выходили актёры и музыканты. Во время войны Воркутинский лагерный музыкально-драматический театр показывал 600 спектаклей в год, а труппа состояла из 150 актёров. Их дети, внуки и друзья стали героями этого фильма.
По словам Инна Кокориной, идея была предложена продюсером Александром Радовым, который ушел из жизни в первую волну covid-19. “А началось всё со статьи о Маргарите Рейзвих, бывшей актрисе этого воркутинского театра, которая до сих пор живёт в Омске, – рассказала Инна Кокорина. – Про неё хотела сделать документальный фильм Вера Глаголева, но не успела. Мы начали с её истории – это удивительная женщина, светлая, потрясающая, и так родилось это исследование и наш фильм”.
“Презумпция виновности”, режиссёр Дмитрий Степанов
Приз президента кинофестиваля “Сталкер”
Картина рассказывает о судьбах несправедливо осуждённых по 228-й статье уголовного кодекса журналиста Андрея Евгеньева и московского студента Никиты Михеенко и об их матерях, которые пытаются доказать, что их дети невиновны.
“История раскручивается и доходит до логического финала – обвинение выдвинуто против полицейских. Это такая психологическая драма по самой, фактически, народной теме – люди пытаются добиться справедливости, ищут правду, везде получают отказы, сталкиваются со стеной непонимания, но, как известно, капля камень точит, и если не опускать руки, можно добиться и справедливости”, – рассказал режиссёр фильма Дмитрий Степанов.
Награду вручил народный артист России кинорежиссёр Вадим Абдрашитов. “О чём эта картина, почему приз вручается именно её авторам? – обратился он со сцены к сидящим в зале. – Что такое правовое государство и что такое – правовое пространство? Это пространство, в котором зло называется злом, а добро – добром, и человек не сходит с ума, потому что никакой переполюсовки нет. Чёрное мы называем чёрным, а белое – белым. Если это переполюсовать, получается тот чудовищный сюр, который замечательно в этом фильме воспроизведен”.
“Алиса из страны чудес”, режиссёр: Елена Демидова
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России “Белый слон”.
Картина о взаимопонимании двух девушек, казалось бы, из совершенно разных миров. Героиня фильма больна боковым амиотрофическим склерозом. Маша уже не может двигаться и говорить, только пальцы немного двигаются и дают возможность управлять компьютерной мышью. Она живёт в бедной квартире с маленькой дочерью. Алиса – успешный музыкант, живущий на две страны – Россию и Америку.
По словам Елены Демидовой, фильм получился случайно. “Мы снимали клип для Фонда борьбы с БАС – боковым амиотрофическим склерозом. Помните веселые “ледяные обливашки” 2014 года – Ice Bucket Challenge? Их затеяли для того, чтобы привлечь внимание к БАС – самому тяжелому и загадочному заболеванию в неврологии. Мы снимали музыкальный клип и с музыкантом Алисой Апрелевой пришли к Маше, больной БАС. И вдруг начало происходить кино, между девушками неожиданно натянулись ниточки, которые осязаешь, и родилась история. Она снята за час. Потом она у меня долго лежала, мы смонтировали клип, и вроде все забылось. А в один какой-то момент я посмотрела материал и поняла – это кино”.
Награду вручил кинокритик Александр Колбовский. “Фильм, в который мы с коллегами просто влюбились – это абсолютно чистая эмоция, эмоция счастья, любви и сострадания”, – отметил он.
“Не в срок”, режиссёр: Наталья Лобко.
Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России.
Фильм рассказывает о реанимации недоношенных детей. Ещё несколько лет назад у героев этого фильма не было шансов на жизнь. Ведь 870-граммовый плод считался выкидышем. В 2012 году стандарты сильно поменялись. Однако несмотря на развитие медицинских технологий, огромный процент успеха выхаживания недоношенного зависит от веры родителей в своего ребёнка.
Режиссер Наталья Лобко отметила, что её интересовала эта тема не только как режиссёра, но и как женщину. “Я очень люблю этот фильм и своих героев. Мы его снимали в пяти городах. В больнице, где я снимала, отделение реанимации новорожденных было единственное, которое меня поразило, и я поняла, что об этом надо сделать фильм”, – сказала Наталья.
“Дар Костаки”, режиссёр: Елена Лобачевская
Приз “Сталкер”
Картина о легендарном коллекционере Георгии Костаки. О Костаки рассказывает его дочь Алика, художники, искусствоведы и сотрудники музеев. Они спорят друг с другом, выдвигают различные версии перипетий жизни и судьбы Костаки. Из этих фрагментарных отражений граней его непростой, а порой и загадочной личности складывается портрет человека, спасшего и сохранившего искусство авангарда, которым сегодня гордится Россия.
Награду вручил член жюри неигрового кино Алексей Симонов. “Этот человек – настоящий Сталкер, – сказал он о Георгие Костаки. – Не будучи по большому счету человеком культуры, являясь гражданином другой страны, работая шофером в посольстве, он ухитрился быть на такой высоте, что никакие проблемы, которые создавало ему наше родное государство, – ни то, что его обкрадывали, ни то, что его оболгали, ни то, что его лишили большей части коллекции при выезде за рубеж – ничто его не остановило. Он оставил нам уникальную коллекцию, которая без него просто пропала бы, и мы бы не узнали, что были авангардисты”.
“Обязанность — не молчать”, режиссёр Владимир Кара-Мурза (мл.)
Специальный приз им. Георгия Жженова и специальный приз имени правозащитника Феликса Светова.
“Если мы молчим, мы участвуем в том зле, которое происходит в мире. Я обязан сказать, что я думаю”. Этого принципа всегда придерживался герой фильма – наш современник, священник Георгий Эдельштейн. Человек удивительной судьбы, сложной, как век, в который ему выпало жить. Несоветский человек в советском обществе. Ценитель свободы, не любящий, когда его называют диссидентом. Сельский священник, которому вернул приход Рональд Рейган и сын которого стал израильским политиком.
“Для меня сегодня первый большой полноценный показ моей картины. Это мой первый в жизни кинофестиваль, и огромная честь – начать фестивальную судьбу фильма именно со “Сталкера”, – сказал Владимир Кара-Мурза, получая награду. – К сожалению, отец Георгий сам не мог быть, но я ему непременно расскажу о том, как всё прошло. Я очень надеюсь, что мы могли показать этого потрясающего светлого человека”.
“Осознание красоты. Чей Байкал?”, режиссер: Валерий Шевченко
Специальный приз имени Сергея Говорухина.
В фильме поднимается тема экспансии китайцев на озеро Байкал, которая угрожает уникальному природному объекту. Впрочем, по словам самого режиссёра, это больше авторская история, чем журналистское расследования экспансии китайцев на Байкале, которая неизвестно чем закончится. “В фильме есть свои метафоры, свой взгляд и некое обобщение того, что происходит на Байкале”, – отметил Шевченко, представляя свою работу.
“Мы в садовника играли…”, режиссёр: Максим Кузнецов
Диплом жюри за сохранение памяти о самых драматических моментах нашей истории.
Экспериментальный, фильм, соединивший хронику, живые свидетельства и актерское исполнение диалогов. В его основе – воспоминаниям президента общества дружбы “Россия–Норвегия”, профессора ВГИК Валентины Яковлевны Орловой, которая шестилетней девочкой прошла путь из оккупированной Эстонии в осажденную Москву. Одна, без родителей. И выжила.
“Не уходи отсюда”, режиссеры: Владимир Самородов, Марина Труш
Диплом жюри за любовь к неуютным углам своей родины и Диплом жюри общественных организаций.
В центре сюжета – село Учма, образовавшееся в конце 1940-х годов на берегу Волги рядом со старинным Кассиановым монастырем. Учма попадала в зону затопления Рыбинского водохранилища. Однако произошло непредвиденное. Фундаменты монастырских храмов, разрушенных в 30-е годы, образовали собой каменную косу, став непреодолимой преградой для поднявшейся воды. Так Учма осталась на суше. Прошло полвека. В 90-е она вновь оказалось на грани небытия — и опять чудом выстояла!
“Наш герой самим фактом того, что он живёт в деревне, остался там один и никуда не уехал, отстаивает право человека, русского человека жить там, где он хочет, – на земле своих предков”, – рассказала соавтор фильма Марина Труш, получая награду.
“Я не знаю букву «два», режиссёр: Олеся Корепанова
Диплом жюри за утверждение права человека быть человеком и специальный приз Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека.
Это фильм о взрослом человеке, который только начал учиться читать, писать и жить. В 20 лет Пётр Касихин не знает алфавита, а элементарные детские задачки с сидящими на ветке птичками кажутся ему непостижимыми. В детстве Пётр попал в психинтернат. По ошибке. Ему поставили диагноз “необучаемый” и не отправили в школу. Вопреки всему – диагнозу, человеческой предвзятости и некомпетентности – повзрослевший Пётр отправляется учиться в первый класс.
“Съёмки были сложные, включая то, что в последний съёмочный день сломался жесткий диск с материалом, и пришлось его восстанавливать. Продюсер об этом не знает”, – рассказала режиссёр.
“Последняя надежда”, режиссёр: Леонид Агафонов
Диплом жюри за попытку гуманизировать жестокую тюремную реальность
Автор фильма – петербургский правозащитник Леонид Агафонов. Он вместе со своей командой он снял фильм о женщинах, которым диагностировали онкозаболевания в российских тюрьмах. Фильм назван в честь одной из пяти героинь, которых Леонид навещал в тюрьме. Надежда Богданова – единственная выжившая, несмотря на страшный диагноз она вышла на свободу и смогла рассказать историю своей жизни
Получая награду, Леонид Агафонов отметил, что он не режиссёр, для него этот фильм – просто попытка хоть как-то помочь своим героиням и привлечь внимание к проблеме.
“Людмила Алексеева. Без нимба”, режиссёры: Сергей Догоров, Серик Бейсеуов.
Специальный приз имени правозащитницы Ларисы Богораз.
Людмила Михайловна Алексеева прожила 91 год и большую часть своей жизни посвятила борьбе за права человека. Она прошла путь от образцовой советской школьницы и члена КПСС до диссидентки и соосновательницы Московской Хельсинской группы. Людмила Алексеева стала настоящей иконой правозащитного движения в России. Но общественное признание, заслуженные награды и регалии в какой-то момент словно превратились в невидимую стену, спрятавшую от всех яркого интересного человека, которым Людмила Михайловна безусловно была.
По словам режиссёра Сергея Догорова, задача фильма – разрушить эту стену, показать новую, неизвестную Алексееву. “Благодаря искреннему честному рассказу от первого лица зритель сможет узнать, из какого “сора жизни» Людмилы Михайловны росли её «стихи», насколько сложный путь ей пришлось пройти.
Читайте также:
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Всего на фестивале было показано 27 документальных работ. Жюри неигрового кино – Вадим Абдрашитов, Владимир Герчиков, Алексей Симонов и Раиса Фомина.
Фестиваль прошёл в Москве с 10 по 15 декабря. За шесть дней киносмотра в Центральном Доме кинематографистов было показано 66 фильмов. В конкурсной программе – 59 работ, из них: 13 полнометражных, 11 короткометражных игровых, 8 анимационных и 27 документальных фильмов.
Киносмотр проводится Гильдией кинорежиссеров России при поддержке Фонда Президентских грантов, Министерства культуры Российской Федерации, Совместной программы Российской Федерации и Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ ООН), Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Филиала Фонда Розы Люксембург в Российской Федерации. Генеральный партнер кинофестиваля – Фонд Михаила Прохорова.
Текст: киновед Елена Ульянова
Подпишитесь на REALISTFILM.INFO в социальных сетях: Вконтакте, Youtube, Telegram.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена на территории РФ как экстремистская.
Похожие новости
Глобальный фестиваль фильмов о миграции открыл приём заявок
Россия. 26 мая, 2020 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Проект “Питчинги” приглашает на вечеринку кинематографистов
Россия. 19 июля, 2019 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Что нужно знать, собираясь на кинофестиваль «Послание к Человеку»
Программы фестиваля, полезные факты и, конечно, документальные фильмы