Ретроспектива фильмов Александра Сокурова. Расписание показов

Ретроспектива фильмов Александра Сокурова. Расписание показов

Россия, Санкт-Петербург. 8 июня, 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.

C 9 до 22 июня 2016 года кинотеатр «Аврора» представляет ретроспективу российского режиссёра, автора более 30 документальных фильмов Александра Сокурова. Ретроспектива посвящена 65-летию классика кино. В программу вошли игровые и документальные ленты мастера, а также дипломные работы выпускников Мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете (КБГУ). Специально для показа Александр Сокуров отобрал картины семерых своих учеников.

В рамках документальной программы зрители смогут увидеть кинокартины, снятые Александром Сокуровым в разный период жизни – от кинобиографий «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната» и «Мария» до цикла киноэлегий «Восточная элегия», «Советская элегия», «Московская элегия». Главным сюрпризом для зрителей станет показ почти не выходивших на российском киноэкране документальных лент «И ничего больше», «Соната для Гитлера», «Смиренная жизнь», «Dolce…», «Повинность» и «Духовные голоса».
IA_RFI публикует документальную программу ретроспективы Александра Сокурова.

_________________________________

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

9-15 июня, 2016
Санкт-Петербург, кинотеатр «Аврора». Адрес: Невский проспект, 60

9 июня, четверг
19:00 – «Альтовая соната. Дмитрий Шостакович» (реж.: Александр Сокуров, Семён Аранович, СССР, 1981, 80 мин.)

Кадр из фильма "Альтовая соната. Дмитрий Шостакович"

Кадр из фильма «Альтовая соната. Дмитрий Шостакович»

Фильм о гениальном композиторе Дмитрии Шостаковиче начал снимать кинорежиссёр Семен Аранович. Александр Сокуров был сначала к монтажу фото- и кинохроникального материала для картины. Но именно он стал создавать структуру всей композиции фильма и определил его эмоциональный строй. Отбор и монтаж подлинных документов вывели фильм из границ биографического сюжета в контекст истории. Получился трагический реквием по уникальной судьбе творца, по творчеству, обречённому вызревать и реализовываться в сковывающих рамках государственной идеологии. Это картина о победе мощного искусства и о поражении–гибели слабого человека, несущего груз своего дара. Биография Шостаковича, включившая в себя острейшие моменты социальной жизни советской России, стала поводом и материалом для обобщения и размышления режиссёра о трагическом предназначении художника, всегда одинокого, но не отделимого от своей эпохи, от своей Родины.


«Соната для Гитлера» (Россия, 1989, 11 мин.)

Кадр из фильма "Соната для Гитлера"

Кадр из фильма «Соната для Гитлера»

Как почти все ранние картины Сокурова фильм имеет две даты: создания и окончательной редакции при выпуске в прокат ранее закрытой для проката ленты. Картина смонтирована из кадров немецкой и советской кинохроники времён Второй мировой войны, точнее – её конца. Пример документальной монтажной ленты на эту тему уже был в советском кинематографе 60-х годов – фильм «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма стал классикой обличительно-ретроспективного исследования о фашизме. Однако Александр Сокуров применяет выразительную силу кинодокумента в совершенно другом качестве. Он отказался от метода накопления материала для панорамы преступлений нацизма. Как автор-лирик он выбрал один ракурс пронзительного взгляда и запечатлел исторический пейзаж — пейзаж после катастрофы. Он выбрал только один аспект — психологический, показав жертвами преступления самих его виновников: казнь гитлеровских генералов, жалкое отчаяние проигравшего войну фюрера, позор обманутой, вымуштрованной на ритуальном энтузиазме толпы. Здесь же – проекция на историю России, победившей Гитлера, но вырастившей своего диктатора — Сталина. Цифры отсчёта — времени Гитлера и Сталина режиссёр поместил по обе стороны документального экрана.

10 июня, пятница
19:00 – «И больше ничего» (СССР, Ленинградская студия документальных фильмов (ЛСДФ), 1982–1986, 2013 гг., 7 частей, 68 мин.)

кадр из фильма "И ничего больше"

кадр из фильма «И ничего больше»

Первоначальное название фильма «Союзники». Фильм был снят ещё в середине 1980-х годов. Пять лет киногруппа Александра Сокурова собирала уникальный материал. Многое из того, что показано в картине, наши соотечественники вряд ли прежде видели. Тем более, что в основе киноленты – документальные кадры немецкой и американской кинохроник, остававшееся долгие десятилетия практически недоступными даже для исследователей. Картина об антигитлеровской коалиции СССР, Англии и Америки, сложившейся как противовес завоевательной политике фашистской Германии в годы Второй мировой войны. Уникальные кадры кинохроники, снятые операторами разных воюющих стран, связаны размышлениями автора о судьбах послевоенного мира, о гуманитарных потерях обеих сторон и об обретении зыбких надежд на единство мира в противодействии злу. Картина построена на неожиданных акцентах в монтаже и раскадровке, на музыкальных ассоциациях, «аранжирующих» темы изобразительного материала. Трагедийное звучание воссозданного на экране эпоса войны не устраивало руководство Центрального телевидения, которое заказало студии картину в преддверии сорокалетия Победы над фашистской Германией. Фильм Сокурова не удовлетворял требованиям пропагандистского заказа, поэтому и был «положен на полку». В годы перестройки картина была легализована и показана зрителям.

В программе показа также «Легкая вина» — короткометражный игровой фильм выпускницы Мастерской А.Н.Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Малики Мусаевой.


11 июня, суббота

17:00 – «Мария» (СССР, 1988, 37 мин.)


«Фильм «Мария» — реквием в память о русской крестьянке Марии Семёновне Войновой. Мария Семёновна всю жизнь выращивала лён. Возможно, что с ее жизнью ушли важные крестьянские тайны работы в поле. Переданные ей в своё время по наследству приёмы агротехники в её семье подхватить некому. Сын трагически погиб, дочь скорее всего совсем уедет из села.

Картина состоит из двух глав. Первая — цветное летнее впечатление о Марии Семеновне. Сенокос, купание в реке, труд на льняных полях, отпуск в Крым, что бывает в жизни крестьянина чрезвычайно редко — впечатления городского человека, кем и явился автор фильма, от деревенского быта. Вторая часть — снималась через девять лет. Это чёрно–белое изображение с рассказом о том, как завершилась судьба Марии Семёновны.
В программе показа также «Леса Вавилона» — короткометражный фильм выпускника Мастерской А.Н. Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Александра Золотухина.

 

12 июня, воскресенье
17:00 – Премьерный показ в России фильма «Московская элегия» (СССР, 1987, 88 мин.)
Премьера в мире состоялась 28 октября 2000 года

кадр из фильма "Московская элегия"

кадр из фильма «Московская элегия»

Фильм начинал сниматься к 50–летнему юбилею Тарковского.

«Московская элегия» — часть из серии документальных фильмов, которые создавались на Ленинградской студии документальных фильмов, объединенных общим «элегическим настроением»…  Однако разногласия в Союзе кинематографистов СССР по поводу стиля фильма и его содержания надолго прервали работу. «Московская элегия» – это субъективные впечатления автора от личности и исторической судьбы Андрея Тарквоского.

«Позволю себе добавить, что нашей задачей было создание особой человеческой интонации к памяти и личности Тарковского. Мы хотели распорядиться материалом ласково, осторожно, по–доброму. Мы не стремились охватить все стороны жизни и творчества Тарковского. Мы говорим только о том, что оставлено на Родине и что происходило в эти годы на Западе, где Тарковский был вынужден работать», – Александр Сокуров.

В программе показа также «Счастливая семья» — короткометражный игровой фильм выпускницы Мастерской А.Н. Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Тины Мастафовой.


13 июня, понедельник

17:00 – Премьерный показ в России фильма «Советская элегия» (СССР, 1989, 4 части, 37 мин.)

Из авторской аннотации Александра Сокурова: «В «Советской элегии» фотогалерея вождей, и отошедших в небытие, и ныне здравствующих, обрывается на портрете Ельцина. Герой откалывается от сонма небожителей и обрастает в киноповествовании разносторонними связями с реальностью. Семейная хроника, мир природы, панорамы новостроек и кладбищ, случайные и пронзительные эпизоды быта посторонних людей складываются в эпическую картину единого бытия. Снимая кабинет Ельцина, Сокуров нам показал не место службы высокопоставленного чиновника, а пустой кабинет спешащего уйти человека. Застать, запечатлеть государственного человека кинообъектив предпочел в домашней обстановке — в глубоком неподвижном молчании. Этот кинопортрет популярного политика — тогда еще не российского президента, а нонконформиста власти — антипрезентативен. Режиссера интересует личность, вызревающая в одиночестве, вне номенклатурной суеты, и только тогда обретающая драматический объем, человеческую значимость».

«Dolce…» (Россия, Япония, 2000, 61 мин.)

кадр из фильма "Dolce..."

кадр из фильма «Dolce…»

Фильм посвящен известному японскому писателю Тосио Симао, умершему в 1986 году, его вдове и дочери. Документальная канва лишь оттеняет особый глубинный ракурс жизнеописания, видео использовано как способ почти интимного проникновения во внутренний мир героев. Перипетии биографии и творчества — объективные факты жизни известного человека даны пунктиром. Главная ось повествования проходит через лирический монолог главной героини — Михо Симао, жены писателя, живущей с больной дочерью на уединенном острове в океане и сторонящейся контактов с посторонними людьми. Открытие личности: драма рефлексии и катарсис духовного обнажения — происходит как важнейшее событие затаённой, замкнутой в себе женской судьбы, в которой поступки не так значимы, как импульсы чувств.

Импрессионистскими штрихами режиссёр проявляет контуры воспоминаний, контрасты настроения, оттенки психологических состояний. Прикасаться к этому внутреннему миру, чтобы передать его изысканное благоухание и изощренную боль, можно лишь как в музыкальной лирике — нежно — dolce. В сущности, этот фильм – диалог автора и его модели. Каноны японской графики и европейской музыки слиты в необычный сплав нового поэтического жанра — видеопоэмы.

 

14 июня, вторник
19:00 – «Восточная элегия» (Россия, Япония, 1996, 45 мин.)

Кадра из фильма "Восточная элегия"

Кадра из фильма «Восточная элегия»

Жанр всего цикла условно можно отнести к документальному: только потому, что в нём снимались конкретные люди в привычных для себя условиях. Это простые люди, но обыкновенными или типичными для современной Японии их не назовёшь. Их маргинальность не в приверженности каким-то устаревшим нормам и колориту бытовой жизни, а в особом строе души, в котором поэзия и мифология, национальная и общечеловеческая, значат больше, чем приметы сегодняшнего дня. Снимая старых людей в интерьерах национального японского жилища, Александр Сокуров создаёт из чужого быта непреходящий поэтический миф, особенно остро воспринимаемый европейцем, и погружает в него своих героев как в некое инобытие, где любые «потусторонние» вопросы более уместны и понятны, чем реалии действительности. Сокуров мифологизирует и самих этих людей, и их конкретные трагические судьбы, и свою миссию современного Вергилия. Расхожему опыту телерепортажа режиссёр противопоставляет уникальный опыт художественного проникновения к истоку человеческой культуры, где Восток и Запад – противоположные грани единого целого.

«Смиренная жизнь» (Россия, Япония, 1997, 75 мин.)

Кадр из фильма "Смиренная жизнь"

Кадр из фильма «Смиренная жизнь»

Миф об утерянной гармонии, которая всегда с нами, но которую мы разучились ощущать, — Сокуров развивает в этой картине на материале документальном и, на первый взгляд, вполне телевизионном. Это неспешный и подробный репортаж из старого дома, затерявшегося в горах, в японской деревне Аска, где живёт одинокая старая женщина по имени Умено Мацуеси. Но художественная задача режиссёра прямо противоположна познавательно–развлекательному комплексу телевизионной информации. Дело не только в том, что этот объект, этот человек не смог бы заинтересовать ни одну телегруппу ни в одной стране (и, может быть, менее всего — в современной Японии). Камера Сокурова не наблюдает за персонажем, не расспрашивает, не застигает врасплох, но извлекает из тривиальных подробностей физической реальности этой угасающей жизни поэтический образ непрерывного бытия. Образ эпический и лирический одновременно. Изысканная простота японского пейзажа, интерьера, серии портретов здесь менее всего выполняет функцию couleur local. Но это знак идеальной техники идеального изображения — авторского вживания в образ. А идеальное созвучие души и духа — вслушивание — Сокуров делает лирической кодой своего фильма. В финале героиня, не произнесшая в картине ни одного слова, читает перед замершей видеокамерой простодушные и горестные стихи — танку — собственного сочинения, которые звучат как молитва.

 

15 июня, среда

19:00 – Премьерный показ в России фильма «Духовные голоса». 1 и 5 серии (Россия, 1995, 76 мин.)
Премьера в мире – 10 августа 1996 года.

кадр из фильма "Духовные голоса"

кадр из фильма «Духовные голоса»

«Из дневников войны» — таков подзаголовок картины. Так обозначил автор её жанр. Война в фильме не имеет хронологических рамок, обозначены только её сезонные этапы. Дневник художника, где показаны люди на войне и в то же время раскрыты интимные переживания автора — это традиционная форма литературного повествования, к которой не раз обращались русские писатели. Для видеоматериала она непривычна. Картина разворачивается как дневник автора, где объективное повествование растворено в лирической интонации. На экране – реальные люди в конкретных обстоятельствах. Это российские пограничники на таджико–афганской границе. И всё же перед нам художественный опус, где законы искусства задают тему и компонуют материал жизни. Это не хроника будней пограничной заставы — это пограничная ситуация человеческой жизни вообще: неведение будущего, тоска, подчинённость судьбе, но при этом и концентрация всех жизненных сил в минуты опасности, напряжение воли в борьбе за существование.

В программе показа также «Где-то совсем рядом» — короткометражный игровой фильм выпускницы Мастерской А.Н. Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Марианы Казанчёвой.

 

16 июня, четверг
19:00 – Премьерный показ в России фильма «Повинность». 1 и 5 серии 
(Россия, Ленфильм, Роскомкино, Киностудия «Надежда», 1998, 86 мин.).
Премьера в мире – 10 августа 1996 года.

Кадр из фильма "Повинность"

Кадр из фильма «Повинность»


Тема военная давно интерпретируется Сокуровым как тема экзистенциальная, а пограничная служба — на суше или на море — как метафора человеческого поведения. Военную повинность — один из статусов изрядно поколебленной российской общественной жизни — Сокуров берёт как пример, как бытийную данность, относящуюся ко всем: мужчинам или женщинам, служившим или избежавшим службы в армии. Что такое подчинение, несвобода, зависимость от обстоятельств, замкнутость и однообразие повседневного быта, подавляющего желания и мечты, — это знают не только те, кто заперт в пространстве пограничного корабля, идущего в море. Реальные люди, военные моряки, в реальных обстоятельствах повседневной службы, документально зафиксированных камерой, волею режиссёра превращены в персонажей художественного повествования, где есть и главный герой – рассказчик, Командир Корабля. Тревожные размышления этого человека о своей судьбе и профессии, где власть над людьми есть тяжелое бремя и неизбежная составляющая общего блага и общей «повинности» жить, Сокуров «вписал» в диалог с Автором фильма. Молодой Командир Корабля – alter ego Автора. Как и в «Духовных голосах» хроникальный жанр взят здесь не как телевизионная форма, но как жанр классической русской литературы — дневник лирической исповеди.
В программе показа «Они ушли от меня» — короткометражный игровой фильм выпускницы Мастерской А.Н. Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Киры Коваленко.


Автор текстов: Александра Тучинская.

В аннотациях к фильмам использованы материалы с сайта Остров Сокурова.