Приветственное послание главного редактора
Д о р о г и е Д р у з ь я!
Вот уже больше двух месяцев прошло с того момента, когда ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO появилось в медиапространстве: 5 июня 2015 года на сайте realistfilm.info была размещена первая публикация.
Представляется, что пришло время рассказать вам о жизни редакции, о том, как прошли для нас эти два месяца, и о том, почему в самом начале своей деятельности редакция оказалась вынуждена обратиться к генеральному прокурору Российской Федерации. Мне также хотелось бы, чтобы вы восприняли это приветственное послание как знакомство, а потому надеюсь, что после прочтения у вас сложится понимание о том, что, как и зачем мы делаем, и что это вообще за явление такое – редакция ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO (или просто – IA_RFI). А ещё я надеюсь, что ваши мысли и устремления откликнутся на это понимание, и вы найдёте для себя ту область деятельности IA_RFI, которую поддержите своим опытом, творчеством и участием.
Помните это лаконичное сочинение о счастье девятиклассника Гены Шестопала из фильма «Доживём до понедельника», предельно ясную и исчерпывающую фразу: «Счастье — это когда тебя понимают»?
Вот и нам хотелось бы быть правильно понятыми, чтобы счастливо вести культурно-просветительскую деятельность, находить новых друзей, единомышленников и заниматься интересным, нужным и любимым делом.
В истории медиа сложилось понимание, что информационное агентство – этакий новостной донор для СМИ, производитель оперативных, актуальных, коротких сообщений, которые тиражируются, дополняются, переписываются журналистами, обрастают новыми подробностями и на следующий день, а то и через несколько часов, растворяются в информационном небытии, сменяясь новыми сообщениями «актуальной повестки дня».
Такое понимание задач и функций информационного агентства – не о нас. В разделе «О нас» вы можете найти следующее определение: «ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO – специализированное информационное агентство, которое ведёт деятельность по развитию информационной и культурной среды кинодокументального искусства и документалистики, их изучению и популяризации».
И самым подходящим словом для описания деятельности ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO, пожалуй, будет слово «исследование». Исследование реальности, способов её фиксации и осмысления, которыми являются кинохроника и документальное кино, изучение среды документалистики – методов обучения режиссёров неигрового кино, системы кинопроката и архивных фондов, деятельности киностудий, клубов документального кино, фестивалей, которые остаются одной из главных связующих нитей между неигровым кино и зрителем.
Конечно, нам, как журналистам, пришедшим в своём профессиональном и личностном развитии к созданию нового издания, было бы наивно думать, что начинать СМИ с такой особой спецификой, как документалистика, нашей концепцией и принципами, будет легко. Стремление сохранения, изучения и развития среды искусства неигрового кино и аудиовизуальных материалов требует и постоянного самообучения, и постоянного повышения квалификации (как своей, так и приходящих в IA_RFI людей), и необходимости решать вопросы организационного, административного, технического и материального порядка. Однако в самом начале культурно-просветительской деятельности IA_RFI, большая часть времени и сил участников редакции была затрачена на просветительскую деятельность юридического толка.
Итак, сначала расскажу, почему, только начав свою деятельность, редакция IA_RFI вынуждена была обратиться к генеральному прокурору РФ – с тремя заявлениями о нарушении прав СМИ.
777
П Р О К У Р О Р С К А Я Т Р О Й К А
Так получилось, что создание сайта realistfilm.info и начало активной деятельности IA_RFI совпало с 37-ым Московским международным кинофестивалем.
Корреспонденты IA_RFI были аккредитованы на документальные программы ММКФ. В ходе фестиваля у нас было несколько поводов в очередной раз убедиться – выбранные направления исследовательской деятельности ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO, в том числе – изучение фестивального движения, – нужны и востребованы. Например, 24 июня в Доме кино состоялся круглый стол «Фестивали и критики: враги или союзники».
«Призываю всех вас жить дружно друг с другом, хотя бы чаще улыбаться и радоваться новому. Ходите в кино! Любите друг друга!», – таким обращением завершил своё приветственное слово к коллегам-участникам круглого стола президент ММКФ Никита Михалков.
После этого Никита Михалков удалился, а среди критиков и организаторов кинофестивалей произошло несколько резких стычек и словопрений, не обошлось без сорванных выступлений и демонстративных выходов из зала. Но несмотря на жаркие споры, участники дискуссии и организаторы фестивалей были единодушны в одном – фестивальному движению, которое является одним из предметов исследования IA_RFI, действительно не хватает объективного анализа и конструктивной критики.
Другим показательным случаем стала для нас ситуация с документальным фильмом «Варя», которая вызвала в СМИ волну обсуждения темы прокатных удостоверений.
22 июня 2015 года в рамках Российских программ 37 Московского международного кинофестиваля автор IA_RFI Анастасия Тарханова посмотрела этот фильм – рецензия была опубликована на сайте realistfilm.info.
Буквально через десять дней, 3 июля, на сайте «Би-би-си» появилась заметка: «Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение у документального фильма «Варя» режиссёра Алёны Полуниной». В качестве источника информации «Би-би-си» указал продюсера фильма Анастасию Вельскую. Напомню, с 1 июля 2014 года в Российской Федерации была введена административная ответственность за показ фильма без прокатного удостоверения. То есть показ фильма российского производства, не имеющего прокатное удостоверение, в России считается нелегальным.
За несколько дней эту новость о прокатном удостоверении «Вари» подхватили другие издания. Как часто бывает, новостные ленты начали пестреть десятками почти дублирующих друг друга заметок с заголовками в духе: «Минкульт дал, Минкульт взял», «Минкультуры отозвало прокатное удостоверение у «Вари»», «Минкульт отобрал прокатное удостоверение…» и т.д. В текстах наблюдался один логический ляп – издания писали, что прокатное удостоверение было «отобрано», но возникал элементарный вопрос – а было ли это прокатное удостоверение выдано? На этот вопрос СМИ не давали ответ: в публикациях не было представлено ни одного комментария от Министерства культуры РФ.
Чтобы выяснить все неясные обстоятельства ситуации с прокатным удостоверением документального фильма «Варя», 6 июля 2015 года редакция IA_RFI отправила официальный запрос в Министерство культуры РФ на имя министра Владимира Мединского. После этого с корреспондентом ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO связался представитель ведомства и сообщил, что «прокатного удостоверения у фильма Полуниной «Варя» в принципе никакого не было». В таком случае получалось, что фильм «Варя» был показан на 37 ММКФ нелегально, и возникал целый комплекс вопросов о том, как такая ситуация вообще могла возникнуть, а также кто виноват и что делать в таких случаях организаторам фестиваля, правообладателю фильма и собственно режиссёру-документалисту.
Поэтому ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO увидело в ситуации с прокатным удостоверением фильма «Варя» прецедент, значимый для всего отечественного киносообщества.
В своих публикациях IA_RFI стремится к документальной точности и при создании новостных и аналитических материалов, опирается на такие правила журналиста, как проверка источников, верификация полученной информации, подтверждение фактов, достоверность публикуемых данных, освещение позиции каждой стороны.
Следуя этим принципам и специализации IA_RFI, мы стремимся сопровождать публикации документальными подтверждениями, достоверными фото-, аудио- и видеоматериалами. Обнаружив в Facebook на странице, заявленной как страница продюсера фильма Анастасии Вельской, изображение документа, похожего на прокатное удостоверение фильма «Варя», корреспондент ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO перезвонила представителю Министерства культуры РФ для подтверждения, что прокатного удостоверения у фильма «Варя» нет и никогда не было. Однако на этот раз в министерстве отказались подтвердить информацию со словами – «зря вы вообще делаете сейчас этот материал», но пообещав прислать письменный ответ.
Ответ мы действительно получили – по электронной почте спустя два дня после запроса. В тексте электронного письма, отправленного
с адреса пресс-службы ведомства, не было указано ни исходящего номера, ни имени ответственного лица, ни его подписи.
Когда представитель IA_RFI связался с пресс-секретарем министерства культуры, Елизаветой Анисимовой, чтобы получить-таки ответ на официальном бланке ведомства, он столкнулся с весьма неоднозначной реакцией. Неожиданное заявление пресс-секретаря министра культуры РФ сводилось к тому, что все российские государственные ведомства отвечают на запросы редакций по Интернету в виде обычных электронных писем и никогда не отвечают СМИ на официальных бланках. При этом представитель ведомства посоветовала нам сослаться в своём материале на издание «Известия», поскольку материал по теме нашего запроса уже опубликовали «Известия» и «это эксклюзив «Известий»». За два часа до того, как мы получили ответ на свой запрос, на сайте izvestia.ru действительно появился материал, в котором комментарии Минкульта о ситуации с документальным фильмом «Варя» полностью соответствовали тексту пришедшего к нам ответа. Единственная разница – автором комментариев был указан директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов.
Эти и ряд других высказываний, способных вызвать недоумение у всех, кто более-менее знаком с действующей практикой получения официальных ответов от госучреждений, были сделаны пресс-секретарём главы культурного ведомства и её коллегами с полной уверенностью в их адекватности и корректности. Участник IA_RFI, чтобы прояснить возникшее противоречие, предложил сотрудникам Минкульта письменно аргументировать своё инновационное утверждение о праве ведомства отказывать редакции СМИ получать официально оформленный ответ на бланке организации, чтобы разрешить возникшее противоречие можно было в компетентных органах, в том числе – в Генеральной прокуратуре.
«Вы что из-за какого-то запроса будете обращаться в Генеральную прокуратуру? – удивилась в свою очередь пресс-секретарь министра культуры. – Да я вас вообще в «бан» внесу, будете в «чёрных списках»».
Уровень общения сотрудников Минкульта, не говоря уже об уровне профессионализма высказанных ими суждений, очень контрастировал с тем, что накануне Министерство культуры РФ в рейтинге открытости министерств и ведомств заняло почётное третье место. Разговор всё больше напоминал просветительский мастер-класс по телефону – сотрудник редакции просвещал и просвещал представителей Министерства культуры РФ о практике взаимодействия СМИ с государственными структурами.
В результате, если не вдаваться во все подробности и перипетии диалога редакции IA_RFI с министерством культуры, – сотрудница ведомства согласилась с приведенными аргументами и обещала отправить ответ на официально оформленном бланке на следующий день.
Однако на следующий день обещанного ответа не последовало, а на звонки с номеров IA_RFI телефоны пресс-секретаря министра культуры и пресс-службы ведомства настойчиво молчали. На этом история с ответом на запрос зависла и висит до сих пор.
Проблемы с получением ответов возникли и при общении с другой стороной исследуемой нами ситуации – создателями документального фильма «Варя»: компанией-правообладателем ООО «Студия 013» и режиссёром картины Алёной Полуниной.
Чтобы прояснить все вызывающие вопросы моменты, в том числе, почему в копии прокатного удостоверения правообладателем указана ООО «Студия 013», а в сообщениях режиссёра и продюсера фигурирует компания Well Sky Production, мы обратились к генеральному директору ООО «Студия 013», Сергею Королёву, для проведения с ним видеоинтервью. Сначала г-н Королёв ответил, что сможет пообщаться через день. Затем, – что очень занят, затем – связь с генеральным директором «Студия 013» пропала совсем. Однако с корреспондентом IA_RFI Анастасией Тархановой связалась продюсер картины Анастасия Вельская, которая сообщила, что Сергей Королёв не полностью владеет темой и не может свободно общаться по ситуации с фильмом «Варя». Мы пояснили, что редакцию интересуют ответы и комментарии именно от официального лица, которое обладает правами на заявления и несёт юридическую ответственность за действия организации-правообладателя, которая и направила картину «Варя» на кинофестиваль. В случаях, когда компромисс не противоречит принципам журналистики, мы стремимся идти навстречу тем, с кем выстраиваем диалог, поэтому в качестве альтернативного варианта, чтобы получить полные ответы на интересующие IA_RFI вопросы, компании ООО «Студия 013» было предложено ответить на вопросы в письменном виде. Анастасия Вельская согласилась. 11 июля официальный запрос редакции был отправлен на имя генерального директора ООО «Студия 013».
15 июня 2015 года я пригласила режиссёра фильма Алёну Полунину на видеоинтервью. Темой разговора должен был стать не фильм «Варя» сам по себе, а открытое письмо автора картины Алёны Полуниной министру культуры РФ Владимиру Мединскому, опубликованное на сайте Гильдии неигрового кино и телевидения, и дальнейшие действия документалиста в данной ситуации. Встречу запланировали провести 16 июня 2015 в Малом зале Дома кино, где в рамках ММКФ и проходил показ фильма «Варя». Поздно вечером получаю смс от Алёны Полуниной с просьбой перенести интервью на 18:00. Оперативно производя рокировку в графике съёмочной группы, договариваюсь об этом времени. В день интервью режиссёр появилась в Доме кино на час позже назначенного часа. И появилась не одна, а в компании не званного на интервью продюсера фильма Анастасии Вельской, со словами, что без продюсера отвечать на вопросы отказывается.
Накануне, в общении с Алёной Полуниной, я обозначила и направленность редакции, и тему предстоящего интервью, так что режиссёр могла заранее обсудить все интересующие её детали, в том числе и возможность присутствия продюсера на встрече. Однако о присутствии, а тем более активном участии в интервью продюсера картины режиссёр речь не заводила. Несмотря на профессиональное, доброжелательное поведение съёмочной группы IA_RFI, прождавшей режиссёра целый час, и при этом даже сохранившей к режиссёру чувство симпатии, Алёна Полунина заметно нервничала, будто бы принимая журналистов IA_RFI за тех, кто «по другую сторону баррикад», нашёптывала цитату из классики отечественного кино «Сатрапы! Душители свободы!».
В порыве уйти периодически обращалась к продюсеру, делала нелестные предположения о звуке
Собиралась отправить героиню своего фильма в одиночный пикет.
Зачем было подвергать себя стрессу и добровольно соглашаться на встречу с изданием, подноготная которого вызывает большие сомнения, – остаётся неясным. Тем не менее – этот вопрос, конечно, остаётся личным делом режиссёра документального кино. Причиной же обращения редакции в Генеральную прокуратуру РФ стало официальное заявление, сделанное представителем компании-правообладателя фильма. В ходе интервью Анастасия Вельская заявила, что генеральный директор ООО «Студия 013» получил официальный запрос редакции СМИ, но «принято решение на вопросы не отвечать».
Из чего мы сделали вывод, что в своём незнании норм закона сотрудники Министерства культуры РФ не одиноки.
_________
Редакция ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALSTFILM.INFO до сих пор не получила ни официально оформленного ответа от Министерства культуры РФ, ни запрашиваемой информации от ООО «Студия 013».
Закон о СМИ не предусматривает, что государственный орган или коммерческая организация могут не отвечать на запросы журналистов. Всю описанную коллизию редакция считает нарушением законодательства, препятствующим журналистской деятельности. Поэтому 3 августа 2015 года прокурор принял от нас три заявления – два на действия министерства, одно – на отказ ООО «Студия 013» отвечать на запрос редакции.
Те из вас, кто захочет узнать детали и подробности поведения представителей Министерства культуры РФ и ООО «Студия 013», которые привели к обращению редакции к генеральному прокурору РФ, сможет узнать всю информацию и даже изучить тексты заявлений здесь.
Как вы понимаете, на многочисленные пересозвоны, переписки, пояснения, разъяснения в ходе общения с представителями обеих сторон, согласования и договорённости (которые так и остались не выполненными), а также составление заявлений в прокуратуру да и на саму встречу с прокурором было потрачено бесценное время, которое можно было направить на другие дела редакции. Тратить время на волокиту с бумагами и поездки с заявлениями о нарушении прав СМИ мне совсем не хочется. С другой стороны – совершенно очевидно, что если элементарное получение ответа на запрос редакции СМИ (регламент выдачи которого уже вполне себе прописан в законе) будет затягиваться, а общение с чиновниками и спикерами – вместо конструктивного диалога, превращаться в серию индивидуальных мастер-классов по правовому просвещению, заниматься документалистикой и собственно непосредственными созидательными задачами и идеями IA_RFI участникам редакции будет попросту некогда.
Стоит сказать, что описанные выше странности общения с министерством культуры по нашему запросу, а также настойчивые и неоднократные рекомендации пресс-секретаря министра культуры ссылаться на газету «Известия», потому что «это эксклюзив «Известий», в очередной раз наводят на мысли о тесных контактах министерства, отвечающего в российском государстве за культуру и духовность, с «жёлтым» холдингом Арама Габрелянова «News Media», и в частности – с газетой «Известия». А тот факт, что издание нередко выступает в качестве глашатая позиции министра культуры, публикуя на своих страницах его тексты, так что Владимира Мединского вполне можно назвать колумнистом «Известий», только эти мысли усиливает. Но сейчас, конечно, было бы преждевременно предполагать, что в сеть агентов холдинга, на содержание которой, по признаниям самого г-на Габрелянова, ежемесячно тратится несколько миллионов рублей, каким-то образом входит федеральное министерство. И конечно, преждевременно было бы предполагать, что ведомство «сливает» особо актуальные запросы различных СМИ сотрудникам «News Media», поставляя тем самым дорогие сердцу «жёлтого» холдинга эксклюзивы. Но, возможно, позже редакция IA_RFI вернётся к более внимательному рассмотрению этой темы.
А пока мы ожидаем ответов от Министерства культуры РФ и ООО «Студия 013», которые рассчитываем получить в результате прокурорских проверок, для создания задуманного исследовательского материала о прокатных удостоверениях. В этом проявляется сущностная позиция редакции IA_RFI – мы не гонимся за получением новости, которая устареет на следующий день, а ведём планомерное и последовательное исследование.
Мы ведём поиск, осмысление и верификацию информации, задаём вопросы и стремимся получать ответы на них в формате прямого и открытого диалога. А при всяком препятствовании этой журналистской деятельности, мы намерены законными способами добиваться ответов и запрашиваемой информации, отстаивать права и интересы журналистов в стремлении осуществлять культурно-просветительские идеи и вести социально значимую для Человека деятельность.
Поэтому призываю всех, кто получает обращения, вопросы, запросы и приглашения на интервью от участников ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO: откликайтесь, отвечайте, идите навстречу, вступайте в диалог, общайтесь!
Мы настроены на конструктивное общение и стремимся к взаимопониманию и объединению для развития информационной и культурной среды искусства документального кино. И хотелось бы, чтобы в этом диалоге нам как можно реже приходилось обращаться в Генеральную прокуратуру РФ, которую за эти два месяца в общении между собой мы стали ласково именовать «Генкой».
777
З Н А Й Н А Ш И Х
В этом тексте уже неоднократно звучали слова «мы», «участники информационного агентства», «корреспонденты IA_RFI», которые тоже требуют пояснения.
С учётом нынешних условий существования и функционирования российских СМИ, находятся те, кому трудно избавиться от представления, что за каждым изданием скрывается «мохнатая рука», задающая тон публикаций, и что СМИ может существовать и действовать независимо, не примыкая к одному из лагерей и кланов; находятся те кому, трудно поверить, что СМИ могут развиваться на основе редакционной самостоятельности и этических принципов профессии журналиста.
И тем не менее. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO изначально строится на принципах достоверности, объективного изучения темы, просвещения и гуманизации общества. Сейчас мы ищем финансирование для более устойчивого развития деятельности IA_RFI и задуманных проектов.
И чтобы на следующих этапах выбранная стезя редакции не подверглась “коррозии” и деформации под влиянием спонсоров или инвесторов, в концепцию IA_RFI заложены базовые принципы – прозрачность и открытость. Они проявляется уже в манере публикаций – мы стремимся сопровождать тексты документами (фото-, аудио- или видеоматериалами). Кроме того, с этого дня вы сможете узнавать о процессе становления редакции ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO в специальной рубрике «Хроника IA_RFI». Первое такое описание уже опубликовано – это краткая хроника двух прошедших месяцев.
Присоединиться к нашей деятельности, стать участником и единомышленником ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO может каждый, кто интересуется Человеком, Реальностью и её осмыслением, понимает значение аудиовизуальных документов для общества и исторической памяти человечества и разделяет принципы редакции. Также приглашаю к участию специалистов и экспертов – режиссёров, документалистов, архивистов, кинокритиков и историков.
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO – это открытая площадка для конструктивного диалога, свободного высказывания режиссёров, документалистов, чиновников, продюсеров, организаторов фестивалей и устроителей киноклубов – независимо от их политических (или религиозных) убеждений, былых заслуг (или провалов) и степени приближенности к ныне действующей власти (или удалённости от неё).
В первую очередь ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO – это ресурс о Человеке и для Человека. Понимание этого значения продиктовано самой природой документалистики и кинодокументального искусства. В какой-то момент своего развития кинематограф был низведён до массового технологического развлечения или оружия манипуляции общественным мнением. Такая ситуация во многом сохраняется и сейчас. При этом бытует мнение, что неигровое кино – кино «не для всех», что документалистика представляет интерес лишь для узкой прослойки – специалистов, киноведов и самих документалистов.
И мнение это парадоксально. Поскольку документалистика общезначима, уже потому что имеет дело с реальностью, ориентируется на её отображение, осмысление и понимание, а объектом интереса и изучения режиссёра-документалиста может стать личность каждого человека, вне зависимости от его статуса и степени известности. На этом же принципе гуманизма и человекоориентированности строится организация IA_RFI – на принципе открытости для всех людей, которые готовы деятельно участвовать в общем деле сохранения истории, развития культурной среды документалистики и улучшения собственной реальности.
Нынешние участники IA_RFI – это друзья и знакомые, знакомые знакомых: журналисты, операторы, фотографы, юристы, IT-специалисты, историки и все те, кто откликнулся на информацию об IA_RFI в социальных сетях.
Находясь в процессе становления, мы будем очень рады вашей поддержке – профессиональной (если вы IT-специалист, оператор, монтажёр, фотограф, журналист, веб-дизайнер, киновед, историк, переводчик и т.д.), технической (если у вас вдруг есть не очень нужное вам, но могущее очень пригодиться редакции оборудование, с благодарностью его примем. Список нужного для деятельности редакции технического оборудования будет опубликован позже), материальной (о способах финансовой поддержки деятельности редакции будет сообщено позже). И также будем рады таким привычным, но милым знакам интернет-солидарности как лайки, шеры и репосты размещаемых на сайте realistfilm.info материалов.
На данный момент мы активно присутствуем в Facebook, чуть менее активно «Вконтакте«, а также открыт канал IA_RFI на Youtube.
Всех вас, кто почитал-таки эти 20 с хвостиком тысяч знаков и читает сейчас этот абзац, приглашаю к сотрудничеству и совместному созиданию. Стать участником IA_RFI можно, заполнив анкету или отправив письмо на почту: daria.burlakova@realistfilm.info. В многообразной культурной, исторической, просветительской деятельности формирующейся команды единомышленников IA_RFI каждый из вас может найти применение своей индивидуальности, опыту, творчеству и таланту (или проявить его). Ваш отклик и участие могут стать важным вкладом в становление такого особенного и важного культурного явления в мире журналистики и документалистики как ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. Как реалисты, мы понимаем – человек сам создаёт, наполняет и определяет реальность. А находя союзников, объединяясь для совместной созидательной деятельности улучшения и познания собственной реальности, мы можем сделать больше.
Всем Добра!
Главный редактор ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO,
Дарья Бурлакова