Деятели кинематографа заявили о намерении обратиться в Конституционный суд РФ для отмены прокатных удостоверений
Россия, Москва. 29 декабря 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
К такому решению пришли участники круглого стола, посвящённого проблемам цензуры в российском кинопроцессе и прокатных удостоверений как инструментов контроля. О том, почему обсудить столько важную тему собрались только трое экcпертов сферы кино и о том, какие действия будут предприняты в результате проведённого круглого стола – в материале ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO.
23 декабря 2016 года в НИИ киноискусства ВГИКа состоялся круглый стол на тему «Отечественное кино без цензуры? Эстетика против идеологии». Инициатором и модератором встречи стал киновед Андрей Шемякин.
Из 60 деятелей сферы кино, выразивших интерес принять участие в мероприятии, пришли только трое: экс-президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен, учёный секретарь НИИ Киноискусства Дмитрий Караваев, исполнительный продюсер киновидеостудии «Студия Андрея Шемякина» Наталья Выборгова. Также в процессе обсуждения к участникам присоединилась случайно узнавшая о круглом столе студентка ВГИКа.
Однако столько малый состав не помешал собравшимся считать мероприятие состоявшимся. Основной темой обсуждения стали поиски решения, как избавить российский кинематограф от цензуры и прокатных удостоверений как инструмента контроля.
В ходе дискуссии экс-президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен внёс ряд предложений.
«Безусловным фактором цензуры является разрешительный порядок выдачи прокатных удостоверений, – отметил Виктор Матизен в своём выступлении. – Необходимо перевести вопрос в практическую плоскость. Назвать вещи своими именами. Пункт о невыдаче прокатных удостоверений по содержательным мотивам необходимо исключить. Второе, необходимо, чтобы пункт о необходимости предоставления прокатного удостоверения в случае фестивальных показов был прямо отменен».
По мнению мнению Виктора Матизена, невыдача прокатных удостоверений по содержательным причинам противоречит Конституции России. В связи с этим эксперт внёс предложение обратиться в Конституционный суд России для отмены прокатных удостоверений.
Полная видеозапись выступления Виктора Матизена и всего круглого стола будет опубликована на наших ресурсах позже.
А пока публикуем интервью ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO с инициатором встречи Андреем Шемякиным – о состоявшемся круглом столе и дальнейших действиях по решению проблем цензуры и прокатных удостоверений, а также о том, почему в обсуждении столь актуальной для российского кинематографа темы приняли участие только три эксперта.
ВОПРОС: Андрей Михайлович, какие Ваши впечатления от состоявшегося круглого стола? И каковы его результаты?
Андрей ШЕМЯКИН: Моё первое впечатление заключается в том, что независимо от, мягко говоря, ниже среднего уровня, – в чём я, безусловно виноват, – информационного предварительного обеспечения. То есть о конференции успели узнать только в последний день, поэтому пришёл предельно узкий круг. Я надеюсь, что мы не удешевили разговор, потому что за проблемой цензуры стоит масса других, которые с ней косвенно связаны, потому что это общий системный кризис нынешний постсоветской культуры в том, чтобы понять, а кто мы и где мы. Проще паренной репы просто возглавить очередной крестовый поход за свободу ценой уничтожения свободы реальной. Именно так мне видится сегодняшняя критика Минкульта. Всё справедливо, всё правильно. Про разрешительное удостоверение – это действительно тяжёлый случай. Их необходимо отменять, но смысл заключается в том, чтобы идти дальше. Потому что Министерство культуры не может оставаться меценатом, оно модет просто сужать области своего воздействия. И вот здесь необходимы какие-то правила игры. Если их нет вообще, то вот как раз самый большой успех будет у такой радикальной общей критики с конкретными оргвыводами. И больше ничего.
То есть оппозиционость становится неким лейблом, таким удобным состоянием, щекочущим нервы, но без всякого реального толка, кроме опасности некоторой для тех, кто находится рядом.
Тем не менее я надеюсь, что результат был не бессмысленный. Потому что разрешительное удостоверение, действительно, глубоко непродуманное решение. В том смысле, чтобы их наличие или отсутствие не могло повлиять на попытки запрета показа любой картины на фестивалях. Прежде всего стороны дебютантов, которые по определению не могут себе такое обеспечить. То есть смысл именно в том, чтобы разрешительное удостоверение перестало быть инструментом чисто карательным. Это гораздо важнее, чем всё остальное из того, что мы говорили здесь и сейчас. Потому что объективно страдает полнота картины, которую мы сегодня имеем. Здесь я полностью согласен с моим коллегой Виктором Анатольевичем Матизеном – это действительно стоит каким-то образом инициировать проблему рассмотрения вот просто на самом высоком уровне.
Всё остальное, мне кажется, только начинается. Вот если мы хотим с коллегами, чтобы эта совокупность проблем была бы в публичном поле без ярлыков обсуждаема, то, значит, есть над чем работать, чтоб было потом больше народу. Чем больше точек зрения взвешенных, серьёзных, тем лучше. Если нет, – если всем всё ясно, – то мы воспроизводим худшие моменты советской истории последних лет, когда важнее всего остального было «С кем ты, Вася?».
Важно было определиться просто по отношению к власти – ты с ней, ты против неё, ты подкуплен или ты чего. В этом неограниченное поле для демагогии, для шельмования людей с независимой гражданской позицией, которая, разумеется, к этой дихотомии не сводится.
Вот это моя точка зрения.
ВОПРОС: В начале круглого стола Вы говорили, что по его итогам будет выявлен документ, который послужит отмене прокатных удостоверений. Предполагаете ли Вы его делать? В каком виде? Куда он будет отправлен?
Андрей ШЕМЯКИН: Если он будет направляться, то будет прежде всего в Конституционный суд. Просто экспертное мнение относительно того, что в том виде, в каким эти разрешительные удостоверения работают, – прокатные удостоверения на фильм, – это инструмент контроля. Сколько бы ни было там положительных мнений на этот счёт о том, почему это нужно, всё равно необходимы чёткие, внятные запреты на использование этого пункта в фестивальном поле как минимуи, не говоря уже о дебютантах. Бумага такая может быть подготовлена Гильдией киноведтов и кинокритиков России.
Потому что цель этого заседания, она сугубо профессиональная, аналитическая. Вот просто было интересно – кто-нибудь придёт на круглый стол, если его не распиаривать. Я не хочу сказать, что я был прав, может быть, стоило побольше заниматься информационным обеспечением ещё раз говорю. Но всё-таки это очень важно – вот готовы ли мы об этом говорить, как о наболевшем независимо от того, что нас срочно позвали. Понимаете. То есть если люди объективно заинтересованы в том, чтобы решить эту проблему, а не в том, чтобы о ней кричать во всех углах – это совсем другая стратегия. В этом смысле я очень доволен, я считаю, что мы поговорили, мы нашли болевые точки, мнения были высказаны. Уровень, спасибо Дмитрию Львовичу Караваеву – он нас за это похвалил. По-моему, всё нормально.
А вот чтобы была бумага, чтобы была реакция, это действительно мы выяснили, что это действительно надо инициировать. Кто, на какой уровне и так далее – это уже другой вопрос. Гильдия это может инициировать как минимум.
ВОПРОС: В ходе дискуссии было высказано два мнения: что нужно устраивать встречи по теме цензуры и мнение, что устраивать встреч не надо, итак всем всё понятно? К какому из них склоняетесь Вы? И планируете ли Вы ещё проводить встречи по этой теме?
Андрей ШЕМЯКИН: Безусловно, нужно. Мнение было высказано моей коллегой Наташей Выборговой. Я к нему не то что присоединяюсь, а руками и ногами поддерживаю. По одной простой причине – если всем всё ясно, то это не проблемное поле, не аналитический подход. Тогда это трибуна, площадь, – всё, что хотите, но это не научная рефлексия. Это другая работа, это работа уже на политику.
А цензура касается всех. Никто не хочет, чтобы ему затыкали рот.
То, что вредит конституционному строю России должно быть сформулировано. И как говорится, мягко говоря, предупреждение и беспокойство должно быть высказано. Это моя точка зрения. Но я убеждён, что за этим есть ещё целый ряд системных вещей, очень сложных, которые необходимо обсуждать. То есть когда гарантировано виновата либо власть, либо так называемая «оппозиция» – это не разговор, это, как я говорю «С кем ты, Вася?». Больше ничего.
ВОПРОС: Я правильно понимаю, из того, что Вы говорите, цель круглого стола была в том, чтобы выявить причины происхождения цензуры. Тогда, на кого был рассчитан круглый стол? Каких специалистов Вы хотели бы пригласить к дискуссии? Может быть, это должны быть не кинематографисты?
Андрей ШЕМЯКИН: Конечно. Я об этом говорю. Это первая фаза, та, которая должна была бы быть, когда пришли бы люди, прежде всего люди кино, продюсеры, журналисты, люди, которые занимаются рекламой, – все те, кто связан с кино. А следующий уровень, это, конечно, должны быть философы, культурологи, интеллектуалы, политики, – те, кто хочет, чтобы кино было вообще, кого это вообще волнует.
Потому что сегодня кино не важнейшее из искусств. Сегодня важнейшим является телевидение, как инструмент власти.
Кино постольку-поскольку. И очень многим кино не интересно сегодня. Просто не интересно то, что здесь происходит. Как минимум напомнить о том, что когда-то происходило в кино, было самым важным. Достаточно вспомнить V-ый Съезд, 1986 год, май – с него начался реальный отчёт времени. Когда с трибун критиковали министра, то есть нарушены были все правила поведения формальные. Хотя каждый второй клялся в любви к коммунистической партии и Горбачёву. Но фактически это был такой праздник непослушания. Сейчас про V-ый Съезд, кроме того, что он разрушил кинематографию, вы ничего не услышите внятного. В этом году юбилей V-го Съезда – 30 лет прошло. Хоть одно заседание было, хоть одно? Серьёзное, капитальное. Это ведь для нас всё равно что с 1917 годом разбираться.
ВОПРОС: Как распространялась информация о круглом столе?
Андрей ШЕМЯКИН: Через facebook.com и через сайт института. Было вывешено информационное письмо моё, и дальше все, кто хотели могли заявить себя учёному секретарю нашему Марии Пальшковой.
ВОПРОС: За какое время до дня мероприятия это было сделано?
Андрей ШЕМЯКИН: За три дня. А я выложил уже в упор, вчера. Потому что вчера получил подтверждение о том, где именно будет собрание – там или здесь. То есть нормальный разговор на эту тему… у меня естественно никаких помощников, ничего… Всё было вывешено здесь, весь институт знал. Сейчас идут параллельно конференции, учёный совет – ВГИК живёт бурной жизнью. Очевидно, всем всё хорошо.
Поэтому я убеждён, что будет другая площадка, на которой этот разговор может быть возобновлён на другом уровне.
Похожие новости
Фильмы о Сокурове и Шостаковиче – нет. О Раисе Горбачёвой, Бунине, гнездах поганок – да. Какие неигровые проекты эксперты Минкульта рекомендовали к финансированию
Россия. 11 ноября, 2021 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Объявлены победители II Кинофорума «Благотворительность в объективе»
Россия. 28 апреля, 2017 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO. 28 апреля стали известны победители номинаций кинофорума «Благотворительность в объективе». Ими стали
Коррупция, халтура, угроза монополии – какие проблемы обсуждались документалистами в Общественной палате РФ
Общественная палата РФ провела круглый стол по вопросам развития документального кино в России