В Москве объявлена документальная программа 38го Московского международного кинофестиваля
Россия. 2 июня 2016 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
1 июня в Москве объявлена программа 38-ого Московского международного кинофестиваля. В документальную программу киносмотра вошли 20 с лишним картин. Россию в документальном конкурсе представит фильм молодого режиссёра Михаила Барынина «Двадцать четыре снега». Лучшие зарубежные неигровые фильмы традиционно будут показаны и во внеконкурсной программе «Свободная мысль», которая проходит в рамках Московского международного кинофестиваля с 2006 года.
38-ой Московский Международный кинофестиваль начнётся 23 июня и продлится до 30 июня. В конкурсную документальную программу 38-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) вошли восемь фильмов. По словам кураторов программы, в этом году, в отличие от прошлых лет, в конкурсе участвовали мастера документального кино, которые отправили для участия в фестивале сильные картины.
«Обычно у нас бывают сложности, но в этом году картины представили очень хорошие режиссёры», – отметил куратор документальных программ ММКФ, Сергей Мирошниченко.
В итоге жюри выбрало фильм почти дебютанта, молодого московского режиссёра Михаила Барынина «24 снега». Как отметил Сергей Мирошниченко, этот фильм произвёл независимый продюсер на собственные деньги, поэтому «эта картина полностью независимая и свободная».
Внеконкурсная программа 38-го ММКФ «Свободная мысль» традиционно представит лауреатов наиболее престижных премий и фестивалей со всего мира. В этом году зрителям ММКФ предложат увидеть фильм-победитель берлинского фестиваля «Море в огне» Якопо Куатри, а также новые картины таких мастеров, как Майкл Мур и Алекс Гибни. «В этом году у нас есть много работ, связанных с футуристическим представлением мира, и мы добавили больше работ арт-направления: они необычно сняты, необычно сделаны, с хорошим звуком, с необычным изображением. Мы постарались услышать мировой тренд в кинематографе», – рассказал Сергей Мирошниченко в интервью IA_RFI.
ВОПРОС: Как проходил отбор фильмов для документальных программ 38го Московского международного кинофестиваля?
Сергей МИРОШНИЧЕНКО: В этом году было представлено несколько очень интересных фильмов от России, и это радует. Участвовали, я бы так сказал, мастера первого ряда: там были и Екатерина Ерёменко, и Алина Рудницкая, и Ефим Резников. И все эти картины были сильные, интересны. Но у нас всё решается голосованием, и к сожалению для других, и к счастью для Михаила Барынина… Он практически дебютант, это одна из его первых работ. Ну что же идёт смена поколений, приходят молодые ребята. Вот «24 снега» – это картина молодого человека.
ВОПРОС: Уже не несколько лет вместе с Григорием Либергалом Вы курируете внеконкурсную документальную программу «Свободная мысль». Что объединяет фильмы, которые попадают в эту программу?
С.М.: Первое, что могу сказать – практически никто в мире не отказывался участвовать в нашей программе. Наша программа пользуется большим успехом в мире6 она известна, и люди отдают нам картины легко. У нас есть такой тайный небольшой бренд: картины, которые у нас выигрывают или участвуют в программе, они как правило попадают либо в номинацию, либо выигрывают «Оскар». Поэтому есть ещё некая такая мистическая составляющая этого конкурса. В этом году у нас есть много работ, связанных с футуристическим представлением мира, и мы добавили больше работ арт-направления: они необычно сняты, необычно сделаны, с хорошим звуком, с необычным изображением. Мы постарались услышать мировой тренд в кинематографе. Говорить о каких-то отдельных картинах, – их всё-таки 20 с лишнем, – мы просто устанем перечислять. Я уже говорил, что есть картины яркие для зрителя. Про Абрамович (Марина Абрамович – известная в мире акционистка-художница. – Прим. IA_RFI). Будет, наверное6 вал народу. Картина об очень экзальтированной женщине в определённом состоянии и её философии. Думаю, это очень интересно будет. «Магнус» – потрясающая картина о том, как молодой парень абсолютно становится чемпионом мира, как он борется в великими шахматистами мира. Родители снимали его с детства, поэтому это очень интересное наблюдение. Очень интересная картина из Южной Кореи «Миссис Би». Она меняет полностью представление о том, какие люди живут в Северной Корее. Это очень полезно посмотреть нам всем. Картина снята в трёх местах – в Китае, частично Северная Корея и Южная Корея. И вдруг мы видим, как человек свободен иногда там, где ему трудно жить, где он бедный и свободен и том, как в богатой стране он становится не свободен. Это очень интересная картина.
ВОПРОС: По каким критериям отбирались эти фильмы?
С.М.: Критерий – прекрасная картина.
ВОПРОС: Что для Вас значит «прекрасная картина» в документальном кино?
С.М.: Я считаю, что мы выбираем картины, которые должны помочь российскому документальному кино выйти и кризиса и перейти от любительщины, которая нас поглощает с каждым днём… Причём она воинствующая любительщина, где плохой звук, плохое изображение, – мы делаем это максимально последовательно и закрываемся любыми проблемами, якобы отсутствием бюджета, ещё чего-то. Это трагичная ситуация, нам надо меняться. Там тоже у людей нет денег, но они изначально себе ставят совершенно другие критерии. Они хотят снимать качественное документальное кино для мира. Мы хотим снять для отдельных критиков, отчасти с маргинальным представлением о мире. Всем советую снимать для зрителя, он продвинутый зритель: он хочет видеть красивую картинку, он хочет видеть хороший звук, он хочет видеть интересный сюжет. Они привык смотреть фильмы со сложной драматургией. Поэтому, пожалуйста, друзья, – всем кинематографистам, документалистам, – переходите от любительства к профессионализму, очень вас прошу. Не слушайте никого, потому что лучшие мастера а нашей стране, включая Манского, Разбежкину, делают профессиональные фильмы. Пожалуйста, смотрите и делайте профессиональное кино.
ВОПРОС: 2016 год объявлен Годом российского кино. Будут ли эти вопросы, связанные с развитием документального кино, о которых Вы сказали, обсуждаться в ходе 38 ММКФ – в рамках дискуссий, круглый столов? Или такой задачи нет?
С.М.: Московский фестиваль он ведь в основном игровое кино. Мы туда итак влезли, как документалисты… Поэтому занять всё пространство Московского кинофестиваля это опасно, могут выкинуть. Поэтому давайте мы сделаем то, что мы можем. В в Год кино я бы хотел вот что сказать. на мой взгляд, в Год кино необходимо вернуться к стратегии развития документального кино вообще в целом. Нужно провести исследование и понять, что есть сейчас такое документальное кино: куда идут деньги, на что и результаты этих затрат, что мы из себя представляем. Если мы берём грантовые системы – мы отказались от телевидения полностью, мы сказали, что не телевидение не будем ходить, потому что оно якобы плохое – включая «Культуру» и 24DOC. Мы умудрились и это сказать, что 24DOC… Мы не побеждаем на мировых кинофестивалях. Мы сделались очень местечковыми. Для того, чтобы это преодолеть, нужно собраться всем, и молодым в частности. Старикам уже нечего собираться – оттого, что они будут общаться, детей не будет. Поэтому надо молодых собрать, объяснить им, куда двигаться. Вот это я постараюсь через Союз кинематографистов делать. А не через фестиваль».
_________________
38-ой Московский Международный кинофестиваль начнётся 23 июня и продлится до 30 июня.
Документальная программа ММКФ будет опубликована на сайте сетевого издания realistfilm.info