В Москве объявлена очередная реформа государственных городских кинотеатров
Россия, Москва. 28 августа 2015 – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO.
В День российского кино, 27 августа 2015 года, назначенный в марте на должность руководителя столичного департамента культуры Александр Кибовский официально заявил о новом объединении принадлежащих городу кинотеатров в единую структуру – «Московское кино». По словам министра, реформа призвана повысить эффективность использования подведомственных департаменту культуры кинотеатров. В планах ведомства – пересмотреть репертуар, привлечь аудиторию в ныне полупустующие залы, «консолидировать принадлежащие городу кинотеатры с фестивалями», а также повысить окупаемость «Московского кино».
27 августа, на пресс-конференции, посвящённой IV Московскому молодёжному кинофестивалю «Будем жить!», глава департамента культуры города Москвы объявил о решении объединить две принадлежащих городу сети кинотеатров – ГБУК «Московское кино» и ГБУК «Кинообъединение для детей и молодежи». По словам Александра Кибовского, решение было принято после совещания с такими деятелями российского кино, как Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Игорь Угольников и др. А началось всё – с полученного в апреле этого года письма Станислава Говорухина, в котором режиссёр, председатель комитета Госдумы по культуре, высказал мнение о необходимости реформировать систему кинотеатров, принадлежащих городу.
ИДЕЯ РЕФОРМЫ И ЕЁ ОБОСНОВАНИЕ
________________________
[СТЕНОГРАММА: Когда мы стали анализировать нашу ситуацию с нашими кинотеатрами, то действительно у нас был очень серьёзный, предметный по этому поводу обмен мнениями с Вячеславом Сергеевичем Говорухиным. Вот собственно его письмо, из-за которого всё началось – 21 апреля. Документ уже, можно сказать, исторический. Я напомню, в чём ситуация. На презентации вы видели те кинотеатры, которые находятся в ведении города Москвы. Всего у нас их 16, они у нас объединены в два учреждения – это ГУП «Московское кино» и второе, так называемое, «Кинообъединение для детей и молодёжи». Причём у нас 7 кинотеатров – в кинообъединении молодёжи, а девять – в ведении «Московского кино». У нас отдельным киноцентром является «Эльдар», он является отдельным юридическим лицом, у него есть самостоятельная программа. Остальные кинотеатры – это наши очень известные точки. Например, «Художественный», который находится на реконструкции. Но что важно понимать – всего у нас в Москве 128 кинотеатров, из них только 16, как я сказал, находятся в ведении Москвы, департамента культуры, и при этом работают сейчас 14. Если мы посмотрим по количеству залов, то частных залов – 688, а у нас – 23 экрана. То есть 3,5% от общего числа того, что находится в городе Москве. И то, я напомню, что мы берём в данном случае статистику по городу. Но у нас есть количество залов в различных развлекательных центрах с внешней стороны МКАДа, которые тоже активно посещаются москвичами и фактически работают на московского зрителя. И если мы возьмём ещё их в расчёт, то фактическим мы с вами, как город, имеем около 1% кинозалов. По креслам такая же динамика: у нас в городе 81 тысяча мест (опять-таки, которые внутри МКАД), из них наших мест – 4 609. Опять-таки если мы добавим сегмент московской области – это единица процентов.
«Естественно, спрашивается вопрос о том, собственно говоря… то, о чём Вячеслав Сергеевич (Говорухин – IA_RFI) задал вопрос: а вот эта сеть – она для чего существует? Понятно, что мы не должны конкурировать c коммерческим сегментом, с прокатным кино, с теми фильмами, которые нам предоставляет западный кинематограф».
Тогда та работа, которая ведётся некоторыми кинотеатрами, когда мы, скажем так, в полцены… если средняя цена билета в коммерческом кинотеатре – 306 рублей, то у нас в «Московском кино» – 210, в «Кинообъединении для детей и молодёжи» – почему-то дороже получается, 225 рублей. Это не наша главная цель – в полцены показывать голливудское кино. У нас не так много залов для того, чтобы заниматься такой деятельностью. При этом, если мы посмотрим сегмент отечественного кино, мы стараемся этот сегмент держать. И если у нас c вами в коммерческом кинематографе (вероятно, имеется в виду сеть кинотеатров) где-то доля отечественных фильмов у нас составляла где-то 18-17 процентов, то у нас в нашей сети мы стараемся держать в районе трети — 30-31 процент. В этой ситуации, возникает, вопрос – вот мы имеем такое небольшое количество залов и что мы можем предложить нашему московскому зрителю, нашему мегаполису, нашим москвичам на этих площадках? Дублировать коммерческий кинематограф, наверно, не очень правильно, для этого есть огромная сеть – сотни залов, которые это всё транслируют. Кроме того, эта спецификация – взрослые кинотеатры, детские – она почти не работает сегодня. Потому что, учитывая время сеансов, понятно, что кинотеатры «Московского кино» по утреннему времени показывают аудитории детские фильмы соответствующей направленности. Естественно, что в вечерний прайм-тайм, когда уже дети дома, то и детские кинотеатры, показывают в основном кинематограф для взрослой публики.
«Если мы говорим об эффективном управлении киноотрасли нашей, нашими залами, о максимальной их заполняемости, всё-таки напомню, это тоже должно как-то окупаться. А у нас, к сожалению, в том формате, в котором они существуют, фактически они только наполовину себя окупают. У нас есть театры (театры!), которые окупают себя в две трети. То есть на каждый казённый рубль дают два своих. А это кинопрокат, который ориентирован на зрителя и должен зарабатывать – всего-навсего на 49 процентов. Наверно это тоже не очень правильно»].
___________________________
Руководитель департамента культуры Москвы также подчеркнул, что решение о модернизации государственных городских кинотеатров было принято при «полном взаимопонимании с Сюзом кинематографистов РФ, полной поддержкой выдающихся деятелей кино». Собственно деятели кино помогут и в составлении нового репертуара для принадлежащих городу кинотеатров, составив списки своих любимых фильмов, которые в дальнейшем будут предложены московскому зрителю. Кроме того, источником обновления репертуара станет, по словам Александра Кибовского, и столичная фильмотека, насчитывающая десять тысяч лент:
«Я напомню, это уникальный фонд, он начал образовываться ещё в 1934 году, когда была создана контора по прокату фильмов. Сегодня она находится в ведении «Московского кино», и там есть интереснейшие образцы. Само собой и это будет задействовано».
О НОВОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖАЩИМИ МОСКВЕ КИНОТЕАТРАМИ
________________________
[СТЕНОГРАММА: Мы в данном случае объединяем все наши ресурсы в единую сеть. Мы такое решение организационное у себя принимаем. Все кинотеатры у нас, кроме «Эльдара», который курируется по отдельной программе, все наши кинотеатры, которые работают на зрителя, они у нас входят в единую систему «Московское кино», соответственно, которое будет управлять всеми репертуарными вопросами этих площадок, уже с учётом всей зрительской аудитории. Плюс она же будет заниматься поддержками всех кинофестивальных программ, тем более, что они (ГБУК «Московское кино» – IA_RFI) это уже активно делают. Чтоб вы понимали, у нас «Московское кино» за полтора года провёл 30 разных фестивальных программ и мероприятий – это очень большое количество. При том, что «Кинообъединение для детей и молодёжи» участвовало в этом процессе на подхвате. На самом деле всегда центром являлось «Московское кино», что мы и хотим сделать. Обращу внимание на одну только программу, многие видели, посвящённую Дню Победы, у нас была большая программа. И есть очень важное направление. Вы знаете, что у нас в парках 12 кинотеатров под открытым небом создано за последнее время. И плюс, когда проходят городские праздники, мы тоже стараемся делать кинотеатры под открытым небом. Это не входит в систему «Московское кино», но сегодня это важнейший, очень существенный сегмент городского кинопроката, который имеется на нашей площадке. И та традиция, что мы начали в этом году, когда в дни праздников или памятных дат, устраиваем бесплатные показы для москвичей, получила большой резонанс, поддержку и общественное признание […] Естественно, что взаимодействие с этими площадками, наиболее востребованными в летний период, тоже будет являться предметом деятельности «Московское кино». В том числе – участие в фестивальных программах. И главное, что многие фильмы выдающимися нашими режиссёрами, например, Феллини, снимались не для экрана телевизора, не для плазмы, они снимались для большого экрана. И создавалась структура кадра именно исходя из того, как зритель это увидит в зале. Но сегодня, понимаете, это невозможно почти нигде увидеть. Например, когда я посмотрел фильм Бондарчука «Ватерлоо» – сначала видел на телевизоре, а потом увидел в «Иллюзионе». Это переворот восприятия. Такие фильмы нельзя смотреть дома на диване. Или вот фильм «Иди и смотри». Нельзя этот фильм смотреть с пивом и чипсами. Это исповедь, понимаете. Эти вещи надо смотреть в зале и на большом экране, но такой возможности наши зрители не имеют. […] Мы решили, что будем ориентировать наши городские кинотеатры на такие именно программы, на такие фильмы, причём каждый из мэтров согласился формировать свой список «20 фильмов, которые изменили меня» или там «10 фильмов, которые повлияли на мои художественные пристрастия». То есть каждый даст свою повестку, мы её естественно, будет предлагать, сообщать московскому зрителю. И я не сомневаюсь, что мы в мегаполисе на каждый такой прокат сможем собрать зал тех людей, который придут смотреть умное, доброе, важное, системообразующее кино].
_________________________
О ЖЕЛАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ РЕФОРМЫ
______________________________
[СТЕНОГРАММА: И главное, что надо учитывать: сейчас, когда мы имеем окупаемость этой сети на уровне 50%, – это говорит о том, что и заполняемость этих залов она не велика. Это говоит о том, что даже при пониженных ценах на билеты, при такой вот политике, это говорит о том, что не оправдывает себя курс, который был раньше. […] Либо мы остаемся в старом формате, тогда это очевидное постепенное угасание и потеря наших возможностей, либо мы переходим в новый формат. И я не сомневаюсь, что зритель пойдёт. У нас хватает умного зрителя, хватает зрителя творческого, умеющего смотреть, умеющего думать. И я не сомневаюсь, что мы должны такому зрителю нашего города предоставить такую возможность и не сомневаюсь, что заполняемость залов, само собой, она в том числе скажется и на финансовых показателях деятельности «Московское кино». Напомню, что все средства, которые зарабатываются нашим кинообъединением, они остаются у него. Именно из них финансируются новые программы, новые фестивали, различные творческие проекты].
______________________________
Напомним, ранее процесс реформирования системы управления принадлежащими городу кинотеатрами сопровождался скандалами, часто перераставшими в борьбу за право управления и распределения финансовых потоков. До 2002 года все кинотеатры были отдельными предприятиями, которые стояли на балансе Москвы. В январе 2002 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал Постановление N 70–ПП «О первоочередных мерах по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства», по которому 50 столичных кинотеатров, находящихся в собственности города, должны были объединиться с созданным для управления ими ГУП «Московское кино». Структуру возглавила директор одного из городских кинотеатров (кинотеатр «Космос») Анна Пендраковская. Процесс объединения проходил непросто. Директоров кинотеатров, которые привыкли контролировать финансовые потоки и не желали сливаться с ГУП под руководством Анны Пендраковской, увольняли, а здания кинотеатров брались штурмом с помощью специально нанятых для этих целей сотрудников ЧОПов. В 2006 году по Москве прокатилась целая волна захватов кинотеатров (кинотеатры «Правда», «Слава», «Художественный»). После объединения волнения вокруг переданных в ГУП кинотеатров не угасли. В 2007 году, по сообщениям СМИ, директор «Московского кино» Анна Пендраковская подверглась нападению и оказалась в реанимации с тяжёлыми ножевыми ранениями.
На пресс-конференции дочь Анны Пендраковской, нынешний директор ГБУК «Московское кино», Василиса Орестова заверила, что сейчас речь идёт не о «поглощении», а об объединении сетей:
___________________
[СТЕНОГРАММА: Действительно для нас важный день сегодня, потому что мы объединяем две сети. Я хотела бы подчеркнуть, что это имеено объединение, это не поглощение, не присоединение. Это создание единой структуры, которая получает название хорошо всем известной структуры «Московское кино», потому что это правильно, оно действительно «Московское кино». И мы будем продолжать и развивать политику показа хороших фильмов… тот проект, я не буду повторять, то, что сказал Александр Владимирович (Кибовский – IA_RFI), потому что он сказал настолько хорошо. Очень приятно, что министр культуры Москвы знает и любит кино и так профессионально может о нём судить.]
____________________
На пресс-конференции не присутствовал представитель ГБУК «Кинообъединение для детей и молодёжи». ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO связалось с Александром Никитиным, который в 2014 году был назначен на должность генерального директора кинообъединения. Александр Никитин сообщил, что с июля этого года он не является руководителем учреждения: «Мой контракт закончился месяц назад, и Александр Кибовский решил его со мной не продлевать». По словам Александра Никитина, новым руководителем ГБУК «Кинообъединение для детей и молодёжи» стал Василий Бодин.